Энциклопедия церковной жизни нашего времени

0
136
Время на чтение 5 минут

Крестный ход на Успение Божией Матери с чудотворной иконой. Фото: Анатолий Горяинов
Крестный ход на Успение Божией Матери с чудотворной иконой. Фото: Анатолий Горяинов
Книга архимандрита Тихона разошлась мгновенно. И не только потому, что написана она прекрасным русским языком, порою с добрым юмором, и всегда с теплым чувством и любовью к своим героям. Каков жанр этой книги? Может быть, это современный патерик, или сборник жизнеописаний подвижников благочестия нашего времени, или просто собрание личных воспоминаний? Пожалуй, точнее всего эту книгу можно назвать энциклопедией церковной жизни нашего времени, причем не официальной, а внутренней и духовной. О ком только из наших современников не упоминается здесь! Многие герои книги здравствуют и поныне. С большинством же из тех, кто уже ушел в мир иной, автор был связан узами личной дружбы и духовной близости, поэтому и встают они перед нами на страницах этой своеобразной энциклопедии как живые.

Но прежде всего перед читателем предстает наша недавняя история - 90-е годы - незабываемое время для Церкви, когда она, вырвавшаяся из оков советского плена, стала восстанавливать и возрождать свои святыни, возвращать свои храмы, возвращаться на намоленные места. Автору книги удалось с удивительной точностью передать тот неповторимый дух времени, когда не только восстанавливались из руин храмы Божии, но возрождались и воскресали храмы души православного народа. И тут является еще одна - важнейшая - черта замечательной книги отца Тихона. И храмы Божии, и храмы наших душ воскресали не на пустом месте. Ибо в годы гонений, когда, казалось бы, невозможно было и вздохнуть свободно Церкви Христовой, хранилось и зрело на Святой Руси «семя свято». Невозможно читать без душевного трепета очерки о подвижниках Псково-Печерского монастыря, единственного в России монастыря, помимо Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который, как твердыня, как мощная крепость, хранил свет православного духа и русского благочестия. «Вредный отец Нафанаил», легендарный архимандрит Алипий, грозный и смиренный наместник архимандрит Гавриил...

«Я, Воронов Иван Михайлович, гражданин Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, и мои товарищи, которые живут за этой стеною, ветераны и инвалиды Отечественной войны, многие потерявшие руки и ноги, получившие тяжелые ранения и контузии, поливали эту землю своей кровью, очищали этот воздух от фашисткой нечисти; а также мои товарищи, живущие здесь, труженики заводов, фабрик и полей, старые инвалиды и пенсионеры, старые отцы, потерявшие своих сыновей в боях за освобождение этой земли и этой воды, и все мы, проливавшие свою кровь и отдававшие свои жизни, не имеем права пользоваться своей землей, водой, воздухом и солнцем, - всем тем, что вырвали у фашистов для себя, для своего народа?» Так говорит обкомовским работникам, в очередной раз хотящим отнять у монастыря его землю и воду, наместник архимандрит Алипий, тринадцать лет державший оборону Псково-Печерского монастыря против могущественной силы атеистического государства и одержавший победу!

Воины, не щадившие живота за други своя в войне с фашистскими захватчиками, становятся воинами Христовыми. Вот она - нить традиции и живого примера, вот оно - наше православное предание, - не умозрительное, не теоретическое, а живое и твердое, входящее в самую душу и в самое сердце. И наследники легендарного архимандрита, уже много лет спустя, смиренно и благодушно претерпев от распоясавшихся хулиганов оскорбления себе лично, вступают в самую что ни на есть реальную схватку с этими хулиганами, когда те дерзают на кощунство и богохульство.

Живая традиция русского православного духа встает перед нами и в светлом образе старца Иоанна (Крестьянкина), и в смиренном облике Дивеевской матушки Фроси, в ее простом и незамысловатом, но потрясающем душу повествовании о том, чтó пришлось перенести дивеевским монахиням в пору советских гонений, и во многих и многих других, известных и неизвестных «несвятых святых».

И еще одна линия ясно видится в этой энциклопедии внутренней церковной жизни России XX-го века. Это - удивительные пути Промысла Божия, чудесным образом укрепляющего нашу, порой столь слабую веру. В рассказе об Августине, ложном пустыннике Кавказских гор, интересно не только увлекательное повествование. Этот невыдуманный и почти детективный сюжет на самом деле весь пронизан Божиим Промышлением о человеке, попечением о его исправлении. Ведь Господь сделал всё, чтобы спасти для вечной жизни этого милого авантюриста Августина, сотворил, казалось бы, невероятное стечение обстоятельств, чтобы дать ему возможность покаяться и окончательно встать на путь исправления. Но собственная человеческая злая воля явилась причиной печального завершения его земного пути. Осталась лишь надежда на Божие милосердие к его посмертной судьбе. Этот рассказ, столь увлекательный по сюжету, стоит в одном ряду с другими, казалось бы, совсем на него не похожими, - рассказами о том, как освящали богатый дом и как почти в зримом образе вдруг появился там враг рода человеческого, чтобы вразумить хозяина и его домочадцев, слишком свободно и смело заигрывавших с темными силами. Это и совсем короткая автобиографическая зарисовка о том, как автор и его друг, сельский батюшка, застрявшие на машине в глухом лесу в морозную ночь, молятся о чуде, - чтобы «ими же весть судьбами» Господь спас их от неминуемой гибели. И вот уже тарахтит чей-то мотор на безлюдной дороге, как раз в том месте и в ту пору, когда этого просто не может быть. Это и «случайная» встреча епископа Василия (Родзянко) со своим только что погибшим в автокатастрофе духовным чадом, о котором он и не ведал никогда, но который всё эти годы считал именно его своим духовным отцом!

Везде в книге архимандрита Тихона присутствует этот всевидящий Промысл Божий, это всеблагое Его Смотрение и Его попечение о нас, так часто надеющихся на самих себя, но однажды осознающих, что упование наше - только на Него. Так и в годы Великой Отечественной войны, как вспоминал архимандрит Алипий, казалось бы, советский, но на самом деле - русский солдат, - падает на колени среди смертельного боя, и, как ребенок, молит только Его, благого Бога, о помощи и заступлении.

В наше время нередко можно услышать, что православный человек, а в особенности, священник, должен быть и богословски образованным, и миссионерски «подкованным», чтобы ответить, как сейчас принято говорить, «на вызовы современности», и как можно больше людей привести в храм Божий. В книге отца Тихона дается наглядный и ясный на это ответ. Так уж повелось у нас на Руси и так уж устроен русский человек, что не нужно ему от батюшки ни образованности, ни его словесного «миссионерства». Ему нужно только одного - святости. Святости личной жизни, той святости, которую нельзя приобрести ни в одной духовной академии, ни в одном светском университете, ни на каких миссионерских курсах. Эту святость обретают в личном бою с силами греха и тьмы, эта святость дается кровью, пролитой в жестокой битве с духовным противником. И битва эта - не на виду. Но вышедший из этой битвы победителем - сияет дивным светом, видным всем, - и советским чиновникам, и пьяным лейтенантам, и нам - которым так не хватает этих живых примеров. Примеров живой традиции, переданной нам из прошлого нашими духовными светильниками, завещанной нам и обязывающей нас, таких слабых и немощных, и таких отчаянно несвятых, бережно и благоговейно ее принять и во что бы то ни стало передать тем, кто будет жить после нас. Ведь те, кто передал нам этот свет, тоже были «несвятые» святые. Но именно на них зиждится наше земное Отечество, прообраз Отечества Небесного, имя которому - Святая Русь.

Владимир Воропаев
доктор филологических наук, профессор МГУ

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/49744.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Алексеевич Воропаев
Славянское «Добротолюбие» и русские писатели
Н.В. Гоголь, князь В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов
14.11.2024
Крестины Гоголя
К 215-летию со дня рождения
29.08.2024
Верил ли Гоголь в Бога?
В.В.Набоков о русском писателе-классике
21.08.2024
Слово на Преображение Господне
6 Августа 1851 года
18.08.2024
Еще раз о том, где и когда родился Гоголь
К 215-летию русского писателя
05.04.2024
Все статьи Владимир Алексеевич Воропаев
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14