«Живой
Журнал» alex_the_priest,
отца Александра Дьяченко, который служит в
одном из храмов «дальнего»
Подмосковья, не похож на обычные
сетевые блоги. Читателей в заметках
батюшки привлекает и покоряет то, чего уж точно
не следовало бы искать в интернете
- правда жизни как она есть, а не как
представляется в виртуальном
пространстве или политических дебатах.
Фото: Антон Хавторин
Отец Александр стал священником только в 40 лет, в детстве мечтал быть военным моряком, окончил сельскохозяйственный институт в Белоруссии. Более десяти лет он работал на железной дороге простым рабочим. Затем пошел учиться в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 11 лет назад был рукоположен.
Творчество отца Александра - меткие жизненные зарисовки - популярны в интернете и издаются в еженедельнике «Моя семья». В 2010 году издатели собрали самые любимые читателями очерки и выпустили сборник «Плачущий ангел». Готовится и вторая книга - на этот раз писатель сам выберет сочинения, которые войдут в нее. О своем творчестве и планах на будущее отец Александр рассказал порталу «Православие.ру»
- Судя по вашим рассказам в «Живом Журнале», ваш путь к священству был долгим и сложным. А каким был путь к писательству? Почему вы решили сразу публиковать все в интернете?
- Совершенно случайно. Я, признаться, человек совсем не «технический». Но мои дети как-то решили, что я слишком отстал от жизни, и показали мне, что в интернете есть «Живой Журнал», где можно записывать какие-то заметки.
А ведь в практике каждого священника масса встреч, бесед, которые очень жалко было бы оставить безвестными, ведь они могли бы послужить примером для кого-то. Чем-то захотелось поделиться, что-то самому для себя записать, чтобы лучше разобраться... А ведь время проходит и многое забывается - вот так я и начал потихоньку записывать свои мысли и примеры из жизни.
Но все-таки ничего случайного в жизни не бывает. Вот мне недавно исполнилось 50 лет и 10 лет, как я стал священником. И у меня возникла потребность подвести какой-то итог, осмыслить как-то свою жизнь. У каждого наступает такой переломный момент в жизни, у кого-то - в 40 лет, у меня - в 50, когда пора определяться, что ты из себя представляешь, и вот все это вылилось постепенно в писательство: пришли какие-то воспоминания, сперва я писал маленькие заметки, а потом у меня начали выходить целые рассказы. А когда та же молодежь научила меня брать текст «под кат», тут уж я мог свою мысль не ограничивать.
Недавно я подсчитал, что за последние два года я написал около 130 рассказов, то есть получается, что все это время я писал даже чаще, чем раз в неделю. Вот это меня удивило - я и сам не ожидал от себя такого; что-то, видимо, двигало мной, и если я, несмотря на обычный для священника недостаток времени, все-таки успевал что-то написать, значит, мне это нужно было. Теперь я планирую сделать перерыв до Пасхи - а там посмотрим. Я, честно говоря, никогда не знаю, напишу ли я следующий рассказ или нет. Если у меня не будет потребности, необходимости рассказать какую-то историю - я все это заброшу сразу.
- Все ваши рассказы написаны от первого лица. Они автобиографичны?
- События, которые описаны, все реальны. А вот что касается формы изложения, мне писать от первого лица как-то ближе было, я по-другому и не могу, наверное. Ведь я не писатель, а сельский священник.
Какие-то сюжеты действительно биографичны, но, поскольку это не все происходило конкретно со мной, я пишу под псевдонимом, но от имени священника. Для меня каждый сюжет очень важен, даже если не со мной лично произошел - мы ведь тоже учимся у своих прихожан, причем всю жизнь.
Но я в конце рассказа всегда конкретно пишу свой вывод, такой, чтобы все на свои места поставить. Важно все же показывать: вот посмотри, на красный свет нельзя идти, а вот на зеленый - можно. Мои рассказы - это ведь проповедь прежде всего.
- Почему избрали для проповеди столь непосредственную форму занимательных житейских историй?
- Чтобы тот, кто интернет читает или книгу открыл, все-таки дочитал ее до конца. Какая-то простая ситуация, какую он привык не замечать в обычной жизни, его бы взволновала, пробудила немного. И, может быть, в следующий раз, столкнувшись уже сам с подобными событиями, он посмотрит в сторону храма.
Многие читатели потом мне признавались, что стали по-другому воспринимать священников и Церковь. Ведь часто священник для людей как памятник. К нему невозможно обратиться, к нему страшно подойти. А если увидят в моем рассказе живого проповедника, который тоже чувствует, переживает, который рассказывает им о сокровенном, то, может, и легче потом к духовнику придут.
Я не вижу перед собой какой-то определенной группы людей из паствы... Но у меня много надежды на молодых, чтобы им было тоже понятно.
Молодые воспринимают мир уже иначе, чем люди моего поколения. У них другие привычки, другой язык. Конечно, мы не будем копировать их поведение или выражения на проповеди в храме. А вот на проповеди в мире, я считаю, можно немного и на их языке поговорить.
- Довелось ли вам увидеть плоды вашего миссионерского послания?
- Я не подозревал, честно говоря, что будет столько читателей. Но сейчас есть современные средства связи, мне пишут комментарии в блог, чаще бестолковые, а еще приходят и письма в газету «Моя семья», где печатаются мои рассказы. Казалось бы, газета, как говорят, «для домохозяек», ее читают простые люди, занятые бытом, детьми, домашними проблемами, - и вот от них мне особенно было радостно получить отзывы, что рассказы заставили задуматься о том, что такое Церковь и какая она.
- Однако в интернете, о чем бы ты ни писал, можно получить комментарии не слишком благостные...
- Все же мне важен отклик. Иначе мне было бы неинтересно писать.
- А от ваших постоянных прихожан в храме приходилось ли слышать благодарность за писательский труд?
- Они, я надеюсь, не знают, что я еще и рассказы пишу - ведь во многом услышанные от них житейские истории и заставляют меня снова что-то записывать.
- А если кончатся занимательные истории из жизненного опыта, исчерпаются?
- Некоторые вполне заурядные ситуации бывают очень проникновенные - и тогда я их записываю. Я не писательствую, моя основная задача - священническая. Пока это в русле моей деятельности как священника - я пишу. Буду ли завтра писать очередной рассказ - не знаю.
Это как честный разговор с собеседником. Вот часто на приходе после литургии община собирается, и за трапезой рассказывает каждый по очереди, делится проблемами, или впечатлениями, или радостью - такая проповедь после проповеди получается.
- А вы сами перед читателем исповедуетесь? Укрепляет ли вас духовно писательский труд?
- Да, получается, что ты открываешь себя. Если будешь писать, закрываясь, никто тебе не поверит. Каждый рассказ несет в себе присутствие личности, от лица которой ведется повествование. Если смешно, то и сам автор смеется, если грустно - то плачет.
Для меня мои записи - это анализ самого себя, возможность подвести какой-то итог и сказать самому себе: вот здесь ты прав, а здесь - был не прав. Где-то это возможность попросить прощения у тех, кого обидел, а в реальности попросить прощения уже нельзя. Может быть, читатель увидит, как горько бывает потом, и не повторит какие-то оплошности, какие мы каждый день совершаем, или хотя бы задумается. Пусть не сразу, пусть через десять лет вспомнит - и в церковь зайдет. Хотя в жизни по-разному бывает, ведь сколько людей собираются, да так и не приходят в храм никогда. И им тоже адресованы мои рассказы.
- Что посоветуете почитать еще тем, кто все же посмотрел уже в сторону Церкви?
- Священное Писание. Если мы не будем читать его ежедневно - мы закончимся как христиане сразу же. Если мы будем жить своим собственным умом и не будем питаться, как хлебом, Священным Писанием, то все наши книги остальные теряют смысл.
Если сложно читать - пусть не поленится в храм приходить на занятия-беседы о Священном Писании, которые каждый приход проводит... Если уж преподобный Серафим каждый день читал Евангелие, хоть и наизусть знал, то что же нам говорить?
Иногда, когда я предлагаю людям почитать Евангелие, то слышу в ответ: «А я уже это читал, знаю, зачем второй раз читать?» Вот все то, что мы, священники, пишем, - все это должно такого человека подтолкнуть к тому, чтобы он начал читать Священное Писание. В этом главная задача всей околоцерковной художественной литературы и публицистики.
- А какие конкретно современные авторы, интересные широкой публике, справляются с этой задачей, по вашему мнению?
- Ну, во-первых, мы при храме собираем нашу приходскую библиотеку, в которой каждый, кто обратится, может получить и что-то нужное, и что-то современное, что не только полезно, но интересно почитать. Так что за советом, и о литературе в том числе, не надо стесняться обратиться к священнику. Вообще не нужно бояться иметь духовника: обязательно надо выбрать какого-то конкретного человека, пускай он часто бывает занят и иногда будет «отмахиваться» от вас, но лучше, если вы будете ходить все же к одному и тому же священнику - и постепенно установится личный контакт с ним.
А среди современных авторов я бы хотел отметить, например, отца Константина Пархоменко, отца Ярослава Шипова, отца Александра Авдюгина, Марию Городову... Вообще много авторов, но все равно хорошей литературы всегда не достает.
- А что вы сами любите почитать на досуге?
- Трудно что-то одно выбрать. Вообще с возрастом я меньше стал читать художественной литературы, начинаешь ценить чтение духовных книг. Но вот недавно, например, опять открыл Ремарка «Возлюби ближнего своего» - и увидел, что это то же Евангелие, только житейски изложенное...
http://www.pravoslavie.ru/guest/44912.htm