Спаситель наш Господь Иисус Христос искупил от греха и погибели весь человеческий род: за нас умер не простой человек, но Единородный Сын Божий. Подумайте, ведь грех Адама - первого человека - имел такую силу, что нанес смерть всему миру, и «если преступлением одного смерть царствовала»(Рим. 5, 17), то правдой единого Христа теперь воцаряется жизнь!
И если тогда, в древности, за вкушение с древа познания первые люди были изгнаны из рая, то теперь верующие входят в рай посредством Иисусова древа - Животворящего Креста Господня!«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53, 5-7).
«Всякое деяние Христово - похвала вселенской Церкви; но похвала похвал - крест», - пишет святитель Кирилл Иерусалимский. «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа», говорит апостол Павел (Гал. 6, 14). Потому что за нас умер не простой человек, а вочеловечившийся Сын Божий. Многие были распяты, но никого из них не боятся демоны; увидев же одно крестное знамение распятого за нас Христа, демоны приходят в ужас, потому что другие распятые умерли за собственные грехи, а Он умер за грехи всего мира. «Не сделал греха, и не было лжи в устах Его»,- читаем у пророка Исаии (Ис. 53, 9). Пилат, осудивший Его, говорит: «Я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем» (Лк. 23, 14) и еще: «Невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). И разбойник говорит на кресте: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23, 41).
Безгрешный Сын Божий пострадал за всех людей добровольно. Он предсказал о страдании: «Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26, 2). Его предал Иуда после того, как пил из чаши благословения - за спасительное питие пожелал пролить кровь праведную. Ядущий «хлеб Мой, поднял на Меня пяту»,- пророчествовал об этом псалмопевец Давид за десять столетий до Христа (Пс. 40, 10). «Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал» (Мф. 26, 24-25). Обличенный Иуда выходит. И тогда Иисус сказал: «ныне прославился Сын Человеческий» (Ин. 13, 31). Спаситель признал Крест Своей собственной славой, и мы «проповедуем Христа распятого» (1 Кор. 1, 23), проповеданного пророками.
«Выслушав от меня свидетельства, запечатлей их в сердце,- продолжает святитель Кирилл,- но поскольку их много, то сколько будет возможно выслушай немногие главнейшие и будь трудолюбив, отыщи остальные. Пусть твоя рука не только будет простерта для принятия, но и готова на делание. Бог все дарует».
Начнем тем, с чего началось страдание. Пришел предатель Иуда, глаголал «мирная» (Пс. 34, 20) и уготовлял «лукавые замыслы» - «уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» (Пс. 54, 22). «Радуйся, Равви»,- сказал Иуда (Мф. 26, 49), и предал Учителя на смерть; не устыдился Того, Кто напоминал ему: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48). Писание предузнало об этом: «Они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников» (Зах. 11, 12).
Какая точность в пророчестве, сказанном за много веков до события! Иисуса связали и ввели во двор первосвященника - и это есть в Писании. Пророк Исаия говорит: «Горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3, 9), «рекше: свяжем Праведнаго, яко непотребен нам есть» (Ис. 3, 10). В готовности предстояли ангелы, говоря: «Расторгнем узы их» (Пс. 2, 3), но Владыке угодно было претерпеть страдания [1, с. 193-204].
«Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины» (Мф. 26, 56-57). Собственное имя этого первосвященника было Иосиф, а Каиафа (что значит «угнетение», второе значение «скала») было прозвание или фамилия. Каиафа получил первосвященство через римского правителя в Иудее Валерия Грата около 25 г. по Р. Х. В 36 г. римский проконсул Виттелий поставил на это место Ионафана (сына прежнего первосвященника Анны, или Анана, тестя Каиафы) [8, с. 235]. «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26, 59-60).
«Восстали на Меня свидетели неправедные» (Пс. 34, 11). «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26, 63-64). «Тогда первосвященник разодрал одежды свои» (Мф. 26, 65), и «плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам» (Мф. 26, 67). «Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный?» (Втор. 32, 6). «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50, 6).
Спаситель как бы говорит нам: «Предвидев, что Меня будут бить, не уклонил Я ланиты Своей. Потому что мог ли бы сделать учеников готовыми на смерть за истину, если бы убоялся сего Сам?» Он - Сын Божий - прежде Сам терпеливо пострадал от людей, чтобы мы не стыдились ради Него терпеть подобное [1, 204-205]. «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю» (Мф. 27, 1-2).
С того времени как иудеи покорились Риму, верховное судилище (синедрион) не имело права приводить в исполнение смертные приговоры без утверждения римской власти. Следовательно, по осуждении Господа на смерть первосвященникам надо было испросить согласие тогдашнего прокуратора, а потом предать Его стражам храма и слугам на побиение камнями или какую-либо иную отечественную казнь. Но первосвященники предпочли отослать Осужденного к прокуратору, чтобы он приказал казнить Его по римским законам. Здесь видна фарисейская расчетливость: совершение казни по приговору синедриона обратило бы народный гнев против первосвященников и фарисеев, тогда как римского правительства все боялись.
Для врагов Иисуса Христа в предании Его Пилату была еще и та выгода, что прокуратор мог осудить Его на самую позорную смерть - распятие на кресте; такая казнь определялась только римскими законами. Между тем надлежало исполниться и предсказанию Господа о том, что Его предадут в руки язычников, которые осудят Его на распятие. По словам святителя Иннокентия Херсонского, во всей истории страданий Христовых мы будем видеть, как естественные, по-видимому, обстоятельства складывались таким образом, что против воли врагов Иисусовых на Нем исполнились предсказания древних ветхозаветных пророков и Самого Богочеловека [12, ч. IV, с. 35].
Связанный Иисус от Каиафы приведен к Пилату. И об этом написано? Читаем у пророка Осии: «И связавше Его... отведоша в дар царю» (Ос. 10, 6). Пилат, «узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме» (Лк. 23, 7). Ирод Антипа был тогда царем и находился в Иерусалиме; обратим внимание на точность пророка, сказавшего, что послан был в дар. «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» (Лк. 23, 12).
«Тому, Кто имел умиротворить землю и небо, прилично было прежде всего примирить осудивших Его,- пишет святитель Кирилл Иерусалимский,- потому что здесь был Сам Господь, изменяющий «сердца князей земных» (Иов 12, 24)». «Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился» (Мф. 27, 11-14).
До 1961 г. были известны лишь литературные источники, в которых упоминался Пилат. При раскопках в средиземноморском порту Кесарии, бывшей когда-то римской столицей Палестины, археологи обнаружили латинскую надпись размером 70 на 100 см. Вот ее текст: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия Кесарийцам» [13, с. 48].
Понтий Пилат был прокуратором Иудеи, Самарии и Идумеи, то есть занимал должность, которая ограничивалась сбором государственных податей; однако он исполнял и обязанности претора: решал все спорные дела и выносил смертные приговоры. Такое совмещение прав практиковалось в провинциях, куда не почитали нужным посылать особых преторов и проконсулов. На должность прокуратора в основном назначались люди всаднического достоинства, иногда из вольноотпущенных (Пилат принадлежал к сословию всадников).
Как и начальники, занимавшие более важные посты, они назывались игемонами или правителями. В течение всего года иудейские прокураторы жили в Кесарии, но на пасху и другие праздники они переселялись в Иерусалим для ближайшего надзора за порядком [12, ч. IV, с. 52-53]. Современник Пилата Филон говорит о нем как о человеке с непреклонным нравом, неприветливом и черством и ставит ему в вину подкупность, насилия, грабежи и злоупотребления, обиды, постоянные казни без постановления приговора, бесконечные и невыносимые жестокости (Philo. De legatione ad Cajum, p. 38).
«Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским» (Деян. 4, 27). «Дивись судимому Господу,- говорит святитель Кирилл.- Терпит Он ведомый и влекомый воинами; Пилат сидит и судит, а Седящий одесную Отца предстоит и судим. Народ, избавленный Им из земли египетской и многократно избавляемый в других случаях, вопиет против Него: «возьми, возьми, распни Его!» (Ин. 19, 15). Потому пророк с изумлением говорит о том: «Над Кем вы глумитесь? против Кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи» (Ис. 57, 4)» [1, с. 205-206].
«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Ин. 19, 1-3). «Одели Его в багряницу». Накинутая на истерзанное тело Господа багряная хламида была обыкновенным солдатским плащом из довольно грубой материи, окрашенной в красный цвет коккусом [14, с. 151, 152].
Истязание, которому Пилат приказал подвергнуть Господа Иисуса Христа, было не иудейское, а римское - это бичевание, очень часто применявшееся у римлян. Осужденных били ременными плетями, к концам которых прикреплялись острые костяные иглы или куски свинца. Перед бичеванием с истязуемого снимали одежду и нагого привязывали к низкому столбу таким образом, чтобы тело было в согнутом положении. Били не только по спине, но и по груди, лицу, даже по глазам. Присутствовавшие при бичевании, говорит церковный историк Евсевий, приходили в ужас, видя, как растерзывали тело до самых нервов, так что члены истязуемого лежали совершенно разбитые и были видны даже внутренности.
В распоряжении иудейского прокуратора не было ликторов, как правило исполнявших роль палачей при проконсулах и преторах, и Пилат приказал бичевать Господа Иисуса Христа своим солдатам. Орудиями в данном случае служили не прутья, обычная принадлежность ликторов, а бичи из ремней (флагелум, флагрум). Местом истязания служило особое отделение при претории, то есть двор, специально предназначенный для этого, на котором стоял столб бичевания - обычная и необходимая принадлежность всякой римской претории [8, с. 391-392].
«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих» (Ис. 53, 7). Существует предположение относительно того, почему именно таким образом воины надругались над Спасителем. Приведем отрывок из книги Н. Бутакова «Святая Плащаница Христова»: «Еще до 1939 г. шли большие археологические работы в Иерусалиме, подступая вплотную к монастырю Сионской Богоматери, построенному, как оказалось, на развалинах римской цитадели Иерусалима, где находился Лифостратон, судилище Пилата . С позволения монахинь стены монастыря были укреплены и раскопки продолжались под монастырем. Археологи расчистили сначала самое судилище и обнаружили ведущую вниз каменную монументальную лестницу. Раскопанная в свою очередь, она ведет в большой зал, как бы внутренний двор, который и есть та претория, о которой пишут евангелисты. Археологи расчистили и ее от хлама камней и обломков, засыпавших ее веками войн и разрушения. Водружены были на свои места каменные светильники, найденные на полу и озарявшие истязания Христа Спасителя. Тут Его избивали, тут на Него надели багряницу, тут Его венчали шипами, тут глумились над Ним и мучили Его, тут били палкой по лицу. В этой претории, этой римской цитадели, воины стояли на часах, а во внутреннем ее дворе легионеры располагались на отдых в такой близости, что могли быть вызваны с Лифостратона. Они там проводили время в азартных играх, шутках и брани. При раскопках вместе с оружием были найдены многие костяные кубики, которыми воины метали жребий. На очищенных плитах каменного пола нашли выгравированную игру василевса, или базиликуса, то есть императора. Четырнадцатый день Нисана, день, в который Христос Спаситель был истязуем, был весьма близок к весеннему равноденствию, когда происходили римские игры... к числу которых и принадлежала игра базиликуса. Часть игры заключалась в том, чтобы взять по жребию одного из воинов, облечь его в багряницу, дать ему палку (трость), как скипетр, и провести его по всем выгравированным стадиям игры до места, отмеченного буквой «В» (базиликус - василевс), измучить его там, среди насмешек и глумлений, и заколоть насмерть. Кругообразная гравировка на полу этого зала, где Христос «Царь Иудейский» оказался узником «всего полка», отмечает ход этой жестокой игры и заканчивается буквой «В», куда и поставили попавшуюся им Жертву. Багряница была готова для наступающей сатурналии. Василевс, «Царь Иудейский», оказался у них в когтях, нет нужды прибегать к жребию. Игра была сыграна. Но потому, что Этому Узнику предназначалась другая смерть, глумление, издевательства и побои были удвоены в своей ярости. Было холодно, как и накануне, во дворе первосвященника. У огня лежала груда терновника - растопок. В завершение сатурналии василевсу сплели венок из этих терний, чтобы еще слаще насытиться Его мучениями» [15, с. 26-27].
В Соборе Парижской Богоматери хранится реликвия, которую по преданию считают терновым венцом Спасителя: это кольцо, сплетенное из пучков тростника, с внутренним диаметром 210 мм и толщиной в разрезе 15 мм. Пучки связаны из стеблей по 15 или 16 вместе. Ветви терновника с шипами, изломанные и согнутые по направлению к середине, чтобы придать вид шапочки, прикреплены своими концами частью к внутренней, частью к наружной стороне тростникового кольца. Ветви пропустили сквозь прутья тростника сверху вниз и снизу вверх [16, с. 454].
Вернемся к нашему повествованию. Окружив Христа, солдаты издеваются над Ним: Господь для них посмешище, Владыка поруган ими. «Я стал для них посмешищем: увидев Меня, кивают головами» (Пс. 108, 25). «Виден, однако же, образ царского сана,- замечает святитель Кирилл.- Ругаются, но и преклоняют колена, распинают воины, но, облекши прежде в порфиру, и на главу Его возлагают венец... Всякий царь провозглашается воинами: надлежало, чтобы и Иисуса прообразовательно увенчали воины... Но и венец был тайною, потому что служил разрешением грехов, отменением приговора. Адаму произнесено осуждение: «проклята земля за тебя... терние и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3, 17, 18). Посему Иисус приемлет на Себя терние, чтобы уничтожить осуждение. Для того погребен и в земле, чтобы проклятая земля вместо проклятия прияла благословение» [1, с. 206-207].
«Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19, 4-12).
И тут Пилат понял, что иудеи готовы перенести дело в Рим, а ему придется оправдываться перед кесарем. Несомненно, Пилат хотел быть справедливым судьей в деле Иисуса, но только не такой ценой: он страшился прогневать императора. Надо заметить, что своим положением Пилат был обязан покровительству Сеяна, фаворита императора Тиберия. Но к тому времени, когда Иисус предстал перед прокуратором, Сеян уже был в опале; если бы на Пилата был получен донос, искать защиты было бы не у кого [17, с. 109].
«Тогда наконец он предал Его им на распятие» (Ин. 19, 16). Земной судья вынес смертный приговор Судие живых и мертвых . Беззаконным осуждением Иисуса Христа на смерть Пилат не избежал опасности, которой страшился. Через четыре года, при императоре Калигуле, он был вызван в Рим для разбора жалоб, принесенных иудеями. Он не сумел оправдаться и был заточен в Виенне (Галлия), где покончил жизнь самоубийством.
Немногим лучше была участь другого судьи Иисусова, Ирода Антипы: подстрекаемый Иродиадой, он добивался власти над всей Иудеей, но безуспешно - Ирод также окончил жизнь в Галлии, в Лионе, куда был отправлен в ссылку. «Образ суда над Иисусом Христом со всею точностию выражает, как премудро промысл управляет деяниями человеческими,- пишет святитель Иннокентий Херсонский,- как он, не нарушая свободы человеческой, приводит в исполнение свои судьбы посредством тех самых лиц, кои противятся сему исполнению.
По-видимому, все происходило случайно; каждый действовал по своей воле, даже по страстям, самым противоположным: сребролюбивый Иуда получает сребреники, честолюбивый синедрион отмщает за оскорбленную гордость, прихотливый Ирод хочет видеть чудо, человекоугодливый Пилат страшится кесаря, грубые воины предаются насмешкам: между тем запечатлеваются видения и пророки, приводится правда вечная, истребляется помазание, город и святилище Иудейское предобручаются разрушению (Дан. 9, 24, 26)» [12, ч. IV, с. 135-136].