16 сентября в Белгородском академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоялся торжественный вечер, после официальной части которого участникам был показан спектакль «Сказание о Иоасафе». А накануне архивный отдел Белгородской области открыл виртуальную выставку «Небесный покровитель Святого Белогорья». В тот день в Белгороде прошла и конференция «Русская Православная Церковь и приграничное сотрудничество общественных объединений и творческой интеллигенции».
Ведь судьба святителя Иоасафа весьма объединительна: в миру Иоаким Андреевич Горленко, нареченный в честь родителя Пресвятой Богородицы, родился в Малороссии, 8/19 сентября 1705 г., в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губ. (ныне Полтавской обл.), в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Даниила Апостола - Марии; служил в России, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня, любил посещать Харьков. Служение святителя Иоасафа, конечно же, является нераздельным началом России Великой и Малой.
А в 1754 г., в год своей кончины, на Харьковщине в Замостье, пригороде города Изюма, на Песках, святитель среди угля в притворе Вознесенской церкви обрел Икону Богородицы Песчанской, которая с тех пор почитается как защитительница от нападения иноверных; известна история чудесного Ее пребывания в русских войсках на фронте Первой мировой войны. В 2009 г. к 17 сентября Образ «приходил» Крестным ходом с харьковчанами в Преображенский собор Белгорода, к раке свт. Иоасафа. В этот раз всенощную службу с 16-го на 17-е возле новой часовни тоже осенял Образ Песчанской Богородицы, но другой.
Многие харьковчане не смогли прибыть на торжества в Белгород по скорбной причине: вечером 15 сентября скончался митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, 90-летие которого в мае с.г. в Харькове удостоили посещением Патриарх Кирилл и митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Погребение высокопреосвященнейшего Никодима состоялось 17 сентября в Харьковском кафедральном Благовещенском соборе, в северном приделе, где располагается рака со св. мощами святителя Мелетия Харьковского. А напротив - в южном приделе - стоит рака Афанасия Сидящего, Лубенского чудотворца, особо почитавшегося святителем Иоасафом Белгородским. Так все промыслительно связано в духовном мире, что в часы харьковского погребения владыки Никодима в 80 км от Харькова, в Белгороде на Соборной площади Патриарх правил священную литургию при св. мощах Белгородского святителя.
90 лет подвижнической жизни владыки Никодима соразмерны со 100-летием, прошедшим со дня прославления святителя Иоасафа, и эта большая и плодотворная, отданная служению Богу и людям судьба полностью уместилась и в годы безбожия, отягчившего нашу землю, и в последнее двадцатилетие, когда наметилось духовное возрождение Руси. И объединительные труды митрополита Никодима для большой православной Руси имеют прямую преемственность с судьбой святого епископа Иоасафа, коего на Харьковщине называют святителем «Белгородским и Харьковским» и образ которого помещен на общей иконе Святых Слободского края.
Если мерить числами, то новые времена, пожалуй, уступят столетней давности в цифири. По словам архиепископа Белгородского Иоанна, тогда в Белгород, который был тихим уездным городом Курской губернии с населением в 40 тыс. человек, прибыло до 200 тыс. паломников! Начиная с 28 августа 1911 г. и в дни торжеств, ежедневно к мощам святителя прикладывались по 16-20 тыс. паломников. Около 100 тыс. человек расположились в «стане» богомольцев - своеобразном городе паломников, в котором на возвышении раскинулось 2 тыс. палаток, шесть деревянных бараков, столовые, чайные. Было проведено много водопроводных кранов, устроено пять амбулаторных пунктов. Часть паломников спала прямо на открытом воздухе. Сейчас при населении Белгорода в порядка 400 тыс. на литургию утром 17 сентября собрались, по оценкам местной полиции, 10 тыс. человек. Мне показалось, что раза в два больше, но дело не в этом. Общая атмосфера праздника в городе была и остается несомненной, однако несомненно и то, что годы безбожья сильно нас опустошили.Мне довелось, направляясь ночью к новой Иоасафовой часовне, пройти по Белгороду, в котором храмы были открыты для исповеди. Я зашел в два, о которых достоверно известно, что в них правил службы епископ Иоасаф - в Смоленский собор (1706) и в Марфо-Мариинской обители Успенско-Николаевский храм (1701-1703, строился на средства Петра I, пожертвованные перед Полтавской битвой). В 23 часа в Смоленском соборе молилось перед исповедью четыре человека, а в Успенско-Николаевском в полночь - один. Этот храм женской обители принял на ночлег несколько десятков паломниц и паломников, отдыхавших кто в деревянных креслах, кто на полу, кто на предалтарных подиумах.
Изобильно исповедовались православные лишь возле новой часовни, можно сказать, вблизи св. мощей святителя. Исповедь принимали несколько батюшек, и все время к ним стоял народ в ожидании. Так же как и не истощалась до 3 часов ночи очередь в часовню - поклониться мощам и получить на лоб крест елеопомазания.
Ночное бдение
К раке свт. Иоасафа в новой часовне
Тем не менее не все измеряется числом. В духовном деле, в духовной рати воюют не числом, а умением.
17 сентября 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Белгорода. Престол был установлен под специальной сенью у здания драмтеатра, построенного в конце 1950-х на месте разрушенного в безбожные времена Богородице-Рождественского монастыря, основанного в 1622 г. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Курский и Рыльский Герман, архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор, епископ Северодонецкий и Старобельский Агапит, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Нежинский и Прилукский Ириней, епископ Конотопский и Глуховский Иосиф, духовенство России и Украины. На богослужении присутствовало руководство города и области.
После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь о значении духовного подвига святителя Иоасафа для нашего времени: «Сегодня, в день воспоминания перенесения мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, мы торжественно отмечаем столетие со дня его прославления. Мы собрались в таком множестве на центральной площади Белгорода для того, чтобы вспомнить его святое имя, обратиться к нему с молитвой, попросить его ходатайства пред Богом об Отечестве нашем, о всей исторической Руси, о Церкви нашей, о народе, о святой Белгородской земле и о граде сем. ...Чтобы понять смысл служения, которое совершил святитель Иоасаф, нужно обратить особенное внимание на слова апостола Павла, которые сегодня читались всем нам в назидание. Апостол пишет к Коринфянам: «Каждый да разумеет нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих; домостроители же трудятся для того, чтобы каждый оставался верным» (см. 1 Кор. 4:1-2). ...Речь идет о строительстве Царствия Божия, речь идет о созидании человеческого спасения, речь идет о достижении главной цели человеческого бытия. ...Пример святителя Иоасафа подтверждает замечательные слова, сказанные великим отцом Церкви Григорием Нисским, который говорил, что каждому слову должно сопутствовать дело, а слово без дела - суетно и неплодотворно».
Обращу внимание на знаменитые слова о пастыре добром, прозвучавшие при чтении Евангелия от Иоанна на площади в это утро: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах». Слова эти позволяют задуматься и о нас самих, и о нашем отношении к нашему Отечеству, о том, кому и как вверяем мы судьбы Родины.
По окончании литургии архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнес Его Святейшеству набор богослужебной утвари, созданный современными украинскими мастерами по образцам богослужебных сосудов, которые были изготовлены 100 лет назад к канонизации святителя Иоасафа.
На вернисаже «Святитель Иоасаф - небесный покровитель Святого Белогорья» в «Белэкспоцентре» днем 16 сентября губернатор Белгородской области Е. Савченко подчеркнул: «Сегодня мы отмечаем не только столетие канонизации святителя Иоасафа, но и двадцатилетие обретения его мощей на земле Белгородской. Эти двадцать лет мы незримо чувствовали его присутствие, его участие в тех позитивных преображениях, которые происходят на Белгородчине. И эта выставка, которую я приглашаю посмотреть всех белгородцев, говорит о правде, о силе, о красоте православия». Это не просто слова главного чиновника процветающей области, но и человека, чувствующего огромную ответственность за судьбу региона и живущих в нем людей.
Интересно, что практически ту же мысль высказала мне в личной беседе прихожанка, ожидавшая у новой часовни прибытия Патриарха. Она справедливо заметила: «Мы видим, каким стал Белгород - красивым, процветающим, духовным! Ничего не было бы возможным, если бы не небесное покровительство святителя Иоасафа, честные мощи которого были привезены сюда в 1991 г.!»
Сюда же отнесем слова Святейшего Владыки, сказанные в приветственном слове еще в аэропорту: «Глубоко убежден в том, что многие успехи, которые сегодня очевидны и которыми отмечена жизнь Белгородской области, связаны именно с благословением святителя Иоасафа. Пусть же это благословение и далее простирается на Белгородскую землю и на всю Русь Святую».
«Взбранных воинов мужества наследниче и Христова стада пастырю предобрый, светильниче веры, на свещнице Белграда возсиявый, нищих питателю и о людех ко Христу Богу молитвенниче, похвальная восписуем ти раби Господа твоего от сердец наших к любви твоей вопиюще: Радуйся, Святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный!»
http://rusedin.ru/2011/09/27/stoletie-proslavleniya-svyatitelya-ioasafa-ii/