Париж, путевые заметки

0
173
Время на чтение 6 минут

Париж в целом выглядит так, как его описывали импрессионисты. Дома там все светлого цвета с серыми крышами и длинными узкими жалюзи. На окнах - всегда цветы. Здесь, наверное, их очень любят, потому что даже фонари на улицах предместья украшены подвесными вазами с живыми цветами. Ваз совсем не видно - только большие шарообразные букеты с розовыми и пунцовыми «звездочками» покачиваются на ветру.

Кроме улиц в стиле Писарро, в Париже есть колоссальные площади, связанные с наполеоновским временем. Здесь помпезная, огромных размеров скульптура - в основном, разные аллегории - напоминает украшение наших ростральных колонн. Только выглядят эти фигуры более новыми. Масштабы таких площадей поражают более всего потому, что, хотя мы и привыкли к бескрайним просторам, нам очень непривычно видеть столь обширные пространства организованными и как бы театрализованными. И наша Дворцовая площадь, и Петергоф по размерам гораздо меньше Версаля и площади перед Лувром. Стеклянная пирамида во дворе Лувра - величественное и прекрасное зрелище. Она показывает место нахождения подземного вестибюля, соединенного с метро, и замечательных книжных магазинов, где продаются альбомы про Откровение Иоанна Богослова в романской миниатюре Испании, про ирландскую Келтскую книгу, известную, вероятно, еще Св. Патрику, и многое другое. Пирамида окружена водяными треугольниками, отражается в них и переливается, как радуга; особенно если смотреть на площадь Лувра из подземного вестибюля. Тогда видны небо, корпуса дворца, радуга и струи фонтанов. Когда смотришь на пирамиду издалека, кажется, что ее окружают люди, которые сидят и лежат прямо на воде: вода в бассейнах стоит вровень с краем, и парапета не видно.

Наполеоновский Париж удивительным образом совмещается с Парижем Людовика Святого. Все церкви здесь - настоящая готика. Есть даже храмы XIII века. Именно в XIII веке Людовик Святой приобрел у византийского императора Бодуэна величайшую святыню Христианского мира - терновый венец Господа. Благочестивый король задумал построить рядом со своим дворцом церковь-реликварий для частиц Животворящего Креста и тернового венца. Вскоре был возведен небольшой двухэтажный храм Сен Шапель. Внизу молились придворные, а в верхнем помещении совершались особо торжественные богослужения, и находилась Великая Рака. Храм был освящен в честь Животворящего Креста Господня. Сейчас, когда поднимаешься сюда, сильнейшее восхищение охватывает тебя при виде прекрасных витражей, сияющих холодным голубым и малиновым светом. Кажется, что попадаешь в облако фейерверка, летящее в небо. Витражи повествуют о святых равноапостольных Константине и Елене, об обретении Животворящего Древа, о крестовых походах ко Гробу Господню. Здесь же можно видеть Книги Царств, древо Иессеево, Страдания Спасителя. Вход венчает блистающая всеми цветами радуги роза Апокалипсиса. На стенах под витражами расположены раскрашенные и испещренные золотой вязью скульптуры: это образы святых апостолов и пророков. Храм был реставрирован в XIX веке. В это время был восстановлен ажурный шатер Сен Шапель, опоясанный у шпиля каменным терновым венцом.

Во время революции терновый венец не был уничтожен, но передан в кабинет антиков. Теперь он хранится в сокровищнице Нотр Дам де Пари. Во дни Великого Поста реликвия выносится для поклонения. Каждую пятницу Святой Четыредесятницы терновый венец Господа можно видеть в храме Нотр Дам.

Храм Парижской Богоматери совсем не таков, каким увидел его Виктор Гюго. Здесь нет ничего мрачного или гнетущего. Снаружи Нотр Дам де Пари кажется светлым, как невеста. Фасад его украшают фигуры святых и Самого Спасителя, взирающие на молящихся с величайшим милосердием. Здесь и Иоанн Предтеча - Креститель Господень, и Св. Дионисий Ареопагит (Сен Дени), держащий в руке свою усеченную главу. Храм стоит на острове, и когда подходишь к нему по металлическому мостику, готическая базилика открывается с южной стороны. Сбоку многочисленные контрфорсы и аркбутаны превращают корабль Нотр Дам в настоящего многореберного Левиафана.

Одной из главных православных святынь Парижа является частица мощей и гробный камень Св. Геневефы (Женевьевы). Ковчеги стоят в церкви Сен Этьен (Св. Стефана первомученика). В стеклянной раке, оправленной металлическим кружевным узором, находится плита с могилы преподобной, а в небольшом реликварии, украшенном эмалями, хранится частица ее святого тела. Капеллу Св. Женевьевы посещают очень многие, а русские путешественники особенно могут порадоваться, увидев здесь икону православного письма. Свечи продаются в особых белых и красных чашечках.

Святая Геневефа получила благословение на монашескую жизнь у Св. Германа Парижского, после того, как осиротела и пожила какое-то время вместе со своей крестной матерью на острове. Вскоре святая удаляется на высокий холм, расположенный за пределами города, где предается посту и молитве. Во времена военных потрясений преподобная Геневефа охраняла Париж от врагов силой своей молитвы и привозила в лодке пищу для голодающих. Король Кловис и супруга его Клотильда избрали преподобную своей советчицей и руководительницей по жизненному пути. Похоронены они были вместе. И сейчас еще можно видеть неподалеку от Сен Этьен старую серую башню древней церкви, знаменующую место их погребения, где когда-то было большое аббатство, посвященное святой Женевьеве.

Париж стоит на пологих горах, и если спуститься с того холма, где находится церковь Св. Стефана, вниз, попадешь на улицу Сен Жермен, ведущую к месту погребения Св. Германа Парижского. И это все, что осталось нам в память об этом православном святом: мощи его были утрачены во время революции.

Когда спускаешься по узкой мощеной улице с многочисленными кафе от площади, где стоит церковь Сен Этьен, все сильнее выдвигается из-за домов громада Пантеона. Пантеон - это храм-усыпальница с совершенно голыми бежевыми стенами, лишенными проемов и увенчанными куполом. Сен Этьен стоит рядом и кажется совсем маленьким в сравнении с таким колоссальным сооружением. Пока идешь по направлению к улице Сен Жермен, можно увидеть лавку русской церковной книги. Здесь продавцы говорят по-русски, и у них можно расспросить о православных местах Парижа.

Среди таких мест важно упомянуть русский храм Св. Александра Невского, принадлежащий Константинопольской патриархии. Внутри здесь очень темно, всюду поблекшее резное убранство дореволюционной России. Под куполом - потемневшая живопись с позолотой. Пол покрыт темно-красным сукном и словно унизан слезинками: он весь закапан воском, который уже не снять. В северном рукаве храма - большая картина - Христос, идущий по водам. С южной стороны - бушующее море и корабль с апостолами и спящим Спасителем. Под картиной на деревянном диване я часто видела русскую монахиню, такую старенькую, что кажется, будто ей больше ста лет. Она едва двигается, но читает молитвы после причастия очень громким и веселым голосом с каким-то особым выражением. Просфоры здесь дают большие и очень пушистые, потому что хлеб во Франции другой, чем в России. Храм удивительно молитвенный, но видно, что здесь много плакали. Да и сейчас, как только услышишь размеренные и проникновенные распевы Всенощной, хочется плакать. Батюшки, наверное, привыкли к этим слезам, потому что в исповедальне у них всегда наготове бумажные платочки, которые они выдают исповедникам. На каждой иконе есть посвящение. «Образ сей пожертвован в память главнокомандующего русской армии, написанный поручиком Волковым собственноручно и безвозмездно». «Образ Покрова Пресвятой Богородицы в память вынужденного пребывания русского казачества на чужбине, в рассеянии живших и скончавшихся». «Образ сей пожертвован изюмскими гусарами» и так далее. Хотя я точно не помню всех надписей, смысл некоторых из них я все же передала. О царской семье напоминает большой крест с образом Николая Чудотворца и императорской короной у его подножия. К Св. Николаю Мирликийскому здесь особое отношение. В храме есть несколько икон святителя. Мне запомнился его образ, представленный на парусе корабля. Корабль - объемный, видно, что со тщанием и любовью сделанный. Он встроен в икону и закрыт стеклом. Здесь также много чудесных икон Пречистой Богородицы в серебряных окладах. Деньги на некоторые предметы из серебряной храмовой утвари были даны купцом Елисеевым.

В Париж уехало много украинцев. Я думаю, что это правильный выбор, так как более всего природа Франции напоминает Малороссию. Например, в Париже, как и в Киеве, очень много каштанов. Они отличаются только тем, что кроны их ровно подстрижены и потому деревья немного напоминают транспаранты. А поля за городом - те же, что и на Украине: здесь много тополей, напоминающих кипарисы, и почти нет берез.

http://www.portal-slovo.ru/art/44043.php

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45