Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Вопрос Архиерею. Новые ответы

Митрополит Саратовский и Вольский  Лонгин  (Корчагин), Православие и современность

06.05.2011


На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин …

Я офицер, мне 30 лет, женат, двое детей. В связи с проводимыми в армии реформами принял решение уйти из нее. Решение свое согласовал только в кругу своей семьи. Человек я верующий и в силу своих возможностей стараюсь жить по-христиански. Мое мнение об увольнении разошлось с мнением моих родителей. Мама каждый день молится, чтобы я дослужил в армии, и папа прилагает к этому все свои усилия. Я очень ценю их заботу обо мне и моей семье. А я все мечтаю о домике в деревне близ Церкви, участке земли и чтобы внуки приезжали ко мне на лето. В общем, стою на распутье и сам не знаю, чего хочу. Может быть, Господу Богу угодно, чтобы остался я в армии? Подскажите, как дальше мне быть? Боюсь, что современная армия отдалит меня от Церкви. Павел

Шаг, который Вы хотите сделать, очень серьезный. И хотя я очень хорошо понимаю человека, которому трудно смотреть на то, что сегодня происходит в армии, я не могу давать советы «на расстоянии», не зная Вас лично и всех обстоятельств Вашей жизни. Наверное, здесь можно было бы руководствоваться такими рассуждениями.

С одной стороны, если в жизни человека появляются обстоятельства, которые подвергают опасности христианское устроение его души, христианский образ жизни, если его понуждают делать на работе, на службе что-то нечестное, нарушать общепринятые законы и нормы морали,- то с такой службы можно и нужно уходить. Если ничего подобного не происходит, то, наверное, лучше послушаться родителей, остаться в армии, чтобы дослужить, по крайней мере, до военной пенсии.

С другой стороны, я знаю ряд примеров, когда люди верующие, церковные уходили из армии совершенно сознательно для того, чтобы послужить Церкви. В нашей епархии есть целый ряд священников, бывших военных, которые не просто ушли из вооруженных сил «в никуда», потому что в армии им стало трудно, а именно для того, чтобы всего себя посвятить другому служению - Богу, Церкви, людям и Отечеству. Если бы Ваше желание уйти из армии основывалось на таком стремлении, то тогда оно было бы, безусловно, правильным. Если Вы не думали об этом, я все же советовал бы Вам остаться служить в армии, повторюсь, если нет каких-то особых обстоятельств, которые ставят человека перед христианским выбором.

Я преподаватель вуза, зарплата 5500. Работаю еще в двух местах. И так же многие другие преподаватели. Администрация требует от нас двигать науку, увеличивает нагрузки. Некоторые не выдерживают, ломаются и уходят. Сколько можно терпеть несправедливость в оплате труда преподавателям вузов? Стыдно слушать по телевизору речи наших руководителей. Грядут новые реформы в образовании. Жаль талантливую молодежь. Как к этому относиться христианину? Как не впасть в отчаяние? Наталия

Действительно, уважаемая Наталия, несправедливость в оплате труда преподавателей, и не только преподавателей, но и представителей многих других очень нужных профессий и специальностей, требующих не только высокой квалификации, но и приложения душевных сил, очевидна. К сожалению, за 20 лет реформ в нашем государстве, несмотря на существование разнообразных национальных проектов и произнесение самых высоких слов по этому поводу, мало что меняется в лучшую сторону. Что здесь можно сказать? Если есть возможность терпеть и, зарабатывая где-то еще, восполнять недостаток материальных средств, то, как мне кажется, человеку, понимающему, что происходит сегодня вокруг нас и способному дать происходящему должную нравственную оценку,- лучше оставаться в вузе, потому что это, хотя очень небольшой, но все-таки шанс донести христианское понимание происходящего до молодых людей. Иначе наше будущее выглядит очень печальным. Я всегда советую это тем педагогам, которые говорят мне о желании оставить свою деятельность или по причине маленькой зарплаты, или из-за неприятия тех безумных реформ, которые сегодня предпринимаются в системе образования и которые даже человек, не страдающий синдромом «поиска врага», не может воспринимать иначе, как целенаправленное разрушение всего того доброго, что было присуще отечественному образованию.

Относиться христианину к этому надо так, как сказано в заключении к «Отечнику» святителя Игнатия (Брянчанинова): «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его». Хотя сегодня и говорят, что настали самые тяжелые времена, не верьте: бывали и более тяжелые. И выдерживали все испытания только люди, сохраняющие в себе христианское отношение к миру, надеющиеся на Бога и понимающие, что, несмотря на все замыслы мироправителей века сего, все равно только Господь управляет миром и жизнью каждого человека.

Уже много лет страдаю нестерпимой тягой к алкоголю. На глазах рушится семья - жена больше терпеть этого не в состоянии, и я ее понимаю. 15-летний сын воспитывается на моем примере - безобразном и унизительном. Страдают родные близкие. Практически потеряна работа (и не в первый раз). О здоровье не хочу даже говорить. Неоднократно слышал, что Вы могли бы помочь в такой ситуации. С глубоким уважением, Алексей.

Уважаемый Алексей, то состояние, о котором Вы пишете,- это, действительно, большая трагедия. Могу сказать Вам одно: помочь пьющему человеку может только он сам. Есть медицинские способы лечения алкоголизма, есть разного рода насильственные методы, есть так называемое кодирование. Есть общины, где люди дают обеты трезвости перед крестом и Евангелием, и так далее. Но ни один из этих способов не будет действенным, не сработает, если у человека у самого не появится отчаянное, буквально до готовности отдать свою жизнь, отвращение к своему греху и желание его оставить. Пока такой решимости не будет в душе человека, никакие средства - ни медицинские, ни духовные - ему не помогут.

И в то же время я могу Вам сказать - не верьте, что бросить пить невозможно. Я знаю многих людей, которые страдали этим недугом годами, десятилетиями, у которых разрушались семьи, здоровье - и которые бросили пить. Знаю таких, кто уже пять-десять и более лет живет, не беря в рот ни капли. Их семьи восстановились, дети радуются, глядя на своего отца. Такие люди есть, и я, повторю, знаю их достаточно много. Надо захотеть войти в их число, тогда придет помощь и от Бога, и от людей. И тут уже не надо пренебрегать ничем, в том числе и квалифицированной медицинской помощью. Однако основа основ для такой перемены - Ваше собственное желание и решимость.

Владыка, можно ли людям с инфекционными болезнями (туберкулез, гепатит С, ВИЧ и т.д.) посещать храм, прикладываться к иконам, причащаться? Александр

Здесь надо, наверное, самому человеку относиться к своей болезни с рассуждением и ответственностью. Если он знает, что у него туберкулез в открытой форме, который очень заразен, то прикладываться к иконам устами ему не стоит, как и при любом заболевании, передающемся воздушно-капельным путем. Причащаться же всем не только можно, но и нужно. Через причащение (Святые Дары, лжицу) инфекция не передается. Это не только медицинский, многократно проверенный факт, это и часть нашей веры. Иначе наше духовенство, которое всегда потребляет Тело и Кровь Христовы, оставшиеся в Чаше после причащения прихожан, болело бы всеми теми болезнями, которые Вы перечислили, но этого не происходит.

Меня начали мучить кошмары. Я думала, это было на самом деле, но, к счастью, оказалось, что это мои фантазии. Я думала покончить жизнь самоубийством, если бы не церковь. Ездила лечиться к батюшке Феофану. Помогло, но не знаю, что мне делать дальше. Залезла в интернет и посмотрела про шизофрению. Мне кажется, что это как раз то, что есть у меня. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать, мне еще только 18 лет. Наталия

Уважаемая Наталия! К батюшкам лечиться не ездят. К священнику - любому, неважно, как его зовут и где он служит - идут только для того, чтобы получить от него духовный совет. Если у Вас есть подозрение на то, что у Вас проявился какой-то психический недуг (а в Вашем возрасте это может быть не болезнь, а одно из тех состояний, которые врачи называют пограничными), я думаю, Вам обязательно нужно посоветоваться с врачом-специалистом и исполнять те рекомендации, которые он даст. Мы живем в такое время, когда душевные расстройства стали неразрывным спутником нашей цивилизации. Зачастую они являются следствием образа жизни - и нас самих, и наших родителей, и наших близких. Поэтому в обращении к психиатру нет ничего страшного и постыдного, и если есть какие-то симптомы возможной болезни, надо обратиться к врачу как можно быстрее, чтобы исключить возможность ее развития.

Уважаемый Владыка, хочу задать вопрос именно Вам. В печати абсолютно противоположные объяснения, а своего духовника у меня нет. У меня онкологическое заболевание, сделали операцию. Я на этой неделе соборовалась, просила Господа об исцелении. Но болезнь - в принципе неизлечимая. Относительно соборования: одни говорят, что в период одной болезни собороваться можно только один раз. Другие пишут, что раз в год в период Великого поста это нужно делать ежегодно. Я понимаю, что уже попросила Господа о здоровье. Что же - второй раз об одном и том же? Так можно будет еще раз собороваться? Наталия

Уважаемая Наталия, прежде всего, я хотел бы пожелать Вам здоровья и полного выздоровления. Не надо отчаиваться, потому что множество людей, у которых была онкология, после операции выздоравливали и благополучно жили долгие годы и даже десятилетия. Что касается того, можно ли просить у Господа здоровья - можно, хоть по многу раз в день. Если у человека есть некая насущная нужда, свои просьбы к Богу он может повторять столько раз, сколько требует этого его сердце. Собороваться можно каждый пост, и даже, поскольку у Вас болезнь серьезная, несколько раз в году, если есть внутреннее желание, потребность в этом таинстве, по слову Священного Писания: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак. 5, 14).

Ваше Преосвященство, у нас в храме появилась необычная икона с названием «Утешительница абортированных младенцев». Православная ли это икона, и если да, то где взять молитвы и акафист? Алексей

Уважаемый Алексей, такой иконы не существует в Православной Церкви, хотя есть люди, которые по каким-то причинам пишут такие «иконы», раздают их людям, приносят в храмы. Никаких канонических молитв и акафистов по этому поводу не существует, если только кто-то не составил какие-то самодельные тексты «от ветра главы своея». Если в храме появились подобные изображения, это неправильно, и настоятелю следует их убрать.

Дело в том, что проблема абортов - проблема очень острая для нашего общества. Ежегодно в России делается около 1,5 млн абортов. Но опыт любого священника говорит о том, что, когда проходит время, подавляющее большинство женщин и многие мужчины, опомнившись, начинают жалеть о содеянном. Просыпается совесть, которая когда-то молчала или которую в молодости удавалось успешно заглушить. Кроме того, у многих людей оказывается несостоятельной их семейная жизнь. Дети, а иногда один тот самый «желанный» ребенок, которого они оставили, бывает, не только не становится утешением родителям, а приносит много боли и бед или попадает в трагические ситуации. И вот тогда человек вспоминает, скольких детей он (или она) лишился по своей воле. Я могу свидетельствовать, что, будучи священником, принял сотни исповедей, слушать которые было просто страшно - настолько тяжело, мучительно огромное количество женщин переживает то, что в юности казалось им совершенно легким и ни к чему не обязывающим шагом.

Часто людям, особенно тем, кто пока еще не вошел глубоко в церковную жизнь, кажется, что исповедь не принесла им облегчения и надо сделать что-то еще, чтобы «снять грех», утолить душевную боль. Еще чаще хождения по бабкам, поиски старцев и «особых» святынь начинают те, кто в храм не ходит. И поскольку таких людей с больной душой очень много, существует, грубо говоря, некий спрос, который начинают удовлетворять те, кто стремится заработать деньги на всем, что угодно. Пишутся подобного рода «иконы», к которым организуются «паломничества», печатаются и продаются «акафисты». К сожалению, появляются даже батюшки-умельцы, которые служат какие-то молебны по самодельному «чину» или «крестят» нерожденных младенцев. Цель всего этого - усыпить, убаюкать совесть человека, убедить его в том, что, предприняв какие-то внешние действия, можно сбросить со своей души тяжесть этого действительно страшного греха.

На самом деле не существует никаких других способов загладить грех (любой грех), кроме исповеди, искреннего покаяния. Но исповедь не является «гарантией» того, что совесть человека моментально успокоится, и он забудет о совершенном. Поскольку грех убийства собственных детей крайне тяжел, скорее всего, тяжесть на сердце останется на всю жизнь у этого человека. Верующему надо воспринимать эту боль, эту тяжесть как своего рода епитимью от Бога за грех. И, может быть, терпеливое перенесение этой епитимьи и будет наилучшим способом деятельного раскаяния. Но никакие внешние действия, Церковью не благословленные, не имеющие основания в церковной традиции, не помогут и не нужны.

У меня умер ребенок при родах. Я до сих пор не могу прийти в себя, мучаюсь таким вопросом: подавать ли на врачей в суд или оставить все как есть? Боюсь, что прокуратура заставит делать эксгумацию, а этого с точки зрения христианства нельзя совершать. И еще такой вопрос: наш мальчик теперь считается ангелом? Юлия

Уважаемая Юлия! Прежде всего, хотел бы выразить Вам свои соболезнования в горе, которое постигло Вас и Вашу семью. Очень трудно что-то советовать в таких случаях. Если Вы человек верующий, и если для Вас важны слова Священного Писания и мнение Церкви, нужно помнить о том, что с каждым человеком - от рождения до смерти - ничего не происходит без воли Божией. Может быть, поэтому, действительно, стоит оставить все, как есть. К сожалению, несмотря на современное развитие медицины бывает, что и младенцы, и матери все же умирают при родах, даже если врачи делают все возможное, а если они допустили ошибку или небрежность в своей деятельности, то доказать их вину крайне сложно, практически невозможно. Поэтому, мне кажется, лучше всего принять случившееся как волю Божию в отношении Вас и Вашего младенца.

Что касается посмертной участи некрещеных младенцев, то эта тайна от нас сокрыта, хотя, согласно православному вероучению, назвать умершего младенца ангелом можно только в образном смысле. Как, например, святитель Феофан Затворник писал в одном из своих писем: «А дети - все ангелы Божии суть. Не крещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!».

Хотелось бы узнать: есть ли в Саратове любительский женский церковный хор? И можно ли в нашей епархии получить навыки церковного золотого шитья? Очень хочу этому научиться. Мария

Уважаемая Мария! Любительские женские церковные хоры есть в Саратове в Троицком соборе, в храмах в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Думаю, в каждом из этих храмов Вам подскажут, как связаться с регентами этих хоров. Навыки церковного золотого шитья в нашей епархии получить нельзя: пока у нас нет такой мастерской, но думаю, что со временем появится.

Преосвященнейший Владыко! Будьте добры, подскажите. Я хочу поступать в семинарию, но я в свое время сильно согрешил, резав вены. Я пономарь. Могу ли я стать священником после этого греха и поступить в семинарию? Есть ли у меня шансы? Алексей, 17 лет

Уважаемый Алексей! Если Вы живете в Саратовской епархии и хотите поступать в Саратовскую семинарию, Вам надо прийти ко мне для личной беседы. Если нет - то к правящему архиерею той епархии, где Вы находитесь. Поступок, который Вы совершили, действительно был далеко не самым достойным и мужественным. Поскольку Вам 17 лет, я посоветовал бы Вам сначала поступить в какое-нибудь учебное заведение, послужить в армии и потом, уже сформировавшись в большей степени как личность, идти в семинарию, если у Вас к тому времени останется это желание.

В храме написала 3 записки: панихида и две обедни (на Великий пост) о здравии и о поминовении. С меня запросили 240 руб., мотивируя, что за каждое имя следует внести 20 руб. Денег хватило только на 2 записки! Это правильно? И что это за тарифы, как в таксопарке за километраж! Осталось неприятное чувство, как на рынке обвесили. Юлия

Уважаемая Юлия, видимо, Вы заказали так называемое поминовение на Великий пост, которое несколько отличается от обычной записки. Такое поминовение совершается в течение всего Великого поста каждый день, поэтому в некоторых храмах на него устанавливают особое пожертвование. Не скажу, что мне это очень нравится, но бороться с этим в настоящее время я не вижу возможности: потому что пожертвования, которые храмы получают, в том числе, и за такие требы - это единственное, чем храм может обеспечивать свое материальное существование. Но при этом я многократно и говорил, и писал, и давал указания духовенству на епархиальных собраниях: если у человека нет денег или даже желания оплатить требы - то он не должен ничего платить. У Вас обязаны взять любую записку, совершить любую требу, которая Вам нужна, в любом храме, если у Вас нет возможности или желания внести пожертвование.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57001&Itemid=3




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме