Казачество - исконное явление русской жизни, а образование и развитие казачьих войск всегда находилось в тесной связи с жизнью русского государства. Казачество не просто явление русской жизни, а исключительное явление, поэтому нигде мы не найдем аналога этому явлению.
В трудах ведущих российских историков XVI, XVII и XX веков
выражается непоколебимая уверенность, что казаки - это часть славянского
народа, его особая ветвь с вливанием и вкраплениями представителей
других коренных народов страны.
Спорить можно много о казачьем феномене, но ясно одно: какого бы
не было происхождения слово казак, в конечном итоге носителем его стал
русский человек со своим языком, верой, обычаями и культурой.
Казачество рассматривается как составная часть русского народа,
поэтому его история должна рассматриваться в неразрывной связи с
историей России и Православия.
Казаки всегда считали себя неотделимыми от русского народа, а
казачьи земли от России. Казачество - явление мирового характера.
Казачество - это «поэзия» русской старины, которая не может не волновать
русскую душу.
Казачество является продуктом Русской стихии, которое сформировалось из окраинных поселенцев, такой своеобразно красочный культурно-исторический тип российского мира.
Испокон веков казаки никогда не знали рабства - отсюда их первое и главное достоинство: чувство внутренней свободы.
Вместе с тем органической чертой и казачьих общин, и казаков всегда была присущая им любовь к порядку.
Гармоническое сочетание этих двух начал, внутренняя свобода и порядок, всегда делало из казаков самую верную опору, самый надежный оплот здоровой государственности.
Жизнь и внутреннее отношение казачества всегда утверждались на здоровых общечеловеческих отношениях. Казаку всегда было ясно что, «Где нет равенства, там нет справедливости, а где нет справедливости, там нет нравственности».
Эти критерии всегда лежали в основании строительства казачьей жизни и его стержня. Генетическим кодом казачества и сейчас является «совесть и вера православная».
В казачестве переплелись взаимоисключающие явления - тяга к
свободе (в первую очередь - к свободе духа) и любовь к порядку. Не
просто тяга к порядку, а любовь к внутренней собранности, которая
тяготеет к воинской дисциплине, отсюда (или последствие этого) еще одна
казачья характеристика. Так называемое «воинское сословие».
Казаки настоящие воины - по духу своему и по поступкам. Для
казака смерть за свою православную веру, за Родину не подвиг, а -
венец всей жизни.
Отличительная черта казачьей организации, как организации строго национальной Русской т.е.
1. Религиозной.
2. Православно - церковной.
3. Сохранившей более крепкую связь с древнерусским
укладом (допетровским).
4. Более других родов оружия сохранившей свой
семейный быт.
5.Более других частей Русской Армии сблизившей
военную службу с семейной жизнью.
В глазах простого народа воин идеальный, воин по преимуществу мыслим всегда как казак.
Вся жизнь казачества была воплощена в служении государству и вере православной.
Действительно на государевой службе казаки обрели расцвет,
духовный взлет, проявили блеск удали и дерзкой отваги, самоотверженность
и верность присяги.
Оставаясь «вольным» и «гордым» в самом себе, казак растворялся в
семье, станице и в войске, ярко выражая свою «личность» - глубокую и
религиозную - соборно в рамках своего родного войска.
В силу этого обстоятельства казачьи войска крепко и всеми силами,
корнями держались родной почвы, отличались покорностью воле Божьей и
глубокой системой, удерживающей их на вершине русского самосознания и
государственной дисциплины.
С природой казачества как с серьезным фактором на международных
весах считались политика и стратегия - наша и иноземная. Казачеством
русский народ и вооруженные силы России гордились.
Идея исторического казачества, ее природа - ясная и
категорическая, исключительная мощь духа его традиций, быта,
экономических основ - никак не укладывается в заостренные формы
современного западного либерализма.
Западная безрелигиозная и бездушная «культура»
противопоставлена культуре казачьей (Русской), - соборно православной и
патриархальной. Западный холодный и казачий всеобъемлющий
«демократизм» сегодня встретились как смертельные враги.
Так в чем же сила и мощь казачества?
Слово казак для большинства сейчас означает исторический персонаж
или современную живую этнографическую достопримечательность,
парадность.
Слово казак у наших предков ассоциировалось:
- с доблестью духа;
- высшей похвалой для мужчин;
Для остальных моральные ориентиры казака служили нормой поведения.
Если сравним слово казак сейчас и слово казак у наших предков,
то обнаружим несоответствие смыслового и духовного наполнения.
Мы и наши предки, произнося слово казак, вкладываем в него разный смысл, реагируем на него по-разному.
Какую духовную составляющую мы растеряли за эти годы?
Можно ли говорить о возрождении казачества, если душа самого слова казак потеряна.
Слово казак утратило сейчас изначальное социальное и духовное
наполнение и поэтому казачество утратило свои прежние
народно-патриотические, духовные ориентиры.
Говорить о возрождении казачества без возрождения духовных основ - НЕВОЗМОЖНО.
Казачество есть, когда есть духовные основы, и казачества нет, когда нет духовных основ.
Без духовных основ все казачество сводится к внешней обрядности.
Казачество - это, прежде всего, ДУХОВНОЕ БРАТСТВО, а не ношение формы, погон, традиционного холодного оружия, нагайки.
Казачество - это народно-патриотическая гордость России, его воинская доблесть.
Если сравнить казачество прошлое и современное, то получим
результат не в пользу современного. Современный казак в большинстве
своем бездуховный.
Основными догмами духовной основы казачества являются:
- вера православная;
- честь и преданность Отечеству;
- неподкупность;
- равнодушие к богатству («довольствуйся малым», учил Спаситель);
- общинность (соборность);
- товарищество, казачье братство;
- непоколебимая воля;
- самоотверженное служение казачеству.
В чем заключалось самоотверженное служение казачеству?
1. Защита Православия, обычаев и традиций, земли и народа Святой Руси;
2. Самопожертвование во славу веры православной, казачества и Святой Руси.
Православие является обязательным условием существования казачества.
Казачество формировалось и пополнялось из православной среды. Только Православие дает казачеству духовное потомство.
Наши предки всегда имели непоколебимую веру в Бога и в вечность
души. Знали, что рано или поздно душа несет ответственность за качество
прожитой жизни и поэтому главной целью жизни казака являлось спасение
своей души. Соответствуют ли поступки спасению души, являлось главной
шкалой ценностей.
Казак олицетворял в себе не жизнь тела, а жизнь души, вобравши в
себя Веру, Честь и Совесть. Убить его физически не означало убить его
душу и сознание, а изменить взгляды на противоположные означало убить
его душу при живом теле.
Для казака спасти жизнь души и честь было гораздо важнее, чем спасение жизни тела.
Спасение души было более важным, чем спасение своей жизни, тем
более важнее, чем выгода. Поэтому голос совести в казаке всегда звучал и
должен сейчас звучать сильнее выгоды. Человека с такой шкалой ценностей
невозможно купить, из этого вытекает вторая духовная основа казачества:
- честность;
- неподкупность;
- независимость.
Для казачества всегда были свойственны личный аскетизм, казачья
честь и презрение к роскоши. Вспомним заповедь Спасителя Господа нашего
Иисуса Христа -
«Возлюби ближнего своего...». Любовь к ближнему одной из своих форм проявляется в заботе о ближнем.
В
едь мы заботимся о всех, кого любим. Именно заботой и любовью о ближнем пропитана третья духовная основа казачества:
-
- общинная форма жизни (соборность).
Эта форма жизни наиболее приемлемая для Православия и казачества.
Для нее характерны взаимовыручка, преданность и сотрудничество в
решении вопросов сообща. В общинной форме решающее значение имеют
межличностные отношения, а не деньги и титулы. Общинная форма жизни
долгое время была материальной основой казачества.
Община - извечная форма существования народа Святой Руси.
Народ Святой Руси является четвертой духовной основой казачества (предки, их личный пример духовности и воинской отваги).
Пятой духовной основой казачества являются братство и товарищество.
Это общинная форма жизни казачества на более высокой
ступени развития, которая усилена православным мировоззрением и
вытекающим из него поведением.
В казачьем товариществе каждый казак как воин-общинник, будучи
даже один, действовал в интересах общего казачьего мировоззрения. Каждый
казак представлял интересы могучей казачьей православной силы.
Действиям казаков были присущи самопожертвование в интересах
братства как высшая доблесть. Ведь Сам Спаситель явил казачьему братству
достойный пример, когда шел на муки и отдал свою жизнь для спасения
людей и искупления грехов всего человечества.
Если казака нельзя купить и казака как представителя казачьего
братства нельзя запугать, то рождается шестая духовная основа
казачества:
- свобода истинная - воля.
Это воля поступать по совести, по нравственным ориентирам православного мировоззрения.
Любые другие мотивы это не воля. Воля как вседозволенность
казачеством всегда отрицалась. Поэтому казак руководствовался в своих
поступках свободой как совестью, так и нравственными ориентирами
Русского Православия.
Вспомним еще одну основную заповедь Спасителя: «Возлюби Господа
своего...» - любовь к Творцу есть служение ему, которым казачество
спасает свою душу.
А своим спасающим душу служением Творцу казачество выбрало защиту Православия, Святой Руси, ее народа.
Итак, назначение казачества - защита Православия, Святой Руси и ее народа.
А место казачества на рубеже. Прежде всего на рубеже духовном, не
позволяя проявится мерзости, духовному разложению и пресекая
дьявольское зло.
В настоящее время в России одна часть казачества состоит из потомков казаков и представителей народа Святой Руси.
Другая часть - искусственно созданный реестр (набор
всех, кто пожелает и кому это выгодно), в руководство которого
назначаются представители государственного административного аппарата.
Какое же из них истинное казачество?
Правильных ответов два:
1. Ни одно из них, если в них нет соответствия духовным основам и нет стремления исполнить свое предназначение.
2. Каждое из них будет истинным, если соответствует духовным основам и своему предназначению.