«Главное - научить народ молиться»

Интервью с наместником Свято-Успенского Псково-Печерского Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым)

0
332
Время на чтение 12 минут
Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) рассказывает о древних традициях никогда не закрывавшегося монастыря, особенностях Богослужения и о том, почему, если вы хотите помолиться, нужно ехать именно в Печеры.

* * *

- Псково-Печерский монастырь не закрывался ни разу за свою 500-летнюю историю. Какое значение для духовной жизни имеет непрерывная духовная традиция?

- Действительно, наш монастырь ни разу не закрывался. Есть более древние монастыри, которые тоже не закрывались, например, Почаевская Лавра. Вновь открытый монастырь может иметь всё - устав, монахов, здания, все красиво и хорошо отреставрировано. Но чувствуется прерванная традиция духовного делания. В нашем монастыре ощутимым образом проявляется эта духовная традиция, переданная нам от основателей монастыря через подвижников и старцев. Более того, здесь соединяются несколько духовных потоков христианской жизни, которые существовали в России до революции. К нам в монастырь возвратились старцы из Старого Валаама, у нас пребывал на покое владыка Вениамин Федченков, приехавший из Америки, у нас были подвижники, которые прошли места заключений. Благодаря этим традициям, а также замечательным игуменам монастыря, которых Господь послал в монастырь в ХХ веке, создались такие условия, в которых смогли раскрыть свои духовные дарования преподобный Симеон Псково-Печерский, отец Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко) и другие. Эта традиция проявляется во всем: в молитве, в богослужении, в отношении братьев между собой, в пастырском окормлении верующих христиан.

Еще одна сторона уникального положения монастыря в том, что наш монастырь имеет небесным покровителем преподобномученика Корнилия, убитого Иваном Грозным. Мученикам дана особая благодать действовать на земле. Преподобномученик Корнилий умолил Господа нашего Иисуса Христа и Божию Матерь, чтобы его обитель осталась незакрытой. Война, затем хрущевские гонения тоже не смогли уничтожить обитель. Это явное чудо!

- Святейший Патриарх Кирилл во время своего пребывания в обители сказал, что задача монастырей хранить традицию. Расскажите, как хранит духовную традицию Псково-Печерский монастырь?

- Год назад Псково-Печерский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл - это первый Патриарший визит в наш монастырь в ХХI веке. Готовясь к визиту его Святейшества, мы поставили себе задачу наши традиции: Богослужение, чтение Неусыпаемой Псалтири, социальное служение, а в первую очередь, душепопечение, проявляющееся в общении людей со старцами или с простой братией, которые старались и стараются донести до людей весть о Христе Распятом и Воскресшем. В своем слове к братии Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что есть внутренняя и внешняя сторона традиции. Мы, говоря о монашеской традиции нашего монастыря, имеем в виду обе эти стороны: внешняя - это богослужение, а внутреннее - это стремление к преображению своей души. Для этого мы упражняемся в делании Иисусовой молитвы, совершаем ежедневное молитвенное правило, работаем над собой под руководством Братского духовника. Традиция - это в первую очередь внутреннее делание братии, стремление в своем сердце с Божией помощью победить греховные страсти, что необходимо для того, чтобы душа стала доброй и святой.

Богослужение

- Расскажите, какие древние традиции сохраняются в Богослужении монастыря?

Загрузить увеличенное изображение. 460 x 690 px. Размер файла 256138 b.
 Освящение пасхального артоса
Освящение пасхального артоса
- Наша отличительная черта в том, что в монастыре ежедневно совершается полный суточный круг Уставного Богослужения. По благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия Митрополита Псковского и Великолукского Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита каждый день совершается по две литургии: ранняя и поздняя, чтобы паломники смогли причаститься. У нас есть особые напевы, например, второй глас. Приснопамятный Святейший Патриарх Пимен как-то сказал, что если вы хотите помолиться, то езжайте в Псково-Печерский монастырь.

- Как вы можете описать ваши личные переживания, когда вы входите в Богом зданные пещеры?

- В Богом зданных пещерах молились и подвизались святые отшельники, пришедшие из Киева. Они создали первую церковь Воскресения Словущего[1] в глубине пещер. Годом открытия пещер считается 1392 год. В память Воскресения Словущего, на Радоницу мы совершаем в Пещерном храме литургию. Душой ощущается присутствие более десяти тысяч человек, которые похоронены в Богом зданных пещерах за все время. Человек, посещая с верой Богом зданные пещеры, находит умиротворение для своей души.

О святых старцах

- Расскажите, пожалуйста, что вы помните о святых старцах, которые здесь подвизались.

- В Псково-Печерском монастыре в ХХ веке подвизались исповедники-старцы: схиархимандрит Афиноген, отец Иоанн (Крестьянкин), схииеродиакон Марк, и многие другие, а также рядовая братия, которые также являются героями духа.

Некоторых из них мы застали и видели, как они молятся Богу, трудятся, общаются с людьми, друг с другом, с нами: это произвело на нас неизгладимое впечатление и принесло неизмеримую пользу. Духовное богатство, которое мы получили в общении с ними, невозможно переоценить. Глядя в их глаза, понимаешь, что такое христианская любовь. Они являются воплощенным Евангелием. То, о чем мы читаем в Евангелии, мы видим в их жизни. Такой опыт общения остается на всю жизнь. Этим богатством мы сейчас и живем. То, что мы сейчас стараемся сохранять традиции в душепопечении, в церковном окормлении православных христиан, приходящих в монастырь, происходит благодаря их молитвам, тому потенциалу духовной жизни, который они вложили в каждого из нас.

Мое первое посещение монастыря произошло более сорока лет назад. Потом я часто приезжал сюда на лето как трудник: мы убирали сено, работали в саду, разгружали машины со стройматериалами и т. п.

Приведу некоторые краткие наставления: схиархимандрит Александр (Васильев) говорил: «Выделяй главное»; Архимандрит Феофан (Молявко): «Сделал дело - отдыхай смело»; отец Досифей (Сороченков): «Главное - в храм ходить»; Архимандрит Серафим (Розенберг): «Главное для жизни в монастыре - «Слушаться начальство»; старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Главное в духовной жизни - вера в Промысел Божий, рассуждение с советом». Чтобы сохранить память о старцах, нами составлены несколько книг: «Врата Небесные», «Будьте совершенны», «Христов Пастырь», «Высокопреподобие отца Алипия», «Богородичной обители послушник».

- Вы застали старцев со старого Валаама?

- К сожалению, нет. Они были молитвенники. Отец Александр (Васильев, братский духовник и благочинный монастыря) рассказывал, что один из них в ответ на вопрос: «Батюшка, как вы определяете, хватит ли вам сил в храм пойти?», - говорил так: «Если я с койки свесил ноги, значит, я могу идти в храм». Валаамские старцы в устав монастыря внесли почитание преподобных Сергия и Германа Валаамских Полиелейной службой с акафистом. И даже в хозяйственные послушания: например, по примеру Валаама ответственный за то или иное послушание не меняется годами, чтобы у него появился навык. Главное - они внесли особую молитвенность в жизнь монастыря.

- Вы в своей книге пишете, что о. Алипий (Воронов) не мог сказать всех вещей из-за гонений на Церковь. Чего он не сказал, что мы должны сказать сегодня?

- Он не мог открыто печатным словом говорить о гонениях на Церковь. Вспоминаю рассказ одного старца, который пережил лагеря и ссылки за веру. Он писал: «Наша вина в том, что мы не научили народ молиться». Вот чему мы должны учить людей: чтобы у человека появился вкус к молитве, чтобы появился личный опыт обращения к Богу, чтобы он увидел результат своей молитвы.

Стихия души - это молитва. Причина всех нестроений в обществе - это отсутствие молитвы. Молитва строится на вере, укрепляет веру, они связаны, как цепочка: одно звено потяни, и остальные потянутся.

О молитве

- Кто должен учить народ молитве?

- Это дело Церкви, задача пастырей и благочестивых православных христиан.

- Как научить народ молиться?

- Вера в триединого Бога Отца и Сына и Святого Духа укрепляется молитвой. Это первый и главный шаг человека к Богу. Молитва низводит Духа Святого, и человек работает над собой, чтобы разрушить, с Божией помощью, стену греха, которую каждый человек, к сожалению, возводит между собой и Богом, между собой и другими людьми. Увлекся человек мирскими делами, забыв о Боге - душа постепенно умирает.

Загрузить увеличенное изображение. 599 x 400 px. Размер файла 69400 b.
 Торжественное шествие к Михайловскому собору .Фото: www.pskovo-pechersky-monastery.ru
Торжественное шествие к Михайловскому собору .Фото: www.pskovo-pechersky-monastery.ru
Почему некоторые люди молитвенники, а другие нет? Причина - Богом дарованная свобода. Ее никто не может отнять. Когда мы рассуждаем о причинах поступков и доходим до черты, где написано «свобода человека», то должны остановиться. Святитель Феофан Затворник говорит: «Дальше не иди - запутаешься». Выбрал человек благочестие, он молится, не выбрал - его воля. Но будет время, когда его выбор получит нравственную оценку на Страшном суде. Что выбрал человек, то и получит: вечную жизнь или смерть - отвержение от любящего Бога. В этом смысле духовная жизнь проста. Молитва - выражение этой жизни: делает человек добро, преодолел с помощью Божией искушение, у него появляется радость, - он благодарит Бога за небесную помощь и молится; выбрал грех - он не имеет духовной радости, пока не покается.

Вся жизнь человека должна строиться вокруг молитвы. Прочитал молитву Оптинских старцев - пошел работать, прочитал правило Серафима Саровского - ложись спать. Человек начинает видеть, как молитва влияет на его повседневную жизнь. Появится вкус к молитве. Так зарождается духовная жизнь. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16-18). Чтобы учиться Иисусовой молитве, нужно получить благословение духовника, но что нам мешает благодарить Бога: за работу, за день, за друзей? «Слава Богу! Ты дал мне столько блага»! Через благодарственную молитву Богу мы идем к Богу, через благодарность людям мы идем к людям. Это и есть мой совет: начать с краткой благодарственной молитвы Богу своими словами. Это начало молитвы. Затем выучить молитву «Богородице Дева» и «Отче наш», Трисвятое и Символ веры - это будет продолжением молитвенного возрастания.

- Главная молитва благодарения - это Евхаристия. Как учить людей участвовать в литургии?

- Есть заповедь о воскресном дне. Если человек будет приходить каждое воскресение на Литургию, то у него будет появляться любовь к Евхаристии, успех в делах.

Борьба со страстями

- Как монашеский опыт борьбы со страстями мирянам?

- Я могу только повторить то, что сказал - очищение души происходит только через молитву и Таинства Церкви, прежде всего - Исповедь, Святое Причащение. Когда человек молится, Исповедуется и Причащается, он начинает различать добро и зло в своей жизни.

Десятилетия нужно потратить на то, чтобы искоренить греховные страсти в своей душе. Только Благодать Божия может помочь человеку изменить себя. Я пережил на личном опыте то, что скажу сейчас: только Христос Спаситель спасает каждого человека. Только Он может войти в душу и помочь человеку победить себя. Никто и ничто другое. Да, есть помощь от людей, есть советы святых, но только Христос Спаситель может по настоящему помочь человеку: «Без меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Когда же посещает Господь душу, то Царство Божие входит внутрь его.

Большое значение в духовной жизни имеет терпение. Я спросил как-то у отца Иоанна: «Батюшка, как же так: мы и молимся, и таинства принимаем, и святые за нас молятся, а изменения души к лучшему происходят медленно или вообще не происходят». Он ответил: «Не хватает терпения». Это действительно так. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), сказал Господь. Терпение ради Христа всего, что с нами случается, - это часто единственное, что мы можем противопоставить греху.

Трудники

- Какую пользу получают трудники в монастыре?

- Давайте сначала дадим определение трудника. У нас в монастыре трудник - это мирянин, который изъявил желание поступить в число братии. То, что обычно называется трудником - человек, который просто пришел поработать в монастыре для души, как говорят в миру «волонтер», у нас называется - паломник. Приехал человек во время отпуска потрудиться у нас - пожалуйста! Милости просим! Но он паломник.

Послушания в обители: выпечка просфор. Фото: www.pskovo-pechersky-monastery.ru
Послушания в обители: выпечка просфор. Фото: www.pskovo-pechersky-monastery.ru
Трудники, будут ли они монахами или не будут, всегда получат опыт молитвы и опыт одухотворенного труда ради Христа. Такой труд начинается с молитвы, кончается молитвой, осуществляется под руководством Священноначалия монастыря, в рамках послушания. Вернувшись в мир, паломник научится послушанию Промыслу Божию, который для мирских людей проявляется через обстоятельства жизни, научится трудиться с молитвой.

Цель же паломничества в том, что когда мы посещаем святое место подвигов Преподобных, то мы приобретаем молитвенников за нас на всю жизнь. Более того, они, святые, будут ходатайствовать за нас и на Страшном Суде... Чем больше святых мест мы посетим, тем больше небесных покровителей у нас будет. Так пишут Афонские старцы.

Жизнь в обители сегодня

- Сегодня день вашего назначения на должность наместника Псково-Печерского монастыря (беседа состоялась 17 августа, - прим. авт.). Разрешите вас поздравить с этой датой и расскажите как вас назначили на эту должность?

- Благодарю за поздравление. Шестнадцать лет назад на меня было возложено послушание наместника Высокопреосвященнейшим Митрополитом Евсевием Псковским и Великолукским Священноархимандритом нашей обители. Владыка 17 августа 1995 года приехал в Псково-Печерский монастырь. После беседы с отцом Иоанном (Крестьянкиным), который подтвердил выбор Владыки, назначил меня наместником обители. Я этого не искал.

- Как Вы управляете обителью?

- Главная духовная цель каждого человека - это Богообщение. Когда я стал монахом, то стал жить не умом, а сердцем. Главная мотивация моей деятельности - это поиск Богообщения. Второй мотив моей деятельности - это послушание ради Христа. Могу сказать, что я за грань Послушания не переступил.

Жизнь в монастыре важно построить на твердом фундаменте - страхе Божием. «Начало премудрости - страх Господень» (Притч.1:7). Страх Божий мы имеем в виду не рабский или наемничий, а сыновний, когда мы из любви к Богу боимся прогневать Его словом, делом или мыслию. Если у человека нет такого сознания, он никогда не приживется в монастыре и не получит духовного дарования. Этот сыновний страх Божий передан нам, как главная традиция старцев. Тогда и все внешнее придет в порядок, если же этого нет в душе, то ничего не будет.

Жизнь в монастыре

- Расскажите, какие сейчас ведутся работы в монастыре?

- Богослужение, работа над собой и труд послушаний - основа монастырской жизни. Мы продолжаем строительство второй очереди Странноприимного Дома для паломников. Это необходимо для того, чтобы как можно больше людей прикоснулись к святыням обители, помолились, исповедовались и причастились Святых Христовых Таин, умиротворились. Надеемся получить для Дома паломника бывшую воинскую часть.

Мы также реставрируем храм святого Архангела Михаила.

Впервые за всю историю монастыря на Корнилиевской башне и башне хоздвора появились мозаичные иконы, выполненные на очень высоком художественном уровне.

- Сколько всего насельников в монастыре?

- С трудниками 85 человек: иеромонахов и иеродиаконов 35 человек, 20 монахов. Один схимонах.

- Благодарим Вас за Ваши ответы.

- Желаю и Вам творческих успехов. Дай Бог, чтобы каждый год мы все более преображали наши души и созидали в нашем сердце Царствие Божие.

Беседовал Александр Филиппов


[1] Воспоминание обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме или Воскресение слову́щее. Установлен в память торжественного освящения в 335 году храма построенного святым равноапостольным царем Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой на горе Голгофа в память преславного Воскресения Христова. Празднуется 13 сентября.

http://www.pravoslavie.ru/guest/48325.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Тихон (Секретарев)
5 марта память преподобномученика Корнилия Псково-Печерского (1570)
Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) о преподобном Корнилии
05.03.2007
Успение Божией Матери
Слово наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева)
29.08.2005
Все статьи Архимандрит Тихон (Секретарев)
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 23:42
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 19:30