Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православная Фриулия

Протоиерей  Владимир  Мельничук, Православие.Ru

02.09.2011

 
Разбросала судьба православных по всему миру. В любом уголке земли можно встретить наших земляков, но особенно много их в Италии. По разным причинам оказались люди вдали от Родины: одни поехали заработать, другие - учиться, да тут и остались, кто-то вступил в брак с иностранцами; у каждого своя история, своя трагедия... Только на чужбине многие осознали слова Христа о гражданстве Небесного Иерусалима, и затеплились в далеких землях огоньки православных молитв. Так Господь Своим Промыслом посадил рассаду веры среди народов, которые ее начали терять.

Сегодня в Италии почти в каждом крупном городе есть православная церковь. Регион Фриулия-Венеция-Джулия не исключение. Расположен он на северо-востоке страны, в живописной долине между Альпами и Адриатическим морем. Административный центр - город Триест; другие города: Удине, Порденоне, Гориция, Градо, Монфальконе, Пальманова, Аквилея. Регион является автономным, фриульцы имеют свой фриульский язык, происходящий из семьи ретророманских языков. В средневековье на нем было написано много литературных произведений, сейчас он почти мертв, хотя существует телеканал и кафедра фриульского языка при университете города Удине. Многие вместо итальянского ciao приветствуют друг друга по-фриульски: ман Дъи, - что означает «(иди) с Богом».

Христианство распространилось на этих землях с римского города Аквилеи еще в античные времена. Местная традиция утверждает о проповеди святого апостола Марка. В 381 году епископ Аквилеи Валериан провел антиарианский собор, на котором был председателем святой Амвросий Медиоланский. С VI века Аквилея была кафедрой одноименного Патриархата, который долгое время отстаивал свою независимость от Рима. Существовал даже особый «аквилейский обряд», который во многих местах подражал богослужению Восточной Церкви.

После великой схизмы православное присутствие было незначительным, но полностью не исчезло. В портовых городах были греческие общины, также рядом находилась Сербия, поэтому время от времени совершались православные службы. С прошлых веков остались две православные церкви в Триесте: греческая церковь святителя Николая Мирликийского 1818 года и величественный сербский собор святого Спиридона Тримифунтского, построенный на месте древней церкви в 1869 году.

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 513 px. Размер файла 288691 b.
 
В середине 1980-х один итальянский юноша после долгих поисков нашел свой путь к Богу в Православии. Захотев стать священником, поехал на Афон к старцу Паисию - спросить, в какой православной стране ему дальше следует служить, и услышал ответ: «Оставайся в Италии. Скоро, будто волна морская, накроет страну Православие. В каждом городе будут службы Божии. Ты будешь нужен на Родине». В 1990-е годы эта волна докатилась до берегов Аппенин. Первыми были румыны. После падения режима Чаушеску они массово поехали искать лучшей жизни. Итальянский и румынский языки похожи, поэтому румыны, быстро адаптировавшись и будучи очень религиозными, обильно создавали церковные общины. Сейчас Итальянская епархия Румынской Православной Церкви насчитывает более сотни общин и является крупнейшей православной административной единицей. Во Фриулии есть многолюдные румынские приходы в Триесте, Порденоне, Гориции и Удине. В те же буремные годы начали приезжать в Италию и наши соотечественники: русские, украинцы, молдаване, грузины. Удовлетворить свою потребность в православном богослужении им было очень трудно. Хотя в стране существовали русские православные приходы Константинопольского и Московского Патриархатов, они были очень отдалены от Фриулии. Больше повезло тем, кто жил неподалеку от Триеста. Настоятель сербского храма отец Рашко Радович начал большую часть службы служить по-церковнославянски. Однако специфика работы наших соотечественников не позволяла ездить слишком далеко, и они долгие годы были лишены церковной жизни. В этот период первыми начали создавать свои общины греко-католики. Понятный язык богослужения привлекал людей на чужбине. Многие из них были православными. Униатские священники, как правило, не акцентировали свое католичество, всячески подчеркивали свою восточную идентичность, часто просто обманывали людей, говоря, что они настоящие православные. Однако нужно отдать УГКЦ должное. Различные организации, созданные при приходах греко-католиков, часто были единственным подспорьем выходцев из СССР, поддерживали их морально и материально.

На рубеже столетий начинают создаваться русские землячества, такие как организация соотечественников «Унита», объединившая выходцев из бывшего СССР.

В 2001 году старанием русских землячеств был создан первый приход - Крестовоздвиженский приход Корсунской епархии Русской Православной Церкви для региона Фриулия-Венеция-Джулия и Словении. Центром прихода был выбран город Удине. За неимением священников богослужение проходило нерегулярно и в разных местах. Долгое время общину окормлял ныне покойный протоиерей Борис Раздев - настоятель Никольского храма города Вероны. Духовный опыт батюшки и сила молитвы очень помогали молодому приходу в период становления, когда весь церковный скарб умещался в двух чемоданах, когда точно не были известны ни дата, ни место следующего богослужения и поэтому верующие приглашались помолиться sms-сками.

В 2010 году впервые на приход назначается свой настоятель - протоиерей Николай Самборский, при котором нормализовалась церковная жизнь и было выбрано место для постоянных богослужений; а 21 февраля 2011 года назначен новым настоятелем протоиерей Владимир Мельничук.

Первое, что чаще всего бросается в глаза на православной службе в Италии, - отсутствие иконостаса, ведь богослужения проходят в католических храмах или просто в комнате на столе. Обычно иерархия Римско-Католической Церкви положительно относится к православному присутствию. Они любезно предоставляют свои храмы для православных служб, с радостью разрешают служить молебны у мощей общих святых. Из-за всеобщего отступления западной цивилизации от христианства даже в католической Италии очень много пустующих храмов. Часто их передают православным в бесплатное пользование.

Загрузить увеличенное изображение. 750 x 466 px. Размер файла 305771 b.
 
В Удине служба проходит в церкви при монашеском ордене святого Винченца, что на улице Марангони, 105. Утром до 9 часов служат католики, после - православные. Поэтому на каждую службу приходится выносить церковную утварь, а после службы ее уносить. Ведутся переговоры с архиепископом Удине о выделении православным постоянного храма, где будет возможность поставить иконостас. Приход многонациональный. Большинство составляют украинцы, русские, треть - грузины, есть молдаване и сербы. Приходят итальянцы-католики - мужья наших женщин. Храм - место, где каждый хочет быть дома, слышать молитву на языке, которым привык молиться. Поэтому на литургии помимо основного церковнославянского звучит молдавский, украинский, грузинский, сербский и итальянский. Итальянский язык становится средством межнационального общения: многие грузины, сербы уже не говорят по-русски. К счастью, при таком разнообразии удается избегать конфликтов на межнациональной почве. Отчетливо становятся понятны слова Спасителя, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. После службы люди остаются на совместные трапезы. Все делятся проблемами, радостями, узнают о новой работе. Прихожане учатся переживать друг за друга, жить одной семьей.

Призвание монахов - молиться за весь мир, поэтому известна любовь нашего народа к монашеству. Не лишил иноческих молитв Господь и Фриулию. Две прихожанки из прихода избрали монашескую жизнь и подвизаются в монастырях Украины. Есть здесь и свой монастырь в Монтеньеро (в регионе Венето, на границе с Фриулией); он был основан митрополитом Антонием Сурожским, сейчас в юрисдикции Вселенского Патриархата. Настоятельница - с острова Крит, сестры - из Украины, Латвии. На праздник Успения Божией Матери по новому стилю паломники из Удине посещали монастырь. На Успение по старому стилю сестры приехали в общину и порадовали прихожан своим византийским пением. Создан на приходе свой сайт, где есть новости, расписание богослужений.

Все в мире происходит по Промыслу Божию. Господь страдания и проблемы людей обращает на их благо. Оказавшись на чужбине, люди впервые переступают порог храма, чтобы там и остаться. Став «странниками и пришельцами», верующие из православных стран понесли свет веры Христовой туда, где она начала угасать. И Православие во Фриулии-Венеции-Джулии не случайное чужое явление, а древняя вера, которую нужно по новому явить миру. Это и есть назначение наших соотечественников в Италии.


http://www.ruskline.ru/admin/content/sitetree/


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме