Я заявил тему своего доклада «Брак как пророческое служение», а потом
пришел в ужас от дерзости употреблять ответственнейшее слово
«пророческое», к которому нужно всегда относиться с большим целомудрием.
Но, так сказать, «громкость» этого заглавия пришла мне на ум от высоты
христианского учения о браке, особенно - на фоне кризиса, который
претерпевает институт брака в нашем предельно секуляризированном
обществе. И еще неизвестно, достигнут ли предел секуляризации! В этом
смысле постатеистическое общество бывших коммунистических стран, где
более полувека Бог изгонялся из сознания людей, и наше, западное, в
общем, не многим отличаются друг от друга. Они не очень отличаются по
религиозному невежеству масс. Когда я говорю о массах, конечно, имею в
виду студенческие массы, поскольку долгое время преподавал и с некоторым
ужасом наблюдал, как растет религиозное невежество среди западных
студентов и студенток, у которых напоминание об апостоле Павле вызывает
крайнее удивление: а кто же это такой? По религиозному невежеству, по
расшатанности вековых устоев, (конечно, не нужно идеализировать вековые
устои - в них было много фарисейства - но все-таки они были, выглядели
устоями), по показателю разводов (в Парижском округе десять лет назад
треть браков заканчивались разводом, сегодня это уже половина) данные
сходятся с теми, которые мы встречаем касательно России, Украины - к
посткоммунистическим странам.
И вот мне показалось, что христианский брак носит «пророческий» характер
именно в том смысле, что он возвещает сегодня больше, чем когда-либо.
На самом деле он всегда носил этот характер, но сегодня, в нынешней
сверхобычной реальности, может, больше, чем когда-либо.
В свое время монашество, когда оно появилось и расширилось в IV в., было
пророческим институтом. Хотя оно существовало и существует, как
определенная религиозная категория почти во всех религиях, но именно в
истории христианской Церкви монашество носило именно пророческий
характер. Такой общественный институт, как брак, не мог его носить, но в
наше время как раз он начинает приобретать и это значение. Радикальная
перемена началась на Востоке в коммунистических странах в связи с
победой революции и марксистской идеологии. Затем она растеклась по
Европе с севера, из Швеции, где восторжествовала гедонистическая форма
тотализированного капитализма. И там, и тут она сопровождалась или
прямым отрицанием религиозного начала в браке, или его предельным
ослаблением. Впоследствии появились технические причины. Мы не можем
называть их далеко отрицательными, но они облегчили и усилили перемену в
нравах (я имею в виду массовое распространение почти совсем безвредных
противозачаточных средств, которое позволяло целиком разъединить половую
жизнь и задание этой жизни).
Социалистическая идеология принципиально подрывала или разрушала семью,
поначалу, во всяком случае. Энгельс считал, что единобрачие произошло от
желания отъединиться и, размножившись, передать богатство своему
потомству. И в марксистской перспективе дети принадлежали не столько
родителям, сколько обществу, то есть в конечном итоге - государству.
Всякая радикальная революция вначале освобождает человека от наложенных
обществом или им самим ограничений. В первые годы Октябрьской революции
легче было развестись, чем переменить квартиру. Но постепенно
государство накладывает свою руку на частную жизнь граждан и пытается ее
отрегулировать. Вообще, вопросы любви, вопросы четы, вопросы семьи не
были предвидены марксистской идеологией, они принадлежали к тем обширным
областям человеческой жизнедеятельности, о которых марксизм и не
задумывался. Единственное, к чему могло прийти целиком социалистическое
организованное государство - это к регуляции любовных отношений. Любовь
по талонам в определенное время, назначенное властью, была мастерски
показана Евгением Замятиным в романе «Мы». Это, конечно, чистая
антиутопия. Ближе всего к этому карикатурному идеалу подошел
марксистский Китай в годы культурной революции, полноценно определив
обязательный возраст для брака: 27 лет - для мужчин, 25 - для женщин и
строго запретил всякие половые отношения до положенного срока. Затея
эта, имевшая не только идеологические причины, но и желание ограничить
деторождаемость в перенаселенной стране, естественно, оказалась
неосуществимой.
На Западе освобождение нравов произошло мирным путем. В этом во многом
было повинно фрейдовское учение, точнее, его восприятие. Сам Фрейд был
верным супругом, хорошим семьянином, но его труды - объяснение всех
психических и, главное, психопатологических состояний проблемами секса -
оказали свое влияние. Культ тела, телесного удовлетворения, включение
секса в ряд таксигических объектов, возможность безнаказанности в смысле
последствий и привели к обострению кризиса семьи. Но и у современного
общества, как в былое время у марксизма, нет своей философии пола и
брака. И это несмотря на то, что христианство до сего времени может
показаться миру устаревшим, отсталым. Это зависит отчасти от того языка,
который мы будем употреблять в разговоре с миром. Только в христианстве
мы находим стройное и вдохновляющее понятие о поле и о браке. И здесь,
разумеется, нужно иметь в виду, что христианское откровение,
христианское благовестие предельно антиномично. Антиномично само по себе
слово Богочеловек. Вчера Сергей Сергеевич Аверинцев говорил, какое
сложное понятие - слово Богородица. Христианство антиномично и почти во
всех частностях и, в первую очередь, - в учении о браке. Мы знаем,
Христос требовал от учеников, желающих следовать за Ним, бросить все:
«Оставь свою мать и жену, и детей, и братьев, и сестер, и саму жизнь
свою. Тот, кто этого не сделает, не может быть учеником». Но с другой
стороны, мы также знаем, что первое чудо Христа совершено на брачном
пире. Превращение воды в вино есть, несомненно, таинственный знак
преображения родовой естественности брака в иную, высшую верность. И
даже в последней беседе с учениками Христос говорит о радости матери.
В своих словах Христос возводит единобрачие в абсолют. Вспомним:
прелюбодеяние осуждается, даже если оно не совершено. Всякий, кто
смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце
своем. Но и обратно, это упоминалось сегодня по поводу самарянки:
женщину, взятую в совершенном ею прелюбодеянии, по Моисеевому закону
осужденную на смерть, Христос не осудил, отпустил, простил. Имеем и мы в
этих, казалось бы, противоречиях всю широту христианского благовестия и
отношения к жизни. С одной стороны, предельную трезвость чистоты и
цельности, с другой - предельное снисхождение к тем, кто это
совершенство, эту цельность нарушает, то есть предельное снисхождение и
ко всем нам. И нам как-то нужно между этими двумя полюсами находить свое
задание жизни, свои возможности, учитывать свои силы.
У апостола Павла та же антиномичность: сам он был, как известно, не
женат, советовал (правда, не настойчиво) следовать его примеру, но в то
же время возвел брак - соединение мужа и жены - в единую плоть до
предельного идеала, до подлинной сакрализации, уподобив брак, как мы
знаем, наивысшему соединению, которое доступно на земле союзу любви и
любви к Христу и Церкви. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви... Мужья, любите
своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5;
22, 25). Слова эти порождают теперь уже бесплодные споры о подчинении
жен мужьям, споры и даже в некоторых случаях негодование, упреки,
расценивая их как установление некоторого неполноправия или внесение
некоторого момента зла в супружескую жизнь. Новизна и глубина этих слов
апостола Павла совсем не в понятии подчинения, более традиционном в те
времена, чем в наши дни. К тому же это понятие требует своеобразной
экзегезы, а аналогии проводились между брачным союзом и единством между
Христом и Церковью. И совершенно очевидно, что это единство дает совсем
иное, новое значение понятия подчинения, не формальное, а даже какое-то
мистическое, в каком-то смысле это понятие упраздняющее. Кстати, в том
же послании Коринфянам апостол Павел говорит: «Всякому мужу глава
Христос, жене глава муж, а Христу глава Бог». Так что тут само слово
"глава" носит мистический характер, а не значение власти, властности.
Через пятьдесят лет после апостола Павла величайший богослов и свидетель
Христа после него Игнатий Богоносец повторит то же определение брачной
жизни, но даже уже без упоминания о подчинении. В том же послании
Коринфянам апостол Павел четко определил равенство в браке между мужем и
женой: «Жена не властна над своим телом, но муж. Равно и муж не властен
над своим телом, но жена». Тут уже нет речи о каком-то подчинении, речь
об обоюдной, равной ответственности друг за друга. Согласие
определяется именно в равенстве, а не в подчинении. В этих практических
советах тем, кто живет в браке, нет и намека на то, что брак сводится к
родовому началу. «Не уклоняйтесь друг от друга разве по согласию, на
время для упражнения в постах и молитве, а потом будьте вместе, чтобы не
искушал вас сатана невоздержанием вашим». Из этих слов ясно, что для
апостола Павла половая жизнь в браке не подлежит аскезе сама по себе и
не определяется ритмом деторождения или родовым заданием. Здесь хочется
привести удивительно реалистические комментарии Иоанна Златоуста в его
проповеди на псалом пятидесятый. Он всячески подхватывает слова апостола
Павла и говорит: «... многие, имея женщин честных и чистых, от них
уклоняются против их чувства и желания, что может привести этих женщин к
прелюбодеянию. Апостол Павел говорит: пусть каждый пользуется своей
женой и ему не стыдно. Это апостолу Павлу не стыдно в словах Златоуста.
Он приходит, садится на ложе, день и ночь задерживает мужа и жену, так
их соединяет и голосом громким кричит: не уклоняйтесь друг от друга,
разве по согласию. Ибо где мир, там всякое благо; где мир - там
целомудрие цветет, где раздор - там целомудрие отсечено от своего
корня». Как мы видим, ни апостол Павел со свойственной ему сжатостью, ни
Златоуст со свойственной ему изобразительной красноречивостью, не
боялись касаться вопросов пола. И именно не с отрицательной точки
зрения, а с положительной. Как все сотворенное, половое начало в
человеке подвержено закону греха, то есть злу разделения, извращения.
«Во гресе роди мя мати моя...», - воздыхает псалмопевец, распространяя
греховность на все человеческое естество. Это не означает, что половое
начало само по себе плохо и греховно.
Пусть спорят богословы, отчасти схоласты, явился пол до или после
грехопадения, одно бесспорно: половое начало - это одна из великих
составных сил в человеческом естестве, и назначение его многообразно.
Ясно, что биологически - оно инстинкт, ведущий к размножению рода, но
это одновременно уже и жизнь в сотворчестве с Богом. Оно также
затрагивает и окрашивает всю область чувств от физиологической
чувственности со всеми ее стадиями до познавательной функции. Ясно
сказал Розанов: «Связь Бога с Богом больше, чем связь ума с Богом». И
это изречение Розанова требует, несомненно, обдумывания, но тем не менее
оно и безусловно, учитывая, насколько ум может быть греховен в своем
ограничении, в своем самомнении, в своей немощи. Половое начало тогда
греховно, когда выпадает из общего состава человека, становится
автономным и тем самым извращается. Но, разумеется, еще страшнее, когда
оно абсолютизируется. Так же страшно, когда абсолютизируются деньги или
абсолютизируется власть. По остро циничному слову Бомарше «...предаваться
любви в любое время - вот, что отличает нас от других зверей». Но,
обратным образом человек отличается от зверей способностью подчинить
половое влечение, подчинить свой пол, свой эрос высшим ценностям,
включить его в целостное задание жизни. Конечно, говорить, что пол есть
зло - неправомерно, но, несомненно, половое начало участвует в той или
иной степени в любом движении любви будь то к земным реальностям или
небесным. Бесполое существо, если такое вообще возможно, было бы
существом без вида. Монах отказывается от брачной жизни, но он не в
силах отказаться от полового начала. Аскеза, воздержание, стремление к
горнему направляют его на высшее и тем самым преображают. Но даже в
монашеских судьбах сохраняется потребность или стремление уже не в
плоти, а в духе восполнить себя, восполнить в другом. Вспомним отношения
между святым Франциском Азисским и святой Кьярой, вспомним кельтские
монастыри, вспомним Амвросия Оптинского и даже преподобного Серафима
Саровского. Не одинаково, но сходно призываются христиане к преображению
пола, эроса через брачную жизнь, через взаимно женственную любовь. А
подлинная любовь, и в этом вся истина и сила христианского благовестия,
только и может быть женственной. Этот вопрос возникал в разных докладах и
выступлениях Сергея Сергеевича Аверинцева о соотношении брачного и
монашеского пути в христианстве. Но мне кажется, что здесь нужно
подчеркивать равночиние этих двух путей. Нет более низкого, нет более
высокого пути, они равны, и об этом, быть может, лучше всего писал отец
Сергий Булгаков в последних главах второго тома своей трилогии. Я
позволю себе его процитировать: «Девство и брак, как два пути целомудрия
с преодолением пола. В одном случае брачной аскетикой (я бы сказал,
брачным деланием, творением любви) и деторождением, а в другом -
активным блюдением девства, отказом от половой жизни. Они оба не только
существуют в Церкви, но должны быть поняты и приняты в их антиномической
сопряженности. Сии последние, будучи противоположны, в то же время друг
друга дополняют. Одностороннее утверждение и действие каждого из этих
начал становится не просто односторонностью, но и ересью. Как известно и
как мы видим, читая святоотеческие творения, брак не должен уничижать
девство, но и девство ни в коей степени не должно уничижать брак. Мы
видим, что, согласно христианскому благовестию, любовь есть взаимный дар
друг другу. Вступающий в брак отдает себя всего - свое тело, свою душу,
свою жизнь - другому. Он уже над ними в каком-то смысле не властен, и
получает в дар от другого его жизнь, его тело, его душу. Это именно
выхождение из себя, взаимно отдача друг друга, наподобие отношений
Христа и Церкви и выше».
Как уже было сказано в других докладах, по подобию внутритроичных
отношений, созидание любви и есть смысл, цель и путь брака. Даже если он
остается в родовом отношении бесплодным, от этого он не становится
меньшим браком. Естественным образом взаимная жертвенная любовь выходит
из возложенного на себя замыкания общей жертвой двоих третьему - детям.
Об этом было много сказано сегодня. Сознательный отказ от детей - это
конечно грех себялюбия, как и слишком ограниченное деторождение. Но тут,
как и во всех частностях брачной жизни, не могут иметь место никакие
слишком внешние предписания, определения. Они не должны идти ни от
духовника, ни от каких-то внешних лиц. Щедрость родителей может
определяться только ими самими, к тому же по согласию, по их совести.
Замыкание в себе - опасность для всех, не только, скажем, для бездетной
пары, даже для нее оно менее опасно, так как бездетная пара может нести
боль своей бездетности.
Замыкание в себе опасно и для монашеского пути. Вообще, замыкание в
себя, то есть самость, есть основной грех для человека, атеизм человека,
отказ от задания, данного Богом. Замыкание в себя - одна из трудностей в
брачной жизни. Вспомним крик французкого писателя Андрео Вида: «Семьи, я
вас ненавижу!» В этой ненависти к семье повинно отчасти замыкание.
Замыкание есть опасность и для общин, и для приходов, и вообще для
всякого малого общества и малой Церкви. Семья, как и всякая община,
стоит перед двойной трудностью: слишком большой открытостью, которая
может ее размыть, а может и не размыть. В слишком большой открытости
присутствует некоторый эгоизм. Эта открытая закрытость - вечная
антиномия брачной и семейной жизни. От случая к случаю она носит разную
степень единства. Отец Сергий Булгаков считал, что единобрачие не
означает, что духовная любовь или дружба мыслима только в одном
единственном случае. Напротив, она может быть многочастна и
многообразна, но любовь, соединяющаяся с плотским общением, должна быть
единственна в своем роде. В то же время отец Александр Ельчанинов куда
радикальнее относился к необходимости единства в единобрачии. «Настоящая
любовь, - писал он, - это вина перед любимым за всякое удовольствие, за
всякое впечатление, пережитое отдельно, всякое приятное общение с
благими людьми и даже факт принятия пищи, приготовленной чужими руками».
Эти два полярных примера я привожу как свидетельства разнообразия
подходов к основной заповеди единобрачия на основе единой плоти. Такова
высота христианского брака. Может, это отвечает на вопрос, почему люди
иногда боятся приступить к браку).
Но было бы неправильно, глядя на все, что сейчас в мире происходит, и
глядя на требования брачной жизни, опасаться, что брак может не
осуществиться. Даже страшные показатели, которые я привел вначале - один
развод на два брака в нашем пост христианском обществе, - могут быть
осмыслены как не очень зловещие. Если посмотреть на эти цифры с
положительной стороны, это означает, что 50% браков все же
выдерживается. И это при том, что число людей воцерковленных, то есть
пассивно живущих верой и церковью, как в посткоммунистических, так и в
западных странах, насколько известно, не привышает 5% всего населения.
Так что в какой-то степени мы можем видеть здесь и положительные стороны
и не придаваться большому пессимизму.
Человек призван жертвовать себя в браке целиком. В этом смысл всех
оправданий добрачной чистоты, девственности. Мы должны принести ее не
ради каких-то отвлеченных нравственных начал и правил, а ради другого,
которому отдаем себя в своей цельности. Требование это кажется жестким,
особенно в условиях расшатанных устоев, но оно должно все-таки
оставаться как нравственный идеал наряду с другими требованиями
нарвственной чистоты и целомудрия, далеко не всегда и не всеми
исполняемыми или не всегда исполнимыми из-за ограниченности человеческих
сил на пути к совершенству. Но в этом конкретном требовании, которое я
упомянул, мы имеем очень яркий пример его осуществления в лице нашего
великого богослова, до сих пор не достаточно оцененного праведника
Алексея Хомякова. Вообще можно пожалеть (это как раз немножко касается
воспитания), что в наших книгах и учебниках мало слов о людях праведных и
святых, подвизавшихся именно в семейном подвиге. Может, этот пробел и
должен быть восполнен нашими современниками. Был у нас в духовной и
благочестивой литературе слишком большой перекос в сторону монашеской
праведности и монашеского пути. Известно, что Хомяков дал своей матери
обет сохранить свою целостность до брака. Женился он после тридцати лет и
был в своей семейной жизни светло счастлив. Стоит только почитать его
письма жене.
Есть у нас и другие свидетельства об исполнимости святости брачной
жизни. Так, святитель Иннокентий Московский, как известно, стал
епископом, овдовевши. Он считал, что брачное состояние - это то, что
осталось на земле от райского бытия. Позволю себе привести полученное 48
лет тому назад накануне моей собственной свадьбы поздравление от
Татьяны Сергеевны Франк, вдовы знаменитого философа: «Мне хочется
сказать тебе несколько слов. Брак - это великое дело. Это как бы
монастырь, это - борьба великодушия, смирения, все -на пользу любимого.
Это нелегкое дело, но дело, которое приносит огромные плоды. Было бы
неправдой сказать, что в моей семье никогда не было размолвок, - мы были
бы не люди в таком случае. Но мы прожили в великом счастии». В отличие
от разных слоев эмиграции нецерковных или всего лишь околоцерковных, где
царил беспорядок, в русском студенческом христианском движении вера и
супружеская верность шли бок о бок, казались непринужденной естественной
нормой. Нас тогда, более молодых вдохновляла и живила смерть. Я
немножко настаиваю на осуществимости брачного союза в христианском духе
именно для подрастающего поколения, которое, может быть, и напугано
высокими требованиями, и тем, что они видят часто вокруг себя.
Итак, пора прийти к заключению: христианский брак, как сказал св.
Иннокентий Московский, может быть, уголком небесного рая. Он всегда
нелегок, полон соблазнов всякого рода, как полна соблазнов и искушений
любая христианская жизнь, любая христианская судьба. И чем она выше, тем
эти искушения и соблазны опаснее. В настоящие дни, когда в моду вошел
гедонизм и стремление к легкой жизни, христианский брак является
свидетельством, как я нескромно выразился, пророческого служения. Он
является знаком высокого призвания человека, созданного Богом для блага
на земле и вечного блаженства. Но как всякое свидетельство, должно быть
максимально смиренным, чтобы быть услышанным, узнанным миром. Надо
остерегаться того, чтобы противопоставлять себя миру, достаточно просто
быть, тогда, может быть, какие- то моменты, какие-то лучи от
осуществившегося христианского брака проникнут и в мир. Но известно, что
чем больше знаешь, тем больше понимаешь, что ничего не знаешь. Так же и
в области жизни и этики, и по закону Евангельскому: если даже нами
что-то как будто достигнуто, то, на самом деле, еще решительно ничего не
достигнуто. И все нужно начинать сначала. Потому пророческое служение
брака должно быть максимально смиренным.
http://www.portal-slovo.ru/theology/44609.php