"Что не так с этим миром?"

0
379
Время на чтение 4 минуты
"Милостивые государи, я. Искренне Ваш, Г. К. Честертон"

Если в Интернете поставить вопрос "Что не так с этим миром?", то наверняка можно получить мегабайты и гигабайты ответов - с этим миром, коротко говоря, все не так. Все не так со всеми - с моими домашними, с моим начальством и сослуживцами, с продавцами и покупателями, с соотечественниками и иностранцами, с минздравом и минкультом, со священниками, Епископами и Патриархом, с Русской Православной Церковью в целом; с Папой Римским, впрочем, при ближайшем рассмотрении все тоже не так.

Похоже, что преобладающее в Интернете настроение - это острое недовольство, переходящее в негодование, мирозданием вообще и Отечеством в особенности. Люди возмущаются негодным состоянием государства в целом и права в особенности, науки, искусства, СМИ и особенно телевидения, и, наконец, Церкви. Церковь не делает того, что должна делать, не разоблачает злодеев, не помогает хорошим людям, не решает общественных проблем, не наводит правду Божию. И хотя люди очень сильно расходятся во мнениях, кто тут злодей, которого надо разоблачить, а кто хороший человек, и в чем должна конкретно выражаться правда Божия, все согласны в том, что Церковь их не устраивает, потому что не делает того, что должна.

Бедным нам приходится жить в окружении всяких дураков и моральных уродов, и сносить не то что несовершенство, а прямо-таки полную негодность этого мира. Бедные мы, несчастные мы, как говаривал старина Горлум.

Можно ли что-то с этим сделать? Похоже, что нет. Во-первых, объем отечественного (а там и мирового) злодейства, подлости и идиотизма таков, что ни один, даже самый отважный блоггер не может с ним справиться. Но это количественная проблема. Есть еще и качественная. Все эти беды связаны с тем, над чем ни у кого из нас в принципе не может быть контроля, - со свободным произволением других людей. Если моя проблема в других людях, которые пренебрегают своим долгом, не делают того, чего я от них справедливо ожидаю, а делают всякие глупости и гадости, которые я бы на их месте уж точно не стал бы творить, то эта проблема неразрешима. Я ничего не могу сделать ни с поступками, ни со словами, ни с убеждениями других людей. У меня нет власти над чужой свободой. И не может быть. Поэтому все, что тут можно делать - это исходить желчью, сарказмом и горькой иронией. Что ж тут поделаешь с ними со всеми! С этим миром ничего сделать нельзя. 

Или все таким можно? Я ничего не помню из курса физики - но вроде бы, речь там шла о том, что для решения задачи очень важно правильно выбрать систему координат. Неправильно выбранная система отсчета может сделать задачу нерешаемой. И вот Церковь предлагает нам, для начала, сменить систему координат. Английский писатель Гилберт Кийт Честертон как-то получил от газеты "Лондон Таймс" этот самый вопрос - "Что не так с этим миром?". Предполагалось, что он напишет обширное письмо. Но его письмо оказалось очень коротким: "Милостивые государи, я.  Искренне Ваш, Г. К. Честертон". Этот ответ не является ни морализаторством, ни смиренничаньем - он математически точен. Мировые проблемы нерешаемы из-за меня; это я тот камень, на который нашла коса, это я та палка в колесе. Думаете, признание этого факта (потому что это - факт) погрузит нас в уныние и пассивность? О нет, как раз напротив. Дело в том, что, хотя у меня нет власти над решениями других людей, у меня есть власть над моими решениями. Я не могу исправить "нас" - ни как народ, ни как Церковь, ни как человечество.  Все, что мне доступно для непосредственного исправления - это лично я. Это та часть мироздания, которая находится под моим контролем. Тут я могу - хотя это и нелегко - что-то изменить.

Означает ли это пассивность по отношении к внешнему миру? Как раз наоборот. Это - единственный путь в нем что-то изменить. Известные слова Господа про сучек и бревно часто понимают как "занимайся своими проблемами". Это не совсем так. Вот что сказано в Евангелии - "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего. (Матф.7:3-5)" Господь не говорит, что сучком в глазе брата надо просто пренебречь - Он говорит о том, что только вынув бревно, мы увидим, как решить эту проблему. Недоразумение тут связано с тем, что призыв "на себя оборотиться" в мирском словоупотреблении есть способ заткнуть собеседника - "сиди тихо!". В евангельском контексте это означает нечто совсем другое - "приведи свою жизнь в порядок, чтобы Бог мог действовать через тебя".  Как говорит Апостол, "Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. (2Тим.2:21)". 

В самом деле, единственный источник исцеления для язв этого мира - Бог. И если человек несет в этом мир исцеление, это значит, что он дает Богу действовать через него. А это очень активная позиция - "что повелишь мне делать, Господи". Это готовность принять свое место в  замысле Божием, понять, что тебе поручено и за что ты несешь ответственность. Определиться с кругом своих обязанностей, и, моля о помощи Божией, стараться исполнить их как можно лучше.  Как говорит Писание, "Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием. (Рим.12:4-8)" Бог наделяет нас различными дарованиями (помните притчу о талантах?) и мы должны служить этими талантами Церкви и обществу в целом. Может ли это служение включать в себя обличение неправды в Церкви или в обществе? Да, конечно, может. Мы затем и удаляем бревно, чтобы разобраться с сучками. Но бревно надо все-таки удалить.

Главная проблема с этим миром - в том, что я не исполняю своих обязанностей. К счастью, эта проблема решаема - полностью она будет решена только на небесах, но уже здесь, на земле, можно добиться заметного прогресса.

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6340
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14