Начинающийся предвыборный сезон наверняка будет сопровождаться дискуссиями о пределах светскости и о том, как религиозные общины должны (или не должны) взаимодействовать с властью и обществом. Похоже, так и не смогут выиграть свой последний бой те, кто ставит знак равенства между светским и советским, искренне или наигранно удивляясь присутствию религии в общественной жизни. Нигде, кроме последних тоталитарно-атеистических стран, религиозно мотивированные мысль и действие не ограничиваются «чисто духовной сферой». Разговоры о том, что религия - это только о храмах, кадилах и личной духовности, бессмысленны, потому что игнорируют реальность. Любой человек, в том числе верующий, вправе влиять на обустройство общественной жизни, исходя именно из своих убеждений, а не из начальственного окрика или политтехнологических вбросов. Любое мировоззрение - как светское, так и религиозное - стремится выстроить на своей основе и политику, и экономику, и отношения в семье, коллективе, социуме. Конкуренцию между мировоззрениями лучше вести через мирный диалог и через демонстрацию достижений. Но отменить ее, исключить, проигнорировать просто не получится - попробуйте, например, вновь загнать ислам на Северном Кавказе в ограды мечетей, равно как и отлучить православие в Москве от оценок ювенальной юстиции или антиабортных мер.
Впрочем, радикальное столкновение людей разных мировоззрений, как и разных этносов или социальных слоев, - худшее, что нужно сейчас России, получившей очень нужный для наращивания сил и влияния период стабильности. Православная, исламская и секулярная модели общества должны вступать во взаимодействие не на митингах, не в фейсбуковских ругательствах и уж тем более не в лесах, а прежде всего на арене обсуждения конструктивных планов построения будущего. Одними из главных предвыборных тем станут социальное расслоение, межнациональные отношения, реформы здравоохранения и образования. И значит, нужно очень серьезно воспринимать предложения религиозных общин, к которым сейчас обращаются тысячи людей, спрашивающих, не превратится ли Россия в страну, где образование будет доступно только богатым, а бедные станут материалом для суррогатного материнства или донорства органов. Да и к предложениям Всемирного русского народного собора о налоге на роскошь и сверхдоходы надо вернуться. Как ни заговаривай народ, он никогда не поверит, что выкачивание данных Богом ресурсов - это по преимуществу заслуга владельцев бизнеса, а потому им и должна идти львиная доля сырьевых доходов.
Стоит получше обратить внимание на предлагаемый религиозными общинами потенциал реального, а не отчетно-бумажного разрешения межнациональных противоречий. Хорошо, что религиозные деятели сегодня участвуют в работе таких новых механизмов, как Комиссия по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России и Экспертно-консультативный совет Межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений в правительстве РФ. Впрочем, нужно, чтобы власть и общество услышали, что говорится в этих органах: нельзя успокаиваться, повторяя мантру о том, что все конфликты у нас бытовые и достичь гражданского мира очень легко - надо только создавать рабочие места и вкладывать бюджетные деньги в тусовки на тему толерантности.
Когда решается вопрос о власти, многим не до толерантности и не до
рабочих мест. Между прочим, в Египте и Тунисе тоже началось практически с
«бытовухи». Вот почему утверждение законности и нравственного порядка в
Интернете - дело сегодня не менее важное, чем охрана границ и
строительство подлодок. А пресечение участия в бытовых конфликтах толп сородичей и
радикальных группировок - острейший и срочный вопрос безопасности,
потому что, когда где-либо прольется кровь десятков человек, спасать
страну будет уже поздно. И значит, нужно менять целый ряд законов и сам
дух национальной политики.
Многих переполошило выдвижение в президенты - то ли в шутку, то ли
всерьез - запрещенного в служении священника Иоанна Охлобыстина. Да,
церковные правила однозначно баллотироваться ему не позволяют. Однажды
он выбрал между пастырством и актерством, теперь надо выбирать между
священством и политикой. Но не случайно многих «зацепили» его слова о
том, что нашей политической жизни не хватает концепции, философии, идеи.
Без всего этого никакая политика и никакое государство не состоятся.
Жизнь ради спокойствия, ради сытости, ради некоторого количества
материальных благ и развлечений - верный путь к быстрой смерти. Смерти
нации под сапогами тех, у кого идея и высшая цель найдутся. Пусть
настоящие политики, не желающие быть бюрократами, торговцами или шутами,
ответят на вызов вакуума идей и целей, в котором России дышать больше
нечем. И это не в последнюю очередь поможет верующим людям с добрым
чувством и чистой совестью прийти на избирательные участки.
председатель Синодального отдела
по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата