Через исторические катаклизмы ― к возрождению империи

Елишев С.О. Факты и вымысел. М.: «"Канон"+РООИ "Реабилитация"», 2011. 320 с.

В издательстве «"Канон+РООИ "Реабилитация"» в серии книг «Социология и Политология» вышла в свет книга известного православного ученого и публициста, ученика и соавтора В.Л. Махнача Сергея Елишева - «Факты и вымысел».

В книге представлены статьи общественно-политического и историко-философского содержания, посвященные актуальным проблемам развития российского общества, а также некоторым более общим историческим и политологическим темам. Автор, по его словам, ставит своей целью устранение терминологической путаницы и подмены смыслов при восприятии целого ряда базовых социологических и политологических понятий (таких, как нация, этнос, империя, национализм и т.д.)

Книга включает четыре части: «Проблемы социального развития и терминологии», «Мифы и реальность», «Будущее России», «Из истории русского народа».

В первой части автор анализирует особенности восприятия в массовом сознании таких понятий, как «прогресс» и «регресс», «культура», «цивилизация», «ценность», «гражданское общество», «нация», «страна», «государство», «империя», господствующие в науке идеологические подходы и штампы, искажающие смысл этих и других понятий, не позволяющие объективно взглянуть и оценить те или иные явления. Например, тот или иной политико-правовой режим (статья «Проблемы классификации политических режимов») или же осуществление национальной политики (статья «Историческая Россия»). Будучи убежденным имперцем и принадлежа к соответствующей научной школе, автор аргументированно доказывает неэффективность национальной политики, проводимой в современной Российской Федерации, неприемлемость для России чисто националистических стереотипов и необходимость возвращения к традиционному для нас пути развития - созиданию имперского государства.

Вторая часть «Мифы и реальность» посвящена научному осмыслению и описанию различия понятий «фашизм» и «нацизм», часто необоснованно отождествляемых. На многочисленных примерах европейской истории и опыте иных культурных пространств, автор убедительно доказывает нетождественность этих понятий, аномалию «нацизма» и его чуждость ранней доктрине «фашизма». Систематизировав и рассмотрев существующие трактовки и определения фашизма, автор, в рамках идущей от И.А. Ильина традиции осмысления данного феномена, создает полноценную теорию фашизма, рассматривая его как народное военизированное движение, которое имеет свои аналоги фактически во всех регионах мира. Нельзя особо не отметить нетрадиционность такого понимания для современной российской науки, представляющего бесспорный научный интерес при всей безусловной дискуссионности авторского подхода к проблеме.

Третья часть книги знакомит читателя с проблемами современной молодежной среды и ролью молодежной политики и средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций молодежи. Автор убежден, что устранение из этой сферы государства неизбежно приводит наше общество к крайне неблагоприятным последствиям. На их фоне отрадным фактором является лишь деятельность в этом направлении традиционных для России религиозных конфессий, для характеристики которой автор вводит в научный оборот термин - «конфессиональная общественная молодежная политика».

Четвертая часть книги посвящена истории присоединения к России и освоения территорий Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, а также особенностей советско-финских войн. Рассматривая данные факты, автор продолжает, как и его учитель В.Л. Махнач, популяризировать ряд положений этнологической теории Л.Н. Гумилева, воссоздавая картину собирания русских земель и обращая читателя к верному, на его взгляд, пониманию того, что такое «историческая Россия».

Разграничивая вслед за В.Л. Махначом понятия «страна» и «государство», автор заставляет читателя задуматься о перспективах развития русского общества и государства, проблемах воссоединения частей исторической России - страны в границах, близких к границам Российской Империи перед началом Первой мировой войны, Советского Союза в начале Второй мировой войны. Историческая Россия в собственном смысле слова включает в себя Великороссию, Малороссию, Белоруссию, Новороссию, Латгалию, большую часть Казахстана с частью Туркестана, области расселения казаков на Кавказе (Терская, Гребенская, Кубанская), Приднестровье, территорию расселения русинов и гуцулов, выходя за пределы искусственно начертанных границ Российской Федерации.

Прочитав предлагаемую книгу, читатель сможет сам задаться вопросом о том, каковы место и роль России, русского народа в современном мире, как построить методику преподавания общественно-политических и исторических дисциплин в средней и высшей школе, задуматься, какие выводы должны быть сделаны нашим народом, исходя из ошибок, совершенных в XX веке.

Новая книга Сергея Елишева, бесспорно, подкупает внутренней свободой, эрудицией автора, оригинальностью ряда трактовок, наряду с глубоко продуманной и сознательной принадлежностью к вполне определенной научной школе. Вместе с тем, при всем том, что в книге присутствует бесспорная внутренняя логика, выявляемая при внимательном чтении, все же в чисто композиционном плане она, на наш взгляд, страдает некоторой фрагментарностью. Интересный и глубокий анализ отдельных затронутых в ней тем не всегда создает впечатление общей цельности и законченности. Надеемся, что в ходе дальнейшей работы молодого талантливого ученого эти недостатки будут устранены.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся вопросами истории, политики, социологии, педагогики и социальной психологии.

http://pravkniga.ru/reviews.html?id=2396

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий