Мироносицкая церковь в Харькове

0
229
Время на чтение 9 минут

Память святых жен мироносиц Православная Церковь празднует во второе воскресенье по Пасхе. В текущем году это 8 мая по новому стилю. В этот день в Харькове состоится молебен на площади Свободы (бывшей Дзержинского), самой большой в Европе. Местом молебна избрана площадь по случаю визита в город Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Многие православные жители Харькова желают участвовать в молебне вместе со своим Патриархом.

По соседству с площадью находится улица Мироносицкая, упирающаяся в сквер, на месте которого некогда располагалась Мироносицкая церковь. Храм был при кладбище, располагавшемся в ХVII веке за чертой Харькова. Теперь это центр города.

Фото храма с новой колокольней со стороны Мироносицкой площади. 1911 год

Улица Мироносицкая называлась изначально Ново-Мало-Сумской, с 1921 года -улицей Равенства и Братства, с 1930 по 1993 годы - улицей Дзержинского.

Отец Филарет в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» говорит, что название церкви связано с памятью об «обществе благочестивых жен», которые в 1701 году купили книгу для Куряжского монастыря» на общие гроши сестер Мироносиц, жителей города Харькова». Это - первое упоминание харьковских мироносиц.

Мы помним, что сам термин «жены мироносицы» и внимание к соответствующему эпизоду Священной истории возникли в связи с тем, что у Креста, на котором был распят Христос, остались лишь Его Мать с любимым учеником Иоанном и женщины, служившие Спасителю в Его земной проповеди: Мария Магдалина, Мария - мать Иакова, Саломия, Сусанна и другие. За свою верность Христу они первыми удостоились узнать весть о Христовом Воскресении. Вспомним, что в первый день недели (теперь он называется воскресеньем), когда святые женщины пришли утром ко гробу, чтобы помазать миром Иисусово тело, обнаружили гроб (то есть пещеру погребения) открытым и увидели ангела, который возвестил, что Иисус Христос воскрес.

Судьба харьковского Мироносицкого храма трагична, как и многих других. Он был уничтожен безбожной властью в 1930-х годах, однако, как водится, память о нем пребывает как на небесах, так и в сердцах православных горожан. На месте храма ныне располагается аллея героев-комсомольцев.

Стела на алее героев-комсомольцев. Находится фактически на месте снесенного храма

Перед аллеей, на улице Сумской, - ставшая за несколько послевоенных десятилетий знаменитой Зеркальная струя, одна из визитных карточек города. Поэтому, когда в православной среде, у руководства Харькова, а также архитекторов возникла инициатива возвести на месте уничтоженного храма новый, общественность отреагировала противоречиво, на телевизионных ток-шоу вопрос стоял остро: Зеркальную струю отдавать горожане не хотели. Но, надо признать, никто на нее и не посягал. Она органично вписывается в храмовый ансамбль.

Проект нового храма. На переднем плане Зеркальная струя

Предлагалось просто перенести или реконструировать аллею героев-комсомольцев, о которой тоже непременно следует рассказать. Она, совсем небольшая, была заложена во время празднования 40-летия ВЛКСМ в 1958 году. Вдоль нее по сей день на круглых белых постаментах располагаются 8 бронзовых бюстов - Николая Островского (скульптор Д. Г. Сова), Зои Космодемьянской (скульптор И. П. Ястребов), Александра Матросова (скульптор А. А. Ивченко), Олега Кошевого (скульптор В. В. Петренко), Ляли Убийвовк (скульптор В. Ю. Обидион), Вани Минайленко (скульптор М.Н. Михайловский), Александра Зубарева (скульптор Б. К. Волков) и Галины Никитиной (скульптор Л. Г. Жуковская).

В конце аллеи установлена стела с изображением 6-ти орденов, которыми был награжден комсомол, и текстом: «Герої полягли за Батьківщину, / Але живуть у нинішніх ділах. / І вічно буде комсомольска зміна/ Тримати їхній прапор у руках». После реконструкции надпись на стеле была изменена. Сейчас она звучит так: «Дела и подвиги их - грядущим поколениям». Как видим, аллеей преимущественно увековечена память героев Великой Отечественной войны, отдавших свои молодые жизни за други своя, за свое Отечество.

Харьков. Аллея героев-комсомольцев

В День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков (а именно освобождение Харькова считается завершением Курской битвы), 23 августа 2008 года, произошло освящение символической закладки новой церкви Жен Мироносиц. На месте будущего трехпрестольного девятикупольного храма пока установлен деревянный крест.

Крест на месте Мироносицкого храма. На втором плане - аллея героев-комсомольцев

Строительство храма на 330 человек планировалось завершить к 2011 году, но работы еще не начинались. Трудно сказать, что тому причиной - экономический кризис, нерадение или протесты жителей дома по улице Чернышевской, 15 (единственный жилой дом, находящийся в непосредственной близости от места, где стоял храм). Архитектор Павел Чечельницкий рассказывает: «Количество куполов обусловлено тем, что раньше на Слобожанщине строили храмы только девятикупольные. Сейчас ни одного такого на Харьковщине нет». Он же возражает местным коммунистам, утверждая, что нет противоречия между храмом и памятниками героям-комсомольцам, поскольку люди, пожертвовавшие своими жизнями за добро, церковью признаются как безусловные праведники.

* * *

После установления Советской власти Мироносицкая церковь некоторое время была открытой для прихожан. Затем было принято решение построить на Мироносицкой площади «Театр массового музыкального действа». Строительство «театра» так и не было завершено.

В 1980 году поэт-харьковчанин Борис Чичибабин обмолвился в одном из своих стихотворений: «Мы рушим на века, и лишь на годы строим...»

В харьковской ситуации дело обстояло еще плачевней. Предполагалось, что новая советская постройка будет грандиозной, совмещающей в себе цирк, кинотеатр и театр с залом на 4000 мест и огромной сценой. А Мироносицкий храм решено было снести, потому что старая церковь «портила бы вид» всей площади возле театра. Площадь, возникшая на месте церковного кладбища, закончила существование вместе с церковью, которая была взорвана 11 марта 1930 года около 4 часов утра. Однако взрыв не снес храм полностью, верхушка колокольни никак не падала, и в народе говорили, что это Бог не дает рушить церковь. В итоге храм был разобран.

До Великой Отечественной войны на месте сквера располагался троллейбусный парк, а после окончания Великой Отечественной войны на месте депо (вроде бы после критических высказываний Н. Хрущева) был разбит сквер Победы, в котором и заложили аллею героев-комсомольцев.

* * *

А какова же история разрушенного храма? В 1780 году прихожане обратились к генерал-майору Норову, возглавлявшему Харьковское Наместничество, с просьбой о строительстве каменной церкви Жен Мироносиц на месте обветшавшей деревянной. 12 марта 1781 года была выдана храмозданная грамота с разрешением на строительство церкви. Строительство заняло около двух лет и 9 июня 1783 года кладбищенская церковь была освящена. Это был небольшой каменный однопрестольный храм, с деревянной колокольней с 4 колоколами (самый тяжелый весил 30 пудов 5 фунтов).

В 1813 году были проведены все согласования с архиепископом Курским и Белгородским Феоктистом, временно управлявшим Харьковской епархией в связи со смертью Христофора. Было решено пристроить два притвора, освятив их во имя святого Николая Чудотворца и святых Жен Мироносиц. Главный же престол - освятить во имя Образа Тихвинской Божией Матери. Освящение и заложение притворов прошло в 1813 году. Строительство завершилось в начале 1819 года. 7 мая Николаевский предел освятил архиепископ Павел. Длина здания составила 38 аршин, ширина 25 аршин. Вся церковь была покрыта белым листовым железом и покрашена в зеленый цвет, вокруг церковного двора построили новую деревянную ограду. 16 октября был освящен Мироносицкий притвор. А 31 октября архиепископ Павел подписал храмозданную грамоту на переименование Мироносицкой церкви в Тихвинскую.

Несмотря на перестройку 1813-1819 годов, полностью переделка храма не была завершена из-за недостатка средств, и в июне 1826 года священник Трифон Копьев с прихожанами решили перестроить главный алтарь. Проект перестройки церкви и обновления фасада разработал профессор Харьковского императорского университета Евгений Васильев. Планируемая смета достройки составляла 12255 рублей. Прихожане собрали необходимую сумму, но утверждение проекта затянулось надолго из-за смертей архитектора Васильева и главного идеолога планировавшейся реконструкции - священника Трифона Копьева. В 1833 году новый настоятель церкви, отец Иаков Голяховский, вернулся к идее реконструкции. Проект был слегка изменен «дабы дать церкви фасад более правильный и соответственный русскому штилю» (выделено автором).

19 октября 1841 года был освящен главный престол - в память Воздвижения Креста Господня. Таким образом, церковь снова поменяла имя - сей раз на Крестовоздвиженскую. После завершения перестроечных работ 1856 года и освящения всех престолов церковь стала пятипрестольной: в главном (холодном) храме находились Крестовоздвиженский, Сергиевский и Тихвинский, а в теплом храме - Николаевский и Мироносицкий.

Интересная деталь, о которой мы не всегда задумываемся по причине наличия современных способов отопления и освещения храмов. Тогда зимние богослужения проводились только в двух отапливаемых голландскими печами притворах теплого храма, а холодную церковь отгораживали теплой деревянной стеной. Но что интересно, к 25 марта стену разбирали и все лето служили в притворах теплого храма.

Спустя три десятилетия, в 1889 году новоизбранный церковный староста Л.П.Соколов начал сбор средств на реконструкцию храма, проект которой подготовил профессор Харьковского технологического института архитектор М. И. Ловцов. 18 июня 1890 года архиепископ Амвросий разрешил реконструкцию, которую завершили к ноябрю. Были убраны и торжественно сожжены два престола теплого храма, разрушены две стены, разделявшие теплую и холодную церкви, увеличена высота потолка и размеры окон, толстые колонны заменены тонкими и сделано центральное калориферное отопление. Также была обновлена внутренняя отделка храма, перестелены полы, позолочены иконы. Первоначальная сметная стоимость работ планировалась на уровне 5000 рублей, фактическая же составила около 12000 рублей.

В конце XIX века стало ясно, что старая колокольня, возведенная в 1819 году, обветшала и видом не согласуется с перестроенным храмом. Средства на ее перестройку собирали 20 последовавших лет! К концу 1905 года в храме было устроено электрическое освещение. И лишь в 1909-1911 годах по проекту В.Н.Покровского была построена новая колокольня в стиле ростовских храмов XVII века, вторая в городе по высоте после Александровской колокольни Успенского собора.

Вид с новой колокольни церкви на центр города. Около 1912 г.

Это фото опубликовал А. Ф. Парамонов, составитель книги «Харьков. Ретроальбом» (Харьков: ХЧМГУ, Глобус, 2008) с таким комментарием: «Вид с колокольни Мироносицкой церкви. Фотограф-любитель Борис Кузьмич Руднев, побывав на колокольне Мироносицкой церкви, сделал целый ряд фотографий Харькова. Несмотря на то, что снимок сделан любителем, он представляет интерес для восстановления картины старого города. На фотографии видны Николаевская и Троицкая церкви, Успенский собор и костел». Википедия дает добавочный комментарий, перечисляя оказавшиеся в поле зрения храмы Харькова (крестиком помечены уничтоженные церкви): «Вид с новой высокой, 1911 г., колокольни Мироносицкой церкви на центр Харькова, между улицами Гоголя (слева) и Сумской (справа, не видна). Слева направо церкви: католический костёл, Троицкий собор на Подоле, †Николаевский собор, Покровский собор, колокольня Успенского собора. †Лютеранская колокольня (1914) слева на Пушкинской ещё не построена, †Воскресенская церковь напротив Рыбного моста не видна».

Историки приводят имена священников, в разные годы служивших в Мироносицкой церкви Харькова. Помянем их и мы. Священник Трифон Моисеевич Копьев (служил в храме 1801-1829). Священник Иоанн Лаврентьевич Ольховский (служил в храме 1834-1837, годы жизни 1805-1837). Протоиерей Пётр Иоаннович Секирский (служил в храме 1837-1878, до своей кончины). Священник Иоанн Алексеевич Линицкий (служил в храме 1845-1846). Протоиерей Иаков Михайлович Голяховский (служил в храме 1832-1879, до своей кончины). Протоиерей Андрей Георгиевич Щелкунов (служил в храме 1879-1895, до своей кончины). Протоиерей Павел Леонтьевич Григорович (служил в храме 1878-?, годы жизни 1845-?). А протоиерей Николай Николаевич Любарский (служил в храме 1895-?, годы жизни 1853-?) стал настоятелем Мироносицкой церкви с 21 декабря 1905 года и даже написал книгу «Харьковская Крестовоздвиженская (Мироносицкая) церковь 1783-1908 гг.», которая вышла в 1908 году в издательстве «Южный край».

* * *

Мироносицкую церковь в Харькове следует возродить. Это не только украсит центр города, но создаст еще одну духовную и эстетическую доминанту в Нагорном, центральном, районе города. А главное, восстановит историческую справедливость и упрочит память и связь времен. Это будет в самом деле символично-объединительно: глядя с улицы Сумской горожане и гости города сквозь арку Зеркальной струи будут видеть аллею комсомольцев-героев и Храм Жен Мироносиц!

Проект нового Мироносицкого храма в Харькове

http://odnarodyna.com.ua/articles/14/1918.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Матвей Славко
Петров день третьего лета войны
Выставка трех поэм
07.08.2023
Молитвою своею Российстей стране победы на противныя подающий
Преподобный Сергий Радонежский и Киев
05.05.2022
«Война на Украине — духовная...»
Как страна превратилась в террористическую секту
27.04.2022
Возможна ли полная денацификация Украины?
Чего мы ждем от специальной военной операции: мнения экспертов
12.04.2022
«В земли Тавричестей просиявшии...»
15 / 28 декабря - Собор Крымских святых
28.12.2021
Все статьи Матвей Славко
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07