Уроки гор. Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь

0
198
Время на чтение 9 минут
1.

Когда в 1475 году Османская империя покорила в Крыму генуэзские колонии, владевшие причерноморской торговлей, и княжество Феодоро, последнюю твердыню Византийской империи, христианское население полуострова оказалось как бы между молотом и наковальней, принужденным жить среди двух мусульманских народов - турок и татар. Крымские греки (и готы, конечно, и аланы), дети Византии - тысячелетней православной империи, были обречены претерпевать многие притеснения не лишь в своей политической и экономической жизни, но и, главное, в религиозной. В частности, им запрещалось на своих храмах ставить кресты.

Заметим, это положение и доныне сохраняется в Турции. А кому-то мечтается возобновить это правило и в Крыму.

Вид из ущелья 

Определённая часть греков была готова ассимилироваться, забыть язык, обычаи и веру предков, раствориться в мусульманстве; такие бывали довольны, когда их сыновей забирали в янычары, обеспечивая «будущее» - возможность сделать карьеру в Стамбуле. Но другая часть выказывала удивительную стойкость в стоянии за веру. Этой силы им хватило на три сотни лет мусульманского ига.

Помимо того, что греки обязаны были платить налог деньгами, был налог и сыновьями (налог кровью - девширме). Греки уходили в горы. Жили в пещерах, строили и возобновляли в горах храмы и монастыри, воспитывали детей в истине, передавали им предания, хранили свой великий язык. Власти вели за ними охоту. Выслеживали. Разоряли.

Бывали времена, когда из христианских поселений пятую часть мальчиков забирали в Турцию раз в пять лет. Родители, как могли, всеми способами укрывали детей (женатых в янычары не брали, поэтому известны случаи ранних браков). В непокорных селениях отбор, по преданию, осуществлялся самым чудовищным образом. Мальчика на глазах родителей ставили рядом с колесом арбы и ударяли саблей над ободом. Если выше колеса - оставался лежать с разрубленной головой. Если малыш - увозили в Стамбул, там его обращали в ислам, воспитывали в турецкой семье; лучшие становились янычарами - оплотом власти султана.

Осознавая своё катастрофическое положение, народ нашёл адекватный образ для понимания сути своего врага - образ змия, змия, пожирающего людей и скот. Турецкий отряд, растянувшийся по ущелью, ведущему в горное селение, несомненно, был подобен чудовищу. Самая страшная сказка - милостивей кровавой реальности. Змий - враг рода человеческого.

На что им было надеяться?.. Откуда могло прийти спасение?

Когда, казалось, уже и надеяться совсем не на что, Богородица, как это бывало во все времена, явила Своим верным Свою святую помощь.

 

 

Вход на среднюю террасу Свято-Успенского монастыря

Однажды некий пастух по имени Михаил пас на склоне ущелья за Бахчисараем скот и был поражён, увидев высоко на скале икону Пресвятой Богородицы и горящую свечу. Поразило и обрадовало это и тех людей, которых он привёл и показал такое чудо.

В своей «Скифской истории» Андрей Иванович Лызлов (ок. 1655-1697) записал (хочется оставить текст без перевода на современную лексику, не убояться труда чтения, как бы взглянуть через дивный кристалл на нашу историю): «Есть еще тамо в оных каменных горах близко Бакшисарая чудесный образ Пресвятыя Девы Богородицы. О его же явлении сице поведают. Бысть некогда во оных каменных горах змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради людие от места того отбежавши пусто оставиша. Но яко тамо во оно время жили еще греки и генуенсы - молишася Пресвятей Богородице, дабы их от змия свободила. И тако единаго времяни в нощи узреша в горе той свещу горящу, идеже не могуще крутыя ради и острыя горы взыти; вытесавше степени ис камени и приидоша тамо, идеже свеща горяше. И обретоша образ Пресвятыя Богородицы и свещу пред ним горящу. Тамо же блиско того образа и змия онаго обретоша разседшася. И тако радосни будущи воздаша велие благодарение Богоматери, избавшей их от таковаго зла змиа онаго, его же изсекши в части сожгоша огнем. И от того времяни жителие тамошнии часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятей Богородице...»

2.

Внутри скалы, на которой обретена была дивная икона, вырубили церковь и освятили её в честь Успения Пресвятой Богородицы: икона была явлена людям в Праздник Успения - 15 (28) августа. Перед тем местом на скале, где была явлена икона, вырубили балкон. Вскоре на склоне был устроен Успенский монастырь. В конце XV века он становится резиденцией митрополита.

Место явления чудотворной иконы

На противоположной стороне ущелья греческая деревня стала называться по имени Царицы Небесной - Мариамполь, Город Марии. Татары называли ущелье - Марьям-дере, «ущелье Марии». Примечательно, что и Крымский хан, перенесший столицу в Бахчисарай и устроивший свой дворец несколько ниже православного монастыря, почитал чудотворную икону. Андрей Лызлов, между прочим, сообщает: «Некогда же и хан крымской имянем Ачи-Гирей, воюющи притиво супостат своих, просил помощи от Пресвятыя Богородицы, обещающися знаменитое приношение и честь образу Ея воздати...»

Известный (но недооценённый) русский историк и археолог Николай Иванович Репников (1882-1940) в начале XX века в Мариуполе видел икону Одигитрии, вывезенную греками из Успенской Бахчисарайской обители, и подтвердил её древнее происхождение, датировав написание иконы VIII-IX веками.

Архимандрит Дионисий (настоятель Успенского скита в 1864-1868 и 1877-1883 годы) писал о наших средневековых единоверцах: «В чудесном явлении святой иконы христиане получили Божественную помощь, покров самой Богородицы. Они снова шли на брань за исповедание святой веры, с твердою надеждою, что Пресвятая Богородица не оставит их без своей защиты. Храм, иссеченный в скале, где явилась икона, стал особенным местом молитвы для них: здесь они укреплялись духом во время страшных истязаний, в храме они чувствовали себя одною семьею Отца Небесного, защищающего их своим Божественным промыслом».

3.

Русские Государи, во всяком случае со времён Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова, посылали в монастырь милостыню, сочувствуя единоверным грекам, помня о неволе собственных предков, переживших татаро-монгольское иго. Этот сочувственный трепет сохранился в русском сердце на века. Жив он и ныне, в эпоху глобалистского ига, но усыплён, хочется верить, до срока.

Открытка до 1917 года

Проблема Крыма для России - во все времена - проблема безопасности. Нескончаемые набеги крымских татар опустошали русские пространства; десятки и десятки тысяч русских угонялись в рабство. Работорговля являлась важной статьей экономики Ханства. Пленников продавали в Турцию, на Средний Восток и, случалось, в европейские страны. Подсчитано, что на крымских рынках за два века было продано более трех миллионов христиан - выходцев из Малой и Великой Руси, а так же Польши.

После ликвидации Иваном Грозным агрессивных соседних ханств - Казанского и Астраханского, перед Россией встала задача решить и Крымскую проблему. Но и у Крымского ханства, соответственно, стратегической задачей было усмирить Москву, возобновить независимость Казани и Астрахани. В 1571 году хан Девлет-Гирей вторгся на Русь и сжёг Москву, в рабство было угнано 50 тысяч человек; Русь была обложена данью. Зависимость России от Крымского ханства длилась до времён царствования Петра Первого. При этом между Россией и Крымским ханством поддерживались дипломатические связи. Наши послы после завершения дел с ханской администрацией непременно совершали в Успенском монастыре благодарственный молебен.

Впервые русская регулярная армия овладела Крымом в царствование Анны Иоанновны в 1736 году. Бахчисарай был взят 17 июня. Но у армии под командованием генерала Христофора Антоновича Миниха (1683-1767) был недостаток продовольствия и фуража. Крым был оставлен.

Примечательно, что в походе 1736 года отличился 14-летний князь Василий Михайлович Долгоруков, под командованием которого русские войска через 35 лет, в 1771 году, разобьют в Крыму две турецкие армии, что станет серьёзным шагом в деле решения Крымской проблемы.

Впереди были ещё годы и годы русско-турецких войн. Но христиане Крыма именно тогда получили реальную независимость от иноверных.

4.

В последние годы появилось немало спекуляций на тему исхода греков из Крыма в 1778 году. Этот исход теперь даже называют насильственной депортацией. Но вот что «критиками исхода» - прямо-таки в атеистическом духе - почему-то совершенно упускается из вида. Митрополит Готфейский и Кефайский Игнатий (Гозадини, 1715-1786), инициатор исхода, был молитвенник, от юности воспитанный Святым Афоном. Несомненно, исход этот был не личным его делом, но делом, врученным ему в молитвенном труде.

 

 

Перед входом в древнюю Успенскую церковь

В Житии святителя Игнатия сказано: «Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых...» Святителя современники характеризуют как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного, бдительного...»

Святитель Игнатий,митрополит  Мариупольский. Гравюра  с автографом святителя

 

Крымскую кафедру он занял в 1769 года, когда уже шла очередная русско-турецкая война. Христианское население всегда в подобных ситуациях оказывалось заложником турок. В 1771 году, после удачного похода князя Долгорукова, святитель обратился в Святейший Синод Российской Империи, а в 1772 году к самой императрице Екатерине II с просьбой вывести христиан из Крыма вглубь России. И вот по прошествии нескольких лет, после Пасхальной Божественной Литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита митрополит призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения.

Не может вызывать сомнений, что его духовному взору было открыто то, что ныне и упускается из виду. В этом контексте стоит помнить о турецком геноциде армян 1915 года. Из Крыма в 1778 году вышло около 31 тысячи христиан. Примерно половина армян, половина греков. Расселены греки и армяне были отдельно. Заметим, сейчас в Мариуполе и его окрестностях (Донецкая область) проживает 77,5 тысячи греков, потомков тех, чей выход благословил святой Игнатий Мариупольский.

Русской казне этот исход стоил 230 тысяч (для сравнения: корова стоила 8 рублей). Хану, чтобы тот не чинил препятствий, было выдано 50 тысяч. Исход греков и армян из Крыма обрушил экономику ханства и ускорил присоединение Крыма к России. Присоединение завершилось договором 1792 года. За пять лет до этого императрица Екатерина Великая совершила своё знаменитое путешествие в Крым. В глазах мирового сообщества это был сильный дипломатический ход. Её путь отмечался особыми знаками. Одну из «Екатерининских миль» и сейчас можно видеть в Бахчисарае напротив дворцовых ворот. В 1818 году на ней были высечено на русском и татарском языках: «Благородной памяти Императрица Екатерина II-я изволила быть въ Бакчисараъ въ 1787 году Маія 14».

С тех пор многие члены Царского дома Романовых, посещая Крым, молились в Свято-Успенском скиту.

Император Александр Павлович посетил древнюю обитель в упомянутом 1818 году. Он спросил: где была явлена чудотворная икона? Ему показали место. Государь велел приставить к скале лестницу и подать свечу. Он поднимался, укрывая огонь от ветра. Взгляд вбок - ущелье, разнообразно покатые серые скалы, глубокая лощина, древние пещеры. Император приблизился к образу Пречистой, молился, стоя на перекладине, держась одной рукой за верхнюю перекладину; укрепил свечу под иконой на выступе...

После исхода греков монастырь был возобновлён в 1850 году. В годы Крымской войны здесь располагался госпиталь. На монастырском кладбище могилы воинов той войны.

5.

В 1921 году большевистские власти обвинили монастырское духовенство в заговоре, монастырь закрыли, разграбили. На территории обители устроили трудовую колонию имени одного из своих безбожников. Православные верующие, конечно, не забыли святой обители, приходили молиться, приходили к святому источнику. Ежегодно 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, православные Крыма собирались в разорённой святыне. В 1927 сошлись полторы тысячи паломников. Ворота были закрыты. Верующие попытались сорвать замки; милиция была начеку. Некоторых арестовали, остальных разогнали.

Кто-то, конечно, скажет, что это случайность, что первый как бы предупредительный толчок Большого Крымского землетрясения произошёл в День Всех святых, в земле Российской просиявших, - в воскресенье 26 июля 1927 года. Сокрушительный удар стихии произошёл в ночь с 11 сентября, когда Церковь со скорбью вспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Землетрясение разрушило монастырские храмы, расположенные на верхнем плато, за исключением древней Успенской церкви.

* * *

Ныне монастырь восстановлен. Благоденствует. Нескончаем поток туристов. Но приметны среди них и паломники - «белые платочки» и «бороды».

Судьба монастыря - как горящая на ветру свеча, рывками высвечивающая спасительные смыслы, соединяющая историю Византии и историю России.

28 августа - праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, праздник надежды на спасение.

Правславне в этот день поют величание:

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное успение Твое.

http://odnarodyna.com.ua/topics/11/469.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Семенович Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Семенович Слепынин
Последние комментарии
На похоронах христианского политика Джимми Картера звучал «гимн атеизму»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
14.01.2025 09:22
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Апографъ
14.01.2025 09:15
Что же такое начётничество?
Новый комментарий от Виктор Фролов
14.01.2025 04:07
Необходимо остановить безжалостный грабительский закон
Новый комментарий от Агафон
14.01.2025 00:13
Секта головинцев живёт и здравствует
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.01.2025 23:18
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от Агафон
13.01.2025 23:08
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от Агафон
13.01.2025 21:08