itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Храм на Румболовских высотах

Его прототипом могла послужить церковь в украинском селе Диканька

0
215
Время на чтение 4 минуты
На первый взгляд может показаться странным, что до 1901 года православных церквей в мызе Рябово (так назывался в то время Всеволожск) не существовало. Однако все проясняется, если взглянуть на состав населения: вплоть до начала ХХ века в Рябове и окружающих деревнях проживало преимущественно финское население.

Так выглядела церковь на следующий год после прекращения богослужений. Фото 1932 г.Православных жителей там было мало, и им хватало колтушской церкви, располагавшейся в нескольких верстах от Рябова. А на Румболовской горе с правой стороны нынешней Дороги жизни, на месте обелиска воинам-освободителям стояла лютеранская кирха, возведенная в 1778 году. Почти все население Рябова и составляло ее приход.

Правда, Всеволожские, владевшие мызой Рябово, пользовались усадебной церковью, однако службы в ней были нерегулярными. В Российском государственном историческом архиве есть любопытное письмо-отчет священника Александра Алексеева, служившего летом 1894 года в домовой церкви Всеволожских. Согласно письму, священник, проживавший в Петербурге и приезжавший на лето в Рябово по приглашению Е. В. Всеволожской, провел за четыре месяца всего 18 служб, в число которых входили крещения младенцев и отпевание умерших. Понятное дело, удовлетворить местное православное население, значительно увеличившееся к концу XIX века в связи с распродажей Всеволожскими земель под дачи, это уже не могло.

Ускорила строительство нового храма кончина в 1898 году Павла Александровича Всеволожского. На Румболовской горе на окраине парка его вдовой Еленой Васильевной устраивается склеп, ставший впоследствии семейной усыпальницей. Затем над ним возводится церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Освящение храма состоялось 110 лет назад, 29 августа (по новому стилю) 1901 года. Первым настоятелем стал священник Петр Фурсов. Средства на содержание церкви выделяли Всеволожские.

После смерти в 1906 году Елены Васильевны ее погребли рядом с мужем в усыпальнице под алтарем. C тех пор по окончании воскресной литургии прихожане и священник спускались в усыпальницу и совершали общую панихиду, а садовник Я. Вокка ставил к мраморному надгробию букет свежих роз. Ритуал оставался неизменным многие годы.

С постройкой нового храма Румболовская гора стала выглядеть еще живописней, чем прежде. По дороге из города (нынешней Дороги жизни) издали были видны две доминанты: слева - православный храм; справа - лютеранская кирха. Еще левее утопала в зелени усадьба Всеволожских. Такая картина наблюдалась вплоть до Великой Отечественной войны, пока во время пожара не сгорела кирха.

Загадки сопровождают все связанное со строительством храма Спаса Нерукотворного образа. Неизвестен архитектор, не найдены чертежи. И, как водится в наше время, любую информационную пустоту заполняют самые экзотические версии. Вот и про храм стали говорить, что якобы это, как и находящийся неподалеку «красный замок», древняя шведская постройка, приспособленная Е. В. Всеволожской под храм. Едва ли эта версия убедительна, ибо как в таком случае алтарь оказался точно сориентирован на восток, а вход на запад? Если же шведская постройка культовая, то как лютеранское население, составлявшее в этих местах абсолютное большинство, мирилось с его запустением?

Гораздо вероятнее версия, о которой говорит нам предание. Дело в том, что Елена Васильевна Всеволожская, урожденная Кочубей, выросла в Малороссии в фамильной усадьбе Кочубеев. Находилась эта усадьба не где-нибудь, а в воспетом Н. В. Гоголем селе Диканька. Здесь в 1794 году по проекту архитектора Н. Львова Кочубеи построили Свято-Никольский храм, который и послужил, по некоторым сведениям, прототипом всеволожской церкви.

Никольский храм в Диканьке часто посещала молодая Мария Гоголь-Яновская. Удрученная смертью двух первых своих детей, она подходила к чудотворной иконе святителя Николая, находящейся в храме, и молилась за жизнь будущего сына, обещая назвать его Николаем. По воспоминаниям сестры писателя Ольги Гоголь-Головни, ее брат помнил, в честь кого его назвали.

Ныне Никольский храм в селе Диканька восстановлен, и можно проверить версию о схожести его с церковью на Румболовской горе. На первый взгляд, в их архитектуре не так много общего. Диканьская построена в форме ротонды, а всеволожская - в виде восьмигранника; архитектура куполов разная. Однако, по мнению автора этих строк, общий облик церквей схож: невысокие и неширокие, они как бы парят над окружающим пространством, а вход украшен портиками дорического ордера с треугольными фронтонами.

Но главное сходство - в местоположении и внутреннем обустройстве церквей. Обе располагались в отдалении от усадьб на краю парков, как бы на периферии; колокольни отстояли на сотню метров от самих храмов, а под алтарем каждой из церквей были семейные усыпальницы. В Диканьке в склепе Никольской церкви покоились пять князей и три княгини из рода Кочубеев, в том числе и родители Е. В. Всеволожской. Видимо, по образцу диканьской церкви Елена Васильевна и задумала устроить в храме Спаса Нерукотворного Образа в Рябове усыпальницу рода Всеволожских.

Архитектурные различия церквей объяснимы. В конце XIX века Всеволожские находились в очень стесненных финансовых обстоятельствах и были не в состоянии воспроизвести сложную архитектуру диканьской церкви. Очевидно, как некое приближение к ротонде была выбрана форма восьмигранника. В самом деле, при взгляде издали храм на Румболовской горе теряет угловатость и напоминает ротонду.

Его послереволюционная история типична. По «настоятельной просьбе» в 1931 году храм закрыли, а над семейным склепом Всеволожских надругались. Останки выбросили на улицу, пока несколько финских девушек из Романовки не захоронили их на кладбище возле кирхи.

В непотребном виде здание храма простояло до 80-х годов ХХ века. По словам директора местного краеведческого музея М. С. Ратниковой, ей предлагалось в 1988 году на выбор взять под нужды музея либо здание храма, либо бывшую сыроварню барона И. Фредерикса, расположенную под горой. Она выбрала последнюю. После этого возник вариант с кооперативом, который вознамерился устроить в храме кафе. Это вызвало возмущение местных жителей, и по их требованию церковь передали православной общине.

29 августа 1989 года над храмом вознесся крест, освященный протоиереем Дмитрием Амбарцумовым, а первую литургию совершил протоиерей Игорь Скопец на Пасху 13 апреля 1990 года. Важной вехой в истории храма стало назначение в 2003 году настоятелем протоиерея Романа Гуцу. С его приходом ускорилось благоустройство территории, с 2007 года звонят колокола вновь построенной колокольни, строится водосвятная часовня...

ФОТО из архива храма

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10279466@SV_Articles

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Петров
Все статьи Сергей Петров
Последние комментарии