Должен ли я вообще заморачиваться вопросом об Истине? Может достаточно просто быть порядочным человеком? Такой вопрос ставят часто. Как недавно сказал в своем интервью довольно известный радиоведущий, "Мне для того, чтобы не убивать и не воровать, достаточно абсолютно светской этики и правил общежития, которые я получил от папы с мамой. Если человеку нужен авторитет Христа или Магомета для того, чтобы не убивать и не воровать, не сотворять кумира, не лжесвидетельствовать, не обижать маленьких, заботиться о старших, - ну хорошо".
Попробуем рассмотреть сам вопрос по существу - в самом деле, "не достаточно ли быть просто приличным человеком?" Но ответ на него не возможен без ответа на другой - "достаточно для чего?" Если моя цель - более менее бесконфликтно существовать в социуме, и как-то воздержаться от совершения преступлений, за которые меня посадят в тюрьму - то этой цели, конечно, можно достигнуть без поисков истины о мироздании. Множество вполне неплохих, мирных и законопослушных людей живут именно так.
Они как раз и формируют отношение к вере, как средству «улучшить» себя с точки зрения общества. Ну да - говорят такие люди о том, кто уверовал - он-то был наркоман, алкоголик, уголовник, если вера помогает ему вести более приличную жизнь, то и хорошо. Но мне-то это зачем? Я-то и так приличный человек!
Но ставлю ли я себе цель просто "быть хорошим"? Могу ли я в этом случае обойтись без Бога? Это зависит от того, насколько серьезно я хочу быть хорошим. "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Матф.5:6)" - говорится в Евангелии. Речь идет о людях, которые испытывают голод и жажду по правде - они не просто желают ее, но жаждут как чего-то, без чего они умрут, как без воды и пищи. "О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! (Пс.118:5)" - с глубокой печалью вздыхает псалмопевец.
Может ли неверующий человек искать правды? Да. Люди могут выработать себе
определенный кодекс порядочности, или чести, или чего-то еще, и серьезно
стараться придерживаться его. Но перед ними неизбежно возникнет вопрос - чей
это кодекс? Для псалмопевца этот вопрос не стоит: источник Закона - Бог, к
которому он взывает. Для неверующего человека вопрос повисает в воздухе. Если
он сам себе устанавливает этот кодекс, то что делает его хорошим? И в чьих
глазах он хорош? Кодекс чести был и у большевиков, и у СС, да и у каждой
уважающей себя мафиозной группировки. Почему их кодексы плохи, и следовать им -
преступление, а мой кодекс - хорош? Можно слепо верить, что правила нашей
группы - настоящие, а других - гнусная ложь и зло, но как ответить на вопрос "а
почему, собственно?" Стоит ли тратить время на выяснение того, что правда
подлинная, если сам вопрос лишен смысла - подлинная по каким критериям? Перед
чьим судом? Если есть только частные "правды" разных групп людей - правда
коммунистов, правда либералов, правда националистов, правда мафиози, но нет
Правды, перед судом которой мы могли бы их оценивать, то нам просто нечего
алкать и жаждать.
Если подлинной, реальной высшей Правды, Правды-над-всеми нет, то желание быть
хорошим (а не просто социально адаптированным) - просто иллюзия, мираж. Хотеть
быть на стороне добра можно только в том случае, если подлинное, объективное,
независимое от чьих-либо частных мнений добро существует.
Иногда люди признают реальность такой Правды, но видят ее как-то безлично - как принцип или набор принципов. Это ошибка; во-первых, принципы не существуют сами по себе - они кем-то устанавливаются. За нравственным законом всегда стоит законодатель. Моральные предпочтения могут быть только у личности. Во-вторых, Правда не просто существует, как некая посторонняя реальность - она обязывает. Мы должны поступать по правде. Мы несем за это ответственность. А нести ее можно только перед Кем-то.
Итак, если я хочу быть хорошим - и хочу этого всерьез - мне остается признать,
что существует личностный источник Добра и Правды, перед которым я несу
ответственность за свою жизнь - то есть Бог. И если я хочу поступать по правде
- то мне следует понять, чего Он от меня хочет.
А это значит, что я - если я хочу быть хорошим - должен искать Истину о Боге,
найти ее и жить согласно ей.