Спасо-Яковлевском монастыре на протяжении последних нескольких лет в один из воскресных дней после Литургии регулярно проходят чаепития со священником. На этих встречах в трапезном корпусе в неформальной обстановке прихожане и гости монастыря имеют возможность задать священнику любой вопрос и получить на него ответ. Также специальный ящик для вопросов священнику висит в притворе Яковлевского храма. Беседы за чашкой чая, как правило, начинаются с ответов на вопросы из этого ящичка.
Очередное чаепитие прошло в воскресенье 6 июня. В этот раз с прихожанами беседовал наместник монастыря игумен Савва. Он начал свою встречу с того, что предложил помянуть отца иеродиакона Исайю, скончавшегося 10 июня 2009 года. Отец Исайя был любим и запомнился своим мирным, тихим нравом и особым покаянным чувством, с которым он служил. Скончался он по болезни на 44-м году жизни.
После этого отец Савва сам предложил тему для обсуждения.
- Я хотел бы поговорить о таком явлении как благодать Божия. Все с этим словом встречались, но немногие понимают, что же за этим словом скрывается. Все думают, что это что-то хорошее, что это то, что благотворно влияет на сердце, при благодати ощущают себя очень хорошо. Действительно, свойства благодати такие и есть. Что же все-таки это слово означает? На греческом «благодать» звучит как «динамис» - «сила», то есть это некая сила Божия, которая исходит от самого Господа.
Существует также в догматическом богословии учение о сущности Божией. В первые века христианства были большие споры вокруг этого понятия. Одни говорили, что сущность Божия непознаваема, другие говорили, что если нам известно имя Бога, значит, мы знаем Его сущность. Так учил известный еретик Евномий. Он говорил, что если он знает, что муравей - это муравей, значит, он может постичь, что такое сущность муравья. Святые отцы ему ответили: «Евномий, если бы ты знал сущность муравья, то ты бы ослеп от той творческой силы, которая творила этого муравья». Тем самым они дали понять Евномию, что любая сущность непознаваема - будь то сущность Божия, человеческая или какого-либо предмета.
Почему сущность непознаваема? Простой пример: мы же не можем заглянуть внутрь другого человека, залезть в голову, прочитать его мысли, узнать, какое у него сердце. Его сущность мы познать не можем. Так и Бога мы не можем познать никоим образом. Тем более что сущность Божия несоизмеримо сложнее сущности человека. Но как мы узнаем о том, что человек добрый или злой, какие расположения он имеет в сердце? Мы судим об этом по его словам и делам. Если человек поздоровался с нами, мы говорим, что он вежливый, если не поздоровался, говорим, что он невежа. Если он подал милостыню, говорим, что он щедрый, не подал - значит, скупой. Так по его делам мы определяем, какова его сущность, каковы ее свойства.
Так и Господь: по сущности Своей он не познаваем, но познаваем в Своих проявлениях, в Своем отношении к миру. Что мы можем сказать о Боге по Его проявлениям? Первое, то, что Бог есть Любовь. Все, что сотворено в мире, во все вложена Его любовь. Все, что нас окружает, если мы задумаемся об этом, то увидим, что везде присутствует Его любовь. И то, что Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы спасти человека - это, в первую очередь, проявление любви к нашему миру.
Он сотворил «все добро зело», как написано в книге Бытия. Все премудро, любая букашка в экологической системе, любое дерево. Поэтому, когда человек вмешивается в эту систему, гармония нарушается. Та же премудрость Божия видна при изучении анатомии человека, например. Ведь если у человека болит или поврежден какой-то орган, его функции на себя берут другие органы. Таким образом, возвращаясь к понятию благодати, можем сказать, что это сила Божия, которой все устрояется и совершается в мире.
Особым местом присутствия благодати Божией является храм. Мы ведь и ощущаем, что когда приходим в храм, чувствуем себя здесь по-другому: на сердце легче становится, некоторые осознают свою греховность - это тоже действие благодати, некоторые вдруг начинают отчетливо понимать, что без Бога невозможно ни одно наше действие. Храм, по сути, является средоточием благодати Божией. Таким образом, мы с вами не познаем сущность, но познаем проявления, энергии Божии. Вам понятно?
Давайте проведем параллель между благодатью и противоположной силой. Благодать умиротворяет, способствует нашему лучшему внутреннему и внешнему самочувствию. Темная сила вызывает противоположные чувства. Например, то, с чем так часто сейчас обращаются люди, - ночные кошмары. Они указывают на то, что рядом присутствует нечистая сила. Ее действие, может быть, попускается Богом для вразумления человека, чтобы он задумался, каким силам он открыт. Может попускаться для его испытания. Правда, это относится к тем, кто усиленно стремится к чистой, праведной жизни.
Святые отцы предостерегают не верить снам, потому что опыт нашей духовной жизни невелик, и мы с вами не сможем распознать, от беса этот сон или попущен Богом. Но, в любом случае, когда сон не от Бога, чаще всего человек чувствует подавленное состояние, тревогу, страх. Его свободная воля парализуется, потому что зло не может созидать, оно способно только разрушать, наводить смятение. Потому мы и ощущаем при общении с человеком, если он ведет неблагочестивую жизнь, полную грехов, что с ним рядом как-то немирно, дискомфортно находиться. И по лицу всегда видно, какой дух живет в человеке. Печать духа всегда отражается на его лице - носит он в себе благодать Божию или погряз в пороках. От общения с таким человеком мы испытываем нередко подавленое состояние.
Теперь зачитаю вопросы, которые поступили в записках. Просят: «Расскажите о покаянии и исповеди. Много литературы на эту тему, некоторые люди в храме разговаривают со священником очень долго: правильно ли это, ведь устает священник, устают и те, кто ждет своей очереди? Человек, стоящий на исповедь, волнуется, нервничает. У меня, например, давление поднимается, когда я жду своей возможности признаться в грехах. Может быть, следует объяснить всем, чем отличается исповедь от беседы?» Кстати, очень актуальный вопрос.
Мое видение исповеди в данном случае таково. Исповедь в храме во время богослужения должна быть краткой, особенно в праздничные дни, когда исповедуется несколько сотен человек. Ведь действительно, те, кто стоят в очереди, волнуются, успеют ли они исповедаться до Причастия. Часто в праздничные дни приходят люди, которые первый раз попадают на исповедь. Я всегда в таком случае советую прийти в любой будний день, когда в храме, как правило, нет или очень мало людей присутствует на службе. Тогда вы можете свою исповедь за всю жизнь спокойно обсудить со священником.
Еще я советую заранее договориться со священником о дне и времени исповеди, чтобы он ждал и располагал собой исключительно для вас. Это если вы не равнодушны к своему духовному состоянию. Так вы никого не будете соблазнять и беспокоить своими долгими беседами.
О покаянии и исповеди, на мой взгляд, лучшая литература - это труды святителя Игнатия Брянчанинова. Он же является автором популярной брошюры «В помощь кающимся».
Вопрос: «Как приобрести в душе страх Божий, благоговение, любовь к ближнему? Как достойно причаститься Святых Христовых Тайн, чтобы не в суд и не во осуждение? Как приобрести внимательный, сосредоточенный ум на молитве? Как достичь того, чтобы твоя молитва была услышана? Ответьте, пожалуйста, на эти вопросы».
- Благоговение без страха Божьего не появляется. А страх Божий появляется тогда, когда человек следит за своей жизнью, когда приходит к пониманию, что своими силами достичь совершенства, побороть свои страсти и дурные привычки невозможно. Это возможно исключительно с помощью Божией. Представьте себе, что вы любите какого-то человека. Вы же стараетесь этого человека не огорчать. Из-за любви появляется страх, чтобы не расстраивать близкого, любимого человека. Не животный страх, когда хвост поджимаешь и думаешь о том, как бы не попало, а страх как забота. А как приобрести это чувство? Упражняться надо, как и в приобретении любого доброго качества.
Если вы хотите достойно причаститься, то помните, что вы никогда не сможете так себя приготовить, очистить, чтобы быть достойным принять Святые Тайны. С этой мыслью и причащайтесь. Некоторые думают, что если прочитали все молитвы ко Причастию, три канона, три акафиста, «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, перечислили грехи священнику - и все, теперь достойно причащаются.
Нужно брать пример со святых. Еще ни один святой не сказал, что он исполнил все положенное до конца и потому свят. Все православные святые, чем ближе приближались на своем пути к Богу, тем более видели свое несовершенство. Чем ближе мы к свету, тем больше видим пятен на своей одежде.
Если вы стремитесь приобрести внимание, когда читаете молитвы, то советую поступать так: как только мысли ваши начали отвлекаться от слов молитвы, начинайте читать ее сначала. И так изо дня в день. Тогда вы произнесете хоть несколько строчек, но зато это будет не пустое произнесение слов, а настоящий труд, как и положено.
Хотите, чтобы молитва ваша была услышана? Тогда она должна от сердца исходить, а не просто слова из молитвослова произнести и ждать результата.
Вопрос: «Что значит шагать по ступеням духовной жизни? Какая ступень первая?»
Восходить по ступеням духовной жизни - это значит, все более совершенствоваться в добродетелях, это значит, все более приближаться к Богу, восходить от силы в силу. А непосредственно о том, что это за ступени, подробно написано в книге «Лествица» святого Иоанна Лествичника.
Вопрос: «Как определить золотую середину духовной жизни, чтобы не впасть в прелесть?»
- Я считаю, что определить и соблюсти золотую середину просто: никого не осуждать и помнить, что стремиться к святой жизни надо, но это стремление к бесконечности: сколько ни прилагай усилий, всегда останется, куда стремиться дальше; достигнув какого-то благодатного состояния. Не считай, что ты достиг совершенства, не считай себя святым. Осознание своего истинного места, своего несовершенства не даст вам прельститься от лукавого духа, внушающего вам, что все, что можно в духовной жизни, вы уже достигли. Кстати, если вы будете помнить о своем несовершенстве, вы и с людьми-то ругаться не будете, не будете их ненавидеть. Один из признаков святого человека - это постоянное мирное и благодушное ко всем расположение. А то ведь чаще всего что видим: строго постятся, чуть ли не хлеб и вода, а в храм приходят, всем косточки перемоют да еще успеют и поругаться с некоторыми. Вот вам и прелесть в духовной жизни.
Вопрос: «Литургия - для всех молящихся или только для причастников?»
- В переводе с греческого слово «Литургия» означает «общее дело», то есть Литургия для всех, кто стоит в храме. Действительно, в первые века христианства все стоящие в храме причащались. Тогда было другое отношение к этому, чем сейчас. Причащение накладывает на человека определенную подготовку, определенные стеснения, очень мало кто из современных христиан может выдержать такой подъем духовной жизни, поэтому сейчас чаще всего мы приходим в храм и участвуем в общей храмовой молитве.
Но даже в этом случае мы приобщаемся благодати Божией, правда, не в такой степени, как при Причащении. В любом случае, находясь в храме, мы общаемся с Богом, потому что среди нас во время молитвы присутствует Господь.
Вопрос написан детским почерком: «Святой, в честь которого человек назван, - это ангел-хранитель или покровитель?»
- Ангел-хранитель - это бесплотный дух, который приставляется к человеку после Крещения. Он сопровождает человека всю его жизнь. После кончины ангел свидетельствует Богу всю жизнь человека.
Помните, что наряду с ангелом-хранителем, который записывает наши добрые дела, есть и противоположный дух, который записывает и дела противоположные, он также будет свидетельствовать о них перед Богом после нашей кончины. Можно сказать, что ангел-хранитель - это наша совесть. Задача его сохранить нас от власти диавола, от творения грехов и зла.
Конечно, не надо представлять, что ангел наш - это как щит, что никакие пули его не пробивают. Ангел старается так, чтоб жизнь наша направлялась в благую сторону. Он желает нам спасения, но он не может повлиять на нашу свободную волю, которая, к сожалению, гораздо чаще склоняется к делам не столь хорошим, как хотелось бы.
Небесный покровитель - это святой человек, в честь которого мы с вами названы. Он небесный покровитель, потому что на небесах за нас молится. По негласному преданию, если мы прочитаем житие какого-либо святого, он будет молиться, ходатайствовать за нас перед Богом. Например, святой покровитель нашей обители святитель Димитрий прочитал и сам написал такое количество житий святых, что все святые за него молились, и он сам сподобился стать святым. Так что и вы спешите прочитать жития святых угодников Божиих; святыми, может быть, не станете от этого, но пользу получите огромную и молитвенников за вас.
Вопрос: «Что есть жизнь и что значит покой в себе? Если его нет, то как к нему придти? Как понять, для чего ты родился и почему у меня все не так, как я хочу? Все, что я пытаюсь построить, рушится, жизнь моя чернеет. Я не знаю, для чего я живу, у меня разлад с самим собою, душа терзается. Я верю в Бога и хочу обрести покой с самим собой».
- Очень хороший вопрос. Живем мы на этом свете, чтобы нам спасти свою душу и наследовать жизнь вечную. Не получается у нас что-то, как мы задумываем, это, может быть, для того, чтоб мы, как раз и задумались, в чем суть, смысл нашей жизни. Мы живем для Бога и для ближних. Все люди живут на этой земле для того, чтобы прославить своей жизнью, своими делами Того, Кто их создал. К сожалению, чаще всего люди приходят к Богу, приходят в храм, когда у них несчастье, например, умирает близкий человек. Поймите правильно, что Господь есть Любовь, он никого не наказывает с целью, чтобы человеку сделать плохо. Скорбные обстоятельства часто показывают нам, что в духовном плане у нас такой финиш, такое бедственное состояние, а мы об этом не думаем, что приходится делать нам встряску. Чаще всего человек своей жизнью сам себя наказывает. Очень простой пример: пожар бы не произошел, если бы человек не курил и не заснул с сигаретой. Мы, скорее всего, имели бы какое-то благосостояние, если бы помогали другим, а то мы живем только для себя, удовлетворяем свои потребности, а тем, кому нужна помощь вокруг нас, не замечаем. Вот, может быть, за это и лишаемся даже тех благ, которые имеем, поскольку не по назначению их тратим.
Вопрос: «Часто паломнические группы спрашивают, когда будут отреставрированы росписи Зачатьевского храма?»
- Вопрос риторический. Наверное, чем больше они будут посещать обитель и жертвовать на этот храм, тем быстрее мы сможем его отреставрировать.
Вопрос: «Батюшка, расскажите о своем пребывании в Англии» (отец Савва находился в апреле-мае этого года на учебе в Оксфордском колледже - М.Р.).
- К сожалению, я ездил не по святыням Англии, а для того, чтобы учиться. В Англии государственной религией является англиканство - это то, что откололось в свое время от Католической Церкви. Начало этому расколу положил конфликт английского короля Генриха VIII с папой Римским, случившийся в 1529 году. У Генриха было 6 жен, и папа не мог оправдать эти браки. Тогда король заявил, что папа ему не указ, а Церковь в Англии своя, независимая от папы.
Англиканская Церковь консервативна, как и вся Ангилия. Если же сравнивать число прихожан Католической Церкви и Англиканской, то в последней их гораздо меньше. В Англии есть православные храмы, но, конечно, православных верующих там немного. На весь Оксфорд один храм в честь Святой Троицы. Его прихожанами в основном являются эмигранты: русские, румыны, сербы, болгары, но большую часть составляют греки.
Если говорить о богослужении Англиканской Церкви, то до настоящего времени оно сохранило много моментов старого католического богослужения, которое было до периода Реформации. Кстати, есть мотивы песнопений, которые очень похожи на наши, православные. Правда, у англикан, как и у католиков, орган употребляется во время богослужения. У них во время службы люди в храме поют, есть хоры мальчиков. При каждом колледже есть храм, а при нем хор, но, к сожалению, храмы эти пусты.
В православном оксфордском храме служба совершается на трех языках: греческом, английском, славянском, но последнего очень и очень мало. Приход этот находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, к тому же, русских там немного, греков гораздо больше, потому и приоритет в богослужении у греческого языка. Иногда «Господи, помилуй» или «Отче наш» споют на славянском.
Вопрос: «Я читала, как один священник говорит, что за определенные грехи страдают определенные органы. Как Вы думаете, так ли это?»
- Я бы не стал так говорить, нельзя гадать о том, какая часть тела за какие промахи в духовной жизни отвечает. Я бы сказал, что практически любая болезнь говорит нам о том, что не все в порядке в нашей душе, то есть посылается эта скорбь для того, чтобы мы поскорбели, задумались и исправились.
Вопрос: «А старый человек, наверное, болеет от старости?»
- А как вы думаете, сколько он к старости нагрешил? Вот и болеет.
Вопрос: «Почему-то пьяницам ничего не бывает. Живут себе и живут, не мучаются так, как другие, не болеют».
- Ну, это вы так думаете. Кому служат пьяницы? Зеленый змий все делает для того, чтобы человек служил ему, полностью порабощает его волю, все делает для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно в том состоянии, которое имеет, отбивает у него всякую волю изменить свою жизнь. Конечно, предел этому в какой-то момент приходит, посылает Господь этому человеку какую-то скорбь. Некоторые даже задумываются о своей жизни и исправляются.
Вопрос: «В Варницах на проповеди один батюшка сказал, что все попадут в рай, даже пьяницы».
- Это очень хорошо, это оптимистическая проповедь, батюшка всех утешил (отец Савва улыбается). Действительно, мы же с вами не можем сказать про умершего человека попадет он в рай или нет. Не нам решать. Ни в коем случае не надо соблазняться этим высказыванием священника. А, может, и вправду все попадут в рай. Мы же с вами должны держать в уме, что рай надо заработать, надо для этого трудиться. Пример благоразумного разбойника показывает нам, что не надо прежде времени судить о человеке. Ведь и разбойник был разбойником, но ведь спасся, покаявшись от сердца. Может, и пьяница успел покаяться, поисповедаться от всего сердца перед кончиной. Тут, правда, распространена такая крайность: люди считают, что успеют принести покаяние перед смертью, тогда незачем трудиться всю жизнь, понуждать себя к ограничению и исправлению. Вот скажу перед смертью, как благоразумный разбойник: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем», - и меня Господь сразу в рай заберет. По этому поводу читал такой случай из дореволюционной жизни. Один человек тоже так рассуждал, но смерть наступила для него внезапно: лошадь споткнулась, он упал и вместо заготовленных благочестивых слов, успел только сказать «черт побери», - и все, скончался. Так что не надо нам так рассуждать.
Что касается пьяницы, мы, как правило, с легкостью осуждаем этого человека. Приведу также случай из жизни. На приходе служили два священника, один из них любил крепко выпить, а второй правильный был, все у него было, как положено. У первого на службе полный храм был, а у второго полупустой. Пошел этот священник к тому, первому, спрашивает его, отчего у него так народу много на службе, до еще все плачут. Тот отвечает: «Не знаю я, приходи сам посмотри». Пришел этот священник к нему на службу и видит, что батюшка рыдает, слезами обливается о том, что он такой грешный, самый худший, да еще и всех стоящих в храме поминает, все записки читает, каждого человека в них не просто поминает, а поклон кладет. В общем, люди видели, что он за них так искренне молится, что покрывали его грех и приходили к нему. Вот тоже вопрос: спасся этот священник или нет? Да, пил очень, но ведь и молился за всех с какой искренностью, от всего сердца.
Так и в отношении тех пьяниц, которых мы встречаем. Мы не знаем их внутреннюю жизнь. А вдруг они сокрушаются о своих грехах, о своем недуге?
На этом чаепитие с отцом Саввой закончилось. Узнать о следующей встрече со священником в Спасо-Яковлевском монастыре можно по телефону 7-72-20. Прийти и задать свой вопрос, а также просто послушать может любой желающий. Посещение свободное.
Подготовила Мария РУБЦОВА.
http://rostov-monastir.ru/page/voskresnye-chaepitija-v-obiteli#cut