Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Казачество - составная часть русского народа

П.  Задорожный, Русский вестник

21.09.2011


Выступление Верховного атамана Союза казаков России П.Ф. Задорожного на конференции «Православие духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения» (г. Ставрополь, 16.08.2011) …

Казачество - исконное явление русской жизни, а образование и развитие казачьих войск всегда находилось в тесной связи с жизнью русского государства. Казачество не просто явление русской жизни, а исключительное явление, поэтому нигде мы не найдем аналога этому явлению.   

В трудах ведущих российских историков XVI, XVII и XX веков выражается непоколебимая уверенность, что казаки - это часть славянского народа, его особая ветвь с вливанием и вкраплениями представителей других коренных народов страны.
  
Спорить можно много о казачьем феномене, но ясно одно: какого бы не было происхождения слово казак, в конечном итоге носителем его стал русский человек со своим языком, верой, обычаями и культурой.
 
Казачество рассматривается как составная часть русского народа, поэтому его история должна рассматриваться в неразрывной связи с историей России и Православия.
  
Казаки всегда считали себя неотделимыми от русского народа, а казачьи земли от России. Казачество - явление мирового характера. Казачество - это «поэзия» русской старины, которая не может не волновать русскую душу.   

Казачество является продуктом Русской стихии, которое сформировалось из окраинных поселенцев, такой своеобразно красочный культурно-исторический тип российского мира.

Испокон веков казаки никогда не знали рабства - отсюда их первое и главное достоинство: чувство внутренней свободы.   

Вместе с тем органической чертой и казачьих общин, и казаков всегда была присущая им любовь к порядку.   

Гармоническое сочетание этих двух начал, внутренняя свобода и порядок, всегда делало из казаков самую верную опору, самый надежный оплот здоровой государственности.   

Жизнь и внутреннее отношение казачества всегда утверждались на здоровых общечеловеческих отношениях. Казаку всегда было ясно что, «Где нет равенства, там нет справедливости, а где нет справедливости, там нет нравственности».   

Эти критерии всегда лежали в основании строительства казачьей жизни и его стержня. Генетическим кодом казачества и сейчас является «совесть и вера православная».  

В казачестве переплелись взаимоисключающие явления - тяга к свободе (в первую очередь - к свободе духа) и любовь к порядку. Не просто тяга к порядку, а любовь к внутренней собранности, которая тяготеет к воинской дисциплине, отсюда (или последствие этого) еще одна казачья характеристика. Так называемое «воинское сословие».
   

Казаки настоящие воины - по духу своему и по поступкам. Для казака смерть за свою православную веру, за Родину не подвиг, а - венец всей жизни.
   

Отличительная черта казачьей организации, как организации строго национальной Русской т.е.
   

1. Религиозной.
   
2. Православно - церковной.
   
3. Сохранившей более крепкую связь с древнерусским
    укладом (допетровским).
   
4. Более других родов оружия сохранившей свой
    семейный быт.
   
5.Более других частей Русской Армии сблизившей
    военную службу с семейной жизнью.
  
В глазах простого народа воин идеальный, воин по преимуществу мыслим всегда как казак.
  
Вся жизнь казачества была воплощена в служении государству и вере православной.
  
Действительно на государевой службе казаки обрели расцвет, духовный взлет, проявили блеск удали и дерзкой отваги, самоотверженность и верность присяги.
 
Оставаясь «вольным» и «гордым» в самом себе, казак растворялся в семье, станице и в войске, ярко выражая свою «личность» - глубокую и религиозную - соборно в рамках своего родного войска.
 
 В силу этого обстоятельства казачьи войска крепко и всеми силами, корнями держались родной почвы, отличались покорностью воле Божьей и глубокой системой, удерживающей их на вершине русского самосознания и государственной дисциплины.
  
С природой казачества как с серьезным фактором на международных весах считались политика и стратегия - наша и иноземная. Казачеством русский народ и вооруженные силы России гордились.
  
Идея исторического казачества, ее природа - ясная и категорическая, исключительная мощь духа его традиций, быта, экономических основ - никак не укладывается в заостренные формы современного западного либерализма.
 
 Западная безрелигиозная и бездушная «культура» противопоставлена культуре казачьей (Русской), - соборно православной и патриархальной. Западный холодный и казачий всеобъемлющий «демократизм» сегодня встретились как смертельные враги.
  
Так в чем же сила и мощь казачества?
  
Слово казак для большинства сейчас означает исторический персонаж или современную живую этнографическую достопримечательность, парадность.
   Слово казак у наших предков ассоциировалось:
   - с доблестью духа;
   - высшей похвалой для мужчин;
 
Для остальных моральные ориентиры казака служили нормой поведения.

Если сравним слово казак сейчас и слово казак у наших предков, то обнаружим несоответствие смыслового и духовного наполнения.
 
Мы и наши предки, произнося слово казак, вкладываем в него разный смысл, реагируем на него по-разному.
  
Какую духовную составляющую мы растеряли за эти годы?
  
Можно ли говорить о возрождении казачества, если душа самого слова казак потеряна.
  
Слово казак утратило сейчас изначальное социальное и духовное наполнение и поэтому казачество утратило свои прежние народно-патриотические, духовные ориентиры.
   

Говорить о возрождении казачества без возрождения духовных основ - НЕВОЗМОЖНО.
  
Казачество есть, когда есть духовные основы, и казачества нет, когда нет духовных основ.
  
Без духовных основ все казачество сводится к внешней обрядности.
 
 Казачество - это, прежде всего, ДУХОВНОЕ БРАТСТВО, а не ношение формы, погон, традиционного холодного оружия, нагайки.
  
Казачество - это народно-патриотическая гордость России, его воинская доблесть.
  
Если сравнить казачество прошлое и современное, то получим результат не в пользу современного. Современный казак в большинстве своем бездуховный.
  
Основными догмами духовной основы казачества являются:
  
- вера православная;
   - честь и преданность Отечеству;
   - неподкупность;
   - равнодушие к богатству («довольствуйся малым», учил Спаситель);
   - общинность (соборность);
   - товарищество, казачье братство;
   - непоколебимая воля;
   - самоотверженное служение казачеству.
  
В чем заключалось самоотверженное служение казачеству?
  
1. Защита Православия, обычаев и традиций, земли и народа Святой Руси;
  
2. Самопожертвование во славу веры православной, казачества и Святой Руси.
  
Православие является обязательным условием существования казачества.
  
Казачество формировалось и пополнялось из православной среды. Только Православие дает казачеству духовное потомство.
  
Наши предки всегда имели непоколебимую веру в Бога и в вечность души. Знали, что рано или поздно душа несет ответственность за качество прожитой жизни и поэтому главной целью жизни казака являлось спасение своей души. Соответствуют ли поступки спасению души, являлось главной шкалой ценностей.
  
Казак олицетворял в себе не жизнь тела, а жизнь души, вобравши в себя Веру, Честь и Совесть. Убить его физически не означало убить его душу и сознание, а изменить взгляды на противоположные означало убить его душу при живом теле.
   

Для казака спасти жизнь души и честь было гораздо важнее, чем спасение жизни тела.
   

Спасение души было более важным, чем спасение своей жизни, тем более важнее, чем выгода. Поэтому голос совести в казаке всегда звучал и должен сейчас звучать сильнее выгоды. Человека с такой шкалой ценностей невозможно купить, из этого вытекает вторая духовная основа казачества:
 
 - честность;
   

- неподкупность;
  
- независимость.
  
Для казачества всегда были свойственны личный аскетизм, казачья честь и презрение к роскоши. Вспомним заповедь Спасителя Господа нашего Иисуса Христа -
  
«Возлюби ближнего своего...». Любовь к ближнему одной из своих форм проявляется в заботе о ближнем.
В
едь мы заботимся о всех, кого любим. Именно заботой и любовью о ближнем пропитана третья духовная основа казачества:
   -

- общинная форма жизни (соборность).
  
Эта форма жизни наиболее приемлемая для Православия и казачества. Для нее характерны взаимовыручка, преданность и сотрудничество в решении вопросов сообща. В общинной форме решающее значение имеют межличностные отношения, а не деньги и титулы. Общинная форма жизни долгое время была материальной основой казачества.
   

Община - извечная форма существования народа Святой Руси.
   

Народ Святой Руси является четвертой духовной основой казачества (предки, их личный пример духовности и воинской отваги).
   

Пятой духовной основой казачества являются братство и товарищество.
   

Это общинная форма жизни казачества на более высокой ступени развития, которая усилена православным мировоззрением и вытекающим из него поведением.
  
В казачьем товариществе каждый казак как воин-общинник, будучи даже один, действовал в интересах общего казачьего мировоззрения. Каждый казак представлял интересы могучей казачьей православной силы.
   

Действиям казаков были присущи самопожертвование в интересах братства как высшая доблесть. Ведь Сам Спаситель явил казачьему братству достойный пример, когда шел на муки и отдал свою жизнь для спасения людей и искупления грехов всего человечества.
   
Если казака нельзя купить и казака как представителя казачьего братства нельзя запугать, то рождается шестая духовная основа казачества:
  
- свобода истинная - воля.
 
 Это воля поступать по совести, по нравственным ориентирам православного мировоззрения.
  
Любые другие мотивы это не воля. Воля как вседозволенность казачеством всегда отрицалась. Поэтому казак руководствовался в своих поступках свободой как совестью, так и нравственными ориентирами Русского Православия.
  
Вспомним еще одну основную заповедь Спасителя: «Возлюби Господа своего...» - любовь к Творцу есть служение ему, которым казачество спасает свою душу.
  
А своим спасающим душу служением Творцу казачество выбрало защиту Православия, Святой Руси, ее народа.
  
Итак, назначение казачества - защита Православия, Святой Руси и ее народа.
  
А место казачества на рубеже. Прежде всего на рубеже духовном, не позволяя проявится мерзости, духовному разложению и пресекая дьявольское зло.
   
В настоящее время в России одна часть казачества состоит из потомков казаков и представителей народа Святой Руси.
   
Другая часть - искусственно созданный реестр (набор всех, кто пожелает и кому это выгодно), в руководство которого назначаются представители государственного административного аппарата.
   
Какое же из них истинное казачество?
  
Правильных ответов два:
  
1. Ни одно из них, если в них нет соответствия духовным основам и нет стремления исполнить свое предназначение.
  
2. Каждое из них будет истинным, если соответствует духовным основам и своему предназначению.

http://www.rv.ru/content.php3?id=9164



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме