- Батюшка, семь лет я у вас в духовных чадах, а толку чуть...
- Ты вообще безтолковый. А толк когда будет? Когда мы будем иметь
собранность, а собранность появится, когда мы полностью отдадимся
жизни, когда мы будем чувствовать даже своё дыхание. Ведь мы Церковь -
Святая Соборная и Апостольская, и призваны мы все в единении и любви
согласно славить Святаго Духа. Вот и мои духовные дети: когда пребывают
в любви, тогда пребывают с духовным отцом, чтобы, как сказал
преподобный, «с плачущим плакать, но всех унывающих нежно ободрить и
дух подкрепить. Всех же, Господень завет забывающих, учит он ближних
как братьев любить...» На этом и основывается жизнь христианина - и
духовника, и духовных его детей: на любви и на нежности. Мы забыли
слово «нежность». Я помню ласку матери: мы, дети, что-нибудь натворим, а
она заставит нас почувствовать вину, но как? Погладит по головке
нежно-нежно!.. И чувствуешь прикосновение её, и силы в тебя вливаются, и
понимаешь, что ты под великой защитой материнской. Так и в отношениях с
духовными чадами: мы под защитой Церкви, мы чувствуем материнскую
заботу и нежность Церкви Христовой.
- Говорил я в Пюхтице с престарелой монахиней, и она мне
сказала: «Двух «спасибо» подряд не бывает: или здесь получай награду,
или на небесах...»
- А Господь говорит что? Никогда не ищите награды. Помнишь: «Когда
изженут и рекут всяк зол глагол...» Апостолы не ждали «спасибо» от людей,
и Господь давал им силы, крепость, знание языков. Мы в этом году были
на острове Патмос, где Иоанн Богослов писал Откровение. Это сейчас там
гостиницы, и пароходы к пристани причаливают, и огромные паромы ходят. А
во времена Иоанна Богослова ссылали туда. Пещерка там крохотная,
каменная... И запечатлено, где апостол клал руку, когда ложился на голый
камень... Вот что он получил от людей: пещерку на пустынном острове и
голый камень под голову. Вот его награда, вот какое ему было «спасибо».
Нет, если заслужим мы, то Господь сам нас отблагодарит.
- Это матушка Елевферия научила меня - ей 84 года... И ещё
сказала она мне такую притчу про справедливость: у двух людей есть
десять яблок. По-человечески надо бы поделить их пополам, а по-Божьи -
возьми одно яблочко, а остальное отдай: мол, не хочу больше.
- Это по-монашески так выходит, а мы-то в миру живём... Принесли тебе
яблочко - значит, съешь его... Сейчас ведь не побежишь по квартирам
стучаться: «Вот тебе яблочко, вот тебе ещё подарочки!..» Это раньше
такое было возможно, когда в простоте люди жили, - а теперь? Ты
придёшь, а тебе и не откроют люди дверь-то, побоятся: сколько
хулиганства, сколько грабежей... Видишь, жизнь какая стала: кругом
убийство, кругом воровство...
- Батюшка, я, наверное, жадный: деньги есть, милостыню подаю,
но мало - мог бы и больше дать. И в лица заглядываю: смотрю, не
пьяница ли, нет ли пороков каких... Достоин ли нищий моей милостыни? Как
бороться мне с такой моей разборчивостью?
- А ты вспомни: к Иоанну Милостивому приходили даже хорошо одетые
люди, и он всё же наделял их. Он говорил: «Бедно одетые попросят, а
хорошо одетые - никогда, даже если они нуждаются больше, чем любой
оборванец. И одеться по-нищенски они не смогут: не привыкли». Они же
интеллигенты, они привыкли к скромной, но приличной одежде. Помню, как
мы, студенты, нагладим, бывало, свою старенькую одежду - и ничего:
смотрится, как будто новая. И идут наши семинаристы: всё наглажено, всё
чистенько, а в кармане ни гроша. Я сам в шинели ходил несколько лет,
пока сестра не купила мне пальтишко. А потом я уже священником
несколько лет это пальтишко носил. Вот так: на лица не надо глядеть.
Нужно кому помочь - помоги и сейчас же забудь об этом.
- Даже если обманывают?
- А Господь ещё больше такую милостыню тебе зачтёт... Помнишь такую
историю: некто недостойный просит милостыню ради Христа, а у ног его -
образок Господний. «Как же ты просишь ради Христа?» - спрашивает его
прохожий. И только он так сказал, как видит: Христос с образа
протягивает к нему руку за милостыней. Поэтому, раз просит ради Христа,
значит, обязательно надо подать и не скупиться даже: это сам Господь у
тебя просит. И помни: дающая рука не оскудеет, как сказано в Священном
Писании. Каждому сторицей воздаст по делам его.
- Отец Иоанн, а чему учили вас духоносные отцы, с которыми Бог вас свёл? Что говорил вам старец Николай?
- Я сегодня опять перечитывал житие старца Николая Залитского... Кто-то
обижается, что не все факты там верно описаны. Но для святых это не
важно - верно или не верно; главное - что был такой старец... Я-то больше
всех знал батюшку Николая и видел, что его жизнь была в Боге и с
Богом. А больше ничего не надо знать. Скольких людей он принимал:
тысячи! - и все они были радостны после этих встреч, все были довольны
батюшкой. А когда Господь его прославит? Не наше дело. Время торопить
нельзя. Запомните: время торопить нельзя! Преподобный Серафим Саровский
умер в 1833 году, а в 1903-м только прошла канонизация. И сколько мути
эта канонизация всколыхнула... Так что и о батюшке Николае не надо
слишком сильно переживать. Когда надо будет, Господь всех прославит... Я
знал отца Николая Гурьянова при жизни. Мне было 35 лет, когда я о нём
услышал... Если не мы, то наши дети или внуки будут присутствовать на
празднике прославления батюшки Николая.
-
Но всё же расскажите что-нибудь о батюшке!.. Может быть, вспомните
какую-нибудь фразочку, которую отец Николай вам говорил?..
- Вот послушай. Старец очень любил духовную песню «Иерусалим,
святейший град». Я тоже очень её любил - ещё до семинарии она мне в
душу запала. Как-то еду я со своими родными к батюшке и по дороге всё
пою это песнопение... Подходим к батюшкиной келье, он встречает нас,
выходит на порог и поёт: «Город чудный, вожделенный, Иерусалим,
святейший град...» И Ольга, дочь моя, заплакала: «Батюшка даже знает, что
мы в дороге пели...» Я думаю, что всё, что батюшка мог, он отдал, всех,
как солнышко, согрел, и делал он только то, что полезно каждой душе
человеческой. Простота. Простота необыкновенная. Я ездил к нему ещё в
ту пору, когда он жил в пустыньке со своей матерью. Там никого не было
вокруг; он постоянно беседовал с Богом, и только родительница его
незабвенная была рядом. Туда я из Паневежиса или из других мест
приезжал к батюшке, когда служба бывала. Когда он один служит, я
немножко подпою, да иногда, может, и ошибусь в чём-то, подпевая... А
батюшка никогда не обидится. Он только скажет, может быть: «Ничего,
Иванушка, научишься, научишься потом!..» Такой добрый, кроткий!.. А
мама его, Екатерина Стефановна, - это святая была женщина, вечный покой
ей! Она любила меня: «Ванюшка наш приехал!» - бывало, скажет.
Действительно, отец Николай был отраслью от благочестивого корня. Ну,
недельку я и побуду у них, наслажусь беседой с батюшкой, помолимся
вместе. Чудная фисгармония там стояла - батюшка фисгармонию очень
любил. Мы с ним всегда канты пели; я привозил батюшке стихотворения
духовные, те, что находил в Академии. Как хорошо: пока молодой,
поездишь, а потом всё-всё это вспомнится... Я и в Почаев ездил, когда старец Кукша
был жив. Тоже великий молитвенник был. Вот как Господь делает: когда
нужно, тогда и прославит. Время торопить нельзя - эти слова запомни
хорошенько.
- Батюшка, вам 77 лет, а вы служите, как юноша, и людей
окормляете, и на письма отвечаете, и звонков домой до сотни. Где силы
берёте?
- А Господь даёт. Пошлёт Господь сил - и мы работаем, говорим и
радуемся жизни, а пошлёт Господь смертный час - и ляжем, сложив руки, и
всё; и надо что-нибудь доделать, да не доделаешь уже. Помнишь, как в
житии Петра и Февронии Муромских? Пришёл к Петру смертный час, а
Феврония его просит: «Подожди меня немножко: вместе уйдем. Мне ещё
несколько стежков осталось сделать, чтобы дошить пелену на Святые
Дары!..» - «Не могу я больше ждать: смерть моя пришла». Ну, что ж!..
Иголку взяла Феврония, заметила место, где закончила шитьё, и вместе с
Петром отошла ко Господу. Святые жили одним духом: «Святым Духом всяка
душа живится». Об этом мы и говорим: когда есть в душе нежность,
любовь, тогда-то духоносное делание и идёт. А когда нет у нас этого, то
мы как обугленные головни: только мараем друг друга, и всё. Ничего
хорошего от нас и не жди.
- Последние годы, батюшка, вы много паломничаете, везде
побывали: у Гроба Господня, и на Афоне, и в русских монастырях. Вынесли
ли вы что-то новое из этих паломничеств? И вообще: кому и сколько
можно паломничать? Некоторые и все дела забрасывают ради желания
поехать по святым местам.
- А я скажу совсем по-другому. Вот батюшка отец Серафим, когда велел
вырыть Канавку вокруг Дивеевского монастыря, говорил: кто не сможет в
Иерусалим съездить, не сможет на Афон, тот пусть обойдёт эту Канавку и
прочитает 150 раз «Богородице Дево, радуйся!..» - тут тебе и Иерусалим,
и Афон, и Киев. Почему мне охота была в этом году в Грецию опять
съездить? Я вынес оттуда необыкновенную любовь от старицы-игуменьи
Никодимы. Насколько благодатно всё у них в обители! Я в русских
монастырях не встречал такой любви и такой нежности, с какой приняла
нас матушка в своём монастыре. Это не описать даже. А какой там старец
Эмилиан! Господи, монастырь - это действительно окно в небо. Вот так и
наши игуменьи должны жить. А то часто приедешь: игуменья даже не хочет
встретить паломников, поговорить с ними, покормить. Это не только у
нас, в России, в Греции тоже бывает: предложат водичку и лукум - и всё...
- А ведь монастырю-то без паломников тяжело будет жить! И
священники тоже порой забывают, что без прихожан им кормиться будет
нечем.
- Это правильно ты говоришь. Вот и отец Эан из Греции тоже призывает,
чтобы монастыри были кладовой для верующих. «Всё наше - ваше! - так
говорит он паломникам. - Всё ваше богатство здесь, в монастырях. Это не
наше, а Божье». Так сёстры и поступают там. Их 130 сестёр, и все они
настоящие девы Христовы. А как они пели! И на греческом, и на
славянском языке... Радость несказанная послушать их, словно Ангелы
слетели с неба!..
- Всё же какой совет вы могли бы дать паломникам?
- Совет такой: чтобы брали из паломничества всё самое хорошее,
светлое. А все теневые стороны - вот как я говорил о пустом супе, -
принимайте и это. Помните: кто и чашу воды подаст, тот не потеряет
своей награды. Во время восхождения на гору Синай и потом, в
Иерусалиме, - как мы были рады, когда кто-то нам поднесёт глотнуть
водички!..
- Батюшка, я вам расскажу один случай, а вы рассудите,
правильно думаю или нет. Мы ехали на днях в Пюхтицу, проехали границу, а
там между границами стоит безпошлинный магазин. Нас было 16 человек
паломников - рейсовый автобус. Автобус сделал остановку возле этого
магазина, и все тотчас побежали покупать ликёр «Старый Таллин»
подешевле. Ну, я удержался, простите за нескромность. Но разве это
по-паломнически: так стремиться к земным вещам?..
- Ну, пусть их... Раз им охота немножко водочки, что ж тут поделать?..
Простуда случится или что - пускай вольют в себя ложечку... Господь с
ними.
- Но, мне кажется, нужно духовно собраться перед монастырём, помолиться...
- Ничего страшного в их поступке нет... Осуждать только не надо никого.
А что касается тебя, то хорошо, что воздержался. Воздержание - это
первая ступень к смирению.
- Кое-кто мне говорит: «Тебе хорошо, у тебя духовник о.Иоанн
Миронов». А я отвечаю: «Духовным чадом настоящим тоже не сразу
становятся. Многие даже отказываются от такой чести». Духовным чадом
тоже быть непросто. Духовным отцом - тяжело, но и духовным чадом тоже -
ведь слушаться надо всё время!.. Каким вы видите истинное духовное
чадо?
- Истинное духовное чадо - это тот, кто вопрошает и выполняет. Кто
вопрошает духовника и поступает так, как говорит духовник. А нет
послушания - нет и духовного чада.
- Трудно, батюшка, самому решения принимать, да приходится:
не всегда у духовника можно спросить. Как быть: самому решать или ждать
возможности спросить благословения?
- А надо молиться. Надо всегда просить Господа открыть нам Его волю.
Потому мы и просим всегда: «Господи, научи меня творити волю Твою!»
Наша человеческая воля погрязла в грехах и пороках, а воля Божия всегда
свята и непорочна. Как быть, если нет рядом духовника? Одна прихожанка
сказала: «Я вопросила вас в душе и почувствовала, что вы мне ответили!
И я сразу же выполнила то, что вы мне сказали, и мне было так легко,
хорошо, и как будто я побеседовала с вами».
- Со мной такое тоже бывает, - редко, но бывает...
- Вот так и надо. Ведь иной раз думаешь: «Что-то этой рабы Божией
долго нету!» Только подумал - глядишь, она уже перед глазами у тебя.
«Где ты пропадала столько времени?» - «Да там-то и там-то!» - «Ну, вот и
хорошо, что пришла, а я только что о тебе подумал». Конечно, к батюшке
за каждым вопросом не побежишь, а скажешь: «Господи, благослови!» - и
Господь благословит.
- Вот как раз о благословении хочу вас спросить. Многие
воспринимают благословение как пропуск. Приносят в редакцию плохие
стихи и говорят: «Меня батюшка благословил». Так батюшка, наверное,
благословил учиться писать хорошие стихи, а не печатать плохие... Вы же
мне никогда не приказывали что-то опубликовать, а только советовали.
- Правильно, правильно говоришь... Как один писатель сказал, «стихи писать - не блины печь». Большой талант нужен.
- Отец Иоанн, почил о Бозе ваш духовный отец старец Николай. А
к кому старчество перешло? Людям так нужны старцы-утешители и
молитвенники...
- Много великих молитвенников... И в Краснодарском крае, я слышал, живёт отец Георгий, старец Иов - в Одессе, Илий
- в Оптиной пустыни. Есть у нас хорошие духовники. А в своё время
Господь и новых пошлёт. Сказано: «По вере вашей да будет вам!»
- Дорогой батюшка, мы все вас очень любим, хотя и
непослушествуем. Многая и благая вам лета в ваше 77-летие! Желаем вам
дожить до ста лет и поболе!
- Как Господь даст: всё в руках Божиих. Не торопите время! Время
придёт каждому человеку. И хотелось бы, может, ещё минуточку с вами
побыть, но Господь скажет: «Хватит тебе жить на этой грешной земле!»
- Низкий поклон вам, батюшка, за ваше подвижничество. Вы
столько делаете для нас! Я-то вас хорошо знаю, другие - поменьше... И все
бегут с маленькими своими заботками, - но у каждого человечка своя
заботка. Для него-то это не заботка, а заботища...
- Храни всех Господь и Матерь Божия.