О литературе - православной, художественной - и не только

Наш корреспондент беседовал с поэтом Андреем Поповым

Новости Москвы 
0
793
Время на чтение 10 минут

С прошлого года в России появился ещё один праздник - День православной книги. Инициатива его создания принадлежит Святейшему Патриарху. И дата - 14 марта - выбрана не случайно: именно в этот день 1564 года дьяком Иваном Фёдоровым была выпущена первая русская печатная книга «Апостол».

В этом году в рамках празднования Дня православной книги многие епархии Русской Православной Церкви провели мероприятия с участием священнослужителей, издателей, писателей, библиотекарей, студентов. Были организованы тематические встречи, выставки-ярмарки православной литературы, а также различные акции по сбору и передаче православной литературы в места заключения, дома престарелых и т.д.

Главные мероприятия Сыктывкарской и Воркутинской епархии прошли с участием епископа Питирима. 17 марта владыка посетил исправительную колонию, находящуюся в п. Верхний Чов, где встретился с осуждёнными. «В дни Великого поста православные верующие должны примириться с Богом, - утешал узников своей беседой епископ Питирим, - и не надо забывать, что именно Христос явил пример смирения всему миру». Владыка призвал своих слушателей со смирением нести крест тюремного заключения, предостерёг от уныния и желания покончить жизнь самоубийством (к сожалению, факты суицида в среде заключённых - не редкость...). Затем владыка принял участие во встрече православных писателей со своими читателями, которая состоялась в Национальной библиотеке республики.

Наш корреспондент предлагает вашему вниманию беседу с поэтом, членом Союза писателей России Андреем Поповым. Его имя известно подписчикам нашей газеты, его стихотворения с середины 90-х годов не раз публиковались на страницах «Веры». В конце 80-х придя в Церковь, Андрей стал не только активным прихожанином, но и членом приходской общины. Преподавая в воскресной школе, он стремился открыть людям ценности православия. Уроженец заполярной Воркуты, он обострённо ощущал ответственность за судьбу родины, а неприятие всякого рода несправедливости ему, возможно, передалось от основоположника коми литературы поэта Ивана Куратова, с которым Андрей состоит в родстве.

Корреспондент: Празднование Дня православной книги - это не первый опыт сотрудничества епархии с писательской организацией?

А. Попов: Да, владыка Питирим постоянно приглашает наших поэтов Дом епископа для участия в церковных праздниках. Там они читают свои стихи, а барды исполняют духовные песни. Постоянные гости владыки - такие известные поэты, как Надежда Мирошниченко, Галина Бутырева, Александр Суворов. Эти встречи проходят при большом стечении народа практически каждое воскресенье. Наши писатели с удовольствием выезжают на церковные мероприятия в другие города и сёла республики. И на протяжении многих лет выступают перед детьми в православном лагере «Визябож».

Корр.: Насколько мне известно, наравне с мирянами в этих фестивалях участвует и духовенство?

А.П.: Да, это и автор-исполнитель своих песен иерей Сергей Филиппов из Сосногорска, и отец Владимир Пономарёв, настоятель храма в Корткеросе (в своё время он окончил литературный институт). А также иеромонах Александр (Митрофанов), отец Андрей Гладких. Отец Андрей, кстати, написал несколько песен и на мои стихи.

Корр.: Батюшка ведь участвовал в презентациях ваших, Андрей, новых книг. Как получилось, что он заинтересовался вашим творчеством?

А.П.: Мы познакомились в 2008 году, когда писатели приехали в село Кривое на Удору, где проходил республиканский праздник «Коми книга». Отец Андрей служит настоятелем в Благоево и в это время принимал участие в праздновании дня Параскевы Пятницы, который традиционно отмечается в 9-ю пятницу после Пасхи. Литераторы вместе с местными жителями прошли крестным ходом от древней часовни Параскевы до реки, куда жители издревле в этот день окунают свои иконы. Сейчас на этом месте стоит Поклонный крест. У креста батюшка отслужил водосвятный молебен, а в проповеди сказал, чтобы иконы никто больше не «купал», потому что это суеверие. Бабушки дружно закивали головами, а когда батюшка ушёл, снова стали их окунать.

Тогда я подарил отцу Андрею свою последнюю книгу «О любви и смерти», посвящённую моему погибшему сыну Дмитрию. Батюшка обещал помолиться за него. Отец Андрей заинтересовался моими стихами. А через два года он написал первую песню на стихотворение «Хождение по водам». Потом ещё семь стихотворений положил на музыку. У него тяга к духовной поэзии. На обычные, светские, тексты он песен не пишет. Вот так и состоялось наше знакомство.

Корр.: На Руси традиционно отношение к писателю было как к некоему духовному авторитету. Даже в советское время с популярностью таких писателей, как Распутин, Белов (можно назвать целый ряд известных имён), не мог сравниться никто. В наше время писателей такого уровня просто нет. Как вы думаете, отчего так - от отсутствия талантов, или всё же причина в ином?

А.П.: Произведения известных писателей выходили многотысячными тиражами и распространялись по всем библиотекам Советского Союза. Вплоть до отдалённых деревень и сел. В наше время талантливых писателей не меньше, но о них никто не знает, потому что их произведения печатаются небольшими тиражами и распространяются в основном там, где эти писатели живут. У нас есть регионы, где сохраняется сильная литературная школа, такие как Москва, Санкт-Петербург, Вологда...

Если в советское время существовало одно направление развития литературы, то сейчас всё иначе. Различные направления в поэзии представлены сегодня группами, каждая из которых представляет свою шкалу ценностей. Есть те, кто поддерживает классические традиции. Большая группа работает в свободном стиле, экспериментирует со свободным стихом. Есть «почвенники», они ратуют за «простоту», но порой простота оказывается хуже воровства... Союз Писателей России как-то пытается объединить молодые таланты. Но когда те вливаются в литературный процесс, то им всё равно приходится определяться и примыкать к какой-то литературной группе. Потому что всем надо как-то публиковаться, о себе заявлять.

Беда ещё и в том, что писатели разъединены. Есть Союз российских писателей, Союз писателей России, Союз московских писателей и литераторов, Союз писателей XXI века... Так размываются критерии литературы. На мой взгляд, необходимо вернуться к ситуации одного писательского союза и чтобы писатели получали государственную поддержку, как это делается, например, в Финляндии. Там каждый член союза писателей получает какие-то дотации, в зависимости от востребованности его произведений, существует система дотаций через ипотеки и так далее. К сожалению, у нас в деятельности различных писательских союзов больше политики, чем литературы. А это не служит их объединению. Кроме того, все большие литературно-художественные журналы издаются в Москве, в них печатаются главным образом или «свои», или только за деньги. Так что пробиться талантам сегодня очень сложно.

Корр.: Это видно по тем книгам, что сейчас публикуются и продаются. Книжный рынок переполнен романами, написанными вольным «площадным» слогом, далёким от языка Пушкина и Гоголя, нередко употребление ненормативной лексики. Впрочем, православные писатели и поэты даже в наше время таких вещей не допускают.

А.П.: Мне не очень нравится, когда говорят «православный поэт» или «православный писатель». Что это значит? Поэт, он и есть поэт. Поскольку он православный, то для него естественно писать на близкие ему духовные темы. Хорошо, что он касается этих тем, что ему есть о чём писать. Но писатель интересен, прежде всего, эмоцией, а в творчестве православных авторов она не всегда заметна. И если появляется, то, чаще, в виде рефлексии: такой литератор, пытаясь подойти к своим страстям с духовной точки зрения, больше осмысляет их, чем переживает, и в меру своей воцерковлённости описывает борьбу со спонтанным чувством. Сегодня, к сожалению, словосочетание «православный писатель» стало каким-то особым брендом, в большей степени для того, чтобы привлечь к себе внимание со стороны православного общества. Но ты пиши хорошо, а насколько ты православен, люди сами разберутся. Ведь некоторые авторы, позиционирующие себя православными, на самом деле очень далеки от этого.

Корр.: Вам не кажется, что самыми активными читателями являются верующие люди? И они чаще предпочитают духовную литературу. В то время как хорошей «светской» литературы становится всё меньше и меньше...

А.П.: Общее количество издаваемой в стране православной литературы - около пяти процентов. Поэтому нельзя сказать, что верующие читают только её. Хотя то, что православных книг становится всё больше и они становятся доступней, - факт, несомненно, обнадёживающий.

В целом же можно говорить о снижении культурного уровня общества. Причина этого и в том, что государство практически перестало вкладывать деньги в книгоиздательство. Политика такова: хорошую книгу читатель найдёт и купит, а писатель продаст и заработает. Но культуру переводить на рыночные рельсы нельзя. Чтобы книги талантливых писателей продавались, надо сейчас воспитывать умного, требовательного читателя. Вместо этого у нас из школьных курсов продолжают убирать лучшие произведения литературы. Понятно, что школьники читать серьёзные произведения, написанные хорошим русским языком, так и не учатся.

Если раньше домохозяйка могла себе позволить прочитать «Роман-газету» с произведениями Астафьева или Распутина, через которые она, вместе с переживаниями за героев, приобщалась к настоящей народной культуре, то теперь она предпочитает смотреть по телевидению мыльную оперу - оттуда черпает страсти, в их очищенном от всякой культурной традиции виде.

Корр.: Помогает ли воспитанию читателя Интернет?

А.П.: В Интернете много литературных сайтов. Каждый может разместить свои произведения. Но поскольку каждый и сам себе редактор, то их уровень часто не выдерживает никакой критики. Беда в том, что большинство авторов никакой критики и не принимают. Считают себя «мэтрами», гениями, говорят, что произведения им диктуются прямо «с неба», а значит, они должны быть опубликованы. Из-за этого критерии между хорошей литературой и плохой в Интернете сильно размыты.

Беседовал Евгений СУВОРОВ

Стихи Андрея Попова


* * *
Подумал: ничего я не успел.
Зима сжимает сердце или старость?
И столько светлых безнадёжных дел
В моих черновиках ещё осталось.
Проходит жизнь - и не берёт в расчёт
Неторопливость русского поэта.
Пусть ничего меня уже не ждёт,
А я вот жду - ещё наступит лето.
А я вот жду...
Прости, Господь, раба,
Что ропщет на погоду и усталость.
И понимает, что его судьба
Не началась.
И всё же состоялась.

* * *
Господи, Лазарь, которого любишь Ты, болен,
Жизнь его оставляет, и это совсем не хандра...
Даруй ему исцеление - на всё лишь Твоя воля.
Он говорить не может и встать не может с одра.
Как не отчаяться, Господи! Что же Ты нас оставил?!
Умер в Вифании Лазарь. И мы умрём вместе с ним.
Как нам понять и поверить, что это не к смерти, а к славе?
Что же Ты медлишь, Господи, любящим сердцем Твоим?

СУХАРИ

Ни грёз не чаяла, ни слёз,
Когда от русских стуж
В свои края её увез
Американский муж.

Чего не жить? Создать уют,
Порядок и покой,
Да только хлеб не продают -
Пшеничный и ржаной.

Чего не жить? Принять уклад
И негритянский блюз.
Но хлеб - то странно сладковат,
То кисловат на вкус.

Как тошно, мамочка! И соль
Не солона совсем.
И мама шлёт ей бандероль
В далёкий Сан-Хосе...

Глядит на маленький пакет
И знает, что внутри
Не сувенир, не амулет -
Простые сухари.

Их потрясти - они шуршат,
Обёрнутые в бязь!
И умиляется душа -
И ощущает связь

Со снежной родиной - и слух
Вновь услаждает свой.
И перехватывает дух -
Как пахнет хлеб ржаной!

Чего не жить? Учить словарь
И улиц, и сердец
И медленно сосать сухарь,
Как в детстве леденец.

* * *
Не взвоют враждебные вихри,
Не грянет всемирный салют -
Придёт незаметно антихрист,
Начнёт свой обыденный труд.

Поставит бюро и конторки,
Куда, не ропща на судьбу,
Толпа потечёт - три шестёрки
Поставить охотно на лбу.

«Где ваше духовное зренье?! -
Младенца воскликнут уста. -
Терпите позор и гоненье,
Но не предавайте Христа!»

Но скажут, что даже монахи
Признали Верховный Указ,
Что грубы библейские страхи,
Иная эпоха сейчас.

Эпоха широких понятий.
Прогресс победил на земле!
И лишь не хватает печати
Вам на православном челе.

* * *
Снедает душу вовсе не нужда,
А тёплый ум, его скупой расчёт.
Мой добрый ангел и моя звезда -
Одна любовь спасает и спасёт.

Но искушает варварская речь,
Чужой закон и собственный разброд,
И гибнет от меча поднявший меч -
Одна любовь спасает и спасёт.

Со мною помолись, осилим страх,
Злосчастие в сердцах и у ворот.
В земных исканьях и на Небесах -
Одна любовь спасает и спасёт.

МОЛИТВА РУССКИХ

О. Михайлову

1.
Наполеон в подзорную трубу
рассматривал российские холмы
и поле генерального сраженья,
рассчитывал маневры и атаки
и в стане неприятельском заметил
движенье непонятное.
Как странно!
Великое собранье московитов!
Зачем?!
Вгляделся повнимательней: хоругви,
священники, восточная обрядность...

(Молитва за Отечество творилась
перед святой иконой чудотворной
Смоленской Богоматери).

- Нелепо! -
воскликнул император-полководец,
властитель образованной Европы.-
Нелепо уповать не на искусство
Военное, не на расчёт и гений,
А на каких-то идолов.
Но завтра
Я одержу ещё одну победу -
Над дикостью...

А русские молились.

2.

Как модны ныне чувства корсиканца! -
Привычно усмехнуться:
разве может
помочь нам пенье церкви?
Не влияет
оно своим искусным благозвучьем
на курсы акций и процент кредита.
Спасут Россию биржи и юристы
и вклады иностранных капиталов,
а не богослужения.
И вскоре
расчёт одержит полную победу
над дикостью...

Но русские молились.
И молятся светло и терпеливо.

Молитва за Отечество творится
Перед святой иконой чудотворной
Смоленской Богоматери.
Аминь.
                                            1994 г.

http://www.rusvera.mrezha.ru/632/13.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Гельевич Попов
Все статьи Андрей Гельевич Попов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
Новый комментарий от С. Югов
25.06.2025 20:12
Приход антихриста через большую войну новых фашистов с новыми коммунистами
Новый комментарий от Советский недобиток
25.06.2025 18:10
«Да будет Россия сильной, единой и справедливой»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.06.2025 13:05
«Вопрос рождаемости – это вопрос доброй воли, счастья»
Новый комментарий от учитель
25.06.2025 11:26
Кого Бог предузнал, того предопределил
Новый комментарий от Валерий
25.06.2025 11:00
Имя Анна: единожды княгиня, но дважды святая
Новый комментарий от Георгий(Юрий)
25.06.2025 10:58
«Брюссель сегодня – настоящий враг России»
Новый комментарий от РОНОЛ
25.06.2025 10:41