Грех и благодать

0
173
Время на чтение 13 минут

Когда я только начинал свою церковную жизнь, и учился молиться по молитвослову, меня поразило, как много в молитвах, обращенных к Богу, говорится о грехе. Святые, составившие эти молитвы, постоянно исповедовали себя грешниками, ищущими милости Божией. Каждое утро мне следовало вспоминать перед лицом Божиим о том, что беззаконие мое я сознаю и грех мой всегда предо мною. Тогда мне это казалось раздражающим и странным - как это обычно и кажется раздражающим людям нецерковным.

Может быть, это просто часть церковного этикета - вроде архаической манеры называть себя «Ваш покорный слуга», когда на самом деле мы вовсе не состоим в услужении у собеседника? Нет, святые имели в виду ровно то, что они говорили - они (и мы) действительно грешники, испорченные и виновные, притекающие к Богу со смиренной просьбой о милости.

В этом есть нечто прямо противоположное тому, что мы привыкли делать. Игра в перебрасывание обвинений - грешник это не я, грешник это вот он (не виноватая я! он сам пришел!) - стара, как само грехопадение, в нее играют все - от ссорящихся супругов до правительств, обменивающихся дипломатическими нотами. У всех нас есть глубоко укорененная привычка, почти инстинкт, - пытаться оправдать себя и обвинить других. Часто люди находят какое-то болезненное утешение в чужих грехах: бульварная пресса с восторгом смакует скандалы, в которые попадают знаменитости, а особенное внимание привлекают моральные провалы тех, от кого люди опасаются услышать слова обличения, например, религиозных деятелей. Люди с радостью читают, что такой-то великий композитор был алкоголиком, а такой-то поэт отличался чрезвычайно беспорядочной личной жизнью. Газеты с радостью сообщают о падении любого человека - не обязательно даже верующего, - чьи моральные стандарты казались чуть выше, чем у других. В этом нет ни малейшей логики - чужие грехи ничуть не облегчают наших собственных, - но люди почему-то чувствуют себя комфортнее, когда получают некоторые основания сказать своим возможным обличителям: «А вы кто такие, чтобы порицать нас?»

Это стремление обезопасить себя, собирая компромат на тех, от кого сам ждешь обвинения, особенно ярко проявляет себя в отношении Церкви. Вера в то, что все священники дурные люди, а Церковь в целом преследует какие-то низкие цели и вообще живет обманом, провозглашается с истинно миссионерской ревностью - как будто люди лишатся опоры в жизни и последней надежды, если вдруг окажется, что это не так. Это действительно не так, но почему так отчаянно нужна вера в «плохую Церковь» ее противникам?

По той же причине - из желания заставить замолчать голос, который обличает - или хотя бы потенциально может обличить - в грехе. Но что такого страшного в этих обличениях для тех, кто в Бога не верит и, соответственно, греха не боится? Как-то я разговаривал с одним кришнаитом, который полагал совершенно ужасным делом есть мясо, особенно говядину. Его слова меня совершенно не задели - ну да, хорошую религию придумали индусы, а мне-то что? По мне, так вегетарианство вещь морально нейтральная: хотите быть вегетарианцами - будьте, но Господь Иисус вегетарианцем не был, а Библия дозволяет употреблять в пищу мясо, так что греха в этом нет. Но как-то в другой раз один знакомый указал на мой незначительный, но совершенно реальный проступок. Я почувствовал себя глубоко задетым - в голове у меня всколыхнулась волна всевозможных оправданий, я рассердился на моего знакомого и - уже почти на автомате - был готов отвечать в стиле «а ты-то кто такой?». В чем разница? Кришнаит указал мне на то, что я совершаю (в рамках его религии) ужасный грех, мой приятель - на незначительный проступок. Почему я был совершенно спокоен в первом случае и глубоко задет - во втором? Потому что во втором случае у моего обличителя оказался союзник внутри меня - совесть. В глубине души я понимал, что я был неправ.


Христос и грешница. Лукас Кранах Младший, после 1535

Люди могут сколько угодно объявлять заповеди Божии «бессмысленными табу» - сама надрывность, с которой они это делают, свидетельствует об их неуверенности в собственной правоте. Антицерковные демонстрации, которые иногда можно увидеть в Западной Европе, поражают своей истеричной красочностью. Какие-то молодые люди в стрингах, выкрашенные c ног до головы золотой краской и с бутафорскими крыльями за спиной; пожилые мужчины, загримированные под монахинь; кричаще непристойные лозунги, яростные обвинения - так не реагируют на бессмысленные табу. Так реагируют на совершенно реальный стыд и боль, это реакция маленького ребенка, пойманного на чем-то явно скверном вроде воровства из чужого шкафчика - страх,  ярость, истерика, вызывающая похвальба, ответные обвинения, уверения, что так поступают и другие...

Одна из претензий, предъявляемых Церкви, - это то, что «Церковь культивирует чувство вины». Это, конечно же, не так, но есть в этом обвинении один любопытный момент: культивировать можно только что-то уже существующее, имеющееся в наличии. Люди испытывают чувство вины - и испытывали его задолго до появления Церкви. До нас дошли гимны, в которых язычники умоляют своих богов о прощении грехов; описания сложных ритуалов, которые должны были это прощение обеспечить; пространные апологии, в которых древние цари оправдывали свои действия перед лицом богов и людей.

Чувство вины - такая же неотъемлемая часть общечеловеческого опыта, как старение, болезнь и смерть. Как и любое другое чувство, оно может принимать искаженные и болезненные формы,  но оно свидетельствует об определенной реальности - в нас что-то сломано. С нами что-то очень сильно не в порядке. Почему же это так трудно признать?
Не по заслугам

Мы привыкли, что отношение к человеку определяется его заслугами - хорошие люди заслуживают нашей симпатии и привязанности, плохие заслуживают наказания. Если я сделал свою работу хорошо, я получу заслуженную плату. Если я не справился с ней, я не получу ничего, а возможно, еще и попаду под суд. Даже если в моей работе есть серьезные недостатки, мне лучше усиленно делать вид, что с ней всё в порядке: может быть, я как-нибудь и проскочу. Мне будет легче проскочить, если я сам буду уверять себя, что я все сделал как надо. Человек, который указывает мне на мой грех, делает это, очевидно, с единственной целью - причинить мне вред. Добиться, чтобы меня уволили с работы; чтобы меня бросили друзья; чтобы от меня все отвернулись; чтобы я сам проникся отвращением к себе и убил себя об стену. Обличение в грехе - акт агрессии, на который я должен реагировать решительной контратакой. Обличители хотят меня раздавить и уничтожить; я должен реагировать соответственно.

Библия возвещает весть настолько неожиданную, настолько противоположную всем нашим привычкам и ожиданиям, что при всей ее простоте ее бывает очень сложно усвоить. Это весть о благодати Божией. Благодать - абсолютно незаслуженное расположение Бога к неблагодарным и злым грешникам. Бог проявляет качество, которое в Ветхом Завете называется словом «хесед» - неотступная любовь, милость по отношению к тем, кто ничем этого не заработал. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45). Люди всегда были склонны верить, что Бог любит хороших людей и ненавидит плохих; истина же состоит в том, что Бог любит каждое свое творение - и особенно каждого человека.

Бог никогда не ищет раздавить и уничтожить: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33:11). Он обличает в грехе, чтобы спасти и восстановить, принять нас и вернуть в Отчий Дом.

Говоря «я согрешил», мы разворачиваемся против течения, которому позволяли уносить себя всю жизнь, поворачиваемся лицом к истине, от которой обычно прячемся. Такое признание - акт доверия Богу. Мы верим, что Бог не ненавидит нас и не презирает. Он знает о нас всё - в том числе всё самое плохое - и продолжает любить нас. Он готов возиться с нами столько, сколько потребуется, и мы можем быть уверены, что у Него хватит на нас любви и терпения - если только мы сами не развернемся и не уйдем, Он приведет нас домой.

Поэтому исповедание греха - акт веры именно в смысле личного, сердечного доверия, подобно тому, как мы могли бы в трудной ситуации открыться близкому человеку, твердо зная, что сказанное нами не будет использовано против нас, что от нас не отвернутся с презрением, не забракуют, не бросят.


Христос и самарянка. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1659


Прощение, но не разрешение

Некоторые находят учение о благодати Божией опасным; некоторые, наоборот, с радостью хватаются за него - но не понимают, о чем оно говорит. Примеры того и другого есть уже в Евангелии. Господь Иисус проявляет поразительную снисходительность к явным грешникам, коррумпированным сборщикам налогов и проституткам, разделяет с ними трапезу, дружески беседует. Более того: когда добропорядочные нападают на грешниц - вспомним, например, женщину, взятую в прелюбодеянии, или женщину в доме Симона прокаженного, - Господь вступается именно за грешниц. Он открывается у колодца Самарянке - женщине с явно запутанной личной жизнью. Все это возмущает людей благочестивых и высоконравственных - по их мнению, Мессия (если это Мессия) не должен общаться с таким отребьем. Это против Святого Закона, это попустительство греху, это, в конце концов, просто непристойно. Хуже того, семикратное «горе вам» Господь обращает не к проституткам, а к уважаемым и глубоко религиозным людям. Фарисеи, которые связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф 23:4), виновны в том, что лжесвидетельствуют о Боге,  который на самом деле неизменно любит даже самых грешных и дурных людей. Фарисеи,  которые говорят о грехах других людей, стремясь не исцелить, а раздавить их этим обличением, никуда не исчезли. Уверенность в том, что Бог будто бы только и ищет, как покрепче врезать грешникам, чьи беды и страдания надо трактовать именно как Его кару - никуда не делась. Никуда не делось и псевдоблагочестивое желание добавить от себя - чтобы грешники наконец прочувствовали, какие они дурные люди и как сильно они заслуживают наказания. Проповедь благодати - сейчас, как и в Евангельские времена - воспринимается с испугом и негодованием, как проповедь покровительства безнравственности.

Но есть сегодня и другое распространенное недоразумение. Евангельское обличение религиозных гордецов с радостью подхватывается теми, кто хотел бы видеть в Господе религиозного «либерала», который выступает против «фундаменталистов» того времени - человека широких, толерантных взглядов, к которому смело могут обратиться те, кто жаждет пересмотра библейской этики, особенно этики в области пола.

Однако таких людей ожидает горькое разочарование - как и их древних предшественников, которые когда-то приступили к Господу с вопросом - по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? (Мф 19:3). Заметьте: не «можно ли в принципе», а - «по всякой ли причине». Понятно, что от Него уже заранее ожидают щедрого разрешения, типа:  ну конечно, какие вопросы, раз любовь прошла и завяли помидоры, должен ли нестарый еще мужчина... Господь отвечает чрезвычайно жестко - даже Апостолы неприятно поражены. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мф 19:4-6). От «друга мытарям и грешникам» ожидают смягчения Закона - Он поступает ровно наоборот, провозглашая более строгую, абсолютную версию закона.

Людям кажется, что любовь должна непременно ободрить и утешить грешников, сказав им, что это вовсе и не грех, что так тоже можно делать - и современное общество именно такого «утешения» требует от Церкви. Но Церковь не может дать того, что ей не дал Христос, - а разрешения на грех Он не давал.

Христос предлагает грешникам прощение - и дает его радостно и охотно; но Он не дает позволения. Если мы согрешили - а это так - мы должны попросить и принять прощение. Если мы согрешили снова - опять исповедать наш грех и принять прощение. Но просить у Господа, чтобы Он признал грех позволительным, бессмысленно. Почему? Именно потому, что Он друг грешникам. Бог любит грешника - и именно поэтому никогда не станет мириться с его грехом.

Известный христианский философ Питер Крифт в одной из своих лекций приводит занятный пример. «Представьте себе, - говорит он, - что одна из моих студенток сообщает мне, что она собирается заняться проституцией. Наверное, я смогу мягко, вежливо, корректно объяснить ей, что это будет чрезвычайно глупо с ее стороны. А теперь представьте себе, что об этом мне сообщает моя родная дочь - наверняка мой ответ будет звучать не мягко и не корректно. Именно потому, что она - моя любимая дочь». Бог действительно нас любит - он не благожелательный посторонний, Он - небесный Отец. Ему не все равно, что мы из себя представляем и как мы себя ведем.

Его Закон - не набор произвольных требований, которые можно было бы, ради нашего удобства, пересмотреть. Это набор указателей, ограничивающий единственную дорогу, которая ведет к вечной радости.



Блудный сын. Внешние ставни алтаря «Воз сена», фрагмент. Иеронимус Босх. 1500-1502

О разнице между святым и порядочным человеком

Греческое слово «хамартия» - «грех» буквально значит «промах мимо цели». Если человек направлялся в деревню, где его ожидал ужин и ночлег, а вместо этого заблудился (заблудил, как говорили раньше) в лесу, он промахнулся мимо цели. Если он плыл в порт, а оказался непонятно где посреди бурного моря, с ним случилась та же беда. У этой беды могут быть разные причины - у нашего путешественника могли быть ложные карты или неисправный компас. Могло произойти и нечто намного худшее - он мог решить, что никакой деревни (или порта) впереди нет и заботиться о правильном пути вообще нет смысла.

Так или иначе, он сбился с пути.

Но сбиться можно только в том случае, если существует истинный путь и истинное место назначения - место, куда мы должны прийти, наш подлинный, вечный Дом. Многие современные люди не верят в реальность греха именно потому, что они не верят в реальность Дома - никакого предназначения у нас нет, жизнь - это путь в полное небытие, а на дороге в никуда заблудиться невозможно.

Здесь лежит различие между христианской и светской этикой - светская этика требует только воздержания от причинения явного вреда другим; христианская этика значительно объемнее - согласно ей, человек может нанести себе вред, который намного хуже смерти, и обрести благо, которое неизмеримо больше любой, самой долгой и счастливой, земной жизни.

Христианин должен быть как минимум законопослушным гражданином и хорошим соседом - но этот минимум совершенно недостаточен. Надо понимать, что гражданская добропорядочность еще не спасет нас, если мы строим нашу жизнь на неправильном основании и направляем ее к неправильной цели. Приведу пример. Фельдмаршал Эрвин Роммель, командующий немецкими войсками в Северной Африке в годы Второй мировой войны, был весьма умелым полководцем и порядочным человеком. Он соблюдал правила и обычаи ведения войны, гуманно обращался с пленными, не трогал гражданское население и вообще никакими преступлениями себя не запятнал. Он мог бы служить образцом воинского профессионализма и чести - если бы не одна роковая деталь. Он сражался на стороне Гитлера, и благодаря его верной и честной службе Гитлер погубил больше невинных людей, чем мог бы. Этот достойный в остальных отношениях человек согрешил - то есть «промахнулся» самым ужасным образом, посвятив свой меч одному из самых страшных злодеев в человеческой истории. Увы, личные добродетели еще не дают человеку гарантированной защиты от того, чтобы присягнуть неправильной стороне.

То, как человек сражается, - важно; но еще важнее - за кого он сражается. Евангелие требует от нас покориться истинному Царю, Иисусу Христу, и посвятить нашу жизнь Ему. Если мы не делаем этого,  а отдаем себя кому-то или чему-то другому - мы грешим, трагически промахиваемся мимо главной цели своей жизни, того, для чего мы созданы.

Поэтому покаяние - не просто признание тех случаев, когда мы несправедливо обходились с другими людьми; это прежде всего - пересмотр курса, выбор правильной дороги, присяга правильной стороне. В христианской литературе много историй о Божией милости к явным грешникам - бандитам, проституткам, наркоманам, ворам - которые, по благодати Божией, обратились к трезвой и честной жизни.

Но было бы ошибкой думать, что приличный по мирским меркам человек не нуждается в покаянии. Мирская порядочность необходимое, но не достаточное условие для спасения - так, вести себя дисциплинированно на борту корабля важно, но недостаточно. Надо еще, чтобы корабль направлялся в гавань, а не на рифы.

Отречение от отчаяния

Как говорит святой Иоанн Лествичник, покаяние есть отречение от отчаяния; как дополняет эту мысль святой Амвросий Медиоланский, «никто не станет каяться, если не будет уверен в милости и прощении». Возложив твердую надежду на милость Божию, мы можем смелее посмотреть в лицо нашей главной проблеме - греху. Всю нашу жизнь нам придется бороться с грехом - а также с привычкой к самообману, к отрицанию, к поиску виноватых. И в этой борьбе более всего нас будет укреплять уверенность в благодати Божией.

Да, мы грешники, испорченные и виновные, но Господь любит нас, умер за нас, и приведет нас в наш небесный дом, где мы наконец будем полностью исцелены и очищены для вечной радости.
«Ну что за труд сказать тебе: я согрешил», - увещевает Иоанн Златоуст. Великое освобождение, которое приходит с этими словами, навсегда избавляет человека от комплекса попавшегося ребенка - от самооправданий, от попыток обвинить других, чтобы как-то вывернуться самому, от надрывной похвальбы грехом. Исповедание греха открывает двери мира и небесной надежды. Как говорит псалмопевец, Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс 31:1-5).


http://www.foma.ru/article/index.php?news=6073
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Остановит ли новый папа разрушение Католической церкви
Сможет ли радужное безумие разрушить изнутри старейший институт Европы? Мы еще не знаем; но мы знаем, что это в очень большой степени зависит от одного человека – папы римского Льва XIV.
16.05.2025
Западная русофобия дает шанс вернуть потерявшихся
Многие из релокантов понаговорили и понаписали такого, что теперь опасаются ступать на российскую почву. Но люди меняются – а неласковый прием за границей особенно побуждает их к переоценке своих поступков.
12.02.2025
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
Дело не в Ленине, дело в провокации
Новый комментарий от Zakatov
05.07.2025 20:59
Кто ждёт перемен?
Новый комментарий от Рабочий
05.07.2025 20:14
«Пустота пустот»: о фильме «Мумия»
Новый комментарий от Константин В.
05.07.2025 18:58
Вечная память
Новый комментарий от влдмр
05.07.2025 18:19
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Апографъ
05.07.2025 17:34