Жизнь современного православного Сарова отмечена чертами возрождения. Уникальная микросреда закрытого города создает особые условия для развития приходской жизни. Об этом - интервью с настоятелем приходов храма Всех Святых и храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона протоиереем Александром Сухоткиным.
- Отец Александр, в Сарове вы уже год. Чем, на ваш взгляд, саровские приходы отличаются от тех, где вы служили прежде?
- Я совсем недолго служил у себя на родине, в Починках, а затем 12 лет на одном месте - в Сатисе, в церкви в честь преподобного Серафима Саровского и церкви в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», расположенной в военной части № 44328.
Поселковый храм был перестроен из овощехранилища. Я видел, с какой любовью бабушки отмывали его. Сначала там не было даже нормального входа. Когда мы пристроили деревянные сени с лавками, это была непередаваемая радость. Постепенно трудами прихода возвели колокольню и дополнительные помещения. А в Сарове сейчас, слава Богу, люди могут приходить в благоустроенные, действующие храмы.
Когда с 2007 года я стал помощником благочинного Саровского благочиннического округа (он включает Саров и Дивеевский район - всего 16 приходов), я побывал на разных сельских приходах. Там серьезная проблема - люди, которые свое мнение выдают за мнение Церкви. Они распространяют суеверия, и священники не пользуются у них авторитетом. Чем крупнее приход, тем таких людей больше. В этом состоит трудность священнического служения в окрестных селах.
В Саров я впервые попал лишь в мае прошлого года, хотя жил совсем рядом, в поселке Сатис. Сам город и прихожане мне сразу понравились. Люди здесь спокойные, трезво мыслящие, много молодежи, причем хорошей, умной, ищущей, деятельной. В деревне же - дефицит молодежи, не только православной.
- Какие события приходской жизни вы считаете наиболее яркими?
- Большой удачей считаю рождественскую и пасхальную акции «Дни милосердия». Когда я вижу молодежь, которая приходит в волонтерский центр и взахлеб обсуждает какие-то проблемы, понимаю, что это - самое главное. Есть увлеченные люди, которые желают что-то изменить к лучшему. И я стремлюсь сделать все, чтобы им эту возможность предоставить.
- Приоритет своей деятельности вы видите в работе с людьми, а не в решении хозяйственных задач?
- Их тоже хотелось бы решить. Хозяйство потому и возникает, что есть люди, которым нужно куда-то приходить молиться, общаться, чаю попить. Они начинают тормошить настоятеля, и хозяйство волей-неволей разрастается. Я всегда стараюсь идти своим прихожанам навстречу, но при этом чувствую и с их стороны большую отдачу.
- Что бы вам хотелось сделать в первую очередь?
- Помогать людям, хотя бы чуть-чуть. Например, когда ты приходишь к ребенку-инвалиду с конфетами, для тебя это несложно, затраты практически нулевые. А в жизни ребенка, к которому, кроме папы-мамы, за год приходят, может быть, два-три человека, это огромное событие. Сейчас очень важно продолжать развивать хорошие отношения с городской властью именно в делах милосердия. Мы не всегда можем оказать человеку материальную помощь, но всегда можем протянуть ему руку и поддержать. Государство выплачивает инвалидам денежные пособия, но моральную поддержку оказывает не всегда. А это порой намного важнее денег.
Жизнь показывает, что деньги на доброе дело всегда найдутся. Когда мы только начинали собирать пожертвования на рождественскую акцию «Милосердие от сердца к сердцу», горожане откликались неактивно. А уже на пасхальную акцию собрали больше, чем ожидали, она получилась очень масштабной. Не забыли социальный детский сад, школы, центр «Теплый дом».
Думаю, сегодня это самое перспективное направление работы. В Евангелии сказано: «по плодам их узнаете их». Если нашим плодом будет одно только храмостроительство, то ничего не останется, кроме памятников. А если мы сумеем пробудить в людях любовь, добро и милосердие, тогда мы действительно по праву будем называться православными христианами.
Мария Курякина