Храм Воскресения Христова. Форос
Вглядимся
внимательно в святыню Фороса - стоящий над обрывом храм, прекрасный и
сравнительно молодой. Документально известно, что церковь в Форосе была
возведена на средства купца первой гильдии Александра Кузнецова
(1855-1895) -весьма известного чаепромышленника. И привязку храм имеет
конкретную и значительную: он возведен в честь чудесного спасения
Императора Александра III и августейшей семьи 17 октября 1888 года,
когда у станции Борки на Харьковской железной дороге произошло крушение
царского поезда. Царская семья, возвращавшаяся из Ялты в
Санкт-Петербург, осталась невредима.
Однако
народ выдвигал свои причины появления прекрасного храма Воскресения
Господня в столь удивительном месте. В одной из легенд рассказывалось,
как юная дочь купца Кузнецова (по другой версии, его возлюбленная)
каталась в горах, и испугавшиеся кони понесли экипаж в пропасть, но на
краю обрыва остановились, словно перед невидимой преградой. Согласно
другой - дочка хозяина влюбилась в простого работника, и после запрета
отца на их союз, влюбленные якобы бросились вниз с обрыва Красной скалы.
Последний сюжет неистребим, он кочует в легендах о многих знаменитых
крымских скалах.
Как
бы то ни было, к работе Александр Кузнецов привлек высококлассных
специалистов. Архитектурный проект храма был разработан академиком Н. М.
Чагиным в 1888 году. Инженер Блажнов подготовил пояснительную записку к
проекту церкви и сделал расчет прочности. В составленных им документах
сформулировано внятно и очень точно: «Церковь в имении г. Кузнецова
"Форос" предполагается поставить на выдающейся скале при повороте с
казенного шоссе на шоссе, ведущее в усадьбу этого имения. Место это,
хотя и несколько удалено от усадьбы, выбрано для этой цели потому, что
построенный на нем храм будет виден очень далеко; оно около самого шоссе
и представляет большое удобство для прихожан окрестных селений; место
это составляет как бы центр всей картины этой части Южного берега и
обращает на себя особое внимание по своей красоте».
«Место это составляет как бы центр всей картины этой части Южного берега и обращает на себя особое внимание по своей красоте»
Подводя итог, инженер сделал заключение: «Всему сооружению приданы размеры, вполне отвечающие требованию прочности».
Построен
храм в византийском стиле, в 2 яруса, с системой внутренних опор -
столбов, с применением 9-ти куполов по типу русских деревянных храмов.
Силуэтом строение напоминает и московские церкви конца XVIII века.
Храм Воскресения Христова. Форос
При
строительстве храма применялась особая техника кладки плоского кирпича -
плинфы, стены облицованы белым инкерманским камнем. Украсили храм
узорчатое крыльцо с колокольней, колонны с резными капителями, панели и
подоконники из каррарского мрамора. Пол был оформлен работами мозаичной
мастерской «Societa Musiva» Антонио Сальвиати, известного оформлением
Крестовоздвиженского храма в Ливадии и Покровского храма в Нижней
Ореанде. Стены храма были расписаны византийским орнаментом. 28
витражных окон придавали сооружению особую светлость, прозрачность и
праздничность.
Церковь Воскресения Христова. Форос
В собственность церкви А. Г. Кузнецов передал 2,5 десятин земли, на которых построили дома для настоятеля и причта.
Через
четыре года после закладки первого камня, 4 октября 1892 года, церковь
была освящена епископом Таврическим Мартинианом в присутствии
обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева.
А
через шесть лет, то есть в 10-ю годовщину чудесного спасения Государя
Александра III, храм посетили Государь Император Николай II с
Государыней Александрой Феодоровной и Великие княжны.
Путешествовавший
по Крыму А. Безчинский отмечал, что «подле церкви есть сторожка со
звонком, сторож во всякое время покажет вам внутреннее помещение
церкви».
В храме Воскресения Христова. Форос
Иконостас,
дубовый резной с позолоченными Царскими вратами, был высотою 9 аршин,
длиною 8 аршин 4 вершка. В Царских вратах иконы четырех Евангелистов,
Божией Матери и Архангела Гавриила. По бокам на колоннах две маленькие
иконы Спасителя и Богоматери в серебряных вызолоченных окладах. Над
Царскими вратами висела икона Тайной вечери. С правой и левой сторон
клиросов в резных позолоченных рамах находились иконы Николая Чудотворца
и мученицы Марии. Иконы для храма написали известные мастера - А.
Корзухин и академик Е. Сверчков. В правой и левой нишах храма в дубовых
резных киотах находились икона «Рождество Христово» работы Маковского и
икона «Благовещение». В двух серебряных с позолотой ящичках хранились
дары храму, а над жертвенником висела икона Спасителя в багетовой раме. С
потолка спускалось красивое с позолотой паникадило в 30 свечей. Храм
был богат, вся церковная утварь либо позолоченная, либо серебряная. Были
здесь и 4 напрестольных Евангелия в деревянных, позолоченных или медных
позолоченных окладах и 30 старых богослужебных книг в кожаных
переплетах.
Иконостас церкви Воскресения Христова. Форос
О
настоятеле храма (с 1892 года) Павле Васильевиче Ундольском благодаря
некоторым источникам (а также, возможно, информации о том, что его
старший сын Василий был расстрелян в 1920 году в Ялте) распространилось
мнение, что он был репрессирован, однако жена его правнука К. Г.
Лукомская сообщает: «Он умер в своем доме у разоренной церкви в 1927 г. и
похоронен у несохранившегося греческого храма в соседней греческой
деревне Скеля (теперь название деревни другое), отпет тамошним
священником. Могила, естественно, не сохранилась. Его многочисленные
дети разлетелись по всему
СССР и Европе».
Известно,
что батюшка, сам сын священника, был родом из Владимирской губернии,
окончил курс Владимирской Духовной семинарии. Отец Павел деятельно
участвовал в развитии края: состоял заведующим Байдарской
церковноприходской школы, заведующим Мухалатской школы грамоты,
законоучителем Скельской земской школы, а также членом комиссии по
устройству в Алупке климатической колонии. Его служение было отмечено
Священным Синодом, дважды награждавшим о. Павла Библией, грамотой, а в
мае 1910 года орденом Святой Анны 3-й степени.
Псаломщиком
в храме состоял Михаил Орлов, а церковным старостой - потомственный
почетный гражданин Константин Капитонович Ушков.
При
Воскресенской церкви в имении Форос числилась церковноприходская школа в
деревне Байдары, на содержание которой ежегодно поступало от
Севастопольского отделения Епархиального Училищного совета 400 рублей и
от Ялтинской Земской управы 670 рублей. В школе обучались 22 мальчика и
13 девочек, учителем был Николай Иванович Новиков, учительницей -
Надежда Поликарповна Олефиренко, окончившая Таврическое Епархиальное
Училище. Также при Воскресенской церкви числилась школа грамоты в
Мухалатке, на содержание которой поступало 300 рублей из
Севастопольского Епархиального училищного совета. В школе обучались 11
мальчиков и 13 девочек, а обучала детей выпускница Таврического
Епархиального училища Мария Павловна Ундольская.
После
революции 1917 года в Форосской церкви еще несколько лет совершались
службы, но очередь у безбожной власти дошла и до нее. Все было вывезено -
от крестов и колоколов до церковных ценностей и икон - всего 225
предметов.
Е.
М. Литвинова, составитель книги «Крым: православные святыни:
путеводитель» (Симферополь, 2003), указывает, что в храме был оборудован
склад, а впоследствии - ресторан татарской кухни, с буфетной стойкой на
месте алтаря.
Закат. Храм Воскресения Христова. Форос
О
периоде Великой Отечественной войны вспоминают такой яркий эпизод. Наш
погранотряд удерживал на перевале противника, рвавшегося к Севастополю.
Церковь Воскресения Христова превратилась в нашу крепость, став и
наблюдательным пунктом, и оборонительным сооружением. Стояли насмерть.
Лишь пяти героям-пограничникам удалось под покровом ночи уйти в лес к
партизанам. Символично, что народная память хранит и такой факт:
командир погранзаставы Александр Степанович Терлецкий стал комиссаром
Балаклавского партизанского отряда, который действовал в районе
Байдарской долины. В один из боевых выходов партизаны попали в засаду.
Раненный осколком мины, А. С. Терлецкий был взят в плен как неизвестный,
и только позже предатель из села Скели выдал его фашистам. Герой принял
мученическую смерть от врага в виду храма.
Известно, что во время оккупации люди приходили в разрушенную церковь помолиться.
А вот безбожная власть брала свое: после войны в храме снова открылся ресторан.
В
1980 году стараниями доброхотов Фороса храм был объявлен памятником
архитектуры XIX в. В 1987 году началась внешняя реставрация. Жители
поселков Форос, Орлиное и Мухалатка на общем сходе решили, что храм
необходимо вернуть верующим, и в 1990 году Воскресенская церковь была
передана Русской Православной Церкви Московского Патриархата. 3 июня, в
канун праздника Святой Троицы, был отслужен первый за многие годы
молебен с водосвятием и снова освящен храм. Возглавил приход молодой
иеромонах Петр (Виталий Леонидович Посаднев).
Фрески
в форосской Воскресенской церкви сохранились лишь фрагментарно, кое-где
высоко под куполом. Бригада реставраторов поставила новые медные купола
и колокола, золоченые кресты, завершила внутреннюю роспись алтаря и
купола храма, окна снова украсились витражами. Был поднят на звонницу и
200-пудовый колокол 1862 года, сохранявшийся на маяке мыса Сарыч и
подаренный храму Черноморским флотом. Церковный благовест слышен теперь
во многих береговых поселках.
Фрески храма Воскресения Христова. Форос
Новый
иконостас для церкви, заказанный у черкасских мастеров, прибыл 18
августа 1997 года, в канун праздника Преображения Господня. Но в ночь на
отдание Праздника 31-летний архимандрит Петр в прицерковной келье, где
проживал, был убит двумя грабителями, которые надеялись получить деньги,
собранные на иконостас. Теперь рядом с иконостасом висит поминание:
«Иконостас сей был сооружен в благоугодную память о подвижнических
трудах настоятеля храма архимандрита Петра, злодейски убитого 20 августа
1997 года».
Как видим, целая череда мученических кончин в истории храма свидетельствует о присутствии в этом месте Духа Святого.
Воскресенская
церковь пережила в новейшие времена три реставрации, но специалисты
сочли их неудачными. Четвертая - была осуществлена в 2004 году. Было
воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы
сохранившиеся снаружи росписи, создана мозаика на фасаде.
Роспись фасада храма Воскресения Христова. Форос
Композиции
в кругах «Преображение Христово» и «Покрова Богородицы» исполнены
Александром Сергеевичем Пигаревым, образы евангелистов и мозаика
«Воскресение Христово» на фасаде алтарной апсиды, а также 5 живописных
полотен - «Богоматерь», «Николай Чудотворец», «Моление о чаше», «Св.
Лука» и «Воскресение Христово» - в алтаре церкви созданы
художником Анной Ивановной Петровой.
Оба
мастера принадлежат к живописной петербургской школе, как и авторы
изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского
художественного училища им. Н. С. Самокиша.
И
сегодня, несмотря на то что форосский храм Воскресения Христова
находится не в населенном пункте, а на высокой скале, в месте вроде бы
малодоступном, он не пустует, по вечерам красиво подсвечен прожекторами,
и на смотровой площадке возле него всегда есть люди, любующиеся
красотой и величием как самого храма, так и окружающей его удивительной
природы.
Вечер. Храм Воскресения Христова. Форос