Столетие прославления святителя Иоасафа (II)

0
151
Время на чтение 8 минут
post thumbnail

Часть 1

16 сентября в Белгородском академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоялся торжественный вечер, после официальной части которого участникам был показан спектакль «Сказание о Иоасафе». А накануне архивный отдел Белгородской области открыл виртуальную выставку «Небесный покровитель Святого Белогорья». В тот день в Белгороде прошла и конференция «Русская Православная Церковь и приграничное сотрудничество общественных объединений и творческой интеллигенции».

Ведь судьба святителя Иоасафа весьма объединительна: в миру Иоаким Андреевич Горленко, нареченный в честь родителя Пресвятой Богородицы, родился в Малороссии, 8/19 сентября 1705 г., в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губ. (ныне Полтавской обл.), в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Даниила Апостола - Марии; служил в России, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня, любил посещать Харьков. Служение святителя Иоасафа, конечно же, является нераздельным началом России Великой и Малой.

А в 1754 г., в год своей кончины, на Харьковщине в Замостье, пригороде города Изюма, на Песках, святитель среди угля в притворе Вознесенской церкви обрел Икону Богородицы Песчанской, которая с тех пор почитается как защитительница от нападения иноверных; известна история чудесного Ее пребывания в русских войсках на фронте Первой мировой войны. В 2009 г. к 17 сентября Образ «приходил» Крестным ходом с харьковчанами в Преображенский собор Белгорода, к раке свт. Иоасафа. В этот раз всенощную службу с 16-го на 17-е возле новой часовни тоже осенял Образ Песчанской Богородицы, но другой.

 

 

Перед началом всенощной службы у новой Иоасафовой часовни.
Слева от престола - Икона Песчанской Богородицы.
Белгород, 16 сентября 2011 г.

Многие харьковчане не смогли прибыть на торжества в Белгород по скорбной причине: вечером 15 сентября скончался митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, 90-летие которого в мае с.г. в Харькове удостоили посещением Патриарх Кирилл и митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Погребение высокопреосвященнейшего Никодима состоялось 17 сентября в Харьковском кафедральном Благовещенском соборе, в северном приделе, где располагается рака со св. мощами святителя Мелетия Харьковского. А напротив - в южном приделе - стоит рака Афанасия Сидящего, Лубенского чудотворца, особо почитавшегося святителем Иоасафом Белгородским. Так все промыслительно связано в духовном мире, что в часы харьковского погребения владыки Никодима в 80 км от Харькова, в Белгороде на Соборной площади Патриарх правил священную литургию при св. мощах Белгородского святителя.

90 лет подвижнической жизни владыки Никодима соразмерны со 100-летием, прошедшим со дня прославления святителя Иоасафа, и эта большая и плодотворная, отданная служению Богу и людям судьба полностью уместилась и в годы безбожия, отягчившего нашу землю, и в последнее двадцатилетие, когда наметилось духовное возрождение Руси. И объединительные труды митрополита Никодима для большой православной Руси имеют прямую преемственность с судьбой святого епископа Иоасафа, коего на Харьковщине называют святителем «Белгородским и Харьковским» и образ которого помещен на общей иконе Святых Слободского края.

Если мерить числами, то новые времена, пожалуй, уступят столетней давности в цифири. По словам архиепископа Белгородского Иоанна, тогда в Белгород, который был тихим уездным городом Курской губернии с населением в 40 тыс. человек, прибыло до 200 тыс. паломников! Начиная с 28 августа 1911 г. и в дни торжеств, ежедневно к мощам святителя прикладывались по 16-20 тыс. паломников. Около 100 тыс. человек расположились в «стане» богомольцев - своеобразном городе паломников, в котором на возвышении раскинулось 2 тыс. палаток, шесть деревянных бараков, столовые, чайные. Было проведено много водопроводных кранов, устроено пять амбулаторных пунктов. Часть паломников спала прямо на открытом воздухе. Сейчас при населении Белгорода в порядка 400 тыс. на литургию утром 17 сентября собрались, по оценкам местной полиции, 10 тыс. человек. Мне показалось, что раза в два больше, но дело не в этом. Общая атмосфера праздника в городе была и остается несомненной, однако несомненно и то, что годы безбожья сильно нас опустошили.

Мне довелось, направляясь ночью к новой Иоасафовой часовне, пройти по Белгороду, в котором храмы были открыты для исповеди. Я зашел в два, о которых достоверно известно, что в них правил службы епископ Иоасаф - в Смоленский собор (1706) и в Марфо-Мариинской обители Успенско-Николаевский храм (1701-1703, строился на средства Петра I, пожертвованные перед Полтавской битвой). В 23 часа в Смоленском соборе молилось перед исповедью четыре человека, а в Успенско-Николаевском в полночь - один. Этот храм женской обители принял на ночлег несколько десятков паломниц и паломников, отдыхавших кто в деревянных креслах, кто на полу, кто на предалтарных подиумах.

 

 

Пред образом свт. Иоасафа. Паломницы молятся и отдыхают
в Успенско-Николаевском храме Марфо-Мариинской обители.
Полночь 17 сентября 2011 г.

Изобильно исповедовались православные лишь возле новой часовни, можно сказать, вблизи св. мощей святителя. Исповедь принимали несколько батюшек, и все время к ним стоял народ в ожидании. Так же как и не истощалась до 3 часов ночи очередь в часовню - поклониться мощам и получить на лоб крест елеопомазания.

 

 

Ночное бдение

К раке свт. Иоасафа в новой часовне

Тем не менее не все измеряется числом. В духовном деле, в духовной рати воюют не числом, а умением.

17 сентября 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Белгорода. Престол был установлен под специальной сенью у здания драмтеатра, построенного в конце 1950-х на месте разрушенного в безбожные времена Богородице-Рождественского монастыря, основанного в 1622 г. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Курский и Рыльский Герман, архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор, епископ Северодонецкий и Старобельский Агапит, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Нежинский и Прилукский Ириней, епископ Конотопский и Глуховский Иосиф, духовенство России и Украины. На богослужении присутствовало руководство города и области.

После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь о значении духовного подвига святителя Иоасафа для нашего времени: «Сегодня, в день воспоминания перенесения мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, мы торжественно отмечаем столетие со дня его прославления. Мы собрались в таком множестве на центральной площади Белгорода для того, чтобы вспомнить его святое имя, обратиться к нему с молитвой, попросить его ходатайства пред Богом об Отечестве нашем, о всей исторической Руси, о Церкви нашей, о народе, о святой Белгородской земле и о граде сем. ...Чтобы понять смысл служения, которое совершил святитель Иоасаф, нужно обратить особенное внимание на слова апостола Павла, которые сегодня читались всем нам в назидание. Апостол пишет к Коринфянам: «Каждый да разумеет нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих; домостроители же трудятся для того, чтобы каждый оставался верным» (см. 1 Кор. 4:1-2). ...Речь идет о строительстве Царствия Божия, речь идет о созидании человеческого спасения, речь идет о достижении главной цели человеческого бытия. ...Пример святителя Иоасафа подтверждает замечательные слова, сказанные великим отцом Церкви Григорием Нисским, который говорил, что каждому слову должно сопутствовать дело, а слово без дела - суетно и неплодотворно».

Обращу внимание на знаменитые слова о пастыре добром, прозвучавшие при чтении Евангелия от Иоанна на площади в это утро: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах». Слова эти позволяют задуматься и о нас самих, и о нашем отношении к нашему Отечеству, о том, кому и как вверяем мы судьбы Родины.

Патриарх Кирилл на Божественной литургии на
Соборной площади Белгорода

По окончании литургии архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнес Его Святейшеству набор богослужебной утвари, созданный современными украинскими мастерами по образцам богослужебных сосудов, которые были изготовлены 100 лет назад к канонизации святителя Иоасафа.

На вернисаже «Святитель Иоасаф - небесный покровитель Святого Белогорья» в «Белэкспоцентре» днем 16 сентября губернатор Белгородской области Е. Савченко подчеркнул: «Сегодня мы отмечаем не только столетие канонизации святителя Иоасафа, но и двадцатилетие обретения его мощей на земле Белгородской. Эти двадцать лет мы незримо чувствовали его присутствие, его участие в тех позитивных преображениях, которые происходят на Белгородчине. И эта выставка, которую я приглашаю посмотреть всех белгородцев, говорит о правде, о силе, о красоте православия». Это не просто слова главного чиновника процветающей области, но и человека, чувствующего огромную ответственность за судьбу региона и живущих в нем людей.

Интересно, что практически ту же мысль высказала мне в личной беседе прихожанка, ожидавшая у новой часовни прибытия Патриарха. Она справедливо заметила: «Мы видим, каким стал Белгород - красивым, процветающим, духовным! Ничего не было бы возможным, если бы не небесное покровительство святителя Иоасафа, честные мощи которого были привезены сюда в 1991 г.!»

Сюда же отнесем слова Святейшего Владыки, сказанные в приветственном слове еще в аэропорту: «Глубоко убежден в том, что многие успехи, которые сегодня очевидны и которыми отмечена жизнь Белгородской области, связаны именно с благословением святителя Иоасафа. Пусть же это благословение и далее простирается на Белгородскую землю и на всю Русь Святую».

 

 

Божественная литургия на Соборной площади Белгорода
в день 100-летия прославления свт. Иоасафа Белгородского

«Взбранных воинов мужества наследниче и Христова стада пастырю предобрый, светильниче веры, на свещнице Белграда возсиявый, нищих питателю и о людех ко Христу Богу молитвенниче, похвальная восписуем ти раби Господа твоего от сердец наших к любви твоей вопиюще: Радуйся, Святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный!»

http://rusedin.ru/2011/09/27/stoletie-proslavleniya-svyatitelya-ioasafa-ii/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Александрович Минаков
Все статьи Станислав Александрович Минаков
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29