Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Под покровом святителя Димитрия Ростовского

Мария  Рубцова, Ярославская митрополия

18.06.2011

Уже в течение достаточно длительного времени наш монастырь занимается разработкой Ди-митриевской темы в различных ее аспектах. Нам дорого и важно все, что связано с этим великим святым. Насыщенная событиями и общением жизнь свт. Димитрия дала нам возможность позна-комиться с удивительными личностями, почитавшими его, или связанными с ним другим обра-зом. Немного найдется святых, чья земная жизнь проходила в стольких местах служения, как у святителя Димитрия. Он оставил по себе память в обителях Украины, Литвы, Белоруссии и России. Сегодня мы можем сказать, что нам посчастливилось побывать во всех известных местах земной жизни Ростовского святителя. В некоторых - неоднократно. Все эти места, без исключения, замечательны своей историей и святынями. Какие-то обители и храмы уцелели, некоторые, к сожалению, утрачены или пострадали до неузнаваемости. Каждый раз знакомясь с местами, находящимися под покровом свт. Димитрия, мы привозили с собой массу впечатлений, иногда даже открытий. О наших открытиях и впечатлениях, хотя бы об избранных, и хочется рассказать. Может быть, кого-нибудь это подвигнет совершить паломничество по местам святителя Димитрия - святого покровителя нашего края.

Родиной Святителя считается городок Макаров под Киевом. Сведения верные, но нуждаются в уточнении. На самом деле, во времена свт. Димитрия это было большое село Воронино. Недалеко от него проходила дорога из Киева в Литву. После татаро-монгольского нашествия, начиная с первой четверти XIV в., в этой местности появляются литовские шляхтичи. Когда родился Даниил Туптало, село только-только стало называться Макаровым по имени его владельца - литовского феодала Макара Ивашенцевича. Наследники этого человека и переименовали Воронино в Макаров, а сами взяли себе фамилию Макаревичи. Так что, улыбнувшись, мы можем констатировать, что побывали не только на родине свт. Димитрия, но и предков известного рок-музыканта.
Сейчас Макаров - это районный центр Киевской области, находящийся километрах в 40-ка от столицы. Город примечателен тем, что здесь установлены сразу два памятника свт. Димитрию. Очевидно, таким образом макаровцы хотели выразить благодарность Святителю - ведь о городе знают и вспоминают чаще всего исключительно в связи с именем свт. Димитрия. Из местных дос-топримечательностей, которых здесь совсем немного, нам запомнился Центр детского творчества имени Данилы Туптало (именно так на нем и написано). Также поразила суперсовременная рай-онная больница, находящаяся, по преданию, на месте усадьбы Саввы Туптало, то есть на месте рождения свт. Димитрия. Об этом предании мы узнали от первого остановленного нами человека. В старой части больницы есть заброшенный фонтан годов 1950-60-х - на пьедестале стоит молоденький казачок. Весьма, как нам показалось, неожиданный образ для советского фонтана. За неимением письменных свидетельств, он один подтверждает местное предание о том, что когда-то на этом месте находилась казацкая усадьба, в которой родился необычный мальчик.
В городе есть православные храмы, но они находятся в руках раскольников - сторонников бывшего Киевского митрополита Филарета (Денисенко). Они называют себя Украинской Право-славной Церковью Киевского Патриархата. Лишь один храм города - Ильинский - состоит в юрисдикции Московского Патриархата. Отрадно, что именно в нем сосредоточены основные ма-каровские святыни - часть десницы свт. Димитрия Ростовского, древняя намоленная икона свт. Николая Чудотворца и почитаемая икона Божией Матери «Взыскание погибших», на которой также изображены свт. Димитрий и св. пророк Илия.
Как известно, следующим городом в жизни свт. Димитрия стал Киев - колыбель русской святости и просвещения. О нем - позже отдельный рассказ, сейчас же хочется рассказать о не-больших городках, с историей и достопримечательностями которых нам довелось познакомиться. Эти места очаровали и удивили нас. Например, Канев. Этот районный центр Черкасской области с населением около 26 тысяч человек является одним из древнейших русских городов. Впервые упоминание о нем находим на страницах Киево-Печерского патерика. Греческие иконописцы, чудесным образом в видении приглашенные преподобными Антонием и Феодосием Печерскими расписывать Великую Успенскую церковь, по дороге в Киев проплывали по Днепру и Канев.
Если представить себе небесный глобус, на котором бы отражались духовные связи геогра-фических объектов, то мы бы увидели, как духовные нити связывают Ярославль - один из круп-ных российских городов - и маленький украинский Канев, ведь оба города основаны св. князем Ярославом Мудрым.
В 1669 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в древнем каневском Успенском монастыре свт. Димитрий был рукоположен в диакона. Одноименный соборный храм обители был построен в 1144 г. великим князем киевским Всеволодом Ольговичем, правнуком Ярослава Мудрого. Сын Всеволода Святослав является одним из главных героев «Слова о полку Игореве».
Успенский собор XII в., в котором происходило диаконское посвящение свт. Димитрия, со-хранился. Правда, узнать в том здании, которое мы увидели, древнерусский храм было непросто. За свою историю он много пережил, не раз был разрушен, поскольку в его стенах многократно укрывались жители города при нападени врагов. Так, в сентябре 1678 г. крымские татары и турки подожгли собор, в котором затворились каневцы. Все они приняли мученическую кончину. После этого больше века храм стоял разрушенный. В начале XIX в. собор отреставрировали, сохранив части старого здания. С тех пор он скорее напоминает костел в стиле классицизма, чем православный храм. Нас порадовало, что и этот храм, связанный с покровительством свт. Димитрия, в настоящее время остается единственным в городе не принадлежащим раскольникам.
Если мы ехали в Канев ради древнего Успенского собора, то подавляющее число людей едет сюда ради «самого выдающегося сына украинского народа» - Тараса Шевченко. В окрестностях города находятся места, где он родился, провел большую часть своей жизни, будучи крепостным у пана Энгельгардта. Самое знаменитое место в Каневе - могила Т.Г. Шевченко на высоченной днепровской круче.
Несколько отвлекусь и процитирую высказывание о Каневе известного историка XIX в.: «Город постройкой ничтожный, в нем нет ни одной прямой улицы, ни одного здания замечатель-ной архитектуры, но зато есть несколько прекраснейших видов на Днепр и Днепровские горы». С последними словами полностью соглашусь. Действительно, виды здесь «прекраснейшие». Весь город расположен на высоких холмах - ходить и ездить по нему непросто, но впечателний уво-зишь много. Далеко внизу течет Днепр, слева видно искусственное море - Каневское водохрани-лище.
Открытием для нас стала история горы - того места, где завещал себя похоронить Шевченко. Сейчас она называется Тарасова гора, а раньше называлась Чернечья, то есть Монашеская. Пещерная обитель существовала здесь с XI в. В XVI столетии в монастыре подвизались казаки, желавшие послужить Богу. Сколько покоится здесь святых угодников, один Бог ведает. Пещер сейчас, конечно, никаких не показывают. Зато можно взять на себя подвиг -  подняться по лестнице из 340 ступеней, ведущей на вершину горы к могиле Шевченко, молитвенно обращаясь к тем святым подвижникам, которые здесь погребены.
Следующим местом, связанным со свт. Димитрием, стал Густынский Троицкий монастырь под Прилуками (Черниговская обл.). Здесь в Духов день 1675 г. свт. Димитрий был рукоположен в сан священника. Рукополагал его черниговский архиепископ Лазарь (Баранович), архипастырь, оказывавший покровительство ученым монахам.
Троицкий монастырь был основан в 1600 г. афонским подвижником иеросхимонахом Иоа-сафом, некоторое время жившим в Киево-Печерской Лавре. В поисках уединения старец дошел до этих мест. Здесь его привлек остров Густынь, окруженный в те времена со всех сторон водами реки Удай. Троицкий собор обители, в котором рукополагали свт. Димитрия, за год до этого был отстроен в камне на месте первоначального деревянного храма. Ктитором монастыря стал гетман Иван Самойлович, друг и покровитель свт. Димитрия. Это здание Троицкого собора сохранилось до наших дней. История его примечательна, поскольку стоит храм на телах невинных мучеников. Густынская летопись так повествует об этом.
Во время одного из вражеских нападений вблизи Густынской обители были убиты трое младенцев. Три дня и три ночи лежали они, не тронутые ни зверями, ни морозами: они сохранились в том виде, в каком были брошены, тела их были мягки, хотя было холодно и шел снег. Благочестивые люди принесли тела этих страдальцев в монастырь и здесь предали их земле. Через некоторое время, когда в монастыре началось строительство Троицкого храма, игумену во сне явились три младенца. Они сказали ему, что молятся Богу за монастырь и братию. Игумен, размышляя об этом событии, поведал о нем некоему старцу-иноку. Тогда тот рассказал о трех убиенных младенцах и показал место их погребения в монастыре. По приказу игумена могилы были разрыты и вынуты из земли гробы. При открытии гробов, оказалось, что тела, покоящиеся в них, нетленны. Тогда игумен указал погрести святых мучеников в том месте, где строился алтарь Троицкого храма.
Сейчас Густынская обитель - одна из самых посещаемых на Украине. Она восстановлена практически из небытия - в 1993 г., когда сюда пришли первые сестры, они увидили руины и ни одного целого здания. В монастыре 5 храмов, много сестер. Места здесь красивые и тихие. Быв-ший некогда остров стал полуостровом - река Удай не слишком полноводна. За оградой монасты-ря, прямо под его стенами на берегу реки находится монашеское кладбище. Оно совсем неболь-шое, но располагает к тому, чтобы сесть на лавочку и, глядя на эти скромные могилки и воды Удая, поразмышлять о собственной жизни. Среди надгробных надписей привлекла своей просто-той такая: «Здесь погребена монахиня из России». 
В обители есть своя святыня - чудотворная Густынская икона Богородицы. Также особенно чтут память двух святителей - Димитрия Ростовского и Иоасафа Белгородского. Дело в том, что в подклете Троицкого собора находится родовая усыпальница семьи свт. Иоасафа. Вечный покой обрели здесь его дед, бабушка, отец - прилуцкий полковник, мать. В советское время усыпальница была засыпана мусором и песком, так что сестрами проделана огромная работа по приведению захоронений в порядок. У каждого горит лампадка, регулярно совершаются литии.
Посетив Густынский монастырь, мы открыли для себя еще одно место, где чтут свт. Димит-рия и день его памяти - один из самых торжественных в году. Речь идет о селе Полонки Прилуц-кого района Черниговской области.
Добраться до этого села непросто - дорога ужасно разбитая, но, зная, что в сельском храме находится святыня, связанная со свт. Димитрием Ростовским, мы  по-тихоньку пробирались. Нас встретило живописное село, расположенное вдоль реки Удай. Ехали мы по нему достаточно долго и только в самом конце увидили храм, который нас сразу поразил - своей архитектурой и древностью. Далеко не в каждой деревне увидишь храм XVII в. Храм посвящен Архангелу Михаилу, построен он в 1660 г.
В храме есть почитаемая икона Богородицы «Нечаяная радость», мироточивая икона свт. Димитрия. Но главной святыней, ради которой сюда едут люди, является большая часть десницы свт. Димитрия Ростовского. Это та самая часть, которая оторвалась при вскрытии гроба с телом свт. Димитрия в 1752 г. Долгое время эта часть мощей хранилась в Спасо-Яковлевском монастыре в отдельном ковчеге. В период празднования 200-летия преставления свт. Димитрия в 1909 г. епископ Черниговский Сергий (Соколов) ходатайствовал перед архиепископом Ярославским Тихоном, будущим патриархом, и наместником Спасо-Яковлевского монастыря епископом Угличским Иосифом (Петровых) о даровании частицы мощей свт. Димитрия черниговской земле, в пределах которой Святитель подвизался основную часть своей жизни. Ходатайство епископа Сергия было удовлетворено, и ковчег с частью десницы свт. Димитрия был поставлен в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города, затем он некоторое время пребывал в Черниговском Елецком монастыре. Во время закрытия в 1920 г. этой обители ковчег был изъят вместе с другими ценностями новой властью, но его чудом удалось спасти епископу Иувеналию. Перед своей кончиной в 1924 г. он передал ковчег священнику Иоанну Смоличеву. Отец Иоанн был сослан в ссылку. Его матушка, предвидя и для себя подобную участь, позаботилась о святыне и отдала ее известной в то время в Чернигове ученой и благочестивой семье Флеровых. В 1997 г. представительница семьи Вера Аркадьевна Флерова, после молитв и размышлений, в какой храм отдать эту великую святыню, остановила свой выбор на храме села Полонки. С тех пор Димитриев день здесь празднуется с особой торжественностью при большом стечении паломников со всей Украины.
Оказалось, что этим не исчерпываются сельские святыни. Настоятель предложил нам прогу-ляться в лес, где не так давно прихожанами была найдена пещера с храмом, выкопанная в породе песчаника. Идти оказалось не так-то близко, но оно того стоило. Историю этой пещеры еще пред-стоит узнать, но то, что здесь был храм, видно по настенным изображениям. От храма отходят хо-ды, но они недлинные. Сейчас в этом храме раз в неделю служат молебен. Мы тоже помолились, пробыв в этой темноте и тишине довольно долго, так что, выйдя на свет, не могли сразу сообра-зить, в каком времени мы находимся.
Насыщенный день близился к концу. Мы уезжали из Полонок с благодарностью святителю Димитрию, что он таким образом управил наш путь.
Это лишь малая часть наших путешествий по местам свт. Димитрия. Об остальных надеюсь рассказать в следущих выпусках.
Рассказывая о жизни святителя Димитрия, мне часто приходится употреблять сочетание слов «древний город», «один из древнейших русских городов». Не избежать мне этого и сейчас, когда речь пойдет о Чернигове. Это не только один из древнейших, но и один из красивейших русских городов. Возник он в земле племени северян, почему весь этот регион называется Северской Украиной. Впервые летописные источники упоминают Чернигов под 907 годом, но славянские поселения на этом месте известны за несколько веков до этой даты. Город расположен на правом, высоком, берегу Десны при впадении в нее реки Стрижень. Он необычайно притягивает своей атмосферой: значительная часть города состоит из частного сектора, хотя это областной центр; здесь везде уютно - на улицах, в храмах, музеях, кафе. В Чернигове есть своя Красная площадь. По размерам она ничуть неменьше московской, а стоит на ней Музыкально-драматический театр. Конечно же, имени Т.Г. Шевченко. Высокий вал, окружающий бывший детинец, с установленными на нем 12-ю чугунными пушками времен Петра I, холмы и овраги, подземные пещеры, парки создают неповторимый облик этого города. Он насыщен древностями, знакомясь с которыми погружаешься в историю домонгольской Руси. И, конечно, здесь много святынь и мест, связанных с жизнью почитаемых угодников Божиих. Святитель Димитрий - один из них.
Напомню, что после рукоположения во священника, которое происходило в Густынском Троицком монастыре под Прилуками, святителя Димитрия пригласил к себе известный и уважаемый иерарх - черниговский архиепископ Лазарь Баранович. Продолжительное время (с перерывами с 1657-го  по 1685 г.) он был Местоблюстителем Киевской митрополии, поскольку в этот сложный исторический период Киев нередко был без митрополита. Образованный человек, плодотворный проповедник и поэт, до возведения в архиерейский сан, он был ректором Киево-Могилянской коллегии. В период управления его Черниговской епархией он открыл здесь первую в крае типографию. Впоследствии именно в ней будут напечатаны первые произведения свт. Димитрия. Владыка Лазарь собирал вокруг себя ученых монахов, способных грамотно защищать православную веру в полемике с католиками и униатами.
Архиепископ благословил свт. Димитрия быть кафедральным проповедником. Молодому иеромонаху 24 года, за плечами у него 8 лет иноческой жизни и ученых келейных занятий, впереди - скитальческая жизнь, связанная с успехом его проповедей и желанием многих обителей иметь его своим настоятелем. Это будет позже, пока же он в течение нескольких лет служит и проповедует в Спасо-Преображенском соборе.

Этот уникальный храм заслуживает отдельного рассказа. Он расположен на территории бывшей княжеской резиденции. Это самый древний из сохранившихся до настоящего времени храмов Киевской Руси. Его начал строить в начале 30-х годов XI в. Мстислав, сын Владимира Крестителя, первый документально известный черниговский князь. Считается, что он начал по-стройку каменного собора на месте более старого деревянного храма, который, в свою очередь, был построен в X в. на месте стоявшего здесь языческого идола. Мстислав скончался в 1036 г. и был погребен в недостроенном храме. Достраивал собор следующий черниговский князь - Святослав, сын Ярослава Мудрого. На протяжении девяти веков Спасо-Преображенский собор  являлся кафедральным храмом города. Здесь погребены многие черниговские князья и иерархи. Среди святынь собора - мощи под спудом святого мученика князя-схимника Игоря Черниговского, пострадавшего от рук разъяренной толпы в 1147 г.  Считается также, что здесь погребен и другой князь Игорь - Черниговский и Новгород-Северский (1198 - 1201), герой «Слова о полку Иго-реве». 
Непосредственно со Спасо-Преображенским собором связана история одного из самых почитаемых в Русской Православной Церкви Богородичных образов. Дочь византийского императора Константина Мономаха царевна Анна,  выходя в 1046 г. замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, привезла с собой икону Богородицы, известную у нее на родине как «Одигитрия». Икона находилась в соборе до тех пор, пока их сын Владимир Мономах, ставший смоленским князем в 1097 г., не взял семейную святыню с собой. В Смоленске для этой иконы он построил храм. С тех пор за византийским образом закрепилось название Смоленской иконы Богородицы.
С 1246 г. в соборе покоились мощи святых мучеников князя Михаила Черни-говского и боярина его Феодора, пострадавших в Орде. В XVI в. по указу царя Ивана Грозного святые мощи были перевезены в Москву, где и находятся в настоящее время в Архангельском соборе Кремля.
Спасо-Преображенский собор был свидетелем важнейших событий жизни города. Здесь целовали Крест и присягали черниговские князья. С  этим храмом связаны детство и юность двух замечательных в русской истории женщин, дочерей св. Михаила Черниговского, - преподобной Евфросинии Суздальской и княгини Марии, основательницы Спасо-Преображенского монастыря в Ростове. В стенах собора молились преподобный Никола Святоша, прославленный в лике Киево-Печерских святых. Он был сыном черниговского князя св. Давида Святославича, также молившегося в этом храме. Правда, погребен он рядом, в Борисоглебском соборе, строителем которого являлся (20-е гг. XII в.). Преображенский собор помнит проповеди святителей Димитрия Ростовского, Иоанна Тобольского, Феодосия и Филарета Черниговских.
История собора интересна и такими, например, моментами: издавна, точно не известно, с какого времени, в храме вывешивались флаги военных формирований города. В начале XX-го в. здесь еще хранились 18 флагов черниговского ополчения времен Отечественной войны 1812 г. и 11 флагов времен Крымской войны 1953-56 гг.
При советской власти в 1926 г. собор закрыли и через некоторое время передали в ведение конторы, название которой невозможно не упомянуть. И смех, и грех, - в соборе был устроен склад базы «Главросмасложирсбыта».
Нельзя не сказать о том, что уникален не только возраст Спасо-Преображенского собора. Уникальна и его пространственная планировка: подобной не имеет ни один из сохранившихся древнерусских храмов. Собор представляет собой соединение схемы крестово-купольного храма с элементами романской базилики. Сложность пространственно-планировочной конструкции заставляет специалистов спорить о том, к какому же типу стоит отнести храм: четырех-, шести- или же восьмистолпному. В интерьере храма обращают на себя внимание многочисленные ритмично повторяющиеся арки, благодаря чему подчеркивается высота центральной части собора. На фасадах видна смешанная кладка, также придающая облику собора своеобразие, - ряды камней чередуются с плинфой.
Нередко приходилось наблюдать, как неподготовленные паломники, видя Спасо-Преображенский собор, говорят, что он похож на костел и даже на мечеть, благодаря двум пристроенным башням с высокими остроконечными крышами-шпилями. Но стоит присмотреться внимательнее, и становится понятно, что перед тобой пятикупольный древнерусский храм. Конечно, он перестроен, но основное здание собора сохранилось до наших дней почти целиком. История боковых башен, так смущающих многих, такова. В середине XVIII в. в соборе случился страшный пожар - выгорели все внутренние помещения. После этого северо-западную башню, в которой до этого находилась деревянная лестница на хоры, надстроили. Часть нарядной древней кладки была оставлена незаштукатуренной и она хорошо видна. В юго-западном углу, разобрав поврежденную пожаром древнюю крестильню, построили такую же башню, симметричную первой. Реставрационные работы были проведены и внутри собора. Деньги на восстановление храма после пожара дал черниговский полковник Василий Дунин-Борковский. Все это происходило в 1675 г. при архиепископе Лазаре Барановиче, и свт. Димитрий был свидетелем этих событий.
Живя в Чернигове, свт. Димитрий был свидетелем и гораздо более интересных и чудесных вещей. По благословению владыки Лазаря он занялся написанием истории прославившегося при нем чудесами образа Божией Матери, находящегося в Ильинском Болдиногорском монастыре. Ильинская Черниговская икона была написана в 1658 г. монахом этой обители Геннадием Дубенским. Вскоре, в 1662 г., с 16 по 24 апреля, от иконы было явлено чудо истечения слез.  В известной летописи Самойла Величко об этом так сказано: «Плакала тогда Пресвятая Дева, жалея православных христиан-малороссиян», увязших в междоусобных смутах. В связи с этим чудом было установлено совершать ежегодно память иконе 16 апреля. В этом же году татары напали на Чернигов, разорив город и окрестности, в том числе Ильинский монастырь, но икона, украшенная драгоценным окладом, осталась невредима. Не пострадали и монахи обители, укрывшиеся в монастырских пещерах.
После этих событий икона прославилась чудесами исцелений. Свт. Димитрию было поручено собрать и изложить эти случаи. Первое его сочинение «Чудо Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» было издано в 1677 г. Следующей стала книга «Руно орошенное», изданная впервые в 1680 г. и много раз переиздававшаяся. В первом издании свт. Димитрием описано 24 случая исцелений. В последующих изданиях чудеса дополнялись, их фиксировали вплоть до начала XX в. Среди чудесных случаев - исцеления от слепоты, ревматизма, хронических заболеваний, болезней ног, беснования, помутнения рассудка. Описан даже один случай воскрешения отрока. После закрытия обители в 20-х гг. XX в. чудотворная икона исчезла, и сейчас в храмах и музеях можно видеть только списки.
Кстати сказать, некоторые списки с этой иконы также прославились чудесами и стали самостоятельными святынями. Самый известный из них - находившийся в Гефсиманском скиту под Сергиевым Посадом. История этого списка прослеживается с начала XIX в. Огромный приток богомольцев, приезжавших помолиться у чудотворной иконы, послужил поводом постройки собора в честь Ильинской Черниговской иконы (освящен в 1893 г.). После закрытия скита в XX в. и этот чудотворный образ пропал. Сейчас в обители находится чтимый дореволюционный список с этого образа (т.е. список со списка). До 2004 г. он находился в притворе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
В самом Чернигове в настоящее время также есть несколько почитаемых спи-сков. Два из них находятся в Елецком монастыре. Один относится к концу XVIII в., второй - к XIX в. До революции в каждом храме города был список с Ильинской иконы, в связи с чем возникают сложности идентификации сохранившихся списков. Есть основания предполагать, что указанные два списка происходят из Троице-Ильинского монастыря, причем первый из них был списком, который ставился в Троицком соборе в зимний период, когда сам чудотворный образ переносился в один из храмов Чернигова.
Говоря о главной монастырской святыне, необходимо уделить внимание и самой обители, тем более, что она является одной из старейших на Руси. Начало Ильинскому монастырю положил преподобный Антоний Печерский, который из-за разногласий с киевским князем Изяславом Ярославичем покинул на некоторое время Киев (с 1069 по 1073 г). Черниговский князь Святослав Ярославич пригласил прп. Антония, уроженца этих мест, к себе. Придя в Чернигов, преподобный избрал для подвигов Болдину гору, «ископал пещеру и поселился там». Так возник пещерный монастырь. Со временем над пещерами построили храм в честь Ильи Пророка. Согласно преданию, некогда на этом месте находился языческий идол. Большинство исследователей датируют сохранившееся здание храма XII веком, но есть те, кто считает, что оно построено во второй половине XI в. Храм достаточно хорошо сохранился, правда, его первоначальный вид скрыт под стилевыми наслоениями украинского барокко XVII в.
В настоящее время Ильинский храм и Антониевы пещеры входят в состав музея-заповедника «Чернигов древний». Билеты в них стоят совсем недорого, а музейные работники доброжелательны, и эти святые места стоит посетить. Конечно, здесь нет той атмосферы, которая характерна для киевских пещер, когда в темноте с огарком свечи идешь от одной раки к другой, прикладываясь к мощам святых угодников. Антониевы пещеры не такие длинные (350 м), они освещены, здесь нет мощей святых, к которым можно было бы приложиться, хотя в некоторых местах собраны косточки, найденные при раскопках. Зато здесь есть подземные храмы и сохранились монашеские кельи, в том числе прп. Антония Печерского. Вход в пещеры примыкает прямо к Ильинскому храму, а ниже стоит деревянная скульптура старца-монаха. Очевидно, это прп. Антоний.
При архиепископе Лазаре Барановиче в апреле 1679 г. через ров от Ильинского пещерного монастыря началось строительство обширного комплекса во главе с Троицким собором. Это строилась новая архиерейская резиденция. По мысли владыки она должна была состоять из двух объединенных ландшафтом и архитектурой частей - древнего Ильинского монастыря, предназначенного для тех, кто стремился к уединению, и нового Троицкого, более тесно соприкасающегося с миром. Так возник Троице-Ильинский монастырь. Главной архитектурной доминантой его стал грандиозный семикупольный Троицкий собор, построенный вильнюсским архитектором Иоганном Баптистом Зауэром. 
Ансамбль нового Архиерейского дома включал в себя, кроме Троицкого собора, многочисленные постройки: трапезную Введенскую церковь, келии, различные хозяйственные помещения, двухэтажный дом настоятеля, ограду с башнями. Все это строилось долго. Например, Троицкий собор был освящен в 1695 г. уже преемником Лазаря Барановича свт. Феодосием Черниговским. Пре-красная барочная колокольня была построена в 70-е гг. XVIII в.  
 Весь период, пока строилась новая архиерейская резиденция, свт. Димитрий был настоятелем различных монастырей Черниговщины. Приезжая по служебным делам в епархиальный город, он был свидетелем этой стройки. Вернувшись на Украину из поездок по Литве и Белоруссии в январе 1679 г., он мог участвовать в закладке Троицкого собора в апреле этого года, а в 1695 г., когда он был настоятелем Глуховского Петропавловского монастыря, мог присутствовать на его освящении.
Несколько слов хочется сказать о новейшей истории Троице-Ильинского монастыря. Закрытый советской властью, он был возрожден к жизни при немецкой оккупации в 1942 г. На этот раз монастырь стал женским. Насельницами обители стали духовные чада известного черниговского подвижника старца Лаврентия, ныне причисленного к лику святых. Сам прп. Лаврентий был духовником обители и жил в ней до своей кончины в 1950 г. Монастырь был закрыт очередной раз в 1961 г.
В настоящее время Троицкий собор является кафедральным храмом города, а на его территории располагается Черниговское епархиальное управление, духовное и регентское училища. В соборе покоятся мощи свт. Феодосия Черниговского,  прп. Лаврентия и недавно причисленного к лику местно чтимых святых свт. Филарета (Гумилевского), бывшего черниговским архипастырем в 1859 - 1866 гг. Также здесь есть частицы мощей свв. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора и некоторых Киево-Печерских преподобных.
Между территорией детинца и Троице-Ильинским монастырем находится еще одна древняя обитель, связанная со свт. Димитрием Ростовским. Это Елецкий Успенский монастырь. Во времена далекие на этом месте был хвойный лес. Как-то проходившие люди увидели сияние, исходившее от одной из елей. Подойдя ближе, они обнаружили, что это сияет икона Божией Матери, которая стоит на ветке. Так в 1060 г. произошло обретение Елецкой иконы Пресвятой Богородицы. Через некоторое время черниговский князь Святослав Ярославич построил на этом месте храм, скорее всего, деревянный. Сохранившееся до нашего времени здание Успенского собора датируется рубежом XI - XII вв. Считается, что его построил сын Святослава Олег, родоначальник известной княжеской династии Ольговичей. В данном случае, также, чтобы понять, что перед тобой древнерусский храм, надо внимательно присмотреться и отсечь элементы и конструкции украинского барокко XVII в.
По одному из преданий в монастыре в 1069 г. жил прп. Антоний Печерский. В книге известного настоятеля этой обители архимандрита Иоанникия Галятовского, говорится, что прп. Антоний «монастыреви Елецкому дал благословение од Святой Горы Афонской» и «як монастырь Печерский, так и Елецкий... бытностию своею приоздобил и прославил». Поскольку существуют другие письменные источники, в которых говорится, что прп. Антоний ископал пещеру в Болдиной горе и в ней поселился, то историкам пришлось продумывать, как святой мог жить сразу в двух монастырях Чернигова. В итоге сложились две версии тех далеких событий. Согласно первой, прп. Антоний сначала поселился в уже существующей Елецкой обители, а затем оставил ее, стремясь к большему уединению. Согласно второй, - святой приходил поклониться чудотворной иконе в существовавший тогда на этом месте храм и посоветовал князю Святославу создать здесь монастырь, после чего ушел на соседнюю Болдину гору и поселился там в пещере.
Подлинная чудотворная икона была утеряна еще во времена средневековых лихолетий. Сейчас в обители находится список второй половины XVII в., возвращенный в монастырь после его открытия. Этот образ издавна почитался в обители как чудотворный. Его возвращение в 1990-е гг. было воспринято как великая милость Пресвятой Богородицы.
К достопримечательностям монастыря также относится скромный деревянный домик, построенный в 1688 г. при настоятельстве здесь свт. Феодосия Черниговского. Позже в этом домике жил свт. Димитрий Ростовский, бывший архимандритом монастыря в 1697-1699 гг.
Необходимо сказать и о подземных ходах, пещерах, которыми изрыта мона-стырская гора.
В обители есть замечательный по своей ценности некрополь. Среди имен из-вестных церковных и светских личностей, которые здесь погребены, мне бы хоте-лось выделить архим. Иоанникия Галятовского, много сделавшего для обители в 1669-1688 гг. При нем составлена книга, повествующая об истории создания монастыря и чудотворной Елецкой иконе; в обители появилась библиотека, шли крупномасштабные реставрационные и строительные работы. В новейший период, в  1996 - 2006 гг., возрожденный женский монастырь возглавляла игумения Амвросия (Иваненко), постриженица и духовная дочь прп. Лаврентия Черниговского. На ее плечи легло восстановление поруганного монастыря. При ней были отремонтированы все здания обители, преобразилась территория внутри и вокруг нее. За заслуги перед Церковью, Черниговом и обителью она была погребена на ее территории, хотя монастырь находится в ведении Черниговского историко-архитектурного заповедника.
Не хочется прощаться с Черниговом, но понимаю, что пора заканчивать. Сколько раз были мы в этом городе, и каждый раз не хочется покидать его. Все, что здесь можно увидеть, нельзя описать в небольшой статье.
Лишь немного задержу ваше внимание еще на одной особенности этого города. К ярким достопримечательностям Чернигова относятся курганы - древнерусские могилы. До революции было насчитано 232 кургана, 118 из них были раскопаны. К нашему времени часть из них оказалась застроенной, но даже то, что осталось, дает право специалистам отнести курганный некрополь IX - X в. к одному из самых крупных в Европе. Под стенами Елецкого монастыря находится всемирно известная Черная могила. Согласно местному преданию, здесь погребен князь Черный, в честь которого назван город. Историками данная версия происхождения названия города давно опровергнута на основе археологических данных, но эту красивую легенду все равно рассказывают экскурсоводы. Черная могила уникальна тем, что это единственное столь древнее княжеское захоронение (X в.) времен Киевской Руси, дошедшее до нашего времени. При раскопках этого кургана в 70-е гг. XIX в. был собран богатый материал.
Недалеко находятся еще два известных кургана, в которых погребены княжеские дружинники. В одном из них, - он называется «Гульбище», - был найден самый длинный древнерусский меч. Его длина 1 метр 26 см.
Конечно, хочется рассказать и о замечательных музеях: историческом и художественном; о коллегиуме (училище), открытом в Чернигове свт. Иоанном Тобольским в 1701 г. При одном только взгляде на это нарядное здание с домовым храмом ап. Иоанна Богослова поднимается настроение. Еще есть не менее впечатляющий дом полковой канцелярии, сохранившийся со времен свт. Димитрия. Он находится в центральном парке. На этом я останавливаюсь и приглашаю увидеть все это своими глазами.

Мария Рубцова,
референт наместника
Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря
по научной работе

http://www.yareparhia.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=642

http://www.yareparhia.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=643




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме