Времена не выбирают

0
720
Время на чтение 6 минут

Секунда за секундой, день за днем - нанизывается, словно на невидимую ниточку, время... Кажется, словно и незаметно вблизи. Ну что такое «вчера»? Да практически то же, что и сегодня: разница небольшая. Но оглянешься подальше, а там уже - прошлое. Другие звуки, скорости. Другие проблемы, характеры, типажи. Другая жизнь. Как важны, как значимы малейшие детали, позволяющие услышать, почувствовать, пережить... «А как было раньше?» - спрашиваем мы у тех, кто знает и помнит. Настоятелю Христорождественского храма города Вольска протоиерею Александру Ткачеву, который в августе отметил свое 60-летие, есть что рассказать...

«Забирай документы немедленно!»

Середина семидесятых, брежневские годы. Расцвет застоя. Время словно застыло - как тот серо-коричневый железобетон, из которого тогда строились повсюду панельные дома-коробки. Казалось, уже ничего и никогда, кроме времен года, меняться не будет: ни картинка в телевизоре (генсек, трактора, надои, дружба народов), ни стоимость продуктов, ни маршрут большинства населения (дом - работа - дача - дом). Но за коркой этой видимой реальности слабым пульсом билась и другая жизнь.

24-летним молодым человеком Александр Ткачев, слесарь волгоградского завода железобетонных изделий, приехал в Троице-Сергиеву Лавру поступать в Московскую Духовную семинарию.

- На одно место, когда я поступал, то ли 13, то ли 15 человек было,- рассказывает отец Александр.- Огромный конкурс! Семинарий ведь тогда три всего действовало - Загорск, Ленин­град, Одесса. Как проходили экзамены? Сидят ректор, профессора, инспектор. А инспектором тогда был архимандрит Александр (1995-2003 го­ды - архиепископ Саратовский и Вольский Александр (Тимофеев).- Авт.). Заходит абитуриент, его просят, скажем, читать Псалтирь. Если знаешь, то останавливают, начинают беседовать на разные темы. Меня про Волгоград спрашивали, про семью - я ведь женатый уже поступал, и ребенок уже был... Нас тогда, помню, 50 человек на первый курс приняли.

Чтобы поступить, нужна была рекомендация священника. Информация об этом, конечно, сразу же поступала к местному уполномоченному по делам религии. Поэтому написание такого документа приносило батюшкам проблемы и неприятности.

- Их вызывали, и начиналось: «Почему дали рекомендацию? У нас по всей стране стройки идут комсомольские. Туда молодежь ехать должна, а вы что делаете?» - объясняет собеседник.- Так что мне в Казанском соборе Волгограда сообщили, что никто рекомендацию не даст. И вот тогда владыка Пимен (архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской).- Авт.) пишет такой документ за своей подписью: «По рекомендации волгоградского священства благословляю поступать...» Вызвал бы уполномоченный батюшек - те бы сказали: «Так владыка же благословил!» А спросили бы владыку - ну а кого вызывать-то, какое священство? Вот с таким документом я и поехал.

Дисциплинированный абитуриент подал документы в приемную комиссию заранее. Сдал - и пошел в храм. А там священник, как узнал об этом, даже руками замахал на провинциала: «Что ты! Забирай документы немедленно!»

- И вот этот батюшка мне стал объяснять: сведения об абитуриентах идут сразу же по месту жительства, и оттуда их начинают через военкоматы - кого в армию, кого (кто, как я, отслужил уже) на сборы военные вызывать,- вспоминает отец Александр.- Говорит он мне: «Ты поди, документы забери. Поезжай в Волгоград, снимись с военного учета, а сюда приезжай перед самым поступлением - тогда они не успеют ничего сделать». Я так и сделал. Меньше, чем за неделю приехал. И никакой военкомат меня не нашел.

Почему инокиня Пелагия на выборы ходила

Очень хотелось мне узнать, как в разгар советских времен молодой волгоградский заводчанин пришел к решению ехать в Лавру и поступать в семинарию - ведь для тех лет это было очень решительным поворотом в судьбе.

- Да нет, для меня это никаким «поворотом» не было, ведь я родился и вырос в очень религиозной среде,- говорит собеседник, и его рассказ мне, городской школьнице из среднестатистической советской семьи, открывает какое-то совсем незнакомое, даже краешком глаза не виденное, прошлое.

Село в Калмыкии, колхоз, мальчик Саша. Его семья - мама, папа и тетя.

- Мама моя говорила, что по линии ее отца она вроде бы из старинного рода священников (но подробнее - даже она не знала, а я тем более). Никогда я не видел, чтобы она что-то светское читала или развлекалась как-то. Утром встанет, помолится, Псалтирь почитает. После работы отдохнет немного, и снова за душеполезное чтение. У нее был красивый голос, сопрано, а у отца баритон. И еще тетя Паша была - инокиня Пелагия, отца моего сестра. Ее в 14 лет отдали в монастырь в Астраханской области. Она Иоанна Кронштадтского видела, ну а при советской власти, конечно, в лагере сидела. После смерти Сталина ее выпустили, и она пришла в село, где родители мои жили. У тети кельица была махонькая, там все верующие наши сельские собирались, храма-то в селе не было. И меня сызмальства туда родители водили. Как они пели! Мама, папа, тетя - у нее альт был сочный, красивый. Помню, иконы у нее были - много икон... В селе нашем тетя по покойникам ходила читала. В деревне как - все же друг друга знали, и хоть ты коммунист, хоть кто - но если умер человек, то на 9 дней, на 40 - обязательно ее зовут. И очень на выборы она любила ходить. Ни одни не пропустит! Я, когда подрос, спрашивал: на выборы-то зачем? А она: «Ну как же - я приду, возьму бюллетень и крестик поставлю, чтоб злой дух не действовал»... Она «враг народа» была - и вот ей на старости лет начали пенсию начислять. А пенсия та была - восемь рублей... Моя тетя, и другие люди, прошедшие лагеря, с кем мне довелось общаться,- я никогда их не видел в унынии, они всегда были в радости. Скажешь: «Теть Паша, тебя же обижают, ну что ж ты никому не отговоришь?» - она только улыбнется, и все...

«Пусть лучше пьяницей будет!»

В Вольск отец Александр приехал в конце семидесятых - был назначен в Благовещенский храм.

- Мы каждое воскресенье по две Литургии служили. Раннюю отслужишь - позднюю исповедуешь. Столько было народа! - вспоминает батюшка.- Еще по деревням ездили - Казанла, Коломантай, Вязовка... Храмов нигде в селах не было. Ездили, только когда нас приглашали - своей волей не положено, сразу бы властям доложили. Литургию не служили - нельзя. Сказали бы: ты где служишь, в таком-то храме? Вот там и служи. В русских селах в основном к старшему поколению батюшек приглашали, а в чувашских - все к батюшке шли: и взрослые, и молодежь, и малышей несли. С чувашами никто не связывался - они никаких властей не боялись: «Нам батюшка нужен!», и все тут.

Отец Александр перечисляет скудный ассортимент иконных лавок тех времен: свечи, крестики, бумажные иконки...

- А книги?

- Не было книг! Помню, после окончания семинарии я приехал на приход, пришел молодой человек, чуть не плачет - никакой литературы нет. А я привез Евангелие, которым нас в Лавре Святейший Патриарх Пимен благословлял (там было написано «Выпускнику Московской Духовной Академии такому-то...»),- ну и подарил ему...

- А в храмовых библиотеках тоже ничего не было?

- Какие храмовые библиотеки - это же считалось идеологией! Не было никаких библиотек, запрещено было. Молитвословы люди от руки переписывали. Библия новая - это такая редкость из редкостей была!

- Ну, наверное, у людей какая-то литература еще со старых времен оставалась?

На этот мой вопрос батюшка рассказал такую историю. По тогдашнему обыкновению, по домам ходили пионеры - собирали макулатуру. Жильцы выносили им газеты, журналы, ненужные книги... В Вольске - старом купеческом городе - в макулатуру, бывало, попадали дореволюционные издания, пылившиеся на чердаках и в сараях. Однажды в храм пришла сердитая женщина - сын в макулатуре нашел Библию. Принес домой, стал читать. Мать батюшке в сердцах говорит: «Пусть он лучше пьяницей будет, только эту книжку не читает!». Хорошо хоть не сожгла, как хотела,- в храм принесла...

* * *

Мы расспрашиваем отца Александра, и я думаю о том, что когда-то сегодняшние дни тоже станут «прошлым» - и уже мы будем рассказывать о них в ответ на чье-то: «А как было раньше?», словно передавая это прошлое из рук в руки... Ну а пока - мы сидим в тихом настоятельском кабинете, и батюшка вспоминает:

- В советские еще годы пришла однажды в храм женщина - старенькая совсем, лет восемьдесят. Подходит, и тихо-тихо, чтоб никто не услышал, говорит: «Батюшка, чего тебе рассказать хочу...» Оглядывается, и шепотом продолжает: «Когда я маленькая была, в Костроме, в Ипатьевский монастырь приезжали царские особы. (Свято-Троицкий мужской Ипатьевский монастырь Николай II посетил в мае 1913 года, во время празднования 300-летия дома Романовых.- Авт.) Нас - много девочек - поставили царя встречать. И вот идет царь Николай. Остановился - и руку мне вот так на голову положил». Наклонился я к старушке. «Тогда и ты,- говорю,- руку на меня положи...»

Маргарита Крючкова

Фото Дениса Каменщикова

Газета "Православная вера", № 16 (444), август, 2011 г.

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57756&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Ткачев
«Дальше только адская пропасть»
На Украине мы наблюдаем массовый психоз
17.03.2023
«Такова вся наша история»
Протоиерей Андрей Ткачев о том, что в жизни свт. Арсения Элассонского связаны воедино Греция, Москва, Львов, Тверь и Суздаль
17.08.2022
Все статьи Протоиерей Александр Ткачев
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00