В административном центре самопровозглашенной «Республики Косово» городе Приштина несколько дней назад прошли торжества, посвященные трехлетию краевой конституции. Она вступила в действие 15 июня 2008 года. Документ объявлял Косово «свободной, демократической и миролюбивой страной», которая «станет Отечеством для всех своих граждан» и «гарантирует права каждого гражданина, гражданские свободы и равенство всех граждан перед законом». В статье первой подчеркивалось, что « Республика Косово является независимым, суверенным, демократическим, единым и неделимым государством». [1]
Документ готовился при активном участии Европейского союза. Как подчеркивала пресс-служба косовской Конституционной комиссии, «проект документа был изучен в Евросоюзе и одобрен специальным представителем ЕС в Косово Питером Фейтом». [2] Конституция Косово была принята в апреле 2008 года при отсутствии в зале заседаний сербских депутатов косовской Ассамблеи, изначально не веривших, что осененное основным законом государство «станет Отечеством для всех своих граждан».
Данный документ - наглядный пример того, как искусственно насаждаемые извне нормы способны дискредитировать и сами себя, и весь политический процесс. За минувшие годы Косово прославилось не укреплением свободы и демократии, а чередой скандалов - кульминацией которых стал доклад ПАСЕ о причастности лидеров косовских албанцев к подпольной торговле человеческими органами и другим преступлениям.
Более того, сохраняющаяся неурегулированность проблемы статуса Косово служит дестабилизирующим фактором для всего балканского региона. А США, ЕС и другие международные игроки, навязывая свой «косовский проект» другим странам и международным институтам, создали опасный прецедент игнорирования основополагающих норм ООН, касающихся национально-государственного строительства.
Говоря о нелегитимности конституционных основ косовской независимости, стоит напомнить, что в отношении края сохраняет свою полную силу резолюция Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года. Она постановила «развернуть в Косово, под эгидой ООН, международное гражданское присутствие и международное присутствие по безопасности». Их целью провозглашалось создание «временной администрации для Косово, под управлением которой население Косово сможет пользоваться существенной автономией в рамках Союзной Республики Югославии; эта временная администрация будет обеспечивать переходную администрацию, одновременно создавая и контролируя развитие временных демократических органов самоуправления в целях обеспечения условий для налаживания мирной и нормальной жизни для всех жителей Косово» [3]
На основе данного документа краевая Миссия ООН - действующая и сегодня - приняла целый ряд документов, касающихся функционирования косовских органов власти. Главным из них стали утвержденные в 2000 году «Конституционные рамки временного самоуправления» в Косово, приведшие все ключевые сферы жизни в крае в соответствие с основополагающими нормами ООН, включая обеспечение демократических прав и свобод. Этот документ получил поддержку Совбеза ООН, и в нем Косово определяется не как независимое государство, а как территория под временной администрацией ООН. Кроме того, глава Миссии ООН по делам временной администрации в Косово получил право отменять все решения местных органов власти - включая постановления парламента и указы президента - если они противоречат резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 и другим основополагающим международно-правовым документам. «Специальный представитель Генерального секретаря сохраняет за собой законодательную и исполнительную власть», - гласил соответствующий пункт «конституционных рамок». [4]
Однако самопровозглашение независимости Косово в феврале 2008 года и ее немедленное признание ведущими западными державами ввергло косовскую проблему в международно-правовой тупик. В настоящее время на территории края фактически действуют два конституционных документа - нормы, сформулированные по линии ООН, и конституция, разработанная Евросоюзом. Первые отрицают независимость Косово, вторая - ее закрепляет. Характерно, что сами лидеры албанских сепаратистов и разработчики конституции из брюссельских кабинетов Европейского союза не скрывали истинных целей своего документа. Речь шла о том, чтобы подобным образом «проложить путь к освобождению Косово от присутствия Миссии ООН». [5]
К слову, применительно к Косово, его статусу и механизму функционирования краевых властных структур существует еще и третий документ - так называемый «план Ахтисаари». Он был подготовлен экс-президентом Финляндии в 2007 году в бытность спецпосланником генсека ООН по Косово. Этот документ не был поддержан в Совете Безопасности ООН, однако его нормы о «поднадзорной независимости» Косово легли в основу и краевой конституции, и деятельности Миссии ЕС в Приштине, явочным порядком вытесняющей из края представительство ООН. Да и сама ООН в лице, прежде всего, ее генсека Пан Ги Муна не слишком активно препятствует данному процессу. Не случайно в итоговом докладе ООН за 2010 год, посвященном миротворческим операциям Объединенных Наций, переживаемый Косово момент расплывчато охарактеризован как «время политических перемен». Неудивительно, что задача Миссии ООН по делам временной администрации в Косово сформулирована как «выполнение своего мандата в статусно-нейтральной манере» , а отнюдь не как возвращение ситуации вокруг края в международно-правовое русло с отменой всех ранее принятых односторонних решений. Правда, одновременно доклад напоминает, что ооновское представительство в Приштине продолжает функционировать «на основании резолюции Совета Безопасности № 1244 от 1999 года бок о бок с Миссией Европейского союза в области верховенства закона, размещенной в декабре 2008 года и действующей под общими полномочиями ООН». [6]
Стоит отдать должное косовским политикам и средствам массовой информации - их комментарии по поводу трехлетней годовщины конституции носили на сей раз весьма сдержанный характер. Ведущая приштинская албаноязычная газета «Коха диторе» в своей передовой статье подчеркнула, что за прошедшие три года центральные институты власти в Косово так и не смогли реализовать основные положения Конституции - в том числе «сделать государство суверенным и неделимым». [7]
Однако обращает на себя внимание, что основная критика, адресованная властям, связана с неспособностью последних взять под контроль северные районы Косово, где компактно проживает сербское население. Как сообщает в своей передовице газета «Косова сот», спустя три года после принятия конституции, данный документ «так и не был введен действие по всей территории Республики». [8] Аналогичное мнение высказал и спикер Ассамблеи Косово Якуп Красничи, назвавший прогресс в имплементации конституции в северной части Косово «незначительным». [9]
В этом и состоит главная мина, заложенная три года назад архитекторами псевдонезависимости Косово. Косовская конституция по своему определению не могла стать документом, консолидирующим общество. Ей изначально отводилась роль политико-правового обеспечения курса Приштины по насильственной «албанизации» Косово как первого этапа на пути создания «Великой Албании».
Примечания:
[1] Kushtetuta e Republikës së Kosovës. Prishtinë, 2008. F.1-3.
[2] Время новостей, 08.04.2008
[3] http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/172/89/PDF/N9917289.pdf?OpenElement
[4] Албанский фактор в развитии кризиса на территории бывшей Югославии. Документы. Том третий (2000-2005 гг.). М., 2008. C.21.
[5] http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/7339239.stm
[6] UnitedNationsPeaceOperations. 2010: YearinReview. NewYork, 2011. P.71-72.
[7] Koha Ditore, 15.06.2011
[8] Kosova Sot, 15.06.2011
[9] Zëri, 15.06.2011
http://www.fondsk.ru/news/2011/06/18/konstitucija-raskola.html