1 сентября по новому стилю, а по нашему церковному календарю 19 августа, отмечается день - одной из русских величайших святынь, чудотворной.
Предисловие к вкладной книге Донского монастыря от 1692 г. сообщает, что этот Богородичный образ осенял одно из ключевых сражений русской истории - Куликовскую битву. В день битвы, 8 сентября 1380 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска, поскольку накануне донские казаки поднесли ее князю Дмитрию. После сражения с монголо-татарами у Дона и Непрядвы князь Дмитрий Иванович получил навечное прозвище Донской, и сегодня великий князь Московский (с 1359) и Владимирский (с 1363) для нас неразрывен с этим именованием. «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща» - так говорят старые историки.
Самым известным образом Донской Богородицы считается икона, приписываемая большинством исследователей знаменитому русскому иконописцу Феофану Греку (была раскрыта от записей Г.О. Чириковым в 1919 г.). Некоторые искусствоведы полагают написание ее чуть более поздним, чем год Куликовской битвы в 1382-1395 гг. Икона с 1930 г. находится в Третьяковской галерее, однако ежегодно в день празднования ее доставляют в Донской монастырь, где перед ней совершается праздничное богослужение.
Донская Богородица. Икона. Феофан Грек. 1390-е гг.
Перед Донской иконой 3 июля 1552 г., отправляясь в казанский поход, молился Иоанн Грозный, которого образ затем сопровождал в войске, а после был помещен в Благовещенском соборе Московского Кремля.
В 1598 г. патриарх Иов благословил Донской иконой на царство Б. Годунова. В 1687 г. икона сопровождала в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII в. была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, и позднее вернулась в Благовещенский собор.
* * *
Святыня эта, как и некоторые наши другие прославленные иконы, двусторонняя. На лицевой стороне изображена Богородица, в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса). Справочники сообщают, что изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые изначально также были вызолочены).
Искусствоведы описывают изображение так: оно традиционно для данного извода; правой рукой Дева Мария поддерживает младенца Христа, касающегося своим лицом ее щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнаженные до колен ножки Богомладенца, стоящие на левом запястье Божией Матери.
Охряный хитон младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом. Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом. Свиток в руке Иисуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.
Мафорий Богородицы выполнен в вишневых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звездами, символом Ее приснодевства - до, во время и после рождения Спасителя. На голове Марии синий чепец.
Описывая икону Донской Богородицы, известный советский искусствовед В.Н. Лазарев отмечал: «Богоматерь как бы предвидит трагическую судьбу своего сына. Но лицо ее не только печально; оно отражает внутреннюю просветленность, что придает ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему. Такого выражения мягкой человечности художник достигает с помощью певучего цвета с интенсивными ударами драгоценной ляпис-лазури и с помощью умелого использования плавных, округлых линий, в которых нет ничего жесткого и стремительного». По мнению академика, икона Донской Богоматери столь же уникальна, как и икона Владимирской Богоматери или мозаичный Деисус в Софии Константинопольской. «Это - произведение исключительное по своим художественным достоинствам, безотносительно от того, будем ли мы его приписывать самому Феофану или его школе».
На обороте иконы изображено Успение Богородицы, отличающееся очень хорошей сохранностью.
Оклад Донской иконы не сохранился. В 1812 г. солдаты Наполеона разграбили с него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза. Сохранились лишь отдельные детали украшения.
* * *
Вспомним некоторые храмы, посвященные Донской иконе.
Например, в станице Старочеркасской Аксайского района Ростовской области действует Старочеркасский монастырь в честь Донской иконы Божией Матери, возрожденный в 1994 г. на территории бывшего Ефремовского женского монастыря, существовавшего с середины XIX в. (торжественное открытие монастыря состоялось 12 сентября 1837 г. - на пожертвования вдовы полковника Данилы Ефремова), но закрытого в 1927 г.
Храмовый комплекс сохранен благодаря стараниям писателя М.А. Шолохова; по его предложению в 1970 г. в Старочеркасской был создан музей-заповедник, в который вошли бывшие монастырские постройки и несколько церквей.
Времена новейшие, вроде недавние, но быстротекущие, оказались наполнены значительными духовными событиями: в 1995 г. казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери, которая теперь находится в посвященном ей храме.
А на левом клиросе монастырского храма находится икона покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского, в которую встроен ковчежец с частицей мощей святителя.
В 1998 г. один из духовных руководителей возрождения обители схиархимандрит Зосима (Сокур) подарил монастырю малый мощевик с 34-мя частицами святых. Такие факты всегда наполняют сердце объединительной радостью, ведь старец Зосима, основатель Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в с. Никольское близ Донецка, окормлявший В. Януковича (и также обвенчавший будущего Президента Украины с его супругой), - один из твердых и последовательных стоятелей за единую Русскую Церковь. К сожалению, 58-летний батюшка почил 29 августа 2002 г., провиденциально, в день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, престольного праздника отстроенной им донецкой обители, где теперь возведен белоснежный красавец Успенский собор - копия Успенского собора Московского Кремля.
* * *
Есть храм Донской иконы и над дивной долиной реки Оскол в Белгородской области. Здесь в 1649 г. иноком Геласием был основан Холков-Царев-Никольский (позднее Троицкий) мужской подземный монастырь. По преданию, давным-давно это место посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод. Они пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 г. отправились по Изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям.
В Холкинском (Холковском) Свято-Троицком монастыре в новейшее время построен храмовый комплекс Донской иконы Пресвятой Богородицы. Автор этих строений - московский архитектор Андрей Родыгин, скончавшийся в 1998 г. в возрасте всего 43 лет. Кроме надвратной часовни прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и часовни Св. равноапостольного кн. Владимира, на высоком холме Андрей Владимирович создал прекрасный Храм Донской иконы Божьей Матери, возле которого и был погребен.
Самой известной и прославленной обителью, связанной с Донской иконой, безусловно, является московский Донской монастырь, где существует даже два храма, посвященных Чудотворной - Малый Донской храм (более древний) и Большой Донской храм.
Донской монастырь основан в XVI в. царем Феодором Иоанновичем именно в честь Донской иконы Божией Матери - в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея. В 1591 г., когда вражье войско стояло на Воробьевых горах, с иконой был совершен крестный ход вокруг городских стен. На следующий день, 19 августа, русские войска одержали победу.
Большой Донской храм московского Донского монастыря
В монастырскую стену встроен огромный горельеф, снятый со старого храма Христа Спасителя - «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар 1380 г.», на котором изображены также монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя, воеводы Боброк Волынский и Владимир Серпуховской. Работа (1847-1849) скульптора А.В. Логановского была спасена в 1931 г. - перед уничтожением храма большевиками.
В монастырском Донском кладбище покоится целый пантеон деятелей русской истории и культуры. Среди них - знаменитый подвижник русской старины, спаситель русских святынь, «архитектор, ученый, патриот» П.Д. Барановский (1892-1984), который, в частности, и спас вышеупомянутый горельеф. Петр Барановский спас и храм Василия Блаженного, да и сам Донской монастырь, и многие другие соборы.
За его могилой установлен деревянный крест, один для неразлучаемой пары - писателя Ивана Сергеевича Шмелева с супругой Ольгой Александровной. Их прах был перевезен сюда из заграницы в 2000 г.
Здешний некрополь невелик. Тут соседствуют и упокоенные не столь давно, и лежащие веками. Уже в «Истории» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. Его даже потом называли «Сен-Жерменским предместьем мертвой Москвы». Здесь упокоены Вяземские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские... Многие надгробные памятники привезены с других кладбищ Москвы и Подмосковья; например, из Чудова монастыря Московского кремля доставлен надгробный памятник боярина Федора Бяконта, отца Святителя Алексия, митрополита московского (XIV в.).
К северу от Большого собора расположены могилы отца русской авиации Н.Е. Жуковского (1847-1921) и художника В.Г. Перова (1834-1882). Здесь покоится и знаменитый историк В.О. Ключевский (1841-1911).
Свежи, светлы четыре деревянных креста на новых захоронениях - генерала А.И. Деникина (1872-1947) и философа И.А. Ильина (1883-1954) и их супруг. Четыре гроба с останками были доставлены спецрейсом из Парижа осенью 2005 г., панихиду в Большом соборе совершил Патриарх Алексий II.
Северней Деникиных похоронен известный московский старец - архимандрит Даниил (Сарычев) (1912-2006). «Это был великий молитвенник за Россию. За духовным советом к батюшке приходили многие люди со всех концов страны. Наделенный особыми духовными дарами, отец Даниил к каждому находил особый подход», - говорят в Донском монастыре, где о. Даниил жил последние годы. В детстве о. Даниил (в миру Иван Сарычев) был канонархом в Даниловском монастыре, участвовал в похоронах Патриарха Тихона, а затем, через 70 лет, помогал обретать его святые мощи.
Здесь же покоятся и литераторы прошлых веков. К примеру, поэты А.П. Сумароков (1718-1777), В.И. Майков (1728-1778), М.М. Херасков (1733-1807). У восточной стены Малого храма Донской иконы Божией Матери похоронен мыслитель П.Я. Чаадаев, что «кончил жизнь 1856 года 14 апреля», о котором О. Мандельштам в 1915-м написал: «Чаадаев был первым русским, в самом деле, идейно, побывавшим на Западе и нашедшим дорогу обратно... Чаадаев знаменует собой новое, углубленное понимание народности, как высшего расцвета личности, и - России, как источника абсолютной нравственной свободы».
Близ праха Чаадаева, у самой стены Малого Донского храма, в 1991 г. поставлен черный литой Крест памяти новомучеников Российских - убиенных безбожной властью. Это было, пожалуй, первое выразительное поминовение русских жертв после безбожного помрачения нашего народа.
Крест новомученикам Российским
Между вратами обители и Большим Донским храмом символично и преемственно установлены выкрашенные в белый цвет танки и артиллерийские установки Великой Отечественной войны и более поздние, с красными надписями «Дмитрий Донской», напоминающие о подвижнической роли Русской православной церкви в годы войны, о создании на пожертвования верующих танковой колонны «Дмитрий Донской».
...«Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая»! - поют русские православные в акафисте Донской иконе, заслуженно почитающейся как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.