Василий († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Рязанский. Сведения о нем содержатся в «Повести о Рязанском епископе Василии», к-рая существует в 2 редакциях: краткой, самостоятельной, ее автором является Ермолай-Еразм (в автографе Ермолая-Еразма (РНБ. Солов. № 287/307, не позднее нач. 60-х гг. XVI в.) «Повесть» имеет заголовок: «О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань»), и переработанной пространной, вошедшей в состав жития св. кн. Константина Муромского и созданной в связи с прославлением последнего на Соборе 1547 г.
Содержание краткой редакции «Повести» сводится к следующему: спустя нек-рое время после княжения в Муроме св. кн. Глеба (см. Борис и Глеб) здесь была устроена епископия, к-рую «не в колика же времена» занимал «епископ праведен» В. Не терпя его доброй жизни, диавол, «воображаяся в девицу», принародно стал являться в епископских палатах. Обманутые диаволом, муромцы изгнали В., но тут произошло чудо: придя на берег Оки, епископ отказался взойти на корабль, простер на воду свою мантию и ступил на нее с иконой Богоматери и Младенца Христа в руках, после чего «духом бурным несен бысть... противу струям» и менее чем за 6 часов доплыл до места, «еже ныне зовомо Старая Рязань». Здесь В. торжественно встретил рязанский вел. кн. Олег Иоаннович. Епископская кафедра из Мурома была перенесена в Рязань, где стала храниться «и до ныне» бывшая с В. чудотворная икона Богоматери. В пространной редакции «Повести» этот рассказ о В. неудачно соединен с заимствованными из летописи сведениями об «обновлении» Мурома кн. Юрием Ярославичем в 1351 г. (ПСРЛ. Т. 7. М., 2001. С. 215-216; Т. 10. М., 2000. С. 222; Т. 15. Вып. 1. Стб. 60), в ходе к-рого на кафедру якобы и был поставлен В.
По летописям и актам известны 2 Рязанских епископа с именем Василий (соответственно 2-й и 4-й в общем списке Рязанских архиереев). Из них 1-й умер в 1294 г. (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1997. Стб. 484; распространенная в лит-ре датировка 1295 г. не учитывает, что статья 6803 г. в Лаврентьевской летописи - ультрамартовская - Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 121). 2-й был поставлен митр. св. Алексием в 1356 г. (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. М., 2000. Стб. 64), упоминается в грамоте свт. Алексия на Червленый Яр (АСЭИ. Т. 3. № 313. С. 343-344) и скончался, если полагаться на летописный порядок перечисления епископов, поставленных свт. Алексием, до 1360 г. (Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 20022. С. 406; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123; Т. 18. С. 23). Т. о., кн. Юрий Ярославич, сведенный в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умерший в заточении, не мог быть причастен к поставлению В. Однако составитель пространной редакции, вероятно, не случайно связал имена В. и муромского кн. Юрия, ведь последний был современником вел. кн. Олега Иоанновича (нач. 50-х гг. XIV в.- 1402), упомянутого в более ранней краткой редакции. Кроме того, употребляемое в краткой редакции название «Старая Рязань» также отсылает к эпохе вел. кн. Олега, т. к. это название возникло после основания «городка Олгова на усть Проне» (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 476). Известно, что еп. Василий II получил многочисленные земельные пожалования и льготы в различных частях Рязанского княжества от вел. кн. Олега Иоанновича и его зятя - пронского кн. Владимира Димитриевича (АСЭИ. Т. 3. № 314-315. С. 345-347; № 319. С. 348; № 322. С. 350-352). Следов., предание, отразившееся в сер. XVI в. в краткой редакции «Повести», имело в виду, вероятно, Рязанского еп. Василия, жившего в 1-й пол.- сер. XIV в., хотя исключить возможность соотнесения В. с еп. Василием кон. XIII в. все же нельзя ввиду сбивчивости и анахроничности предания (вопреки ему нет данных о том, что епископская кафедра располагалась в Муроме,- с самого основания в кон. XII в., а вовсе не в княжение св. кн. Глеба кафедра находилась в Рязани).
Время установления почитания В. точно неизвестно. Он не был канонизирован на Соборах 1547 и 1553 гг., когда были прославлены Муромские святые: кн. Константин и его дети Михаил и Феодор, кн. Петр и кнг. Феврония. Тем не менее труд Ермолая-Еразма позволяет предположить, что установление местного почитания В. было следствием соборного прославления Муромских чудотворцев. 10 июня 1609 г. состоялось обретение нетленных мощей В. и перенесение их по повелению Рязанского и Муромского архиеп. Феодорита из ц. святых Бориса и Глеба в Успенский (с нач. XV в. Христорождественский) собор Переяславля Рязанского (совр. Рязань). На этот день было установлено местное празднование памяти В. Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Соборы Владимирских и Рязанских святых, празднование к-рым было установлено соответственно в 1982 и 1987 гг. Память В. (без указания дня) отметил в сер. 50-х гг. XVII в. в своем Месяцеслове Симон (Азарьин): «Иже во святых отца нашего Василия епископа Муромского, иже из Мурома сяде на свою мантию и рекою Окою всем зримо отплове на Рязан вверх противу воды пловяше» (РГБ. МДА. № 201. Л. 333 об.). По указу Святейшего Синода 1814 г. разрешено праздновать память В. 21 мая совместно с Муромскими чудотворцами. В наст. время мощи В. вместе с останками 5 рязанских князей и 3 княгинь находятся в Христорождественском соборе.
4 окт. 1836 г. на месте первоначального пребывания мощей В. был открыт памятник, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов (не сохр.). Он представлял собой четырехгранную пирамиду под шатром, к-рый поддерживали 4 колонны. По сторонам пирамиды были изображены: прибытие В. из Мурома в Ст. Рязань с чудотворной иконой Богоматери; встреча святителя вел. кн. Олегом Иоанновичем; переезд В. в Переяславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончина святителя; перенесение мощей В. из Борисоглебского храма в Успенский собор.
Источники: ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. С. 23, 83, 99, 120, 121; Повесть о Петре и Февронии / Подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 325-326 [Крат. ред. памятника]; Повесть о водворении христианства в Муроме (по ркп. Румянцевского музеума № 364) // Памятники старинной лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 229-240 [Простр. ред.].
Литература: Голос в защиту предания о святом Василии I, еп. Рязанском // ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147-160; СИСПРЦ. С. 49-51; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 92; Голубинский. Канонизация святых. С. 122; ЖСв. М., 1916. Кн. доп. 2-я. Янв.-апр. С. 571-572; Вагнер Г. К. Повесть о Рязанском еп. Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 167-177 [Библиогр.]; Дмитриева Р. П. Две редакции XVI в. Повести о Рязанском еп. Василии // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 136-142; она же. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первонач. ред.) // ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 40-55; Повесть о Петре и Февронии. С. 79-94.
А. В. Назаренко