Нил течет из Рая

0
658
Время на чтение 14 минут
В храмах Ближнего Востока полы чаще всего были украшены мозаиками. Райские птицы, жирафы и фазаны на этих изображениях населяют символическую карту Святой Земли. На этих мозаичных картах, как обнаружил их исследователь московский искусствовед Виталий Сусленков, Нил течет с Востока - из Рая. Об этом он рассказал на Лазаревских чтениях на историческом факультете МГУ.  
Виталий Сусленков
Искусствовед Виталий Сусленков

Доклад известного московского искусствоведа Виталия Сусленкова «Египетские мотивы и образ Земного Рая на напольных мозаиках в раннехристианских церквах Ближнего Востока», в котором ему удалось проследить прямую связь между египетскими и античными сюжетами и раннехристианской иконографией Райского сада, открывал первый день Лазаревских чтений, посвященный искусству Византии и Древней Руси.

Комментируя выбранную тему, Виталий Сусленков пояснил корреспонденту «ТД», что его научный интерес к данной проблематике возник совершенно случайно три года назад, когда ему как специалисту по позднеантичному и раннехристианскому искусству поступил заказ на написание путеводителя по Иордании, куда он и отправился для детального изучения местности. Так началась работа над путеводителем и книгой о мозаиках Мадабы, в ходе которой возникла масса вопросов. И первый вопрос был - почему в мозаике в церкви святого Георгия в Мадабе Нил развернут в другую сторону и течет с востока, со стороны рая. Дальше началось разглядывание мотивов и сюжетов. О существовании Нильского пейзажа говорили многие исследователи, но, по словам Виталия Егоровича, его задача состояла в том, чтобы увязать эти сюжеты с темой Святой Земли, с созданием ее новой карты. «Мне хотелось уничтожить общее мнение о том, что каждая птичка в изображении Рая должна непременно означать что-то. Тогда непонятно, что означает жираф, что означает фазан и так далее. Я понял, что на полу изображена определенная композиция, в которой есть определенный смысл, которая имеет сквозную сюжетику. Для себя я понял, что там изображено» - признался автор. В течение текущего года планируется публикация полного текста доклада В. Е. Сусленкова в Византийском Временнике, пока же мы предлагаем читателям «ТД» ознакомиться с основными тезисами его сообщения.

Египетские мотивы и образ Земного Рая на напольных мозаиках в раннехристианских церквах Ближнего Востока

Напольные мозаики раннехристианских церквей были искусством по-настоящему массовым,- в ту эпоху все храмы, кроме самых рядовых, украшались орнаментами или фигурными сценами. В искусстве Ближнего Востока уникальными сюжетами являются изображения городов Святой земли, виды Александрии и египетских городов, так называемые «нильские пейзажи» и сам Нил, в виде фигуры или речного потока, гротескные изображения детей, играющих на его берегах или в воде, сцены сельской пасторали, охоты на зверей, сюжеты со схватками животных и сцены их любовного примирения.

Ключевыми среди распространенных на Ближнем Востоке сюжетов являются изображения Нила и «нильских пейзажей» в самых разных их вариантах иконографии, которые могут восходить к античному прототипу, где Нил выделен в качестве центрального персонажа. Таким прототипом могла быть эллинистическая картина, изображающая ритуал моления божеству Нила в ожидании его разливов, с которыми было связано плодородие египетской земли и процветание и богатство Египта. Ритуал существовал в Египте с глубочайшей древности и под властью Рима, не исчез в христианскую эпоху. Сцены с рыбаками, охотами, животный и растительный мир нильских берегов и вод служит фоном, метафорически описывающим Нил как реку, дарящую жизнь, священную.

Мозаика с плавающими среди водных растений утками, с ибисами, с гиппопотамом, крокодилом,
мангустом и коброй из Casa di Fauno в Помпеях, ок. 90 г. до н.э., Неаполь, Нац. Арх. музей
Мозаика из Casa di Fauno в Помпеях, ок. 90 г. до н.э., Неаполь, Нац. Арх. музей

Из широкой египетской сюжетики достаточно скоро выделились фрагменты, схематично воспроизводящие животный и растительный мир Нильских берегов и вод. Условные географические виды Египта, его речных и морских пейзажей с растениями и живностью дополнились комическими сценками, участники которых - или африканские пигмеи или гротескно изображенные взрослые в сценках веселья, потасовок, поединков с хищниками. Гротески обычно дополняются часто встречавшимися в эллинистически-римской живописи изображениями детей-эротов, плавающих на амфорах под надутыми парусами, седлающих крокодилов, птиц и рыб, сражающихся с ними.

«Пигмеи, сражающиеся с крокодилами и гиппопотамом» из Casa del medico и карикатурная сцена «Суд Соломона», 55-79 гг.,
Неаполь, Нац. Арх. музей
Комическая сценка на нильских берегах. II в., Нью-Йорк, Музей Метрополитен
 

В последующем все эти мотивы, отделившиеся от общей схемы, останутся «определителями, указателями» на нильскую тематику. И ареал их распространения весьма определен: это или Рим и города Италии, где они оставались экзотическим забавным жанром или свидетельствовали об отношении к египетским культам, или это территории, политически или культурно когда-либо связанные с Александрией и Птолемеевским Египтом

В искусстве иудейской и христианской среды картины подобного сюжета адаптировались в сокращенном варианте, но с сохранением метафор, описывающих Египет. Встречаются аллегории - Египет в образе женщины с рогом изобилия и Нилом, возлежащий на гиппопотаме, из пасти которого извергается нильский поток. Изображения реки, на берегах которой - сценки рыбной ловли, цапля, пожирающая змею, вид Александрии с зажженным Маяком, соревнующиеся в скачке воины, сцены нападения хищников на животных.

Со временем персонификации Египта или Нила полностью заменяются видами египетских городов или - чаще всего - одной только Александрией. Еще более широкое распространение в качестве синонимических замен Нила и Египта получили собственно «нильские пейзажи».

Мозаика в церкви Иоанна Крестителя в Герасе (531 г.) - по сторонам от квадрата, отмечающего место кивория, среди растений, животных,
птиц, растений, аллегорий Времен года выложены виды городов Нижнего Египта - Фароса, Александрии, Канопа, Мемфиса, святилища
Иоанна и Кира в Менутисе близ Канопа.
 

Ранее всего в христианском искусстве нильские мотивы, видимо, появились в композициях с Райскими реками, одной из которых считался Нил. Само его отождествление с райским Геоном происходило из сопоставления реальной географии с текстом Книги Бытия:  «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон... Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Евфрат». Следуя этому описанию и словам пророка Иеремии («И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Геона [в русском синодальном переводе заменено на «Нила»]?».- Иеремия, 2, 18), например, Иосиф Флавий (I в.) пишет: «Река же Геон, протекающая через Египет, означает «текущий к нам с востока». Греки называют его Нилом».

Очевидными примерами этого отождествления являются изображения Нила среди Райских рек, это одна их четырех рек, текущих из-под сферы, на которой восседает Христос, или из-под Голгофы, на которой стоит Крест, символизирующих собою Рай и христианское учение - ибо они есть источники, из которых напитались Евангелисты Иконография Райских рек, сложилась в IV-VI вв. Её можно дополнить композициями с кувшинами-амфорами по углам или одной амфорой, из которой произрастают виноградные лозы, в центре поля,- вполне возможно, это атрибуты, заменяющие Райские реки. Амфора в руках божества или как опора для его возлежащей фигуры в античном искусстве есть традиционный символ речного потока, так же и в христианских баптистериях Иордан изображается с амфорой в руках. В раннехристианском искусстве известны случаи, когда только кувшин изображает реку (на Карте в церкви Св. Георгия в Мадабе опрокинутый кувшин изображает поток Арнон). Типичный античный мотив вполне мог истолковываться в новом ключе. Вариантом изображения Райских рек в церкви могут быть упомянутые в «Narratio de Sancta Sophia» (VIII/IX в.) потамионы-реки - четыре полосы темно-зеленого мрамора на полу собора Св. Софии в Константинополе, служившие остановками священства во время определенных частей литургии.

 
 Апсида базилики Сан Джованни ин Латерано в Риме
 
 Апсида базилики Сан Джованни ин Латерано в Риме. В XIX веке переложены полностью, до них - Якопо Торрити в конце XIII в. Или он повторил,
или фрагмент сохранился - см. полоску нильского пейзажа (здесь это Иордан) внизу
Апсида базилики Санта Мария Маджоре в Риме
Апсида базилики Санта Мария Маджоре в Риме

Несомненно, именно отождествление Нила с Геоном привлекло в декорацию христианских церквей и «нильские мотивы»: совмещение Четырех рек Рая с типичным «нильским пейзажем» встречается в основном числе церквей Трансиордании и Сирии и, кроме того, на мозаике в северо-восточной капелле церкви в Qasr el-Libia в Киренаике (539/540 гг.), где в квадратных клеймах изображены персонификации Геона, Фисона, Тигра, Евфрата и «крещеной реки» Касталии с амфорами, источающими воды и Александрийский маяк.

 

В целой группе памятников соединены на одном поле изображения египетских городов, нильских пейзажей, Райских рек с персонификациями Времен года в синагогах и церквах. Вполне возможно, подобно тому, как изображение «нильского пейзажа» в любом его варианте указывает на берега Райской реки, так и Времена года по углам мозаичного поля указывают на него как на Рай. Обратимся к словам Ефрема Сирина о Рае: «Благорастворен воздух, окружающий рай совне: вблизи его каждый месяц благорастворен... Неиссякаемый лиется там поток произведений каждого месяца; и каждый из них приносит плоды свои, вскоре за цветами...».

Образ музицирующего Орфея (или Адама) в окружении животных, слушающих его музыку и примиренных ею, говорит еще об одном «свойстве» Рая-Востока - это счастливый мир, где нет места вражде и смерти. Эти изображения напрямую связывают полы церкви с пространством Рая.

Мозаика Нижнего баптистерия собора Мадабы, VI в. Теперь в Арх. музее.
Филия на солее в «церкви Львов» в Умм ар-Расасе, 574 или 589 г.

Видимо, это один из ключей к пониманию сцен с изображением оленей и ланей, антилоп, коз, овец, быков, пасущихся или щиплющих листву у дерева или с его кроны, и так называемых «филий», которые были одним из самых любимых сюжетов декорации раннехристианских церквей Востока в V-VIII вв. Столь же часто, как и сцены мира среди животных и иногда вместе с ними, встречаются сцены охоты и поединков зверей. и иногда вместе с ними, встречаются сцены охоты и поединков зверей. Не противоречит эта сюжетика и представлениям о Рае: само греческое «paradeisos» - означает «парк, сад, охотничий загон» и происходит из персидского, тоже означающего «парк» или «сад». В латинский оно пришло как leporarium (у М. Теренция Варрона,- «охотничий парк, заповедник»), vivarium (у Плиния Младшего - «заповедник для дичи») и viridarium (уже у Цицерона - «сад, парк, роща»).

Мозаика в «Старом диаконнике» Базилики во имя пророка Моисея на Горе Нево, Иордания, 530 г.- с охотой на зверей,
пастухом с овцами и пастухом, отбивающим быка-зебу от льва, с погонщиками страуса, зебры и верблюда

 

Конкретная география Египта уступает место абстрактной, перестает быть указанием на определенное место, но становится изображением обобщенного понятия Востока-Рая. Такая программа сохраняет в себе изначальную географическую подоснову (если раньше это «карта» Египта и Нила - теперь это «карта» Рая), но насыщается метафорами - реальные нильские пейзажи становятся метафорами Рая.

Поворот иконографии в новое русло фиксирует топографическая карта Святой земли в церкви Св. Георгия в Мадабе (2-я пол. VI в.), также входящая в круг «нильской сюжетики». На сохранившемся участке Карты представлена Палестина с Заиорданскими землями и Дельта Египта,- с Иерусалимом в центре. Карта ориентирована на восток и в соответствии с географией, т.е. с Мертвым морем поперек движения человека в церкви и с Нилом справа. Справа (в реальной географии на юг) на карте, скорее всего, были изображены гора Синай с монастырем Св. Екатерины, города и монастыри Египта - Александрия, монастырь Св. Мины, Мемфис и Гелиополис и, возможно, даже Фивы. В левом углу могли находиться Дамаск, Бостра и Филадельфия/Амман, сохранились остатки надписи, отмечающей Петру; естественной границей внизу карты стало побережье Средиземного моря. Реальная география Ближнего Востока и Египта отчасти была «поправлена» географией библейской (некоторые места воспроизводят указания Ветхого Завета), и ключевой среди сознательных ошибок на Карте является, несомненно, самая очевидная,- перемещение истока Нила на восток, буквально воплотившее представление о нем, как о реке Рая.  
Топографическая и географическая карта Святой земли в церкви Св. Георгия в Мадабе (2-я пол. VI в.)
Нил, текущий с Востока (из алтаря, из Рая)

Конкретность географии на напольной карте ставит важный вопрос: совершенно очевидно, что перемещение истока Нила на Восток указывает на Рай в алтаре церкви, географическая же реальность земного мира Святой Земли говорит о том, что под нашими ногами земной Рай реального Востока, преддверие Рая небесного (в алтаре). Из текста Ветхого Завета и комментариев на него известно, что вкус воды текущих из некоего источника или фонтана четырех святых рек, когда они проходят через Рай,  чудесен и не известен смертным, на земле же греха он меняет свой вкус. Как сообщается в Книге бытия, «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки»; реки истекают из источника или фонтана. Поэт Авит в своей поэме «De spiritualis historiae gestis» напрямую говорит, что Реки Рая похищают его богатства и приносят их своими водами в место нашего изгнания. В этом случае карта, указывающая точные расстояния и топографию, есть земной мир, «земная карта», на которую наложен библейский комментарий о райском Геоне-Ниле и представление об алтаре как Рае, четко разграничивающее Райское и земное (т.е. поврежденное грехом, реальное). С другой стороны, на наш взгляд, в эти века параллельно отчасти спонтанному благочестивому, отчасти литературно-богословскому оформлению самого понятия Святой земли, в церковном искусстве складывалась особая иконография, описывающая Святую землю, выделяющая ее как некий земной Рай - отражение Рая библейского. Потому выделен более всех других святой град Иерусалим - как некогда историческая Александрия, стоявшая на реальном Ниле, так теперь изображается он - близ Райской реки Нила.

О том, что такое понимание пространства церкви возможно для того времени, свидетельствует мозаика в базилике Тирса в Тегее (нач. VI в.?), где пол церкви - земля - занят изображениями 12 месяцев с атрибутами и «окружен» водами океана, представленного чередой октагонов с морскими существами, по углам же - персонификации Райских рек и сам Океан. Иконография была, видимо, достаточно распространена и, судя по «Христианской топографии» автора VI в. Космы Индикоплевта, соответствует географическим представлениям того времени: Земля описании Космы  представляет собою плоский продолговатый от востока к западу четырехугольник, окруженный со всех сторон океаном, на карте в его рукописи IX в. из Ватиканской библиотеки (Vat. gr. 699, fol. 40v), копирующей древний оригинал, земля изображена прямоугольной, ее огибает океан, четыре реки текут из Рая, отмеченного рядом деревьев, по сторонам помещены персонификации Времен года.

Самые ранние мозаичные напольные карты в церквах относятся к 570-580-м годам. Как и на карте из церкви Георгия в Мадабе, в Святую Землю в церкви Стефана включена дельта Египта - мозаики центрального поля со сценами охот, пасторальными сценками и изображениями зверей в листьях аканфа окружает бордюр, где среди водных пейзажей (с рыбами в воде, раковинами, морскими существами, с растениями по берегам) с удящими рыбу или охотящимися детьми в лодках помещены виды 10 египетских городов, в том числе и Александрии. Таким образом, условно-точная напольная карта в церкви Святого Стефана продолжает темы Мадабской карты: воспроизводит библейскую географию прямоугольной земли и точную топографию Святой земли, но расширяет ее за счет видов и городов по берегам райской реки Нила, теперь, в отличие от ранних их изображений, играющих роль только «указателей» на Нил и ставших частью Святой земли.

С середины VIII века в церквах всего Ближнего Востока мотивы нильских пейзажей исчезли из церковного искусства, что совпало и с катастрофическими землетрясениями (особенно в 749, фактически полностью разрушившего городскую жизнь в регионе) и с тотальной исламизацией региона. Последние их отголоски - архитектурно-пейзажные мозаики Большой мечети Омейядов в Дамаске (707-711 гг.), мозаики Qubbat al-Sakhrah на Храмовой горе в Иерусалиме (691-692), мозаики римских базилик VII-IX вв., которых тема Рая уже очевидна и освобождена от египетских, нильских коннотаций.

* * *

4-5 февраля 2011 года на историческом факультете Московского Государственного Университета им. Ломоносова состоялась XXXIV научная конференция «Лазаревские чтения», посвященная памяти выдающегося искусствоведа, заслуженного профессора МГУ, члена-корреспондента АН СССР Виктора Лазарева (22 августа 1897 - 1 февраля 1976), которую ежегодно проводит кафедра всеобщей истории искусства. В этом году проведение чтений совпало с 35 годовщиной со дня смерти Виктора Никитича. Во вступительном слове доктор искусствоведения, профессор Ольга Попова напомнила участникам и гостям конференции, что именно усилиями Виктора Лазарева после тридцатилетнего перерыва в 1960-е годы было восстановлено изучение искусства Византии в Московском Университете, и отметила, что если бы не его подвиг, возможно, этого не произошло бы до начала 1990-х.

В конференции приняли участие искусствоведы, представлявшие различные научные учреждения столицы МГУ, ПСТГУ, Государственный Институт искусствознания, Архитектурные мастерские «Классика», Музей-заповедник «Московский Кремль», Департамент культуры города Москвы, ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, НИИ теории и истории изобразительного искусства РАХ, Издательский дом «КоммерсантЪ», ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также гости из Государственного Эрмитажа, Университета "L'Orientale" (Неаполь), Ереванского Государственного Университета и Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова.

В течение двух дней прозвучали доклады, посвященные самой широкой проблематике истории искусства Византии, Древней Руси, стран восточной и западной Европы. По мнению доктора искусствоведения, профессора МГУ Энгелины Смирновой,  «Виктор Никитич был бы доволен узнать, что существуют такие чтения, что так разнообразна их тематика и вместе с тем он был бы очень удивлен тем, какими разными и широкими стали аспекты и типы исследований».

http://www.taday.ru/text/876400.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
22.11.2024 13:51
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 11:14
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56