itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Мы знакомим детей с жизнью православного монашества»

Беседа с монахиней Марией (Сидиропуло), настоятельницей монастыря преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе (Германия)

Новости Москвы 
0
331
Время на чтение 9 минут

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 449 px. Размер файла 290132 b.
Вот уже несколько лет православный монастырь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, расположенный рядом с баварской деревушкой Бухендорф, организует на своей территории детский православный лагерь. О жизни лагеря и обители рассказывает ее настоятельница монахиня Мария (Сидиропуло).

* * *

- Матушка, православные детские лагеря сейчас организуются многими епархиями и приходами, в разных странах. В чем особенности лагеря, организуемого Елисаветинской обителью?

- Марфо-Мариинский лагерь, расположенный в скиту преподобномученицы великой княгини Елисаветы, существует уже шесть лет. Со всей Германии и из других стран летом к нам приезжают около полусотни девочек в возрасте от 8 до 13 лет. Цель лагеря - дать православным детям, живущим вне России, в иноязычной и инославной среде, уникальную возможность не только собираться вместе, знакомиться, но и узнавать традиции Русской Православной Церкви, пожить в монашеской среде, научиться благочестивым навыкам, которые они, как будущие матери, будут нести в свои семьи. За границей очень важно, чтобы православные дети общались между собой. Многие дети, живущие в Германии, вообще не знают, кто такие монахи, как и чем они живут, что такое монастырь. Вот мы и знакомим их с жизнью монашества. Особое внимание в лагере уделяется общению в церковной среде на русском языке, знакомству детей с русской культурой. Нас поразил результат уже самого первого лагеря, когда было всего 18 девочек, многие из которых приехали из невоцерковленных семей. Однако дети без особых наставлений, подражая друг другу, учились правильному поведению во время богослужений. Если вначале лагеря кто-то оставался в стороне от таинств исповеди и причастия, то к концу лагеря уже все без исключения исповедовались и причащались святых Христовых таин. Было радостно слышать пожелания детей снова встретиться в обители. На второй год число участниц увеличилось вдвое: более 40 девочек приехали как из приходов РПЦЗ, так и из приходов Московского Патриархата.

- Почему вы приглашаете только девочек?

- Ответ очень прост: так уж заложено природой, что в любой семье матери свойственно более тесное общение с детьми, от нее исходит дух, которым будут дышать ее дети и ее семья. Поэтому прививать отроковицам любовь ко всему церковному, чистому и богоугодному имеет значение не только для их будущих семей, но и общества в целом.

- Матушка, вы помните, как все начиналось?

- Помню самую первую нашу лагерную смену, которая началась с молебна. Мы не только пытались построить лагерь по предварительно составленной программе, но и старались прислушаться к пожеланиям детей, учесть их интересы, познать их внутренний мир, настроенность. Иногда приходилось вместо закона Божия просто вести общие дискуссии на важные им темы, обсуждать всем вместе трудности, которые они встречают при общении со сверстниками в школе, а также и с родителями. В общении со взрослыми детям не хватает понимания, уважения к их миру, возрасту. Ведь мы, взрослые, легко можем наставлять и учить, а вот самого простого - послушать, чтобы понять, не можем либо не хотим. Поэтому, чтобы дать девочкам возможность самостоятельно развивать свои отношения с Богом и ближними, мы в лагере не принимаем в качестве помощниц мам самих участниц лагеря.

- Программа лагеря и режим дня меняются или остаются неизменными?

- Программа ежегодно обновляется. А вот распорядок дня остается примерно одинаковым. Дети встают в 6:20 утра - к началу Божественной литургии. Первая половина дня посвящается катехизации - часовому чтению Евангелия и Апостола и их объяснению, уроку благочестия, рисованию, литургическому пению. Обед и обеденный сон с 12:15 до 14:00.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 449 px. Размер файла 177587 b.
Вторая половина дня обычно проходит в полезных развлечениях, занятиях в мастерских обители. Мы с детьми либо совершаем паломничество в монастырь преподобного Иова Почаевского, либо устраиваем походы и купание в озере при хорошей погоде, ухаживаем на конном дворе за лошадьми, шьем, вышиваем, переплетаем книги, печем просфоры. Иногда девочки помогают на кухне: одни участвуют в приготовлении пищи, другие убирают со стола. Был у нас опыт преподавания иконописи, но мы своевременно поняли, что эти занятия могут сформировать у детей неправильное отношение к иконе, так как невозможно за одну неделю на часовых занятиях дать правильное отношение к иконописному делу, познакомить их со структурой иконы, да еще и успеть написать ее. Поэтому это занятие мы исключили из программы. После вечерней трапезы дети охотно смотрят видеофильмы о монастырях и православных святынях. После совместного чтения молитв на сон грядущий в 20:30 девочки готовятся ко сну.

- А проблемы с дисциплиной бывают, как в обычных лагерях?

- Конечно, бывают, ведь мы имеем общение с живыми существами. Но само пребывание их в монастырских стенах, ежедневные богослужения, непосредственно близкое общение с монашествующими не дает девочкам распускаться. И если и бывают такие случаи, то они быстро понимают свои ошибки и просят прощение, причем очень искренно.

- Как прошли две смены в этом году, что было необычного?

- В конце первого сезона мы с 14 участницами готовились к встрече молодежной группы из 50 человек, которых сопровождали иерей берлинского прихода Андрей Сикоев и игуменья Аланского женского Богоявленского монастыря матушка Нонна (Багаева) с сестрами. Группа молодежи, в которой были и дети, пережившие теракт в Беслане, и дети из берлинских приходов РПЦЗ и МП, путешествовала по святым местам Германии и приехала в нашу обитель рано утром - к началу литургии. Литургию возглавил наш дорогой авва - архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк. Многие причащались святых таин, после чего был устроен прием в монастырском саду под открытым небом. Наши дети выступили с концертной программой перед гостями, которые, в свою очередь, в великолепных народных костюмах мастерски исполнили осетинский танец «Молитва». Такие встречи незабываемы. Это один из проектов, посвященных сотрудничеству молодежи двух ветвей Русской Православной Церкви.

Загрузить увеличенное изображение. 784 x 438 px. Размер файла 201537 b.
- Наверняка вы рассказываете девочкам о великой княгине Елисавете Феодоровне?

- Конечно, и не только девочкам. Германия - страна, воспитавшая сразу двух русских святых, родившихся в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории. Паломники, приезжая в нашу обитель, знакомятся с жизнью двух немецких принцесс, прославленных в лике святых Русской Православной Церковью, - великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее родной сестры императрицы Александры Феодоровны, а также императора Николая II и их детей. Немцы должны знать о святых, прославивших их родину, соединяющих немецкий и русский народы. Нашу обитель часто посещают группы разнообразных немецких обществ. Что ж, пусть знакомятся с Православием, с нашим богослужением и повседневными монастырскими буднями. Мы используем такие случаи, чтобы познакомить немецкий народ с подвигом своих землячек. Устраиваем иногда фотовыставку, отражающую жизненный путь святой покровительницы нашей обители. Эта выставка проходила и на других общественных мероприятиях, которые устраивались для поддержки материального существования нашей пока еще очень молодой обители.

- В 2009 и 2010 годах в Москве прошло несколько детских спектаклей по пьесе Риммы Кошурниковой «Белый ангел Москвы» - о великой княгине Елисавете Феодоровне. Поставила его член Союза композиторов России Елена Подосенова. Пьеса опубликована на сайте «Россия в красках». Вот бы перевести ее на немецкий язык и показать спектакль в Германии, где родилась принцесса Элла!

- Об этом можно поговорить подробнее, тем более что в 2014 году будет праздноваться 150-летие со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны. В любом случае мы будем рады познакомиться с этой пьесой.

- Сколько сестер трудятся в обители, и какова ее история?

- Днем открытия нашей обители официально считается 1 октября 2005 года, хотя молебен на начало ремонтных работ был отслужен еще в августе. В настоящее время у нас подвизаются десять сестер, в том числе и коренные немки. Надеемся, что их со временем будет больше. Здание обители мы приняли в долговременную аренду от католических монахинь. С тех самых пор продолжаются работы по его благоустройству и оформлению в православном стиле. Средств, конечно, у нас на это нет, а о постройке деревянной церкви даже и думать не приходится! Но так хотелось бы показать местному населению всю красоту и величие Православия. Наша обитель первая и пока единственная русская православная женская обитель в Германии, и я считаю, что само ее существование должно быть проповедью православной культуры в Германии. Главное внимание в обители уделяется молитве и богослужению. Насельницы монастыря, независимо от вида их послушаний, посещают все богослужения суточного круга. Служба начинается в 4 часа утра, богослужение длится до 7:00, а когда служится божественная литургия, то до 8:00. Литургия совершается иеромонахом Авраамием (Дирксом) три раза в неделю, включая воскресные дни. Раз в неделю, обыкновенно с четверга на пятницу, к нам приезжает наш владыка Марк, который является непосредственным духовным руководителем сестер. Служба проходит на церковнославянском языке, а раз в неделю - на немецком языке, переводит ее архиепископ Марк. При всей своей занятости он регулярно посещает монашествующих, чтобы исповедовать, дать духовное руководство в насущных вопросах и помолиться с нами. Сестры стараются следовать его наставлениям и при исполнении любого послушания соединяют физический труд с молитвой. Оба эти вида труда неразлучны между собой, как евангельские сестры Марфа и Мария, в честь которых и названа обитель, которую Елисавета Феодоровна основала в Москве.

- Труд молитвенный - это понятно. А что представляет собой ваш труд физический?

- Сестры возделывают наш сад, обрабатывают землю, обеспечивая себя на некоторое время продуктами. Переплет книг издревле считался одним из монашеских ремесел, как и плетение корзин. Желая сохранить старую традицию, в переплетной производится ремонт и переплет книг на профессиональном уровне. Преимущественной заботой сестер является попечение о сохранении старых богослужебных изданий. Но мы помогаем и людям, которым нужно заменить обложки их книг, подшить и скрепить рассыпавшиеся страницы, починить разорванные странички или украсить книгу красивыми закладками.

Трудно себе представить женский монастырь без пошивочной мастерской, где производятся изделия, благоукрашающие святые храмы и богослужения. В деле швейного послушания достойным примером является Сама Пресвятая Дева. Как мы знаем из земной жизни Пресвятой Богородицы, в часы, свободные от молитв и богомыслия, Она неустанно занималась рукоделием, приготовляя одеяния для Себя и для Сына. Особенно же искусна была Пречистая Богоматерь в изготовлении одеяния, предназначенного для священного богослужения. В швейной мастерской нашей обители несут послушания три сестры, которые имеют профессиональных помощниц - благочестивых прихожанок из некоторых приходов нашей епархии. Как и все паломники, приезжающие в обитель помолиться и потрудиться во славу Божию, приезжают и эти добровольные «мироносицы» в обитель и таким образом вносят «свое миро» в помощь обители, подвизаясь в швейной мастерской. Наиболее частые заказы сестры получают по пошиву церковного убранства и крестильных рубашек. Ведь каждому верующему хочется иметь свою рубашку и сохранить ее как святыню, в которой он сподобился из творения Божия причислиться к сынам Божиим и принять Духа Святого в великом таинстве крещения. Особенную радость доставляет, когда эти крестильные рубашки шьются для местных людей, желающих принять крещение.

Сестры, несущие послушание в просфорной, служат самому Телу Господню, так как изготовляют хлебцы, которые потом пресуществляются в Тело Господа нашего Иисуса Христа. Хлеб выпекаем квасный, пшеничный, так как Сам Господь Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным. Ежегодно в Лазареву субботу мы устраиваем «пасхальную ярмарку», на которой продаем куличи, крашеные яйца, сувениры.

- Бавария - часть Германии, где большая часть верующих - католики. Как они к вам относятся?

- Слава Богу, хорошо! При встрече с сестрами некоторые из соседей снимают свою баварскую шляпу и склоняют голову в знак почтения. Когда мы посещаем врачей или иные инстанции, к нам обращаются «Schwester такая-то» (то есть «сестра такая-то»), а не по фамилии. Надо признать, нам посчастливилось, что наши поиски места для созидания монастыря привели нас именно в эту баварскую деревушку. Народ тут очень благочестивый, хотя и католического вероисповедания. Но и мы, переехав сюда, в предпразднество западного Рождества Христова пошли по деревне с мелкими сувенирами, приветствуя новых соседей и одновременно давая им возможность с нами познакомиться. Это было хорошим началом и помогло дальнейшему врастанию нашей православной обители в новую среду.

С монахиней Марией (Сидропуло) беседовала Ирина Ахундова

http://www.pravoslavie.ru/guest/48052.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Богу благодарность и Славу
За то, что в Германии Святая обитель растёт,
Молюсь, чтобы Вам, Матушка Мария,
Господь всё больше благочестивых сестёр и девушек шлёт!

Монастырь это благо всей страны -
Там культура сохранилась всегда
И помочь, милосердие пришли,
Всё оттуда во все времена.

Непрестанная Ваша молитва
Принесёт драгоценные плоды,
Вашей жертвой уже здесь на земле
Как бы в раю находитесь Вы.

Храни Вас Господь, мои дорогие!
Елизавета CH / 05.08.2022, 07:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Монахиня Мария (Сидиропуло)
Единым сердцем в едином духе. Часть 2
Беседа с монахиней Марией (Сидиропуло), настоятельницей православного монастыря преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе (Германия)
10.12.2012
Единым сердцем в едином духе. Часть 1
Беседа с монахиней Марией (Сидиропуло), настоятельницей православного монастыря преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе (Германия)
05.12.2012
Все статьи Монахиня Мария (Сидиропуло)
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Сергей
28.03.2024 13:07
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59