Страховка для экстремала

0
169
Время на чтение 6 минут

Кто такой экстремал? Это человек, сознательно ищущий экстремальной, т.е. крайне трудной и опасной ситуации и ввергающий себя в нее - ради некоего обретения.

Экстремалы - это автогонщики и альпинисты; мореплаватели, пересекающие океаны на плотах, и парашютисты, прыгающие с критических, т.е. относительно малых высот; канатоходцы, протягивающие свои канаты между небоскребами; тореадоры; любители сплава на байдарках по горным речкам...

Конечно, экстремалов мало. Их единицы. Людей, которые смотрят на них с восхищением, завистью и легким стыдом за свое собственное малодушие,- больше, но и это не все человечество. Мысль о необходимости преодоления собственной слабости, лени, безволия, страха - приходит не ко всякому, а именно к тому человеку, который способен рефлексировать, не удовлетворяться состоянием своего человеческого существа и искать иного, лучшего состояния.

«Экстремализм» (не путать с экстремизмом) - воспринимается обществом как лекарство от многих бед. От культа потребления, делающего человека рабом комфорта. От массовой утраты мужчинами мужественности. От алкоголя и наркотиков - потому что экстремалы не спиваются. И от насилия, в конце концов,- потому что они предлагают использовать ядерную энергию личности исключительно в мирных целях.

Я помню, как захватила меня книга Станислава Курилова «Один в океане». Это история своеобразного диссидента брежневских времен, аквалангиста, решившего покинуть СССР таким вот оригинальным образом: выброситься с палубы круизного лайнера в океан. И плыть трое суток - с надеждой добраться до какого-то атолла, принадлежащего Филиппинам... Книжку эту дала мне подруга. Она тоже была потрясена. А ведь мы с нею обе - особы далеко не романтичного возраста, каждая со своим с непростым жизненным опытом. Что мы искали в этом тексте, что нашли? Не иначе как нам самим в тот момент нужно было - найти в себе силы, проснуться, вынырнуть, выгрести, выползти на песок.

Итак, с одной стороны, экстремалам нужно сказать спасибо. Но с другой...

Француз Филипп Пети, канатоходец-легенда, сорок пять минут без всякой страховки бродил по тросу, натянутому меж знаменитых нью-йоркских башен-близнецов. Режиссер-документалист Джеймс Марш снял фильм «Человек на проволоке». Фильм получил «Оскара», еще много призов и восторженных оценок: судя по отзывам в Интернете, у многих зрителей прямо-таки выросли крылья. «Победа над страхом, обретение себя, освобождение от обывательского «зачем?», осознание своих возможностей...»

Но даже и у самого восторженного и безбашенного зрителя должна, мне кажется, возникнуть подспудная мысль или ощущение: «Что-то не то...»

Фильм о канатоходце показывали в программе Владимира Хотиненко «Смотрим, обсуждаем» на телеканале «Культура». Там же демонстрировали фильм Джона Марингина «Человек большой реки». О пловце-экстремале, словенце Мартине Штреле. И этот фильм (мастерски сделанный, надо сказать, и в самом деле интересный) уже, как мне кажется, никаких сомнений оставить не должен: не то! Не сверхнормальное, нет, а просто ненормальное явление.

52-летний Мартин, прозванный Человеком-рыбой, решил проплыть практически всю Амазонку - 5268 километров. Для еды и краткого отдыха он поднимается на сопровождающий катер, а потом опять прыгает в воду и плывет, и так много дней. Ранее он проплыл Дунай, Янцзы, другие крупные реки. Но Амазонка особенно тяжела и опасна - из-за жары, грязи, заразы. Переутомление плюс инфекция в мозгу, плюс постоянно употребляемый на отдыхе коньяк (кстати! точно ли, что экстремалы не пьют?) - на двадцатый или еще какой-то день у Человека-рыбы начинается психоз. Натурализм жуткий: камера фиксирует все без утайки. Врач настаивает на прекращении заплыва, но как его прекратишь - на финише одних репортеров несколько сотен...

Конечно, он доплыл. Конечно, он герой. Своим заплывом он пытался привлечь внимание человечества к вырубке лесов в бассейне Амазонки...

Сдается мне, леса здесь совершенно ни при чем. На экране - человек, одержимый манией самоутверждения. А это - не совсем то же, что самопреодоление. Нужно различать.

Правда, что увлечение экстремальными видами спорта, туризма и т.д. начинается в большинстве случаев с неудовлетворения собой сегодняшним. С желания измениться, преодолеть собственную слабость, получить необычные впечатления, расширив и обогатив тем самым собственный мир,- и заодно помочь другим, дав им пример жизни «поверх барьеров». Желание здоровое. Но, отправляясь в этот путь без внутреннего компаса, без необходимой, в определенном смысле этого слова, страховки, не становится ли человек добычей лукавого духа?

Один мой маловерующий знакомый сказал, что христиане - это тоже своего рода экстремалы: «Они сознательно моделируют себе ситуацию, в которой должны или спастись, радикально себя изменив, или погибнуть». Все правильно, только не моделируют, а знают, что ситуация именно такова. Должны знать, если еще точнее. В том-то ведь и беда наша, что ситуации своей не осознаем, живем как в зеленой долине, а на деле-то - пропасть под ногами, ледник над головой. Однако, если иметь в виду все же лучший вариант, то пример христиан, а именно пример их жизни в этой самой экстремальной ситуации, весьма полезен для «обычных» экстремалов.

За консультацией мы обратились к игумену Пимену (Хеладзе), наместнику Спасо-Преображенского монастыря (воссоздавать уничтоженный монастырь с нуля в современных условиях - это, между прочим, тоже экстрим).

Отец Пимен напомнил: в православной литературе неоднократно описаны ситуации, когда человека, сознательно ступившего на духовный путь, так и тянет на экстремальные подвиги. На чрезвычайно строгий пост, например, или невероятное количество земных поклонов. Такой человек легко впадает в прелесть, аналогичную прелести у вышеописанных канатоходцев и мореплавателей: действует уже не ради покаяния (изменения себя) и спасения, а ради самоутверждения.

- Любой поиск за пределом нормы приводит к тому, что находит человек не Бога, а трансформированное и раздутое собственное «я» и именно этому «я» служит. Что есть в данном случае норма? Норма - это идти с Богом: как ребенок, которого взрослый держит за руку, идет рядом с этим взрослым. Не рваться вперед Него. Если человек движется именно так, он находится в равновесии и получает плод - здравое рассуждение и подлинную радость от жизни с Богом. В противном же случае человек неосознанно противопоставляет свою волю воле Божией. Кроме адреналина-гормона, в зависимость от которого попадают любители физического экстрима, существует еще и адреналин духовный, он тоже требует постоянного повышения дозы, и он опаснее. Духовная экстремальность приводит к падениям, к отвращению от веры.

Если проецировать эти слова на практику «обычных» ценителей экстрима, то они должны задуматься: чего именно они хотят, ради чего они это делают. Если они ответят себе на этот вопрос честно, у них, как минимум, ослабнет желание уменьшать размер надувного плотика для трансокеанского путешествия или искать новую пару небоскребов для прогулки по тросу.

«Я думал - может быть, я сейчас умру. Но нечто, чему я не мог противостоять и не делал ни малейшей попытки противостоять, влекло меня на канат»,- говорит Филипп Пети в вышеназванном фильме. Еще один вопрос к отцу Пимену:

- Если одержимый рекордами экстремал погибает в конце концов - не близко ли это к самоубийству?

- Близко, потому что самоубийство - это поступок человека, зафиксированного на своем «я» и ничего более не видящего. Убивая себя, он просто в это свое «я» уходит, чтобы ни к кому уже не вернуться. И в данном случае то же: собственное «я» поставлено выше всего, даже выше собственной жизни, и поэтому человек погибает.

При всем, изложенном выше,- надо ли относиться к экстремалам как к совершенно отрицательному явлению? На мой взгляд, нет. Кроме тех оснований, которые изложены выше,- еще и потому, что не только опыт христиан полезен «обычным» экстремалам, но и обратная связь существует: их опыт вполне применим в духовной жизни. У одного известного мне батюшки в приходе появилась группа ребят-альпинистов. По его словам, они очень хорошо понимают те вещи, которые до иного прихожанина доходят не сразу. Для них совершенно естественно, например, удивление и восхищение тварным миром, величием Творца, которое заключено в 103-м псалме: восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им (8). И то, что жизнь в Церкви - это непрерывное восхождение, что даже небольшая духовная высота достигается здесь только большим трудом, альпинистам ясно уже заранее - они к этому готовы.

Экстремалы нужны обществу, но только при определенных условиях. Первое: если они помнят, что есть ценности повыше их очередного рекорда и что их рекорд, в идеале, призван служить этим ценностям. Второе, из первого вытекающее: если они в своем экстриме профессиональны, т.е. не безответственны.

Марина Бирюкова

Газета "Православная вера", № 8 (436), апрель, 2011 г.

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56985&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45