А все-таки нас любят

Заметки с восьмого Национального собора русофилов Болгарии

0
369
Время на чтение 7 минут

На собор близ города Казанлык у водохранилища Копринка съехались десять с лишним тысяч болгар. Национальное Движение русофилов начиналось в 2003 г., когда недалеко от Софии собралось 800 болгар, работавших в годы социализма в советской республике Коми. Постепенно к ним присоединились те, кому довелось учиться или работать в разных уголках Советского Союза, смешанные семейные пары. То есть изначально это были встречи друзей, которых объединяло «советское» прошлое, - они вспоминали свою юность, совместную работу и учебу, любовь, общие горести и радости, пели любимые русские народные и советские песни.

Собирались вместе люди, которые испытывали неподдельную любовь к России, лишенные доступа к ставшими для них необходимыми российской культуре, литературе, искусству, прессе, телевидению. К ним тянулись и те болгары, для которых дружба с Россией не только прошлое, но и важный фактор современной общественной жизни. Движение довольно быстро стало массовым, организованным, его отделения возникли по всей стране. Сегодня только зарегистрированных членов насчитывается свыше 20 тысяч, а на ежегодных соборах у Копринки участвуют от 8 до 12 тысяч человек. В 2009 г. Движение русофилов возглавил Николай Малинов, под руководством которого активисты развили многостороннюю деятельность, направленную, прежде всего, на сохранение памятников русских и советских воинов, поддержку изучения русского языка в Болгарии, знакомство с творческими коллективами из России.

На нынешнем соборе под овации присутствующих посол России в Болгарии Ю. Исаков зачитал Указ президента России Д. Медведева о награждении Н. Малинова медалью имени А.С. Пушкина за активную деятельность по сохранению памятников русской и советской воинской славы. С высокой трибуны прозвучали приветствия президента Болгарии Г. Пырванова, лидера БСП С. Станишева, кандидата в президенты от БСП И. Калфина, представителей общественных организаций, свое слово сказали представитель Русской Православной Церкви в Софии игумен Филипп, руководители российских делегаций. До позднего вечера перед собравшимися выступали артисты, многочисленные болгарские и российские художественные коллективы, развевались российские и болгарские флаги, звучали популярные русские и болгарские песни.

Когда видишь все это собственными глазами, испытываешь огромное волнение - где, скажите, в какой стране мира можно увидеть подобное? Испытываешь и чувство горечи - что знают русские люди об этом феноменальном движении?

Разве нашлось ему место в российских СМИ и на центральном телевидении? На чью помощь и поддержку может рассчитывать болгарское Движение русофилов в России? Есть и серьезная тревога - какое будущее ожидает это уникальное движение?
Национальное Движение русофилов позиционирует себя как неправительственная, неполитическая организация, цель которой развитие болгаро-российского сотрудничества в различных сферах на основе исторических, культурных и религиозных традиций, существующих в отношениях между двумя странами. Активисты Движения подчеркивают, что объединяют всех, кому дороги связи с Россией, независимо от политических взглядов и партийной принадлежности, однако, совершенно очевидно, что оно объединяет прежде всего тех, чье сердце осталось в социалистической Болгарии. Ее образ ассоциируется у них с детством и юностью, с уверенностью в завтрашнем дне, служением идеалу счастливого справедливого общества, в котором доведется жить если не им самим, то непременно их детям. Все искажения, несправедливости того времени для них буквально растворились перед реалиями последних двадцати с лишним лет: грабительской приватизацией, обнищанием народа, высокой смертностью населения, массовой эмиграцией, забвением национально-государственных интересов в угоду западным державам. Они плохо себе представляют, что происходит в сегодняшней России, искренне недоумевают, почему Болгария исчезла из поля зрения новой российской элиты, болезненно переживают её безразличие к тем, кто в Болгарии любит Россию.

Движение Н. Малинова, безусловно, не охватывает всех русофилов Болгарии. В стране существуют и другие общественные организации, которые выступают за дружбу и сотрудничество с Россией, однако они не столь массовы и организованны.

Не участвуют в Движении представители классических левых и правых взглядов, они с разных позиций критикуют его. Так, со стороны правых можно услышать, что, дескать, надо оставить в прошлом деление болгарского общества на русофилов и русофобов. Отношения к России должны определять иные критерии, скажем, материальные, прагматические интересы. Но объективная реальность такова, что в современном болгарском обществе существуют и русофилы, и русофобы, причем, и тех и других в различных пропорциях можно встретить во всех политических партиях, возможно, за исключением турецкой ДСП. Однако политический и информационный климат в нынешней Болгарии таков, что требуется обладать гражданским мужеством, чтобы открыто назвать себя русофилом.

Н. Малинов прямо говорит, что ежегодно люди собираются на соборы, чтобы «выразить свою любовь к России, заявить с гордо поднятой головой, что они не боятся и не стыдятся показать свою любовь к нашим общим культурным и духовным ценностям».

Идейно-политическая борьба в Болгарии со всей очевидностью свидетельствует, что вопрос об отношении болгар к России неразрывно связан с вопросом определения своей национальной идентичности, осмыслением своего места в истории, пониманием направления движения болгарского государства на современном этапе.

10 ноября 1989 г. - поворотная дата в истории Болгарии: коммунизм ушел, но коммунисты остались. Немалая часть из них довольно быстро превратилась в антикоммунистов, которые не стали на путь возвращения к своим национальным корням, а настойчиво стали увещевать болгарский народ сделать «новый цивилизационный выбор». Претенциозные слова в реальности скрывали насаждение новой национальной идеологии - безудержного потребления, американизации, обслуживания интересов США на Балканах. Сознательно или нет, новые руководители Болгарии говорили и говорят о необходимости «цивилизационного выбора», когда в действительности такой выбор невозможен.

Как остроумно заметил болгарский политолог Валентин Вацев: «Присоединиться к цивилизации, к которой не принадлежишь, это все равно, что объявить себя золотой рыбкой и на этом основании потребовать себе более комфортный аквариум».

У болгар, как у любого народа, альтернатива одна - либо сохранить свою, Богом данную национальную идентичность, либо исчезнуть, раствориться в цивилизациях иных.
В истории Болгарии были тяжелейшие периоды, когда существовала серьезная угроза ее исчезновения с карты мира. Исторический опыт недвусмысленно свидетельствует , что болгарский народ выдерживал самые тяжелые испытания, когда болгарин и православный были синонимами. Русских и болгар при всех различиях национального характера объединяет общий цивилизационный код, духовная связь, которая веками предопределяла отношения двух народов друг к другу, независимо от политических перипетий и коньюнктуры. Не случайно во все времена для врагов Болгарии и России это сочетание славянства и православия было нетерпимо, именно сюда было направлено острие идейно-политической борьбы. Во многом те, кто пытался вбить клин между нашими народами, преуспели: сегодня отчуждение между странами, между элитами - очевидный факт. Можно говорить, что причина в сильнейшем натиске глобализации, американизации жизни в России и в Болгарии. Однако главная беда видится в другом - не враг силен, а мы слабы.

Сегодня и Россия, и Болгария переживают период затяжного духовного кризиса. Морально-нравственные основы и традиции государственности, которые родились и развивались в лоне православной духовной культуры, во многом утрачены. В обществе нет единства ни в понимании добра и зла, ни в определении своей национальной идентичности, ни в представлении о своем месте в будущей картине мира.

Крах социалистической системы освободил Россию и Болгарию от атеистического режима, однако, пришедшие к власти элиты вместо возвращения к национальным корням, собственным духовным ценностям избрали вектор политического движения исключительно на Запад.

Тяга к копированию западных «ценностей» известной части общества, с одной стороны, и отторжение их подавляющим большинством народа, с другой, привели к затянувшемуся периоду идейного разброда и шатаний, массовому распространению оккультизма и сектантству, напряжению общественного климата.

Практически все выступавшие на соборе русофилов, упоминали о многовековых духовных связях наших народов, но говорили о них как о категории прошлого, а то и вовсе употребляли слово духовность в искаженном смысле - как приобщение к явлениям культуры, которые, как известно, могут быть и богопротивными и бездуховными. В то же время бросилось в глаза, что из десяти тысяч участников собора лишь два-три десятка человек приняли участие в заупокойной службе у памятника русским и болгарским героям на Шипке. Лишь горстка людей стояла в храме-памятнике Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шипка на литургии, которую служил митрополит Старозагорский Галактион, ни один человек не подошел к причастию. Некоторые активисты Движения русофилов впервые были на церковной службе.

Представляется, что сегодня как никогда актуально вспомнить, что благодаря духовным связям наших народов в тяжелейшие периоды истории уцелел «духовный щит», сберегавший само существование русских и болгар - святая православная вера. Как в сообщающихся сосудах, от одного народа к другому перетекали идеи, религиозный опыт, потоки духовной литературы, достижения культуры и искусства. Сегодня эти сосуды практически пусты - и в России, и в Болгарии в значительной мере утрачено знание своего национального кода. Но богатейшая сокровищница духовного знания доступна, и она рядом! Величайшие подвижники православной веры, русские и болгары, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Рильский, Паисий Хилендарский оставили нам свои заветы, указали путь спасения и процветания наших народов. Болгарин святой митрополит Московский Киприан, возглавивший Русскую церковь в тяжелые времена борьбы с монголо-татарским игом, призывал к единству и духовной стойкости всех православных христиан. Этот призыв особо актуален для России и Болгарии сегодня. Возвращение к Православию как основе жизни русских и болгар есть вопрос нашего выживания. Если Россия и Болгария не займут своего места в цивилизационной группе, к которой принадлежат, то, лишенные своей национальной идентичности, они обречены на обслуживание чуждых им интересов.

Идти вместе и нести в мир свет нашей веры, свой взгляд на справедливость, нравственность, организацию жизни - вот миссия России и Болгарии, их национальная идея.

В этом свою позитивную роль может сыграть и Движение русофилов, которое в будущем в своем нынешнем виде не может сохраниться. Оно или превратится в кружок любителей русской культуры, или самораспустится, так как в православной дружественной нам Болгарии русофобам не будет места.

http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/a_vse-taki_nas_lubat_2011-09-22.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Решетникова
О разрывах в исторической памяти
Сегодня в обществе нет реального представления о прошлом нашей страны
17.06.2021
Сава Живанов: Сербия и Балканы – бронежилет России
Памяти выдающегося сербского историка
01.02.2021
Распутин в Болгарии
В своих оценках происходившего писатель оказался прав
16.03.2017
«Чтобы выжить, ты должен чувствовать себя русским»
Вспоминая Игоря Ростиславовича Шафаревича
08.03.2017
И новый Октябрь впереди?
Размышления историка в год столетия Русской революции
14.01.2017
Все статьи Ольга Решетникова
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29