«Раскол» вызовет дискуссию в церковной среде и реакцию в массовом сознании

0
185
Время на чтение 4 минуты

20-серийный фильм Николая Досталя «Раскол», показ которого завершился недавно на канале «Культура», можно назвать своего рода прорывом в российском кинематографе. До настоящего времени мало кто из современных режиссеров брался за осуществление такой сложной и с исторической, и с художественной точки зрения задачи: воплотить на экране столь противоречивую и переломную эпоху, как XVII век. Удалось ли это в полной мере? Своим мнением о фильме «Раскол» делится протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ.

- Начну с достоинств фильма «Раскол». Слава Богу, он достаточно корректен по отношению к истории XVII века - никакого Фоменко там и близко нет. Авторы явно стремились к объективности, старались снимать без гнева и пристрастия. У нас в стране это столетие вообще не знают, так что описать то время - уже большое дело.

Приятно, что авторы опирались на достаточно фундаментальные источники: сценарий написан не по одной книге, художники работали с явным осознанием материала - это сегодня не так уж часто встречается.

Если говорить о характерах, то мне больше всего в фильме понравилась драматическая коллизия царя Алексея Михайловича. Он - самый развивающийся характер на протяжении 20 серий, почти трагически развивающийся: от чистого, искреннего, радеющего за построение идеального царства юноши до потерпевшего крушение в лучших своих устремлениях, на наш взгляд, еще совсем нестарого человека, но уже - на пороге своего земного пути. Алексей Михайлович, фигура трагическая, показан убедительно и без лишней драматизации, без интонирования, без мелодраматизма.

Отдельная благодарность авторам - за появившуюся в последних сериях абсолютно никому не известную фигуру Федора Алексеевича. Царь Федор, о чьей ранней кончине в юности можно только скорбеть, был переполнен идеальными устремлениями, соединенными с европейской образованностью и неоторванностью от отеческих корней. Он мог бы быть человеком, который повел бы (при всей невозможности сослагательного наклонения в исторической науке) Россию совсем в другом направлении. С помощью образа Федора Алексеевича показана альтернатива петровским реформам. Это честно, хорошо, и я впервые что-то подобное вижу о царе Федоре и вообще об этом периоде русской истории.

Конец фильма яркий - кончина царя Федора в келье и маршировка потешных полков будущего царя Петра. Этот образ показывает смену эпох, окончание времен, которое происходило в России.

Хорош актерский состав. Принципиальным было решение, чтобы в фильме снимались не те, кто узнаваем, а те, кто свободнее в самоощущении и соответствует образам в их реализации.

Показывая XVII век, трудно было не сбиться на любование жестокостью. Слава Богу, в фильме этого нет. С одной стороны, режиссер не ретуширует того, сколь жестоко было то время, но с другой - никаких красивых планов ломаемых на дыбах, сгорающих на костре, вообще показа терзаемой плоти нет. Надо отдать должное деликатности и этико-эстетическому чувству авторов, которые ушли от этого соблазна, который был очень силен, - сам материал предполагал. Современный зритель по-другому воспринимает зло и страдания - у нас его не меньше, но оно другое, чем в XVII веке. И показывать насилие в лоб - значит ломать восприятие, а не способствовать ему. Правда, авторы не ушли от оживляжа обнаженкой и легкой эротикой, но, по крайней мере, в этом направлении не переборщили, хотя, опять же, материала можно было найти сколько угодно - достаточно просто посмотреть тексты XVII века.

Меньше понравилось психологически понятное, но для исторического фильма все же неправильное, в конечном итоге, тяготение к гонимым. Да, гонимые всегда вызывают большее сочувствие и выглядят жалостливее. Но тем и отличаются конфликты внутри Церкви от конфликтов общественных и внутриполитических, что там иной раз по-человечески выглядящие, не слишком привлекательные персонажи, оказываются хранителями не просто исторической справедливости, но церковной истины. В этом смысле сведение коллизии к психологическому противостоянию властолюбивого, хотя и радеющего о церковной пользе Никона и жертвенного героического Аввакумом есть упрощение. Ясно, что Аввакум, дети, Марковна, гонения, - все это выглядит куда как привлекательнее, чем Никон, почести, конфликты из-за властолюбия с царем и так далее. Но при всех его человеческих неправдах Никон выводил Русскую Церковь из тупика национальной самозамкнутости, уводил от этого, чтобы мы не превратились в пусть огромное по количеству, но, по сути дела, раскольническое сообщество внутри Православия. Из фильма внешний зритель вряд ли сделает вывод, что по отношению к церковной истине Никон был прав. Его точка зрения и точка зрения старообрядцев представлены как равнозначные, а это не так. В конце концов, Аввакум в конце жизни был еретик. В фильме показан спор в Пустозерске о Трисущностном Боге - это очевидная ересь. И таких ересей у Аввакума в его писаниях хватает. Но ведь зритель не поймет - для него это начетничество: сидят раскольники десять лет в срубе, беседуют о буквах. Но это действительно кардинальное искажение православной догматики, базирующееся на ненужной верности букве старой традиции.

Упрощенно подана и позиция греческих иерархов. Да, конечно, Паисий Лигарид не должен вызывать никакой симпатии как абсолютный авантюрист, мошенник и отрицательный персонаж. Но сводить все присутствие греков на Руси к воздыханиям о длинных русских службах, к взыскиваниям по возможности больших пожертвований и готовности переметнуться туда или сюда - это упрощение греческой позиции, то есть позиции Вселенского Православия в русском споре, что не вполне справедливо.

В целом могу сказать: хорошо, что этот фильм появился. Думаю, «Раскол» вызовет дискуссию и в церковной среде, и реакцию в массовом сознании. Хотелось бы надеяться, что он не останется уникальным прецедентом на сегодняшнем телеэкране.

http://www.taday.ru/text/1214944.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 13:56
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40