Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Осторожно: подделка!

Лариса  Кудряшова, Русский вестник

19.04.2011

Да не будет мне лгати на святаго
(Святитель Димитрий Ростовский)

   
Секуляризация общества, пытающегося во чтобы то ни стало избавиться от авторитета и влияния Церкви, сбросить «иго легкое и благое», все нарастает. Обмирщение и профанация духовных ценностей - вот, что несет с собою этот мир, проникая в церковную среду.
  
На полках свечных лавок все чаще появляются книги о Православии, по духу далекие от Православия. К сожалению, целому нашествию околоцерковных «акул пера», искажающих действительность, подверглось жизнеописание святого преподобного Серафима Вырицкого, 10-летие со дня прославления которого мы праздновали в прошлом году. Жизнеописание этого удивительного святого было написано известным православным писателем Валерием Павловичем Филимоновым. Книга впервые вышла в 1999 году под названием «Старец Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» и показала жизненный и духовный путь святого, о котором до этого было известно очень мало. Книга прошла редактирование, получила одобрение Издательского Совета Московского Патриархата и благословение Святейшего Патриарха Алексия II. Эта книга и послужила материалом для канонизации вырицкого подвижника в лике святых для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в 2000 году. После прославления старца она получила название «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». Кроме скрупулезной достоверности фактов, радуют художественный вкус, чистое русское святоотеческое слово, духовная глубина и неуклонное следование учению Святой Православной Церкви. Украшают книгу многочисленные свидетельства и воспоминания людей, которые были очевидцами жизни и подвигов старца, и рассказы о чудотворениях уже после его успения. С каждым из этих людей автор встречался лично, годами собирая эти свидетельства. Книга получила любовь и признательность читателей и переиздавалась издательством «Сатисъ» неоднократно. В 2010 году она вышла в свет в расширенном и дополненном варианте, открывая новые, неизвестные доселе, факты жития святого преподобного Серафима Вырицкого.
  
Пользуясь популярностью святого и богатым материалом этого обширного труда, «собратья по перу», не гнушаясь нарушением заповеди Божией «не укради», да и чисто человеческой и творческой порядочности, переписывают его, внося свои несуразности, фактические ошибки, а порою и кощунственные измышления. Они искажают и житие святого, и историю Русской Православной Церкви, и смысл православного делания. Оскорбляют память святого подвижника.
  
Не смущает таких писателей и то, что плагиат (присвоение себе чужого авторства, выдача чужого произведения или изобретения за свое) является прямым мошенничеством.
  
Мимоходом побывав, а то и не побывав в Вырице, не видя и не зная свидетелей жизни и чудотворений старца, не имея никакой духовной связи с этим святым местом, а порою и представления об истинной жизни Церкви, выдают они «на гора» такие произведения, что у православного читателя уши горят.
  
Множество переписчиков кормится сегодня от объемной фундаментальной монографии В.П.Филимонова, воплотившей в себе лучшие традиции русской агиографической литературы. Один из новейших казусов литературной жизни - книга новоявленной «писательницы» А.Гиппиус о том, как быть богатым и счастливым, под названием «Серафим Вырицкий». Надо сказать - это не первая ее книга. Промышлявшая прежде «горячей» темой детской медицины сочинительница, успела за год выпустить из-под компьютера, как по конвейеру, чуть ли не десяток «православных книг». С такой скоростью пишутся только бульварные романы. Конечно же, дело не сложное - «Жития святых» изобильны, а святитель Димитрий Ростовский все стерпит! Не могла обойти своим вниманием охотница от литературы и любимейшего святого нашего времени, решив связать с ним чаяния «о благополучной жизни», о том, как «жить хорошо, очень хорошо» (с. 95). Проникновенно уверяя читателя в своем трепетном отношении к этой работе, она пишет, что сам преподобный ей все диктовал: «один к одному ложились разделы» (с. 9). Вот уж точно! В книге Гиппиус один к одному переписаны разделы из вышеупомянутой книги В.П.Филимонова. Из 217 страниц текста, который она предлагает, лишь 49 страниц принадлежат ее перу. С удивлением после этого читаешь возмущенные реплики ошеломительно быстрой составительницы по поводу того, что издатель дерзнул изменить название ее очередного «труда»: «Мы с вами умеем писать - и это счастье! Вот и будем писать. А они, бедные, могут заработать свою копеечку, только паразитируя на нас...»
  
На с. 155 А.Гиппиус, делясь секретами своего «творчества», проговаривается: «Вот лишь несколько случаев, почти наугад вырванных из бесконечно длинного списка рассказов... о помощи батюшки Серафима». Она и сама понимает: ?«Вообще-то книги о святых так не пишутся... Но эта книга оказалась другой...» (с. 9). И это верно.
  
Использовав чужой труд, разбавив его своими «поучениями, советами» и выдумками, внеся ряд серьезных фактических ошибок, местами заменив святоотеческий язык на живенький, залихватский современный, «автор» своими «милыми шалостями» измудрилась из духовной книги сделать бездуховную.
  
Главный герой повествования и причина всему - кризис. «Кризис: кто виноват?»; «Кризис: что делать?»; «Кризис - значит суд»; «Комментарий к кризису батюшки Серафима». Слова псалмов в этой книге звучат так: «Милость и кризис воспою»; «Отец весь кризис отдал Сыну»; «От Господа придет кризис всякому»; «Время начаться кризису с дома Божия»... (с. 80). И, наконец, аннотация к книге гласит, что в ней дана «по пунктам, по этапам», «подробная», «прикладная антикризисная программа Серафима Вырицкого», «готовые пригодные для всех советы», «как жить, когда рушится привычный мир и почва уходит из под ног?», как «выжить, удержаться на плаву и даже процвести» во время кризиса, как получить «здоровье, работу, деньги, покой и счастье».
  
Да и взялась составительница за эту работу, когда возникла острая потребность. Что же это за потребность - жажда спасения или покаяния? Отнюдь нет: «внезапно начал неуклонно разворачиваться кризис и тут вдруг набатом грянуло: пора!» (с. 7).
  
Но, помилуйте: была ли у святого преподобного Серафима Вырицкого «антикризисная программа», упоминал ли он или кто-то из близких и знавших его о такой программе? «Дерзнем предположить!», - восклицает автор (с. 81).
   
Батюшка Серафим предстает в этом сочинении добрым волшебником, раздаятелем всевозможных благ и богатств, «разруливающим» любую житейскую ситуацию. А Церковь и ее святые - исполнителями желаний. «Я хочу, батюшка, чтобы голос твой зазвучал несомненными рецептами человеческого счастья для моих современников», - восклицает она (с. 9), перепутав житие святого со сказкой о золотой рыбке или «письмами счастья».
  
В чем же, по ее мнению, заключается человеческое счастье? Вся боль и трагедия человечества, трудности и проблемы людей заключены у нее в рамки житейской земной, бытовой круговерти: бизнес-проекты, деньги, здоровье, работа, покой. «Ибо истинная норма - это то, что дает устойчивость, покой и счастье», - богословствует составительница. «Оказавшись в нищете, надо идти к Богу и он даст разом все блага мира» (с. 85).
  
Да, о Боге А.Гиппиус вспоминает часто: купите икону и «пребывая в печали и растерянности поднимите к ней взгляд» (с. 132); молитесь перед едой - и у вас будет пища и питие (с. 109-110).
  
Ну, а уж если кризис ударит по карману: «Быть может, впервые в жизни пойти на литургию в церковь... Выигрыш неописуем. Проверено» (с. 88).
  
«Выжить», «прожить», «удержаться на плаву», «процвести», «не умереть с голоду». А где же о спасении? В конце книги есть и это слово, в главе «Наше спасение». Эта глава и есть та самая «антикризисная программа - программа счастливой осмысленной жизни на все времена задана нам и нашим детям и внукам преподобным Серафимом Вырицким» (с. 211).
  
Суть нашей христианской жизни на земле - спасение для жизни вечной - составительница понимает по-своему, по-житейски. Для нее - это спасение «из самых тяжелых, отчаянных, самых безнадежных ситуаций...» «Когда твой бизнес рухнул... Когда кругом долги и кредиторы требуют уплаты... Когда поставили на счетчик...» (с. 59). «Когда нам трудно и скорбно, потеряна работа.., когда давит страх перед будущим...» (с. 97). Так, по мнению Анны Гиппиус преподобный спасал людей при жизни и, как она говорит, «посмертно» (?!), подавая советы, могущие привести к благополучной жизни.., чтобы быть счастливым» (с. 95). Поэтому нужно просить, просить и просить. О чем же?
  
«Ты предприниматель? Тебе нужно упрочить бизнес, решить деловые проблемы, выпутаться из долгов, найти новые сферы расширения дела? Обратись к батюшке, и он, успешный, богатый предприниматель, поможет тебе.
  
...Ты не можешь найти работу?.. Он поможет.
  
...Ты в огорчении... плохо движется важный проект, не решается рабочая проблема? Проси батюшку...
  
...Он прошел все... Нет ничего, в чем бы он не преуспел, и нет ситуации, которую бы он не разрешил...» (с. 217-218).
 
Вместо: «Ищите прежде Царствия Божия...» (Мф. 6, 33) - «антикризисная программа батюшки Серафима». Это, по мнению «автора», зажигает! Но, кажется, мы где-то это уже слышали...
  
«Если все складывается не так, как Вам хотелось бы, если экономический кризис обострил все проблемы до предела, растущие денежные трудности приводят к конфликтам в семье, а мысли о накопившихся долгах не дают спать по ночам, если Вам кажется, что удача отвернулась от Вас, что жизнь бессмысленна и выхода нет... я решила помочь наиболее нуждающимся в поддержке... обрести успех, любовь и счастье,.. предложив им бесплатно мой особый магический талисман...» - говорит со страниц газеты «Комсомольская правда» «одна из самых знаменитых экстрасенсов мира Эстер Лэн» («Комсомольская правда», 10-17 февраля 2011 года, № 6-Т/6). И опять - «один к одному» - и тон, и слог, и стремления, и напор.
  
Неудивительно поэтому, что информация о книгах А.Гиппиус размещена на сайте Alib.ru в разделе «Эзотерика (магия, оккультизм, парапсихология), астрология, уфология и др.» И на других сайтах, популяризирующих оккультизм также размещена реклама ее книг. Православный человек, знакомый с учением Православной Церкви, читать книги, размещенные в таких разделах, вряд ли рискнет. А вот те, кто только еще стремится к вере, подвергаются большой духовной опасности, доверившись эзотерике. И те «1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве», а также «Рекомендации православной матери» могут человека увести далеко от Православия.
  
Посмотрим, за чем же, на самом деле обращаются к святому угоднику люди, оставляя свои записки в храме и у мощей преподобного.
  
«Преподобный отче Серафиме! Помоги укрепиться в вере и благочестии всем чадам Церкви Православной. Защити от враг видимых и невидимых. Моли Бога за Россию!» Прежде всего, люди молятся о прощении грехов, о том, чтобы прийти к покаянию, о спасении для жизни вечной, об укреплении Церкви, о земном Отечестве, а не только о повседневных нуждах (В.П.Филимонов «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». Фотографии записок).
  
Но это невдомек новоначальной «писательнице», воспринимающей Святое Евангелие, как «формулу христианского коммунизма» (с. 92), «мир в душе, как прочное материальное положение и уверенность в завтрашнем дне» (с. 82), а «благотворительность, как заведомую гарантию благополучия» (с. 89). Ее умозаключения не просто спорны, а прямо противоположны евангельским истинам. Почему батюшка все раздавал? - задается она вопросом. «Батюшка точно знал - не последнее Господь отнимает» (с. 87). А как же притча о двух последних лептах вдовицы?
  
В советах составительницы - знакомый почерк неофита, который только что вошел в двери храма, что-то узнал и открыл для себя и страдает нестерпимым зудом поучать всех своими начальными знаниями. Как поставить свечу, что такое «маленькая круглая булочка...» - просфора (с. 129), крещенская вода, ектенья, зачем и как молятся за трапезой: «после еды обязательно благодарим - сначала Бога, а лишь за Ним - хозяйку... а маме и жене: спасибо!..» (с. 110) Эти «глубокомысленные советы» на уровне детской воскресной школы разбросаны по всей книге. Кое-где составительница дерзает даже спорить с отцом Серафимом, так как никак не может взять в толк, что это он такое невозможное и непонятное советует исполнять. «Молиться надо, - говорил батюшка, - молиться надо всегда и везде. Так просто сказать: "молиться!" А как молиться-то? Многие из нас просто не знают, что такое молитва... Батюшка часто наставлял родных: "Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нас ведомо то, что нам полезно"... Нам это непонятно. Что же тогда такое молитва, коли не просьба об исполнении желаний и удовлетворении потребностей?» (с. 93-94)
  
В этих словах - ключик к пониманию Анной Гиппиус православной веры и христианского делания. Вера, молитва и обращение к святым для нее - это «безошибочный рецепт счастья и благополучия», «исполнения желаний» (с. 86).
  
Кажется, не худший вариант, не к целителям же и экстрасенсам посылает. Но понятие Православной веры, неисчерпаемо глубокой духовно, воинствующей на зло и торжествующей в истине, отрывающей душу от никчемной земной суеты, дающей возможность покаяния и спасения для Вечности - профанируется. То есть - упрощается, искажается, опошливается.
  
Вывод из жития святого подвижника, который дает составительница, тоже не радует сердце христианина. «Для нас дороги люди, типа преподобного Серафима Вырицкого. Однако, это не значит, что все должны так идти... Это не путь нормы: а юродства...» (с. 92)
  
И, хотя отец Серафим прославлен не в лике блаженных, юродивых Христа ради, а в лике преподобных, действительно, для мира, который любит деньги, процветание, удачные бизнес-проекты, счастье и покой - его путь не норма, а безумие, и не понять этому суетному миру, барахтающемуся во тьме земной, как это можно не просить о земном.
  
Всю эту житейскую оторопь, выражает и язык книги: упрощенный, торопливый и банально-плоский, и тон - ударно навязчивый. Но все это так далеко от самого существа святого преподобного Серафима Вырицкого.
  
«О святом нужно говорить свято, о божественном - божественно» - учит святитель Григорий Богослов. Сегодня литературные "опрощенцы", пытающиеся присвоить себе творческую монополию говорить лабазно-былинным языком от имени православной культуры, своим околоцерковным, но всегда истовым культпросветом, создают стереотип несовместимости православной традиции и подлинной культуры.
  
Очень жаль, что все эти игры касаются Веры, упрощая духовное, сводя Небесное на землю.
  
Коробит и оскорбляет живое верующее сердце христианина и само название книги, в котором даже нет слова «святой» или «преподобный». Но и оно естественно вплетается в ткань этого сочинения. Ведь соприкосновения со святостью у составительницы не произошло.

http://www.rv.ru/content.php3?id=8953




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме