В русской духовной литературе нет, наверное, других таких писателей, как святитель Игнатий Брянчанинов (†1867) и святитель Феофан Затворник (†1894).
Что мне хвалить их?.. Слава Богу, творения этих великих ныне
расходятся огромными тиражами, а коли эти книги покупают, стало быть,
люди сами разобрались, что им полезно, и что поучительно, и что
душеспасительно. Скажу только (потому что не могу не сказать этого),
что святители Феофан и Игнатий, помимо того что они суть великие
учителя Православия, равные таким древним отцам, как, скажем, Иоанн
Лествичник, - они ещё и замечательные писатели, мастера слова. Стилисты с
большой буквы. Авторы, чей язык не уступает лучшим - лучшим! -
образцам русской прозы: языку Гоголя, Чехова, Лескова... Поистине, над
Россией XIX века реял некий ангел изящной словесности!
Так вот, об Ангелах...
Святитель Игнатий и святитель Феофан смотрели на Ангелов по-разному.
По-разному понимали их сущность. Из-за этого и разгорелся спор.
Настоящий спор, а не отвлечённая, чинная научная полемика. Оба
святителя, - ну, не горячились, конечно, - но защищали свою позицию с
душой, с сердцем.
Что говорил святитель Игнатий? «Необходимость заставила меня
вникать подробнее и точнее в значение души и сотворённых духов.
Справедливо сказал Антоний Великий, что это познание крайне нужно для
подвижников... Да и для всех оно имеет существенную пользу: лучше
ознакомиться с миром духов прежде смерти, нежели при наступлении
смерти, как ознакомились многие к величайшему удивлению и ужасу своему,
в противность понятиям, заимствованным у западных мечтателей...»
Вот в чём суть: познать Ангелов своим человеческим умом, чтобы не
ошибиться, не впасть в прелесть на пути земного духовного восхождения
или уже на воздушных мытарствах. Важный вопрос! И важно иметь по нему
единое мнение!
Расхождения же святителей заключались в следующем. Святитель Игнатий в
своей «Книге о смерти» заявил, что души человеческие и ангельское
естество нельзя назвать в полной мере нематериальными. Совершенно
нематериален, полностью безтелесен, до конца духовен только Сам Бог. И
более никто. Человеческая же душа и ангельское «тело», хотя и чужды
нашему грубому вещественному миру, но всё-таки имеют своё материальное
естество и состоят из своеобразной «тонкой», неощутимой для плоти
материи («из особого эфирного газа», как говорил святитель Игнатий, в
соответствии с научными представлениями своего времени).
Святитель Феофан, прочитав такое, немедленно начал возражать - сначала
в частных письмах архиепископу Игнатию, а затем и в публичных
выступлениях, - и в конце концов написал целую книгу-опровержение...
Вышенский Затворник твёрдо заявил: «Душа и Ангел - не тело, а дух!» - а мнение оппонента - это «ультра-материализм, или материализм, вышедший из своих пределов...»
Спор этот продолжался много лет, и даже смерть Игнатия Брянчанинова не
поколебала решимости Феофана Затворника отстаивать свою позицию. Стоит
ли говорить, что никакой «золотой середины», никакого
«взаимоприемлемого решения» в этом споре так и не получилось.
Дискуссия продолжается и по сей день, у обеих позиций есть свои
сторонники, хотя, как кажется, мнение Игнатия Брянчанинова сейчас
побеждает. Среди его последователей такие почитаемые в православной
среде люди, как иеромонах Серафим (Роуз) или профессор А.И. Осипов.
Однако точка ещё не поставлена, и не исключено, что в ближайшем
будущем мнение Феофана Затворника получит неожиданную поддержку.
Что же сказать нам? И что мы можем сказать там, где два великих ума не смогли согласиться друг с другом?
Можно встать на позицию примирителя. Можно вспомнить современную
квантовую физику, которая как раз и занимается «тонкими материями» и
утверждает, что к ним неприменимы понятия нашего земного мира, - там
всё намного сложнее. Можно вспомнить многовековой спор о природе света:
что такое свет, поток частиц или волны? Учёные сошлись на том, что
свет - это и волны, и частицы одновременно. Не то ли следует сказать и
об Ангелах, - что они суть и тела, и духи одновременно?..
Вот только уместно ли нам воображать себя примирителями? Давайте-ка
лучше смиренно постоим в сторонке и не станем влезать в споры тех, кто
выше нас.
Лучше подумаем вот о чём. Споры между святыми, вообще-то говоря, не
редкость. Можно вспомнить противостояние «иосифлян» и «нестяжателей»: св. Иосиф Волоцкий и св. Нил Сорский
тоже весьма решительно отстаивали друг перед другом свои позиции. Да
что там говорить: даже апостолы!.. Даже Пётр и Павел, которых на иконах
изображают вместе, как братьев, - и они...
Но всякий раз спор святых как-то разрешался, какая-то истина в нём
рождалась. Спор Феофана и Игнатия не завершился ничем. Почему? Почему
Господь попустил это?
Не для того ли, чтобы поняли: есть вещи совершенно непостижимые для
земного разума, - даже если разум этот просвещён благодатью? Святым
открывается многое. Бог ничего не скрывает от чад своих. Известно, что
один древний старец молился: «Господи, покажи, как Ты создавал солнце!»
- и Господь показал. Но для того, чтобы мы не надмевались своим
знанием, чтобы не воображали, что знаем вообще всё,
некоторые вопросы Он оставляет без ответа. И не просто не отвечает на
них, но делает так, чтобы вопрос «повис в воздухе» всем на обозрение и
на удивление, - так именно, как это и вышло в споре святителей Феофана и
Игнатия об ангельском естестве. Вот он, незавершённый спор двух
богомудрых, - разреши его кто хочет! Тайна осталась тайной, просто
таинственность её обозначилась более ярко и наглядно. И скорее всего, в
земной своей жизни никто из нас так и не узнает ответа...
http://pravpiter.ru/