Разумеется, мы далеки от мысли, что именно наша статья «"Исцелися
сам"... Верою!» («Русский Вестник» 2009. № 25) на что-то повлияла. (В ней
мы просто попытались суммировать то, что волнует слишком многих.)
Сделав эту необходимую оговорку, продолжим...
Первая реакция последовала от актера-священника Охлобыстина.
Внешним поводом для этого стала критика в адрес сего клирика, снявшегося в клеветническом фильме Павла Лунгина «Царь».
«...Залез в Интернет узнать для ребенка о трубчатых червях, - пишет в характерной для него манере Охлобыстин в блоге журнала "Сноб", - и напоролся на рецензию о фильме "Царь", где сам снимался. Прочел, подивился, воскорбел. Фильм ругали. ...Но, поразмыслив, я понял, что в прочитанной критике есть определенный резон. ...Здесь проблема стереотипа. Я действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего образа священнослужителя: я снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов. Вроде бы чепуха, самому смешно. Но почему им не смешно? Почему это возмущает действительно уважаемых мною людей? Что-то не так».
И заключает: «Наверное, я обращусь к Святейшему с просьбой отстранить меня от служения, пока я не найду правильный вопрос и единственный ответ на него. Если он есть».
26 ноября 2009 г. средства массовой информации привели слова блогера Охлобыстина: «Свое намерение реализовал - письмо Святейшему составил и отнес в Патриархию. Все должно быть честно - Господь рассудит».
Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В. Легойда так прокомментировал создавшееся положение: «...Нынешнее состояние его - когда о. Иоанн, будучи священником, снимается в кино, - является нарушением канонических правил. Поэтому вопрос, который у него возник к самому себе - правильный. Каноны запрещают священникам играть».
С ним солидарен и не принадлежащий к Московской Патриархии протоиерей Михаил Ардов: «Из Охлобыстина такой же священник, как из меня папа римский. Это даже не тема для разговора. Как актер может быть священником?! Его священнослужение в принципе антиканонично! Не ясно, кто вообще мог его рукоположить в этот сан. Кто бы кого ни отстранил, никакого отношения к настоящей Русской Православной Церкви это не имеет».
Более уклончиво и, как оказалось, в свете дальнейших событий, проницательнее, прокомментировал ситуацию руководитель пресс-службы Патриарха протоиерей Владимiр Вигилянский (до рукоположения - журналист): «...У священника, как и у всякого человека, бывают кризисные моменты. Это может быть и ощущение своего недостоинства, и переживание о невозможности осуществить задуманное, и страх послужить кому-то соблазном. О. Иоанн, судя по тому, что он спрашивает совета и благословения у Патриарха, поступает вполне смиренно. Я к нему очень хорошо отношусь и сочувствую ему. Меня только смущает, что он решает такие вопросы "на мiру", как человек светский. Но, повторяю, каждый человек - целая Вселенная, и подходить к его ситуации нужно очень индивидуально. Думаю также, ему обязательно нужно обсудить эту ситуацию со своим духовником и действовать по послушанию».
Как бы то ни было, но кем-то было решено дать задний ход.
Дали задний ход (не столько, думается, они сами, а те, кто зримо или незримо стоит за ними, чтобы продолжать грязнить на потеху публики церковные ризы).
«Ивана не так поняли! - делилась с журналистами супруга Охлобыстина, матушка Ксения (до рукоположения актриса Оксана Арбузова). - Он не мыслит своей жизни без священства. Те размышления, которые он опубликовал в блоге, предназначались узкому кругу друзей по переписке. Их неправильно растиражировали и истолковали».
Потом и сам Иван Охлобыстин опроверг свой отказ от сана.
А тем временем стало известно, что актер-священник снимается в главной роли в фильме «Чапаев-Чапаев» у режиссера Виктора Тихомирова. «Кино уже вовсю снимается, - заявил режиссер, - но Иван точно не просил освободить его от сана. Он служил и будет служить в церкви, у него есть разрешение сниматься в кино сколько хочет и в любой роли».
Как и прежние картины, в которых снимался Охлобыстин, эта также необычна. Дело в том, что Петька в ней - переодетая женщина, Анка гибнет, переплывая Урал, а Чапаев останется в живых и уедет в Китай.
Дальнейшие события в интересующей нас области развивались следующим образом.
Выступая с докладом на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 г., Патриарх Кирилл отметил «три проблемы в сфере работы с молодежью». Прежде всего, подчеркнул он, «важно избежать популизма». Далее Святейший подчеркнул опасность попыток «заигрывать с молодежной культурой»: «Мы видим, как в эту ловушку попали христианские проповедники на Западе. Сегодня многие с опаской говорят, что когда мы проповедуем байкерам или на рок-концертах, то мы идем тем же путем. В некоторых случаях, к сожалению, эти слова не лишены смысла. Да, в каждой культурной среде мы должны говорить на понятном для этой среды языке. Но при этом обязаны помнить, что пришли сюда для одной цели - ради проповеди Слова Божия и благовестия о спасении. Если же представители Церкви приходят лишь для того, чтобы выразить молчаливое одобрение, то становятся свадебными генералами, которых никто не воспринимает всерьез. Да и какой смысл в Церкви, которая не проповедует Христа? Поэтому у нас нет иного пути, как идти и проповедовать Его повсюду».
Поводом для нового разговора на эту тему стал безобразный скандал, спровоцированный диаконом Кураевым.
«Когда Святейший Патриарх Кирилл вскоре после своей интронизации наградил отца Андрея Кураева саном протодиакона, - высказался в связи с этим 16.10.2010 главный редактор "Русской народной линии" А.Д. Степанов, - мы писали о том, что эта награда отцу Андрею является тонким намеком на то, чтобы он чаще служил, чаще литургисал. Тогда отец Андрей отреагировал в том духе, что мол "откуда им знать, что думал Святейший Патриарх, подписывая указ о его награждении". И продолжил вести прежний "богемный" образ жизни, - выступления на телевидении, безконечные лекции и активность в Интернете. В последнее время, насколько нам известно, Святейший Патриарх Кирилл и прямо, и косвенно выражал свое недовольство деятельностью отца Андрея Кураева. О прямых способах выражения неудовольствия умолчим, поскольку это конфиденциальная информация, а косвенным выражением, например, стало заявление Святейшего Патриарха на встрече с православными журналистами о том, что Православная Церковь не благословляет проповеди на рок-концертах, а это собственно одна из "изюминок" деятельности нашего протодиакона. Да и командировка в тревожную Абхазию, где, действительно, время от времени стреляют, является некоей попыткой вразумления чрезмерно активного "интернет-протодиакона"».
Речь идет о словах Патриарха Кирилла, высказанных им на IV Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово» 14 октября 2010 г. Напомним их: «Если вы хотите быть понятым в другой культурной среде, вы должны стать для нее понятным. Здесь тончайшая грань. Те, кто видит эту грань и не переходит границ допустимого, осуществляют свою деятельность безупречно. А тот, кто грани не видит и от проповеди в той или иной среде переходит к ее апологии и пропаганде, то есть непременно отождествляет себя с этой средой, тот грань переступает.
Миссия на рок-концерте, собственно говоря, не означает для священника признания этой культуры важной лично для него. Мне приходилось два раза в жизни выступать на рок-концертах, и я понял, что ни о какой проповеди речи быть не может. Разогретая публика никакой логики повествования не уловит - улавливается только "логика" ритма и шума. Значит, любое логическое повествование в такой среде контрпродуктивно; значит, вы можете говорить только лозунгами и только одну-две минуты. Этот лозунг должен лечь на сознание людей, обратить их мысль к Богу. Если это происходит - слава Богу. А если не происходит, то священнику надо отказаться от участия в этом деле».
Слова правильные, однако есть опасение, что, как и всегда, Васька слушает да ест...
Такие же верные мысли высказал в своем выступлении 18 января 2011 г. глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Не путайте улицу со стриптизом!» - обратился он к русским женщинам. При этом о. Всеволод подчеркнул, что многим россиянкам есть чему поучиться у кавказских женщин в манере одеваться «красиво, скромно и с достоинством». Не стоит, сказал он, россиянам ходить по городам в шортах и майках.
Всё, повторяем, правильно. И уж как-то очень хорошо, если бы слова эти так резко не расходились с делами. Имеем в виду известные крестные ходы на мотоциклах группировки байкеров «Ночные волки», проводившиеся по благословению высших церковных властей, о которых мы писали. В город-герой Севастополь байкеры, как известно, въехали не только овеваемые знаменами с изображениями Нерукотворного Спаса, но и в обнимку с голыми по пояс девицами. Всё это запечатлено на многочисленных фотографиях.
Так что не о «шортах и майках» тут идет речь, а, в лучшем случае, об одних только шортах. А потому возвращаем о. Всеволоду его призыв, несколько переиначив его в связи с имевшими место фактами: «Не путайте крестный ход со стриптизом!» А что касается мусульманских женщин, то у них действительно есть чему поучиться. Но есть, наверное, чему поучиться и у их духовных лидеров, которые не спешат на весьма сомнительные личные встречи с лидерами группировок байкеров и не спешат в синагоги возжигать ханукальные огоньки.
Решил попиариться в связи с выступлением главы синодального Отдела и диакон Андрей Кураев. Он заявил, что православным людям не нужен дресс-код, а понимание того, как надо одеваться, приходит по мере воцерковления человека. Учитывая, что о. Андрей курировал то скандальное шоу с полуголыми девками, приходится признать, что он весьма трезво оценивает свое личное воцерковление. И на том, как говорится, спасибо.
http://www.rv.ru/content.php3?id=8855