Творческий консерватизм, часть I

0
181
Время на чтение 4 минуты
В сегодняшней России существует явный запрос на консервативную идеологию. Но что мы имеем в виду, говоря о консерватизме? Есть старый детский анекдот про Петьку и Василия Ивановича - Василий Иванович распорядился приставить охрану к зданию консерватории. "Зачем?" - спрашивает Петька. "Как зачем? Чтобы консервы не воровали!". Со словом "консерватизм" связано похожее недоразумение - его связывают со словом "консервировать", и, значит, "сохранять старое". Надо сказать, что такой оттенок - сохранения старого - в консерватизме есть, но не он, пожалуй, является главным.

В нашем контексте не очень понятно, что считать старым. Традиция исторической России глубоко подорвана за годы коммунистической диктатуры, и можно говорить только о ее воссоздании, а не сохранении. Консервировать то, что большинство людей воспринимает как "старое" - то есть поздний СССР - тоже довольно странно.

Поэтому нам надо подумать о более глубоком смысле слова "консерватизм", смысле, выходящем за рамки консервации.

Консерватизм и осмысленность мироздания

Более глубокой и фундаментальной чертой консервативного мировоззрения является даже не сохранение старого - консерватор может быть реформатором и поддерживать перемены - а определенный взгляд на мироздание и место человека в нем. Консерватор верит в осмысленность, упорядоченность мироздания, отражением которого является социальный порядок. Не случайно консерватизм, как правило, религиозен. Консерватор верит в существование благого и созидательного Божиего замысла о человеке, и полагает, что общественное устроение должно искать согласия с этим замыслом. Поэтому консерватор может быть сторонником перемен - он оценивает социальные установления не с точки зрения их "старинности", а с точки зрения их сообразности тем требованиям правды и милости, которые он находит в Евангельском и в естественном законе. Радикальные перемены - такие, например, как отмена крепостного права в России или запрещение работорговли в Великобритании - могли опираться на глубоко консервативный взгляд на мир. Консерватор верит в реальность надчеловеческой правды, которую он ищет отразить в человеческом обществе - а это глубоко творческая работа, предполагающая поиск того, как вечные истины должны проявлять себя в меняющихся условиях.

Оппонентом консерватора является не сторонник перемен как таковых, а сторонник определенного взгляда на мир; этот взгляд, по существу, атеистичен, хотя его сторонники и могут придерживаться определенной, чаще всего размытой и неортодоксальной религиозности. Согласно этому взгляду,  никакого высшего замысла о человеке не существует - по крайней мере, он не имеет отношения к общественной жизни. Существуют воли индивидуумов - и их групп - и общественная жизнь состоит в их согласовании. Более того, любые разговоры о вечных истинах, о естественном законе, об объективных моральных ценностях рассматриваются как угрожающие личной свободе и самореализации человека.

Такого оппонента иногда обозначают словом "либерал", но это не совсем верно и создает путаницу. "Либерализм" в смысле приверженности личной свободе может быть связан с консерватизмом и никак не является его противоположностью. Более подходящим, по-видимому, является термин "революционер" - человек, который устремляется разрушить "весь мир насилья", ради мечтаемого светлого будущего. Средствами такого разрушения может выступать и вооруженный переворот, и постепенное продвижение определенных взглядов через СМИ, массовую культуру, законодательные собрания и суды.

Рассмотрим различие консервативного и революционного подходов на примере острой полемики, которая в США и в некоторых странах Европы ведется относительно так называемых "однополых браков". Консервативная позиция состоит не в противлении переменам потому, что это перемены, не в страхе перед новым, (хотя критики консерваторов и пытаются создать такое впечатление) а защите естественного закона. С точки зрения консерватора, брак - это не что-то, придуманное людьми, не что-то, что они могут, при желании, изменить - а неизменное проявление человеческой природы. Люди сотворены мужчинами и женщинами, которые естественно предназначены для того, чтобы формировать прочный моногамный союз - который мы видим в самых разных культурах и в самые разные эпохи. Брак может быть "однополым" не больше, чем мужчина может быть беременным - и бессмысленно спрашивать, почему мужчина "лишен права на беременность". Он просто не может быть беременным - такова человеческая природа, и мы призваны жить в соответствии с ней. Пытаясь игнорировать эту реальность, этот изначальный замысел о человеке, мы не навлечем на себя ничего, кроме бед.

Разумеется, между самими консерваторами могут быть серьезные разномыслия относительно того, какие именно социальные установления соответствуют нашей природе и естественному закону; однако консерваторов относит в один лагерь само признание такого закона.

Личная свобода

И консерватор, и революционер говорят о личной свободе - но исходят при этом из принципиально разных предпосылок. В консервативном мировоззрении свобода человека обусловлена двумя реалиями - тем, что человек обладает объективным долгом и предназначением, и  тем, что человек грешен, и любые общественные институты неизбежно несут на себе печать греха.

Человек обладает объективным призванием и объективным долгом, требование свободы исходит из требования осуществления этого долга. Мы призваны искать истину - а значит, должны быть свободны от идеологического диктата, который препятствует нам это делать;  мы призваны трудиться и умножать данные нам таланты - а значит, у нас должна быть свобода в нашей экономической, или художественной, или научной деятельности. Мы призваны утверждать правду и милость и противиться беззаконию - а значит, у нас должна быть свобода общественной деятельности. Свобода для консерватора есть свобода осуществления положительного нравственного идеала; для революционера - свобода от всех юридических или моральных ограничений, налагаемых на личное хотение.

Свобода консерватора, это, например, свобода вероисповедания, свобода молиться Богу по своей вере; свобода революционера - это свобода глумиться над религиозными святынями. Для консерватора свобода это "свобода для" - свобода следовать своей совести; для революционера - это "свобода от", свобода от ограничений. Примером может служить известный скандал с карикатурами на Муххамеда в одной датской газете. Многие заявили, что, поскольку свобода самовыражения является одной из фундаментальных демократических ценностей, издатели имеют право публиковать карикатуры на кого угодно. Ряд изданий даже перепечатал эти карикатуры.

Консерватору не пришло бы в голову делать дурную вещь, чтобы продемонстрировать, что он свободен ее сделать - и как раз консервативные издания карикатур перепечатывать не стали. Ущемление свободы для консерватора - это когда ему препятствуют исполнить его долг; для революционера - когда ему препятствуют исполнить его хотение. С этим связано и несколько разное восприятие прав человека, о чем мы скажем несколько позже.

http://www.radonezh.ru/analytic/15082.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29