Кровавый день календаря

0
122
Время на чтение 7 минут

В эти дни мы вспоминаем дату, которая десятилетиями была окружена почти религиозным ореолом, событие, которое, как это торжественно провозглашалось, определило все будущее человечества на века и тысячелетия - день Октябрьского переворота. С веками вышла явная неувязка; но на десятилетия жизнь и нашей страны, и Европы в целом этот день определил. И сегодня мы продолжаем пожинать его плоды; поэтому нам стоит поразмыслить и об этих плодах, и о том, что привело к перевороту в октябре 17-того, и о том, какие уроки нам следует извлечь.

Во-первых, бедствия, которые приносит революция, намного хуже бедствий, которые ее вызвали. В 1917 году страна переживала тяжёлую, изнурительную войну - но эта война уже близилась к завершению, Германия и ее союзники проигрывали, еще немного - и Россия была бы в числе стран-победительниц. Да, в стране существовали серьезные проблемы, у людей были причины для недовольства - но эти проблемы были, в принципе, решаемы. Революция обернулась поражением в войне - брестский мир был, фактически, капитуляцией - и началом опустошительной гражданской смуты. Революция привела к гибели множества людей и несравненно ухудшила положение выживших. Как писал в 1918 году святой Патриарх Тихон, "Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже перед вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве "заложников", этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами, не только им не единомысленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждению. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной "контрреволюционности". Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения-напутствия Св. Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

Не есть ли все это верх бесцельной жестокости со стороны тех, которые выдают себя благодетелями человечества и будто бы сами когда-то много претерпели от жестоких властей?"

Когда "утихомирились бури революционных лон", и власть большевиков прочно утвердилась, революция обернулась тиранией, беспощадно умерщвлявшей как своих противников (реальных или предполагаемых) так и верных сторонников, недавно с энтузиазмом приветствовавших предыдущую волну арестов и казней.

Русская интеллигенция, так много сделавшая для наступления этих событий, с ужасом обнаружила, что сама сделалась жертвой демонов, которых безрассудно вызвала. "Ваня раскаялся, но было поздно - его уже съел волк". О, если бы эти люди могли вернуться из 1918 года - или, если они дожили до него, из 1938-го, в 1911! Все их поведение было бы совершенно иным. Но, увы, в 1918 (и в последующие годы) такой возможности уже не было. Такая возможность - влиять на будущее, которое еще не наступило - есть у нас.

И тут нельзя не обратить внимания на явные параллели между настроениями определенных общественных кругов сто лет назад, в начале десятых годов ХХ века, и сейчас. И тогда в этих кругах считалось не просто хорошим тоном, но чем-то обязательным, необходимым признаком приличного человека презирать свое государство и Церковь - отчасти потому, что Церковь считалась опорой этого государства, отчасти - из-за принципиальной враждебности к вере в Бога как таковой. И тогда было принято негодовать на реальные или предполагаемые огрехи власти, на ее неспособность и коррупцию, на нехватку свободы и демократии, на отсталость России от "передовых европейских стран". И тогда "приличные" и "думающие" люди не могли - да и не хотели - придумать ничего приличного, что отвратило бы грядущую катастрофу.

Многое видится только на расстоянии - невыносимая "тирания Романовых" выглядела уже совсем по-другому после того, как граждане понюхали Ленина и Троцкого, а кто дожил - и Сталина. "Жестокость царской охранки", вызывавшая такое негодование в 1911 году, могла вызвать только грустную улыбку в сравнении с ЧК. Люди, язвительно шутившие по поводу "столыпинского галстука" и "столыпинского вагона", вскоре столкнулись с Дзержинским и Ежовым. Все познается в сравнении, и, как говорит пословица. "что имеем - не храним, потерявши - плачем". Задолго до катастрофы Александр Сергеевич Пушкин писал в "Мыслях на дороге": "Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов без насильственных потрясений политических, страшных для человечества". Но он не был услышан; в итоге мы получили то, что получили - страшные потрясения.

"Улучшение нравов без насильственных потрясений" требует упорной работы ума и сердца, и проходит без таких адреналиновых выбросов, как революционные бури. Это упорный, часто незаметный и не слишком увлекательный труд. Людям часто хочется порубить все гордиевы узлы, призвать явление дивного нового мира - и революция, надо признать, это мощный наркотик. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые". Впрочем, революционер не столько блажен, сколько пьян и одурманен. Одурманен настолько, что принимает зверя, исходящего из бездны, за божество свободы, а в отсветах геенны видит зарю нового мира.

Во-вторых, в 1917 году проявила себя определенная идеология - идеология атеизма и веры в прогресс, ради которого надо отбросить "религиозные предрассудки". Именно эта идеология и определяла поведение новой власти.

Власть может ставить перед собой разные задачи. Как правило, это задача поддержания порядка, внутреннего спокойствия, обуздания мятежников и разбойников, сохранение обороноспособности на уровне, способном обеспечить прочный мир. В этом случае задачи власти совпадают с теми, о которых говорит Апостол: "дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:2)". Власть может деградировать, и тогда на первый план выходят соображения личного обогащения ее представителей. Но иногда власть оказывается обращена не к этим, общеполезным или эгоистическим, но в целом прагматичным целям. Иногда власть оказывается идеологической. Тогда задачи, которые она перед собой ставит, связаны с Великим Проектом, со стремлением переустроить весь мир и "железной рукой загнать человечество к счастью".

Жизнь и благополучие людей в этом случае с легкостью приносится в жертву "счастью будущих поколений", всякое чувство сострадания к боли живых людей подавляется во имя миража "светлого будущего", которое наступит когда-то потом. Как говорит Макар Нагульнов в романе "Тихий Дон", "Как служишь революции? Жалеешь? Да я... тысячи станови зараз дедов, детишек, баб... Да скажи мне, что надо их в распыл... Для революции надо... Я их из пулемета... всех порешу!".

Мечтаемое царство разума и свободы обернулось безумием и деспотизмом. Это было так не только в нашей стране - везде, где открыто атеистические движения приобретали хоть какую-то политическую власть, будь то во Франции в конце XVIII века или в Камбожде в конце ХХ-того, это всегда приводило к одному и тому же результату - к резне и тирании.

Почему это так? Дело в том, что атеизм связан с определенным взглядом на историю и человеческую природу. Для христианина то Царство Божие, которое он полагает целью своей жизни, осуществится не в результате человеческих усилий, а в результате сверхъестественного вмешательства Бога. Никакие человеческие силы не могут помешать Богу установить это Царство, и не могут помешать верующему, личным покаянием и верой, в него войти. Если наш сосед - воинствующий атеист, все, что он может сделать - это лично за себя отказаться войти в это Царство. Он никак не угрожает ни Царству, ни нашему спасению.

Другое дело для атеиста, который ожидает Царства Добра и Правды, которое носит принципиально посюсторонний характер. (Конечно, отдельно взятый атеист может никакого светлого Царства и не строить, но когда атеисты становятся организованной силой, строительство Царства неизбежно) Это Царство должно быть осуществлено человеческими усилиями, и злонамеренные люди вполне могут помешать его наступлению. Злонамеренные - это те, кто не разделяют светлой атеистической идеи, то есть, прежде всего - верующие. Чтобы установить Светлое Царство Добра и Разума, нужно избавиться от религии. Как же этого добиться? Ну, поначалу - агитацией. Пускай атеистические лекторы объясняют массам, как нелепа, антинаучна и зловредна религия. Но это мало помогает, пототому что верующие выдвигают из своей среды ученых, которые объясняют, как нелеп, антинаучен и зловреден атеизм. И вообще верующие упираются и добрых слов атеистических агитаторов слушать не хотят. Что же делать? Строители Светлого Царства люди, конечно, не кровожадные, а, напротив, великие гуманисты, но что же делать великим гуманистам, если враг не сдается? Если добрые слова не помогают? Мы знаем, что происходило, и что произойдет в будущем, если дать этому случиться: "Ваше слово, товарищ Маузер".

Это неизбежно - если Светлое Царство, которое Вы ищете, носит посюсторонний характер, у Вас будут враги, которые будут мешать Вам его строить - не обязательно активно, просто самим фактом своего существования. И Вам придется с ними что-то делать. А по-хорошему уговорить удастся немногих. Вы либо отказываетесь от строительства Светлого Царства, либо отправляете их на Бутовский Полигон. В исторической реальности все приводило именно к Бутовскому Полигону.

Почему об этом так важно помнить? Потому что идеология, породившая 1917 год - и все ужасы ХХ века - не исчезла. Та же самая антицерковная - и антирелигиозная - риторика, которую мы находим у Ленина, звучит и в наше время. Настроения революционной интеллигенции наших дней - антиправительственные и антиклерикальные - практически буквально воспроизводят настроения столетней давности. В некоторых кругах считается хорошим тоном исходить презрением по отношению ко всему, что связано с общественным порядком, безопасностью, государством, Церковью, причем в характерно ленинской манере. Как-то мне довелось присутствовать при беседе о том, каков смысл всех бедствий, постигших нашу страну в ХХ веке. "Ну, по крайней мере, мы показали другим народам, как не надо делать" - заметил один из участников разговора. Увы, люди редко учатся на ошибках - и тут сложно говорить, научили ли мы чему-нибудь другие народы. Хорошо бы самим научиться. Уроки истории ХХ века были слишком страшными, чтобы их повторять.

http://www.radonezh.ru/analytic/15341.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14