Это большой срок, можно подводить итоги, сравнивая прошедшее двадцатилетие с периодом "Великих реформ". Есть ли что-то общее в столь различных эпохах? Безусловно, да, сам период реформ. Вопрос только в том, для чего они проводились и что стало наглядным поводом для их осуществления.
Перечислим хрестоматийное. Крымская война, потеря Черноморского флота, военная слабость России. "Россия сосредотачивается", проиграв под Севастополем альянсу самых сильных европейских держав того времени. Разумеется, сохранив сам город, Крым, Малороссию и другие территории империи.
Россия сосредотачивается, реформенные и постреформенные десятилетия XIX века стали временем бурного экономического и культурного развития страны. Россия сохраняет себя, сохраняет волю к борьбе, прорывает международную изоляцию, строит новую армию и флот. В политике внутренней реформы чаемая многими отмена крепостного права не могла не быть болезненной. Свобода умереть с голоду в юридически свободном состоянии - не лучшая перспектива для освобождаемых крестьян. Толпы вчерашних земледельцев потянулись в поисках заработка в города, это период ускоренной урбанизации России. Появились и выпавшие из обыденной, дореформенной мирной жизни люмпенизированные элементы - хулиганы, бывшие в диковинку тогдашней России.
Позже возникли невозможные для николаевской России террористы, губительные для империи национальные движения, последовала катастрофа 1917 года, диалектически снявшая последствия "Великих реформ", в том числе и отмену крепостного права. А николаевская эпоха осталась в истории как время спокойствия и благоденствия страны.
В позднесоветский период тогдашнюю советскую интеллигенцию обуяла схожая мания, овладела новая историческая иллюзия, сводящаяся в разных вариантах примерно к следующему. Вот свалим коммунистов, получим политические права и свободы, устроим у себя рыночную экономику с конкуренцией, и заживем как в Северной Америке и Западной Европе.
История расставила все на свои места. Инокультурные, чуждые народной ментальности правила и законы Запада оказались неработоспособны, ведь в России не было западного человека. История и культура закономерным образом оказались сильнее инокультурных привнесений.
В 1991 впервые на "волю" отпустили всех, распустили само государство Российское. Время сильных, торжество социал-дарвинизма. "Берите суверенитета столько, сколько сможете", берите собственности, сколько унесете, а отберут, то и хорошо, на то он и естественный отбор.
Но главное - народ стал не нужен. Когда он перестал быть нужным барину, это было разрушение устоев, слом картины мира. Но крестьянин знал, что он русский, христианин, что есть Россия, царь, и он им нужен. Он нужен России, он готов идти воевать за Россию, умирать за нее.
Сейчас картина мира россиян сломалось в куда большем масштабе. Человек, не нужный России, пускается во все тяжкие. Именно отсюда беспробудное пьянство, наплевательское отношение к себе во всем. Именно отсюда фантастическая в мирное время "естественная" убыль населения. За последние восемь лет по предварительным итогам переписи населения страна недосчиталась четырех миллионов человек. Да миллионов восемь в 90-е годы... Это высшая форма народного плебисцита - осознанный уход из жизни миллионов людей.
Чуть лучше с массовой картиной мира стало в нулевые годы нового века, но и тогда стимул жить для массы людей не появился. Не было сказано главное - ты нужен России. Ты не один, за тобой стоит сильное, историческое Российское государство. Без тебя не будет России.
Сегодня важно осознать, прийти к внутреннему, личностному, и внешнему - общественному согласию по поводу необходимости сохранения и воспроизводства российского проекта в его содержательном инварианте и меняющемся внешнем облике в истории.
Мы в очередной раз должны восстановить историческую Россию. Страна должна существовать так долго, пока не закончится сама история. Если же говорить с позиций политического реализма, то задача сохранения и воспроизводства России в истории - подвиг каждого нового поколения русских людей, нас слишком мало на такую территорию.
Сегодня главная задача сохранения и воспроизводства России в истории - дать новую конструкцию из старых идей, смикшировать их, подать в привлекательной современной упаковке. Новая Россия еще состоится в истории. История свершается через людей, состоит из кажущегося хаоса их действий, сложения желаний и воль. В действиях людей проявляют себя экономические и социальные процессы, определяются успехи и поражения национальных проектов.
Воли отдельных людей в сегодняшнем обществе часто разнонаправлены, они дополняют и гасят друг друга, поддерживая общественную стагнацию, отсутствие общего вектора движения нации. Но в истории бывают и другие периоды, когда индивидуальные воли стремятся в одном направлении, когда они вместе. Только перед напором народной воли история расступается, как Красное море перед великим народом, уходящим из Египетского пленения, и вновь смыкается перед войском фараона. Когда ослабевает экономическая детерминанта истории, ее естественное, экономическое течение, наступает время исторических чудес.
Ожидая наступления времени исторической свободы, коррекции Мира Модерна, нужно уже сейчас подготавливать возрождение исторической России. Эта экономическая, политическая, военная недотеминированность истории не будет долгой, важно не упустить время, пригодное для активных действий, подготовиться к ним.
Мы помним, что так рассыпалась Россия в конце 1917 - начале 1918 года, но была собрана воедино бойцами Красной армии, частично искупившими этим свою вину за братоубийство.
Наше поколение рассыпало Россию - СССР, но не только не смогло собрать страну воедино, но даже не осознало необходимости сделать это. Осознание этого явится естественной мотивацией для нового этапа российской модернизации, как это было в потерпевших схожие исторические поражения Западной Германии и Японии.
Из осознания того, что двадцать лет назад мы не только освободились от безбожной коммунистической власти, но и потерпели сокрушительное историческое поражение, вызовет к жизни национальное желание работать, совершать неимоверные усилия для возрождения страны.
Так иммунная система страны сможет преодолеть последствия исторически беспомощной перестройки и последовавшей за ней социально-демографической и геополитической катастрофы. Диалектически снять эти последствия, не дожидаясь новой русской революции десятых-двадцатых годов нового века. В результате этого преодоления сможет родиться современная, основанная на собственных исторических и культурных традициях Новая Россия.
профессор Российского нового университета
http://www.finam.info/need/news2502E00001/default.asp