itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православие или смерть!

0
2936
Время на чтение 8 минут

В начале февраля Черёмушкинский суд Москвы, удовлетворив запрос городской прокуратуры, признал экстремистскими и обязал провайдера удалить изображения футболок с лозунгами «Православие или смерть!» и «Россия для русскихъ», выложенные на интернет-сайте мастерской-студии Союза православных хоругвеносцев «Русский символ».

Как сообщает сайт Генпрокуратуры РФ, лингвистическая экспертиза, проведённая сотрудниками Российского института культурологии, установила, что надписи на футболках «содержат призывы к негативным действиям против общественности, возбуждают национальную и религиозную вражду, пропагандируют превосходство граждан одной религии по отношению к другой». Православная общественность возмущена подобным решением суда и не намерена соглашаться с ним.

Прокурорский запрос был направлен в Черёмушкинский райсуд в июле 2010 года. Месяцем ранее с аналогичным представлением в Люблинский суд обратилась Люблинская межрайонная прокуратура Москвы, просившая включить изображения футболок, обнаруженных в одном из альбомов группы «Антирелигия» популярной социальной сети «В Контакте», в Федеральный список экстремистских материалов.

История лозунга «Православие или смерть!» однозначно свидетельствует, что в нём нет ничего экстремистского. С начала семидесятых он начертан на знамени афонского монастыря Эсфигмен (кстати, девиз пользуется популярностью не только среди монахов: его можно увидеть, например, на ветровом стекле обычных греческих рейсовых автобусов). Этот монастырь известен в православном мире своим консервативным мировоззрением, отказом от богословского диалога с католической церковью и от экуменических контактов в целом, а также отказом принять новый стиль церковного календаря. Поводом для конфликта древнего монастыря автономной монашеской республики Афон с Константинопольским патриархатом стала встреча Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI и его дальнейшее сотрудничество с католиками, в которой насельники увидели отступничество от православной веры.

Как отмечает в своем экспертном исследовании известный религиовед Роман Лункин, «монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти». «В России, - отмечает специалист, - этот лозунг с девяностых годов стали использовать православные консерваторы, сторонники монархических движений, противники экуменизма, а также православные музыканты и актёры». «Лозунг "Православие или смерть!" стал символом приверженности религиозному консерватизму, просто православию как религии в целом, православию как единственному спасению России», - отмечается в экспертном заключении.

Отмечая, что «восприятие лозунга "Православие или смерть!" во многом зависит от его религиозной, богословской интерпретации в православном сообществе», Роман Лункин резюмирует, что «символы и образы, изображённые на футболке, и написанный на ней лозунг "Православие или смерть!", не несут в себе негативных коннотаций, ассоциаций и в целом негативной нагрузки в силу исторических и культурных причин, составляющих историко-религиозную основу и происхождение данной символики». По его мнению, ни лозунг, ни символы не направлены на возбуждение религиозной розни или пропаганду исключительности граждан по признаку их отношения к религии или религиозной принадлежности.

«Проповедь спасительности того или иного учения, в данном случае православия при помощи лозунга "Православие или смерть!", не может рассматриваться как пропаганда исключительности граждан по признаку их отношения к религии, поскольку любое религиозное объединение вправе свободно и без ограничений проповедовать именно своё вероучение в качестве истинного, - убеждён религиовед. - Свобода совести и вероисповедания в этом отношении защищается и гарантируется ст. 28 Конституции РФ, Федеральным Законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также нормами международного права».

Получается, что тысячи наших новомучеников, отдавших жизни за веру православную, - экстремисты? И солдат Евгений Родионов, не отказавшийся от православия и убиенный чеченскими бандитами, - тоже экстремист?!

К сожалению (и причины этого остаются непонятными), суд предпочёлприслушаться к мнению экспертов-культурологов, походя отыскавших в лозунге и «разжигание», и экстремистские призывы. Между тем, ничего подобного в девизе «Православие или смерть!» не содержится. Иноверцев и неверующих он просто не касается. «Если не спасёшься со Христом, то погибнешь, потому - Православие или Смерть, - формулирует своё понимание этого призыва один из участников православного форума. - Это скорее констатация факта, но никак не угроза». «Лозунг и символика не призывают к насилию над представителями других религий или над безбожниками, - разъясняет сопредседатель Славянского правового центра, адвокат Анатолий Пчелинцев. - Они обращены, прежде всего, к субъекту, который использует этот лозунг, то есть православному человеку, и являются напоминанием, что надо жить по христианским заповедям».

С такой интерпретацией согласны большинство представителей Русской православной церкви и православных мирян. По словам рок-музыканта, лидера группы «Алиса» Константина Кинчева, часто выступающего в футболке с надписью «Православие или смерть!», он всего лишь повторяет слова святителя Феофана Затворника, сказавшего некогда: «Не знаю, как кому, а мне без православия не спастись».

«Надпись сия отнюдь не "экстремистская", - считает епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, в прошлом году открыто выступивший в защиту опального лозунга. - Без святого православия нам и правда смерть! Более того, считаю, что русская православная символика должна быть везде. Это куда полезнее ныне в России, нежели чем пропаганда всего заморского и низменного, охватившая "и всех, и вся!"».

«Я считаю лозунг "Православие или смерть!", при адекватной церковной трактовке, вполне правильным, - подчеркнул в интервью «Русской линии» известный московский протоиерей Максим Козлов. - Если любого православного поставить перед выбором: останешься православным или умрёшь - какой выбор должен сделать православный человек, если он, конечно, православный? Ответ однозначный: остаться православным. Если же этот лозунг пытаются трактовать в том смысле, что мы к другим выдвигаем такое требование - это абсурд». Он выразил «определённую тревогу» за трактовку соответствующих статей УК, заметив, что «мы (православные) как раз знаем представителей других мировых религий, которые стоят на таких позициях, на которых православие никогда не стояло». Священнослужитель высказал опасение, «как бы у нас не получилось так, что утверждение об исключительной истинности христианства, а в рамках христианства об абсолютной чистоте только православия, не стали бы восприниматься как оскорбление религиозных чувств».

Аналогичные чувства вызывает признание лозунга «Православие или смерть!» экстремистским у большинства участников посвящённой этому вопросу интернет-дискуссии. Приведём лишь два мнения из глубины «простого народа». «Во времена массовой миграции людей из мусульманских стран на Русскую землю признание православия ещё одним проявлением экстремизма - шаг довольно логичный и последовательный», - иронизирует один из беседующих. «Для мiра сего учение о кресте есть безумие, - смотрит в корень другой. - Для светского общества такой лозунг противоестественен, и оно вправе защищаться. Но для православного наоборот - такой лозунг естественен, и он вправе его исповедовать. Просто православный должен понимать, что это - вызов обществу и должен быть готов понести соответственное возмездие за этот вызов».

По мнению координатора Союза православных братств РПЦ Юрия Агещева, «человек, провозглашающий сей девиз, подчёркивает верность Святому Православию», и в этом нет ничего дурного и экстремистского. Он выразил надежду, что нелепое решение будет отменено вышестоящими судебными инстанциями. Изъять «экстремистские» футболки, полагает Юрий Агещев, будет проблематично. «Я и сам никому не отдам их, и буду носить, как и раньше носил», - говорит он. Что касается истинных целей организаторов судебного преследования православного лозунга, то, убеждён координатор СПБ, если это делается ради «профилактики православного экстремизма», то такой подход «глуп и безпочвенен». «Экстремисты - это те, кто несёт нам смерть, а не православные, - констатировал Юрий Агещев. - Запрет лозунга "Православие или смерть!" - это скандал и полная дискредитация самой прокуратуры».

Как сообщил «Русскому Дому» автор дизайна знаменитых футболок, руководитель «Русского образа» художник Игорь Мирошниченко, абсурдное решение суда далеко не в первую очередь вызвано безграмотностью судей. «Основная причина - стремление искусственными и незаконными способами сдержать, заглушить, искоренить неизбежное пробуждение и рост национального самосознания русских и самоидентификацию их как православного народа, - убеждён он. - Воскресающая в генетических недрах триада "Православие, самодержавие, народность" вселяет страх и ужас в сердца власть предержащих. Сильный образ, совершенно-истинное слово пробуждает, устрашает, укрепляет одних и доводит до инфаркта других».

Но православные не намерены сдаваться. В настоящее время согласуются пикеты, в том числе у здания Люблинского суда. Рассматривается вопрос о подаче встречного иска за оскорбление православной веры и разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. Как отмечается в заявлении Союза православных хоругвеносцев (как известно, на его знамени начертан именно этот «экстремистский» призыв), СПХ намерен продолжать судебную борьбу за оба запрещённых лозунга. По мнению членов Союза, «настоящий экстремизм - это логический вывод из решения Черёмушкинского суда, по которому выходит, что Россия - не для русских, а православные не имеют права отстаивать до смерти верность Христу».

«Православный человек в этой ситуации должен вести себя достойно - спокойно следить за развитием ситуации, возвышать по возможности свой голос в защиту православной веры и свободы защищать её, делать посильно то, что велит совесть, дабы потом не пришлось убирать аватарки с символами исповедания веры и крестами, - уверен Игорь Мирошниченко. - Думаю, "Православие или смерть!" - пробный камень, о который они разобьются или разобьют нас... Так же я думаю по поводу лозунга "Россия для русскихъ!"». По словам художника, «даже если наш лозунг попадет в список экстремистских материалов, борьба будет продолжена», - ведь ранее из него всё же удалось исключить изображение знамени с православным крестом.

Представляется, что «они», о которых говорит автор знаменитых футболок - это не только светские власти, отчего-то «не разобравшиеся» в совершенно ясном вопросе. Показателен диалог, состоявшийся у Игоря Мирошниченко в ходе одного из сетевых обсуждений. «Я вот как вижу эти футболки, у меня сразу приступы начинаются... Не поможете? Нет?», - насмешливо вопрошает девушка-атеистка, рьяно набросившаяся на лозунг «Православие или смерть!». «Да, мои футболки не для слабонервных, а для людей, крепких в вере, - отвечает ей Игорь Мирошниченко. - Бесов от них прямо-таки крутит, для того они и делались». «Очень странно, что от вас идёт очень частое упоминание про бесов, - реагирует бедная девушка, не забывая поставить множество «смайликов». - Вы что, в них верите? Я лично - нет». Однако объективная реальность, частью которой, увы, являются и бесы, не зависит от нашей веры в неё. За борьбой против ненавистных футболок так или иначе стоит враг рода человеческого. Прокурорским и судейским стоило бы повнимательнее изучить этот довод.

Яна Александровна АМЕЛИНА

http://www.russdom.ru/node/3895

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Амелина
​​​​​​​Фантом пантюркизма
Кто мешает активной политике России на Кавказе?
15.06.2022
Аналитический доклад «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России»
К выходу новой книги Кавказского геополитического клуба
22.05.2017
Россия: между «цветной революцией» и сменой элит. Стране нужны идеология и элитозамещение
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
15.05.2017
Все статьи Яна Амелина
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09