Экспертная оценка различий современного социального положения и роли русских в России

(к итогам всероссийского социологического исследования 2010 года)

0
179
Время на чтение 6 минут

Получив основные результаты всероссийского экспертного опроса по поводу оценки социального положения и роли русских в современной России(*1), мы, как и было обещано, начали готовить для публикации обзор ключевых, наиболее интересных и важных данных, характеризующих этот ключевой, судьбинный вопрос современной российской истории. Эту публикацию мы посвящаем рассмотрению данных, представляющих общую дифференциацию экспертных оценок социального положения и роли русских в современной России, что существенно значимо сегодня по целому ряду причин, главные из которых, как нам представляется, сводятся к следующему:

во-первых, в связи с противоречивостью положения и роли, ответственности и полномочий, оценок социального развития, социального здоровья русского народа; во-вторых, в плане осмысления тенденций совпадения имущественной и национально-этнической дифференциации населения современной России, где русские оказываются чаще в составе наименее обеспеченных, бедных социальных слоёв; в-третьих, в связи с неопределённостью решения целого ряда вопросов правового, экономического и организационно-управленческого обеспечения защищённости русских в своей стране; в-четвёртых, в контексте развёртывания поиска нового сочетания глобального, национального и регионального в современной России; наконец, в-пятых, в связи с обострением проблем социально-культурной безопасности коренных народов современных государств, где доминирующей тенденцией в XXI веке стала возрождение национально-государственных приоритетов, формирование национальных государств, сохранения национально-культурного разнообразия, формирования на этой основе новой поликультурности, её сочетания с культуроцентричностью.

История русского народа в XX веке в условиях целого ряда глобальных трансформаций, революционных изменений органического социокультурного развития российского общества обусловила нарастание кризисных явлений русского социально-исторического пространства, социального положения и роли русских в России. В этой связи рассматриваемые результаты экспертного опроса для нас сегодня, прежде всего, интересны тем, как сейчас экспертное сообщество страны оценивает реальное социальное положение и роль русских в России, в собственной стране.

Что касается оценок социального положения русского населения России, то оно сегодня оценивается так:

- социальное положение русских вполне благополучное, всё хорошо - 5% (3%);
- социальное положение русского народа в России неплохое, но есть отдельные серьёзные проблемы - 8% (8%);
- социальное положение характеризуется противоречивыми или средними показателями - 20% (18%);
- социальное положение русских в России, в целом, неблагополучное, лишь отдельные его проблемы решаются относительно благополучно - 36% (37%);
- их социальное положение абсолютно неблагополучно, требует экстренного, масштабного улучшения - 23% (24%);
- другое - 2% (1%);
- трудно сказать определённо - 8% (9%)(*2).

Эти данные свидетельствуют, что по преимуществу благополучным социальное положение русских в современной России считают только 13% участников опроса. О противоречивости и средних показателях социального положения русских в собственной стране заявили ещё 20% экспертов.

Однако самой многочисленной группой участников опроса, как и 4 года назад, оказалась та часть, что характеризует социальное положение русских в России сегодня как неблагополучное. Она составляет 59% опрошенных. В 2006 году этот показатель составлял 61%.

Массовость позитивных оценок также фактически осталась на прежнем уровне (13% против 11%). Различия в 2% статистически мало значимы. Здесь принципиально важно подчеркнуть масштабное, многократное различие доли тех, кто оценивает социальное положение русских в современной России по преимуществу позитивно (11-13%) и доли тех, кто в главном характеризует это положение отрицательно (59-61%).

Затруднившихся с ответом на этот вопрос и сегодня, и в 2006 году было также достаточно мало (8 и 9%). При этом небольшая часть экспертов (1-2%) дали и в 2006, и в 2010гг дополнительные, по преимуществу критические, а также противоречивые оценки социального положения русских в современной России.

Впрочем, группа экспертов, давших противоречивые и средние оценки показателей социального положения русских в современной России, в целом, также весьма многочисленна - 20% сегодня и 18% - в 2006 году. Есть о чём задуматься! Особенно в связи с массовостью доминирующих критических оценок экспертов!

Учитывая доминирующее по численности количество русских в современной России (более 80%), их историческую роль в создании и развитии нашей страны, сложившаяся ситуация сегодня требует повышенного внимания и органов государственного управления, и бизнеса, и общественных организаций гражданского общества, "третьего сектора".

Об этом стоит подумать и, при рассмотрении данных экспертного опроса по поводу оценки социальной роли русских в современной России. Об этом свидетельствуют следующие результаты нашего исследования 2006-2010 годов:

- социальная роль и ответственность русских в современной России остаётся определяющей, главной - 13% (11%)(*3);
- социальная роль и ответственность русских в России сохраняются на достаточно высоком уровне - 22% (20%);
- социальная роль и ответственность русских в России сегодня характеризуется средними и достаточно противоречивыми показателями - 23% (24%);
- социальная роль и ответственность русских в России сегодня заметно снижена, оценивается чаще проблемно - 27% (28%);
- социальная роль и ответственность русских сейчас фактически сведены к нулю, масштабно разрушены - 11% (12%);
- другое - 1% (1%);
- трудно сказать - 4% (3%);

Означенные здесь распределения экспертных оценок также масштабно противоречивы, проблемны. Они далеки от доминирующего позитива.

Вместе с тем, очевидно и то, что на фоне экспертных оценок социального положения русских в современной России характер таких оценок по поводу рассмотрения их роли и ответственности в стране чаще более благополучен, хотя такое сочетание с оценками социального положения само по себе усугубляет рассматриваемую проблематику в российском обществе в целом: социальное положение уже плохое, роль и ответственность во многом сохраняется... Закономерный парадокс глобальных экспериментов в России XX века - эволюция по нисходящей социальных сил русского этноса, их разрушение с 1917 года!

Социальная роль и ответственность русских в современной России по преимуществу позитивно оценивается сейчас 35% экспертов. В 2006 году этот показатель составлял 31%, то есть также около трети экспертов сообщества. То есть, это почти в 3 раза больше доли экспертов, оценивающих позитивно современное социальное положение русских в России.

Доля экспертов, характеризующих социальную роль и ответственность русских у себя в стране примерно такая же, как и та их часть, что аналогичным образом отзывается о современном социальном положении русского этноса. Различия вновь масштабны там, где речь идёт о преимущественно отрицательных оценках экспертами социальной роли и ответственности русских в современной России - 38% (40% - в 2006 году). На фоне 59-61% отрицательных оценок социального положения русского этноса в своей стране ситуация с экспертной характеристикой его роли и ответственности у себя на родине достаточно показательна. Она подтверждает реальность парадокса, о котором мы вынуждены были говорить, когда впервые в 2006 году выявили различия в массовости позитивных оценок социального положения и роли русских в современной России.

Задумаемся над этим! Почему это так? что это означает реально для социального развития страны? Почему это произошло, когда и в каких масштабах? Как с этим парадоксом жить дальше? И к чему может привести такого рода парадоксы сегодня и завтра в России?

С. ИВАНОВ-МАРИИН,
д.с.н., проф., чл-корр. РАО, академик ПАНИ,
вице-президент Союза социологов России,
участник проекта "Социальное положение
и роль русских в России"
А.С. РЕЗЦОВ,
м.н.с. лаборатории теории и истории социальной
педагогики, аспирант ИСП РАО


Сноски

(*1) Опрос проведён в 2010 году на базе Центра социальной квалиметрии НИИ комплексных муниципальных исследований РАН, Учебно-научно-внедренческого центра УМО по образованию в области социальной работы, Исследовательского комитета по социологии социального здоровья Союза Социологов России и Исследовательского комитета по социальной квалиметрии Российской социологической ассоциации под эгидой международного фонда славянской письменности и культуры. Выборка экспертного опроса - 368 чел., представляющих 8 федеральных округов современной России, все типы регионов страны: аграрные, преимущественные, агро-промышленные, а также дотационные, среднеобеспеченные и регионы-доноры, а также основные социально-классовые и социально-профессиональные группы современного российского общества (руководитель проекта С.И. Григорьев - д.с.н., проф., чл-корр. РАО, директор Центра социальной квалиметрии НИИ комплексных муниципальных исследований РАН, зав. лабораторией теории и истории социальной педагогики ИСП РАО, первый зам. генерального директора Всероссийского центра уровня жизни, вице-президент Союза социологов России, гл. редактор международного журнала "Социальные силы славянского мира XXI века", межрегионального российского журнала "Образование и социальное развитие региона").

(*2) В скобках указаны данные аналогичного нашего опроса 2006 года.

(*3) В скобках указаны данные аналогичного нашего опроса 2006 года.


http://www.rv.ru/content.php3?id=8852

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Иванов-Мариин
Все статьи Сергей Иванов-Мариин
Последние комментарии