Святой благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович
(26.11.1188,
Суздаль - 4.03.1238, на р. Сить, притоке р. Мологи, в Ярославском
княжестве), мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских
святых), великий князь Владимирский (1212-1216, 1218-1238), 4-й сын
великого князя Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и блгв. вел.
кнг. Марии Шварновны, брат блгв. князей Константина, Святослава
(Гавриила), Ярослава (Феодора), Владимира (Димитрия), отец св. князей
Всеволода (Димитрия), Владимира (Димитрия), Мстислава (Феодора), мц.
кнж. Феодоры. Георгий Всеволодович был крещен в Суздале Ростовским еп.
Лукой. В 1207 и 1208 гг. участвовал в походах на земли Рязанского
княжества. В 1211 г. женился на блгв. кнж. Агафии Всеволодовне, дочери
киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В том же году вел. кн.
Всеволод Большое Гнездо принял решение посадить Георгия Всеволодовича на
княжение в Ростове вместо правившего здесь с 1208 г. кн. Константина
Всеволодовича. Последнему вел. князь собирался передать после смерти
Владимирское великое княжество. Однако Константин отказался переехать на
княжение во Владимир, имея намерение владеть в будущем как Владимиром,
так и Ростовом. В ответ Всеволод Большое Гнездо, собрав совещание
широкого состава, с участием в т. ч. белого и черного духовенства,
включая Ростовского еп. св. Иоанна, завещал стольный г. Владимир и
старейшинство среди собственных детей Георгию Всеволодовичу.
После
смерти Всеволода (15 апр. 1212) Георгий Всеволодович стал вел. князем
владимирским. Константин с этим не смирился. Георгий Всеволодович
предлагал передать брату Владимир в обмен на Ростов. Однако Константин,
желавший посадить в Ростове сына кн. мч. Василия (Васильку)
Константиновича, соглашался отдать взамен Владимира Суздаль, что не
устраивало Георгия Всеволодовича. Начались военные действия: Георгий
Всеволодович с братом кн. Ярославом отправились на Ростов, но до
решающей битвы дело не дошло, было заключено перемирие. В том же 1212 г.
Георгий Всеволодович отпустил в Рязань рязанских князей с женами, еп.
Арсения и людей, захваченных в плен его отцом во время походов в 1207 и
1208 гг.
В 1213 г. междоусобица детей Всеволода Большое Гнездо
возобновилась. Георгий Всеволодович и Ярослав с ратью ходили к Ростову, и
вновь все решилось миром. В этот раз на стороне Константина выступил
сидевший в Москве кн. Владимир Всеволодович, на стороне Георгия
Всеволодовича - кн. Святослав Всеволодович. По окончании военных
действий Георгий Всеволодович вывел Владимира с московского княжения на
юг Руси - в Переяславль Русский.
С противостоянием Георгия
Всеволодовича и Константина Всеволодовича связано учреждение 2-й
епископской кафедры в Сев.-Вост. Руси - Суздальско-Владимирской (см.
Владимирская и Суздальская епархия). В конце 1214 г. владимирцы во главе
с Георгием Всеволодовичем «изгнаша» с кафедры Ростовского еп. Иоанна,
который «отписася епископии всея земля Ростовьскыя» и удалился в
Боголюбов (или в суздальский Космодамианов) монастырь, где принял схиму.
10 нояб. 1214 г. во епископа Ростовского был хиротонисан Пахомий,
духовник кн. Константина Всеволодовича. В 1214/15 г. по инициативе
Георгия Всеволодовича епископом Суздальским и Владимирским был поставлен
игум. владимирского Рождество-Богородицкого монастыря св. Симон.
В 1216 г. в Суздальской земле шла крупнейшая со времен борьбы за власть кн. Всеволода Большое Гнездо междоусобная война. Началась она с того, что брат Георгия Всеволодовича Ярослав был изгнан с новгородского княжения своим тестем блгв. кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным. Георгий Всеволодович встал на защиту Ярослава, на стороне которого выступили младшие Всеволодовичи Святослав и Иоанн, а также блгв. кн. муромский Давид (Петр) Георгиевич. В то же время Константин Всеволодович вступил в союз с Мстиславом Удатным. К этому союзу примкнули брат Мстислава кн. Владимир Псковский, двоюродный брат Владимир Рюрикович Смоленский, племянник Всеволод Мстиславич. 21 апр. 1216 г. на р. Липице (близ Юрьева-Польского) произошло сражение между княжескими группировками. Георгий Всеволодович и его союзники потерпели сокрушительное поражение, потеряв, согласно новгородским источникам, более 9 тыс. чел. Вел. князь бежал во Владимир, где был осажден противниками и капитулировал. Константин, ставший вел. князем владимирским, и его союзники заключили с Георгием Всеволодовичем мир и дали ему во владение Городец-Радилов на Волге. Вместе с Георгием Всеволодовичем в Городец уехал и Суздальско-Владимирский еп. Симон.
В 1217 г. вел. кн. Константин и Георгий Всеволодович заключили новое соглашение. По его условиям Георгий Всеволодович увеличил свои владения и перешел на княжение в Суздаль, после смерти Константина должен был вновь занять великокняжеский стол. Георгий Всеволодович в свою очередь гарантировал сохранение за детьми брата владений, выделенных Константину при жизни вел. кн. Всеволода Большое Гнездо. 2 февр. 1218 г. Константин скончался, и Георгий Всеволодович вернулся на владимирский стол. Вскоре он занялся укреплением вост. рубежей Сев.-Вост. Руси. В 1220 г. войско Георгия Всеволодовича во главе с его братом юрьевским кн. Святославом совершило успешный поход на Волжскую Булгарию.
В следующем году вел. князь заложил в устье Оки Н. Новгород, ставший восточным форпостом его владений. Здесь в 1224 г. по приказу Георгия Всеволодовича был возведен каменный Спасо-Преображенский собор, а между 1221 и 1227/28 гг. за стенами города построены церковь и монастырь во имя Пресв. Богородицы. В 20-х гг. XIII в. по инициативе Георгия Всеволодовича велось активное церковное строительство в Суздале. В 1222 г. здесь на месте древней Успенской ц. был заложен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1225).
Георгий Всеволодович стремился закрепить за своими ставленниками княжение в Великом Новгороде. В конце 10-х - начале 20-х гг. в княжествах Сев.-Зап. Руси прочно сидели представители смоленской княжеской ветви. Используя противоборство боярских группировок Новгорода, Георгий Всеволодович сумел изменить ситуацию. В 1221 г. он посадил здесь на стол старшего сына кн. Всеволода, весной 1223 г. заменил его своим братом Ярославом Всеволодовичем, весной следующего года вернул в Новгород сына. Зимой 1224/25 г. Всеволод был вынужден уйти из Новгорода. После этого Георгий Всеволодович вместе с Ярославом и братом жены блгв. кн. Михаилом Всеволодовичем (из черниговских князей) совершил поход в Новгородскую землю и занял Торжок. Долгие переговоры закончились отказом вел. князя от продолжения похода и коротким пребыванием новгородцев под управлением князя блгв. Михаила. В 1225 г. он занял черниговский стол, и в Новгороде вновь стал княжить Ярослав Всеволодович.
В 1223 г., когда в Сев. Причерноморье пришло войско монголов во главе с полководцами Субудаем и Джебе, южнорусские князья, пытаясь создать широкую антимонгольскую коалицию, обратились к Георгию Всеволодовичу. Вел. князь владимирский направил им в помощь отряд во главе со своим племянником кн. Василькой Константиновичем. Однако отряд успел дойти только до Чернигова, где получил печальную весть о разгроме русских войск на р. Калке и в степи. В 1226 г. Георгий Всеволодович вместе с племянниками Василькой и Всеволодом (Иоанном) Константиновичем ходил ратью в Черниговскую землю «в помочь» кн. Михаилу Всеволодовичу, чьим соперником в борьбе за Чернигов выступил курский кн. Олег Игоревич. Георгию Всеволодовичу удалось добиться заключения мира, закреплявшего черниговский стол за Михаилом. По повелению Георгия Всеволодовича предпринимались походы на Мордву. В 1226 г. успешный поход совершили его братья Святослав и Иоанн. Зимой 1228/9 г. новый крупномасштабный поход на Мордву возглавил сам вел. князь. Помимо Георгия Всеволодовича в нем участвовали его брат Ярослав, племянники Василько и Всеволод, а также муромский кн. Георгий (Юрий) Давидович. Поход против мордовского кн. Пуреша, ориентировавшегося на Волжскую Булгарию, в поддержку другого мордовского. князя Пургаса, зависимого от Георгия Всеволодовича, прошел успешно. В 1232 г. поход русских войск против Мордвы возглавил Всеволод - старший сын Георгия Всеволодовича.
В 1228 г. Георгий Всеволодович не допустил в Суздальской земле новой усобицы. Его брат Ярослав, вынужденный уступить новгородское княжение своему шурину Михаилу Черниговскому, замыслил «противиться» старшему брату и вступил в союз с племянниками - Василькой, Всеволодом и Владимиром (Димитрием) Константиновичами. Георгий Всеволодович позвал на «снем» Ярослава и Константиновичей в Суздале, где при посредничестве еп. сщмч. Митрофана (в 1227 он сменил на Суздальско-Владимирской кафедре еп. Симона) князья «исправиша все нелюбье межю собою». Следствием соглашения Георгия Всеволодовича с Ярославом стала поддержка великим князем брата в последующей борьбе за новгородский стол. В 1230 г. Ярослав вернулся на новгородское княжение, но Михаил не оставлял своих притязаний. Во Владимир в конце 1230 г. при посредничестве киевского кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича приехало посольство из Южной Руси во главе с митр. Кириллом I, «прося мира Михаилу с Ярославом». С помощью Георгия Всеволодовича мир был заключен, но в следующем году война все-таки началась. Ярослав ходил ратью на сев.-вост. волости Черниговской земли. Георгий. Всеволодович, действуя в союзе с братом, совершил поход в волости Михаила (хотя сам и не принял активного участия в военных действиях).
В 1230 г. Георгий Всеволодович участвовал в 2 наиболее важных событиях церковной жизни Сев.-Вост. Руси: перенесении во Владимир из Волжской Булгарии мощей мч. Авраамия и поставлении на Ростовскую кафедру Кирилла II, игум. владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря (ростовский кн. Василий Константинович с братьями испрашивал у Георгия Всеволодовича разрешение на его поставление). К 1234 г. в Юрьеве-Польском, который получил от Георгия Всеволодовича в удел кн. Святослав Всеволодович, было закончено строительство ц. во имя вмч. Георгия Победоносца - небесного покровителя Георгия Всеволодовича. В 1237 г. еп. Митрофан устроил в Успенском соборе «над трапезою» киот, украшенный золотом и серебром, тогда же был расписан притвор собора. При Георгие Всеволодовиче продолжалось владимирское летописание, отразившееся частично в Лаврентьевской летописи 1377 г., а в более полном виде - в Московском летописном своде конца XV в.
Осенью 1237 г. вел. князь владимирский
возглавил сопротивление нашествию Батыя на земли Северо-Восточной Руси.
1-й удар монголо-татар был направлен на Рязанскую землю, после ее
разорения Батый двинулся к границам владений Георгия Всеволодовича. Вел.
князь сначала попытался организовать отпор противнику вне своих земель:
к Коломне выдвинулось войско во главе с Всеволодом Георгиевичем,
соединившееся с остатками рязанских сил. Оно потерпело поражение, после
чего монголы взяли Коломну, вошли в пределы Владимиро-Суздальской земли и
в янв. 1238 г. осадили Москву (здесь в плен к Батыю попал 2-й сын
Георгия Всеволодовича Владимир). После этого Георгий Всеволодович выехал
из Владимира, оставив для обороны города сыновей Всеволода и Мстислава.
Вместе с 3 племянниками Константиновичами Георгий Всеволодович стал с
войском на р. Сить, ожидая помощи от братьев Ярослава, Святослава и
Иоанна.
Тем временем войска Батыя осадили Владимир. 7 февр. 1238
г. город был взят, во время штурма погибла вся великокняжеская семья:
великая княгиня Агафия, князья Всеволод, Мстислав, кнж. Феодора, св.
княгини Мария и Христина, малолетние внуки княгини Агафии и Георгия
Всеволодовича. 4 марта 1238 г. монгольская рать во главе с нойоном
Бурундаем подошла к Сити и напала на русское войско. Монголы одержали
победу, Георгий Всеволодович пал в бою.
После ухода войск Батыя
из Сев.-Вост. Руси Ростовский еп. Кирилл II (укрывавшийся во время
монгольского похода в Белоозере) взял обезглавленное тело Георгия
Всеволодовича и отвез его в Ростов, где останки вел. князя были временно
захоронены в Успенском соборе в одной могиле с блгв. кн. Василькой
Константиновичем. Через некоторое время была обретена и положена в гроб
глава вел. князя. В 1239 г. Ярослав Всеволодович, занявший владимирский
великокняжеский стол, перенес останки старшего брата во Владимир,
Георгий Всеволодович был торжественно похоронен в Успенском соборе в
каменной гробнице рядом с кн. Всеволодом Большое Гнездо. Погребение
совершили Ростовский еп. Кирилл II и архим. владимирского
Рождество-Богородицкого монастыря Дионисий, а также «игумени, и попове, и
черноризци». На похоронах Георгия Всеволодовича присутствовали его
братья вел. кн. Ярослав и суздальский кн. Святослав, а также др. князья с
дружинами, множество бояр и слуг. Как отмечал современник, «не бе
слышати пенья в плачи, и велици вопли, плака бо ся весь град Володимерь
по нем» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 467).
Река Сить | ||
Почитание
Георгия Всеволодовича прослеживается в летописании XIII-XVI вв. В
Повести о нашествии Батыя в составе Лаврентьевской летописи 1377 г.
(свод 1305 г.) владимирские князья, погибшие в 1238 г. на Сити,
характеризуются как мученики за Христа: Василько «кровью мученичьскою
омывся прегрешении своих с братом и отцем Георгием, с великим князем»
(Там же). В Похвале Георгию Всеволодовичу, читающейся в той же летописи,
говорится, что он был «украшен добрыми нравы... потщася Божья заповеди
хранити, и Божии страх присно при себе имея в сердци... не щадяше именья
своего, раздавая требующим, и церкви зижа, и украшая иконами
безъценными и книгами... чтяшет же излиха чернечьскыи чин и поповьскыи,
подая им еже на потребу, тем и Бог прошенья его свершаше» (Там же. Стб.
468). В «Русский хронограф» редакции 1512 г. включен рассказ «О убиении
великаго князя Юрья», содержащий молитву Георгия Всеволодовича перед
битвой на Сити после получения известия о взятии Владимира (Там же. Т.
22. С. 398). В Никоновской летописи (кон. 20-х гг. XVI в.) молитва
Георгию Всеволодовичу заканчивается прошением о причтении «с новыми сими
мучениками» (Там же. Т. 10. С. 109). К сер. XVI в. Георгий Всеволодович
еще не был канонизирован: его имя включено в Помянник русских князей и
княгинь, созданный между 1 окт. 1556 и 30 янв. 1557 г. по указанию царя
Иоанна IV Васильевича, в раздел «А сех поминати на понахидах» (Россия и
греческий мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 215, 399).
«Книга
Степенная царского родословия» (60-е гг. XVI в.) прославляет Георгия
Всеволодовича как мученика: «Великий князь Георгий веньчася кровию, еюже
взыде ко Христу, от Негоже и мученический венець прият, егоже желаше»
(ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 264-265). Далее описывается чудо, совершившееся
при захоронении останков Георгия Всеволодовича во владимирском Успенском
соборе: «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его,
яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и
неразлучьны... Еще же и рука его десная выспрь бяше воздеяна видети,
еюже, яко жив, показуя подвиг своего совершение» (Там же. С. 265).
Рассказ Степенной книги о Георгие Всеволодовиче вошел под 4 февр. в
Четьи Минеи, составленные в 1646-1654 гг. Иоанном Милютиным. В редакцию
Жития блгв. кн. Александра Невского, созданную Ионой (Думиным) в кон.
XVI в., включен рассказ о видении, бывшем иноку владимирского
Рождественского монастыря Антонию во время нашествия на Москву крымского
хана Девлет-Гирея в 1572 г. Инок увидел святых Бориса, Глеба и
Александра Невского, которые будили князей, чьи останки почивают во
владимирских храмах,- Андрея Юрьевича Боголюбского, прп. Петра, царевича
Ордынского, и Георгия Всеволодовича - и призывали их прийти на помощь
Иоанну Грозному против татар (Мансикка В. П. Житие Александра Невского.
Разбор редакций и текстов. СПб., 1913. С. 196-197).
Служба
Георгию Всеволодовичу опубликована в Трефологионе (М., 1637), в печатные
Святцы (М., 1647) включены тропарь и кондак. Наиболее ранний список
службы датируется ок. 1630 г. (РГБ. Ф. 304. № 628), древнейшая
нотированная служба содержится в рукописном Стихираре 50-х гг. XVII в.
(РГБ. Ф. 379. № 64). В «Уставе церковных обрядов московского Успенского
собора» (ок. 1643) о праздновании памяти Георгия Всеволодовича
говорится: «В 4 день (февр. - А. Г.) празднуют великомученику князю
Георгию Всеволодовичу Владимерскому, благовест в лебедь, трезвон
средний» (РИБ. Т. 3. Стб. 53). Под 4 февр. имя Георгия Всеволодовича
включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 311, сер.
50-х гг. XVII в.), в Синодик московского Успенского собора (ок. 1684)
(ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439), а также в «Описание о российских святых»
(конец XVII-XVIII в.). Утвердившееся с XVII в. празднование памяти
Георгия Всеволодовича 4 февр. (вместо 4 марта) скорее всего, восходит к
Степенной книге. В 1889 г., когда отмечалось 700-летие рождения Георгия
Всеволодовича, Нижегородская епархия ходатайствовала перед Святейшим
Синодом о перенесении празднования на 4 марта, однако это привело к
тому, что обе даты стали отмечаться в Нижегородской епархии как дни
памяти Георгия Всеволодовича. В том же году Тверской архиеп. Савва
(Тихомиров) благословил праздновать память Георгия Всеволодовича 4 марта
в Покровской ц. в с. Боженка Кашинского у. Тверской губ. (по местным
преданиям, именно там произошла битва на Сити), ранее в Покровской ц.
был освящен придел во имя Георгия Всеволодовича.
22 янв. 1645 г. в
присутствии патриарха Иосифа и царя Михаила Феодоровича в Успенском
соборе состоялось обретение нетленных мощей Георгия Всеволодовича,
которые были перенесены из каменной гробницы, стоявшей в алтаре
Благовещенского придела, в серебряную позолоченную раку в центре собора у
юж. столпа, изготовленную на средства патриарха. На крышке раки
помещалась икона Георгия Всеволодовича, изображающая князя в рост под
образом Св. Троицы, с мечом в ножнах и с мученическим крестом (ныне в
ГТГ). На раке находилась шитая пелена той же иконографии (ныне в ГВСМЗ).
Рака XVII в. не сохранилась (переплавлена в окт. 1941). У гробницы
Георгия Всеволодовича в XVII в., очевидно, были отмечены случаи
исцелений, поскольку в надписи на раке 1645 г. (известна в публикациях
XIX в.) и в описании захоронений Успенского собора 80-х гг. XVII в.
Георгий Всеволодович именуется Владимирским и всея России чудотворцем
(Сиренов. Путь к граду Китежу. С. 36, 39). В 1852 г. на средства,
пожертвованные от всех сословий Владимира, была изготовлена новая
серебряная рака, куда переложили св. мощи князя. В 1888 г. по
распоряжению Владимирского архиеп. Феогноста (Лебедева) рака была
поставлена между 2 колоннами в середине собора, справа от архиерейского
места. При устройстве нового иконостаса в 1768-1774 гг.,
сопровождавшемся подъемом уровня пола в алтарях и на солее,
первоначальный каменный гроб Георгия Всеволодовича оказался засыпанным
землей.
По предположению А. В. Сиренова, к перенесению мощей 1645
г. было написано т. н. Владимирское житие Георгия Всеволодовича
(наиболее ранний список - ГВСМЗ. В-5636/109. Л. 40-89, 1695 г.),
основанное на тексте, близком к Симеоновской летописи XV в. (та же
летопись послужила источником для составления и «надгробных листов» во
владимирском Успенском соборе). Особый вариант Жития Георгия
Всеволодовича («Житие и страдание»), в основу которого лег текст из
Степенной книги, был создан ок. сер. XVII в. в Костроме (известен в 1
списке - РГБ. Ф. 218. № 768. Л. 10 об.- 43, 2-я четв. XVIII в.),
по-видимому, Сергием (Шелониным), в 1647-1648 гг. являвшимся настоятелем
Ипатиевского во имя Св. Троицы муж. монастыря. В это житие включена
легенда об основании Георгием Всеволодовичем Юрьевца-Повольского.
Костромское Житие Георгия Всеволодовича было, вероятно, использовано при
составлении старообрядцами Сказания о граде Китеже (кон. XVII в.).
Главным героем произведения является Георгий Всеволодович, пострадавший
«от царя Батыя за веру Христову и за святые церкви». В отредактированном
виде эта редакция жития вошла в Четьи Минеи Андрея Денисова (см.
Денисовы) 1713-1715 гг. Старообрядческий мон. Иона Керженский включил
краткое Житие Георгия Всеволодовича, составленное на основе Степенной
книги, в «Алфавит русских святых» (ЯМЗ. № 15544. Л. 129 об.- 130,
1807-1811 гг.).
Кафедральный Успенский собор Владимира | ||
В
1774 г. во имя Георгия Всеволодовича был освящен южный придел
владимирского Успенского собора. Вероятно, в это время на столпе над
гробницей князя появилась стихотворная надпись, автором которой считают
имп. Екатерину II Алексеевну (опубл.: Филарет (Гумилевский). РСв. Март.
С. 38). В 1795 г. во имя Георгия Всеволодовича был освящен левый придел
нижегородского Архангельского собора, в 1863 г.- левый придел
Спасо-Преображенского собора Н. Новгорода. В 1889 г. в дар Н. Новгороду
из Владимира была передана великокняжеская шапка, по преданию
принадлежавшая Георгию Всеволодовичу.
13 и 15 февр. 1919 г.
состоялось вскрытие мощей Георгия Всеволодовича, которое подтвердило
действительность описанного в Степенной книге чуда - что при захоронении
останков князя во владимирском Успенском соборе отсеченная голова
приросла к телу. В акте вскрытия мощей говорится: «У влк. кн. Георгия,
убитого в бою с татарами... в котором ему была прочь отсечена голова,
последняя оказалась приросшей к телу, но так, что можно было заметить,
что она раньше была отсечена, так что и шейные позвонки были смещены и
срослись неправильно» (цит. по: Лазарева. С. 29). Св. мощи Георгий
Всеволодович после вскрытия были изъяты из собора, возвращены Церкви в
50-х гг.XX в. (ранее 1958). В наст. время почивают во владимирском
Успенском соборе. Канонизация Георгия Всеволодовича подтверждена
включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому
было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского
архиеп. Серапиона (Фадеева).
Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2,
3; Т. 3; Т. 6. Вып. 1; Т. 10; Т. 18; Т. 21. Ч. 1; Т. 23-25; Т. 38; Т.
41 (по указ.); Халанский М. Г. Мат-лы и заметки по истории древнерус.
героического эпоса. [Ст. 2]: Плач вел. кн. Юрия Всеволодовича // ИОРЯС.
СПб., 1903. Кн. 8. № 2. С. 169, 175-176; Минея (МП). Февраль. С. 143-154
[Служба Г.]; Июнь. Ч. 2. С. 248.
Лит.: Филарет
(Гумилевский). РСв. Март. С. 32-43; Барсуков. Источники агиографии. Стб.
122-124; Описание о российских святых. С. 217-218; Жизнь и деяния св.
блгв. вел. владимирского кн. Георгия (Юрия) II Всеволодовича. Н. Новг.,
1889; Св. блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович, чудотворец Владимирский.
Вязники, 1889; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февраль. С. 47-55; Март.
С. 24-30; Серебрянский Н. [И.]. Древнерус. княжеские жития. М., 1915.
С. 149-151, 182; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М.,
1961-1962. Т. 1-2; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост.
Руси Х-XIV вв. М., 1984; Лимо¬нов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь. Л.,
1987; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. № 229. С. 459; Лазарева Н. Ю.
«Непобедимые сопротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников
Божиих в XX в. // Даниловский благовестник. 1998. Вып. 9. С. 29;
Самойлова Т. Е. Св. кн. Георгий Владимирский: История почитания //
Макарьевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6. С. 145-154; Сиренов А. В. Путь к
граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах.
СПб., 2003; он же. Житие Георгия Всеволодовича // СККДР. Вып. 3. Ч. 4.
С. 377-380 [Библиогр.].
А. Н. Рябов, А. С. Преображенский, Я. Э. З.
Иконография
Георгия Всеволодовича достаточно обширна, включает образцы,
свидетельствующие о его почитании в московских, во владимирских и в
нижегородских землях. По мнению некоторых исследователей (Н. Н. Воронин,
Г. К. Вагнер и др.), прижизненное изображение Георгия Всеволодовича
входит в состав рельефной композиции в тимпане вост. закомары сев.
фасада Димитриевского собора во Владимире (90-е гг. XII в.): представлен
восседающий на престоле «правитель» с отроком на коленях и 4 отроками
по сторонам. Согласно традиционной интерпретации сюжета, это изображение
вел. кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и 5 его сыновей, родившихся к
моменту строительства храма, в т. ч. Георгий Всеволодович (Воронин Н.
Н. Зодчество Северо-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 436; Вагнер
Г. К. Скульптура Древней Руси, XII в.: Владимир, Боголюбово. М., 1969.
С. 258); в последнее время эта версия обоснованно подвергается сомнению
мн. исследователями (ПЭ. Т. 9. С. 556).
Изображения Георгия
Всеволодовича без индивидуальных особенностей, но с возрастной
характеристикой, присутствуют на миниатюрах Лицевого летописного свода
70-х гг. XVI в.- Голицынский тома (напр. на миниатюре представлено
положение главы князя в гроб с его телом) и особенно Лаптевского тома,
где проиллюстрированы основные события жизни и княжение Георгия
Всеволодовича, в т. ч. походы против рязанских князей, женитьба,
завещание ему вел. княжения, противостояние с кн. Константином и битва
на р. Липице, Георгий Всеволодович садится на вел. княжение во
Владимире, принимает болг. послов, основание Н. Новгорода и др.
Судя
по сохранившейся росписи Архангельского собора Московского Кремля
1652-1666 гг. (очевидно, строго следующей более ранней программе
1564-1565 гг.), образ Георгия Всеволодовича как одного из царских
предков, которому уделено большое внимание в тексте Степенной книги, был
включен в первоначальное убранство храма (помещен на юж. грани юго-зап.
столпа). Одно из ранних изображений сохранилось на иконе блгв. кн.
Александра Невского с 36 клеймами жития кон. XVI - нач. XVII в. из
придела Входа Господня в Иерусалим собора Покрова Богородицы на Рву
(ГИМ): в 32-м клейме «Чудо о победе на Молодех» представлены святые
Борис и Глеб и Георгий Всеволодович среди владимирских блгв. князей,
которые, встав из гробов, помогают русскому войску в сражении 1572 г. с
крымским ханом Девлет-Гиреем (Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в
станковой живописи нач. XVII в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 315-317).
Единоличные
образы святого появились, очевидно, вскоре после обретения его мощей в
связи с их почитанием, хотя могли существовать и немного раньше, т. к.
служба Георгию Всеволодовичу в рукописном и печатном вариантах была
известна уже в 30-х гг. XVII в. На крышке серебряной раки, устроенной в
1645 г. тщанием патриарха Иосифа «по обещанию, во славу и честь» Георгию
Всеволодовичу, находилась икона работы царских мастеров (ГТГ) с
изображением блгв. князя в рост, в коротком хитоне, доспехах и княжеской
шубе (с рукавами и застежками), богато украшенной орнаментами, в
шапке-короне, с крестом в поднятой правой руке и мечом в опущенной
левой, вверху - образ Св. Троицы Ветхозаветной; позднее икона стояла в
местном ряду иконостаса Успенского собора (Антонова, Мнева. Каталог. Т.
2. С. 367-368. № 858). Тогда же, ок. 1645 г., в Москве создан шитый
покров на мощи (ГВСМЗ), который в деталях рисунка воспроизводит этот тип
иконографии и внешний облик святого: это средовек, с короткими русыми
кудрявыми волосами и маленькой бородой, на конце раздвоенной. Почти без
изменений и с образом Св. Троицы вверху рисунок повторяется на шитой
иконе сер. - 2-й пол. XVII в. (ГВСМЗ); на единоличной иконе (в окладе),
того же времени из собора Зимнего дворца (Старые годы. 1915. Июль-авг.
Вкл.). Скорее всего ок. сер. XVII в. был изготовлен по царскому заказу и
серебряный позолоченный ковчег для мощей Георгия Всеволодовича и свт.
Гурия Казанского (ГММК; с 1681 находился в алтаре Благовещенского собора
Московского Кремля), в технике высокой чеканки, с близким, но поясным
типом изображения блгв. князя, с иным положением рук (десница с крестом
возле груди), а также гравированная серебряная дробница ок. 1645 г.
(ГВСМЗ) с его образом в рост, происходящая из Успенского собора во
Владимире (очевидно, часть оформления раки святого).
Важной
особенностью ранней иконографии Георгия Всеволодовича является
изображение доспехов, которое отличает его от других русских князей, как
правило представленных в плащах или шубах. Стремление подчеркнуть
воинское достоинство св. князя, по-видимому, связано с его гибелью в
битве с неверными, а также с уподоблением Георгия Всеволодовича его
патрональному святому - вмч. Георгию Победоносцу (в надписи на раке XVII
в. Георгий Всеволодович именуется «добропобедным Христовым мучеником» -
Путь к граду Китежу. С. 36). Другим необычным для русской княжеской
иконографии признаком является появление головного убора в виде
закрытого венца с городчатым ободом, сближающее изображения Георгия
Всеволодовича на крышке раки и покрове с образом мч. царевича Димитрия
Иоанновича Угличского на крышке его раки 1628-1630 гг. в Архангельском
соборе Московского Кремля. Возможно, эта деталь подчеркивала
принадлежность Георгия Всеволодовича к династии владимирских вел. князей
- предков московских государей.
Этот типичный извод княжеской
иконографии с некоторыми вариациями встречается в храмовых росписях сер.
- 2-й пол. XVII в.: в Успенском соборе владимирского Княгинина женского
монастыря, 1647-1648 гг. (Георгий Всеволодович с благословляющей
десницей), в Архангельском соборе Московского Кремля - одеяния святого, в
т. ч. длинное платье, украшены орнаментами, на голове шапка, волосы и
борода с проседью (Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи
Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004.
С. 140) в Успенском соборе ТСЛ, 1684 г. (живопись поновлена в 1859,
1865-1866 гг. мастерами артели Н. М. Сафонова).
В это же время
создана серебряная позолоченная пластина 1656 г. с гравированным поясным
образом Георгия Всеволодовича - сравнительно молодого, с очень короткой
бородой, в шубе и шапке с меховой оторочкой, - помещенная над частицей
его мощей в нижней части Кийского креста сер. XVII в. (храм прп. Сергия
Радонежского в Крапивниках в Москве). К реликвиям имп. семьи принадлежит
мощевик 2-й пол. XVII в. из Гатчинского дворца (ГЭ), включающий
живописный образ Божией Матери «Одигитрия», гравированное изображение
Георгия Всеволодовича на внутренней стороне крышки (в шубе, открытом
городчатом венце, с мечом) и на лицевой его рельефную, покрытую
многоцветной эмалью фигуру - редкий образец иконографии святого в виде
воина (без шапки, в доспехах, с мечом и стягом).
Судя по
сохранившимся памятникам, особая роль в создании произведений с
изображением Георгий Всеволодович принадлежала патриарху Иосифу,
очевидно, уроженцу Владимира, инициатору обретения мощей блгв. князя. С
его именем связано не только изготовление раки и надгробного покрова
святого, но и заказ росписей в соборе Княгинина монастыря, где образ
Георгий Всеволодович занимает одно из важных мест. У предстоятеля
хранилась икона Г. В., участвовавшая в чине празднования дня его памяти 4
февр. в Московском Кремле (Самойлова. Св. кн. Георгий Владимирский. С.
149, 150). По-видимому, по заказу патриарха лучшими московскими
мастерами была выполнена и Владимирская икона Божией Матери в киотной
раме с избранными святыми, сер. XVII в. (ГВСМЗ; судя по составу
изображений, происходит из Успенского собора во Владимире): на правом
поле серебряного с позолотой оклада помещен килевидный киотец с образом
Георгия Всеволодовича в молении, без типичных для его ранней иконографии
меча и мученического креста; на левом поле - мч. Димитрий Угличский.
Парное изображение этих святых располагается и на верхнем поле киотной
рамы: здесь Георгий Всеволодович представлен без доспехов, с поднятыми
руками, продетыми в рукава шубы, в повороте к изображенному фронтально
св. царевичу Димитрию. Сочетание изображений 2 святых может быть
объяснено текстом описания погребений владимирского Успенского собора в
сборнике XVII в. из ТСЛ: «И по обещанию... Иосифа патриарха... мощи
благоверного великого князя Георгия Всеволодовича пренесены в великую
церковь и положены в серебряную раку у святительского места, подобно
тому, яко же на Москве положены мощи благоверного царевича Димитрия
Московского чудотворца у Архангела в соборе» (Виноградов А. И., прот.
История кафедр. Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 1905.
Прил. С. 67). Вероятно, идея уподобления владимирского блгв. вел. князя
ранее прославленному мч. царевичу Димитрию Угличскому принадлежала
патриарху Иосифу и отражала почитание их как новых чудотворцев,
молитвенников за Русскую землю и покровителей царского дома Романовых.
Их изображения соседствуют и в росписи юго-зап. столпа ц. Положения риз
Пресвятой Богородицы Московского Кремля (Саликова Э. П. Настенные
росписи церкви Ризоположения // Искусство Москвы периода формирования
Рус. централизованного гос-ва / ГММК. М., 1980. С. 150 (Мат-лы и
исследования, 3)), созданной по заказу патриарха Иосифа в 1644 г., в
период подготовки прославления нового владимирского чудотворца.
Такой
тип изображения святого продолжал существовать и в последующее время,
судя, в частности, по текстам иконописных подлинников XVIII-XIX вв., где
немного варьируется цвет волос и длина бороды: «Подобием черноус, брада
проста, подоле Николины, в шапочке, шуба на нем княжеская, под нею
латы» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 45; XVIII в.); «пишется как и
иные князи, рус, брада со Власиеву» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. № 294; 40-е гг.
XIX в.); «и убиение святаго благовернаго князя Георгия, Владимирскаго
чудотворца, брада черна проста, подоле Иоакимовы, шуба на нем княжеска»
(Большаков. Подлинник иконописный. С. 70; XVIII в.). Достаточно скупое
описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910
г. В. Д. Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины
бородой; в одежде русских князей» (Фартусов. Руководство к писанию икон.
С. 179).
Во владимирских землях большое распространение получили
изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми
там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками. Такие
произведения появились уже в сер. - 2-й пол. XVII в.: на раке Георгия
Всеволодовича дробница с его фигурой сочеталась с образами блгв. князей
Андрея Боголюбского и Александра Невского (Трофимова Н. Н. Рус.
прикладное искусство XIII - нач. XX вв.: Из собр. ГВСМЗ. М., 1982. Кат.
61), изображения св. владимирских князей присутствовали в росписи св.
ворот Рождественского монастыря во Владимире (Георгиевский В. Т. Город
Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. С. 111;
Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные
до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 4), а также на обороте
писанного на камне запрестольного образа этой обители (Георгиевский В.
Т. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св.
блгв. вел. кн. Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. С. 34. №
27). На шитой хоругви сер. - 2-й пол. XVII в. Георгий Всеволодович и
блгв. кн. Александр Невский предстоят Пресвятой Богородице на престоле
(ГВСМЗ); известна икона «Спас Смоленский, с припадающими блгв. князьями
Александром Невским и Георгием Владимирским» сер. XVII в. из Успенской
(Богородицкой) ц. Успенского жен. монастыря во Владимире (ГВСМЗ), где
Георгий Всеволодович представлен без княжеской шапки. Эта особенность,
которая часто встречается в изображениях св. князей XVII в.
свидетельствует о том, что Георгия Всеволодовича воспринимали не только
как князя-воина и сродника русских государей, но и как смиренного
мученика и заступника за православных христиан. Молитвенный жест святого
на этой иконе - воздетая правая рука (в отличие от позы блгв. кн.
Александра Невского), возможно, соотнесен с описанием его мощей
(содержится в Степенной книге и разных вариантах жития), где указано,
что Георгий Всеволодович лежит в гробу с поднятой десницей: «Еще же и
страстотерпческая его честная рука воздета выспрь в молении к Богу,
показующу его теплую веру и страдалческия подвиги» (Путь к граду Китежу.
С. 21-22).
Иконы Георгия Всеволодовича вместе с владимирскими
чудотворцами продолжали создаваться в XVIII-XIX вв. В этот период
получили распространение произведения, в которых объединены не только
изображения всех св. владимирских князей, включая Георгия Всеволодовича,
но и образ мч. Авраамия Болгарского, а также некоторых других святых.
Так, во Флорищевой пустыни находилась икона XVIII в., где были
представлены св. цари Константин и Елена, блгв. князья Александр
Невский, Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Глеб Андреевич
Владимирский и мч. Авраамий Болгарский (Георгиевский В. Т. Флорищева
пустынь: Ист.-археол. описание с рис. Вязники, 1896. С. 127).
Изображение Георгия Всеволодовича было включено в роспись заложенной
после 1724 г. камнем арки вост. ворот владимирского Рождественского
монастыря: здесь образу Божией Матери «Знамение» предстояли св.
владимирские князья, мч. Авраамий Болгарский и свт. Максим, митр.
Киевский (ПЭ. Т. 9. С. 74-75). Редкий пример более свободной композиции,
включающей фигуры всех владимирских князей и мч. Авраамия Болгарского, -
образ «Блгв. вел. князья владимирские» 1814 г. работы И. Афанасьева из
собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ), где фигуры расположены под парящей в
небесах Владимирской иконой Божией Матери, на фоне пейзажа, Георгий
Всеволодович держит копье (Из коллекций Н. П. Лихачёва: Кат. выст. /
ГРМ. СПб., 1993. С. 189-190. № 423).
Особый извод, представленный
иконами, вышедшими гл. обр. из владимирских иконописных сел, -
изображение 5 местных святых в одном ряду, с фигурой блгв. кн.
Александра Невского в центре, или в 2 ряда, причем Георгий Всеволодович,
как правило, крайний слева, одет по-княжески, иногда в горностаевую
мантию (справа напротив - блгв. кн. Андрей Боголюбский, немного сзади -
мч. Авраамий и блгв. кн. Глеб Владимирский): образы кон. XVIII - нач.
XIX в. (с мощевиками) и посл. трети XIX в. из Успенского собора
Владимира, сер. - 2-й пол. XIX в. (ГВСМЗ, частное собрание). Аналогичный
подбор святых - на литографии 1857 г. мастерской И. А. Голышева во
Мстёре (цензурные экземпляры 1864, 1871: ЦАК МДА). На палехской иконе
кон. XIX - нач. XX в. кисти М. И. Парилова из частного собрания (Тарасов
О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М.,
1995. С. 385. Ил. 178), на мстерском образе того же времени (ГВСМЗ)
написано только 3 святых князей (Георгий Всеволодович с крестом в руке,
плащ в виде домонг. корзна), предстоящих Владимирской иконе Божией
Матери; аналогичный образ ок. 1889 г. с дарственной надписью - из
собрания И. Е. Забелина (ГИМ). Необычен тип иконографии святого (с
непокрытой головой и бородой средней длины, без доспехов и атрибутов) в
росписи «альфреско» интерьера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском,
1826-1830 гг. крестьянина Т. А. Медведева из с. Тейково.
В
иконописи XVIII-XIX вв. нижегородского региона Георгий Всеволодович
изображался в основном как основатель города, на фоне архитектурного
пейзажа с видами соборов, как на иконах сер. - 2-й пол. XIX в. (НГХМ,
Спасский староярмарочный собор Н. Новгорода), где внешний облик, поза и
одеяние, несомненно, восходят к ранним произведениям. В Преображенском
соборе Н. Новгорода у сев. стены некогда находился большой образ такой
иконографии, созданный ок. 1863 г. худож. Д. Салабановым к освящению
придела во имя Георгия Всеволодовича; резной позолоченный киот был
украшен вверху княжеской короной и военной арматурой, внизу изображена
битва на р. Сить (Добровольский. С. 45-46). Подобный вариант существовал
и в монументальном искусстве - роспись 1845 г. на холсте, наклеенном на
стену, с изображением Георгия Всеволодовича в молении, с видом храма,
на юж. стене собора арх. Михаила в нижегородском Кремле (Храмцовский. С.
236); а также в нумизматике - на серебряной медали, изготовленной к
700-летию со дня рождения блгв. князя в 1889 г. (НИАМЗ, частное
собрание). Икона такого извода кон. XIX - нач. XX в., где, однако, фоном
является Успенский собор Владимира и здание присутственных мест,
помещена в настоящее время над ракой святого.
В числе избранных
(патрональных) святых Георгий Всеволодович представлен в картуше образа
Божией Матери «Прибавление ума» 1833 г. (ГРМ) вместе с прп. Евдокией; в
клейме на правом поле иконы «Преображение Господне» кон. XIX - нач. XX
в. мастерской М. И. Дикарева (частное собрание). В центре иконы св.
покровителей Н. Новгорода 1869 г., в окладе с надписью, он был написан
вместе со свт. Дионисием Суздальским, с преподобными Сергием Радонежским
(как «миротворцем князей Нижегородских»), Евфимием Суздальским и
Макарием Унженским - местными уроженцами (Добровольский. С. 73-75). Не
исключено, что в изображениях кон. XIX - нач. XX в. могла быть
запечатлена одна из реликвий (дар владимирцев к 700-летию со дня
рождения святого в 1889) - хранившаяся в алтаре Преображенского собора
на престоле шапочка с мощей Георгия Всеволодовича (в наст. время в
НИАМЗ) из малинового бархата с горностаевой опушкой, украшенная золотым
позументом в виде княжеского венца и стеклянным крестом (Добровольский.
С. 42-43).
Образ Георгий Всеволодович в молении был введен в
состав родословного древа русских государей, начиная с росписи 1689 г. в
галерее Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве. К
группе ранних памятников относятся изображения Георгия Всеволодовича в
числе рус. князей в нижнем регистре центральной створки походного
иконостаса, ок. сер. XVII в. (Покровский собор при Рогожском кладбище в
Москве); на нижнем поле иконы блгв. князей Василия и Константина
Ярославских с 30 клеймами жития, 2-й пол. XVII в., из Успенского собора
Ярославля (ЯИАМЗ) - Георгий Всеволодович в шубе, без доспехов, рядом с
мч. Димитрием Угличским. Он присутствует в серии портретных медалей
русских князей и царей 1768-1772 гг. (работа Т. Иванова) и в составе
барельефов 1774-1775 гг. Ф. И. Шубина для интерьеров Чесменского дворца
под С.-Петербургом (с 1831 в Оружейной палате Московского Кремля,
повторения в Петровском дворце и здании Сената в Кремле); на костяных
пластинах холмогорской работы, в гравюрах и литографиях кон. XVIII - XIX
в. (гравюра нач. XIX в. с гербом - Пантеон российских государей. М.,
1805. Ч. 1). Скульптурный образ Георгия Всеволодовича 1846-1850 гг.
работы И. П. Витали расположен на юж. бронзовых вратах Исаакиевского
собора в С.-Петербурге.
В храме Христа Спасителя Георгий
Всеволодович и другие русские св. князья («пособники святителям и
преподобным в утверждении истинной Христовой веры в России») были
изображены в приделе во имя блгв. кн. Александра Невского (Мостовский М.
С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996. С.
75, 78); в росписи ок. 1888 г. художников К. В. Лебедева и А. И.
Корзухина интерьера Вознесенского собора Ельца - в одной из арок сев.
стены. В стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея
в Москве (композиция генеалогического древа российских государей
выполнена в 1883 артелью Ф. Г. Торопова) - ростовая фигура Георгия
Всеволодовича со скипетром в левой руке, в овале с растительным
обрамлением. «Образ всех св. российских вел. князей, княгинь и княжон
рода царского» 2-й пол. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в
С.-Петербурге) включает клеймо с изображением Георгия Всеволодовича (с
непокрытой головой и ладонями перед грудью) вместе с прп. и блгв. кн.
Олегом Романовичем Брянским. В аналогичном ряду святых Георгий
Всеволодович представлен на иконе Божией Матери «Знамение» с собором
блгв. князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к
300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. московской фирмой Оловянишникова
(ГЭ).
Примеры житийной иконографии святого - «Пострижение в схиму
членов семьи блгв. кн. Георгия Всеволодовича перед гибелью»; «Обретение
тела блгв. кн. Георгия Всеволодовича»; «Перенесение мощей блгв. кн.
Георгия Всеволодовича из Ростова во Владимир» - включены в программу
росписи Успенского собора во Владимире, созданной в кон. 80-х гг. XIX в.
палехской мастерской Н. М. Сафонова. 6 исторических композиций с
изображением блгв. князя в разном возрасте, как правило в горностаевой
мантии и доспехах, представлено в литографиях П. Иванова, Х. Рябцова и
И. Щедровского, напечатанных по рисункам Б. А. Чорикова ок. 1836 г.:
«Вел. кн. Всеволод назначает наследником блгв. кн. Георгия
Всеволодовича, 1212 г.»; «Бегство блгв. кн. Георгия Всеволодовича после
Липецкой битвы, 1216 г.»; «Добросердечие вел. кн. Константина, 1217 г.»;
«Болгары дарами склоняют блгв. кн. Георгия Всеволодовича к миру, 1219
г.»; «Искренность Ярослава с блгв. кн. Георгием Всеволодовичем, 1229
г.»; «Тело убитого блгв. кн. Георгия Всеволодовича найдено еп. Кириллом,
1238 г.» (Живописный Карамзин. Ил. 52-55, 57, 60).
В композициях
Собора русских святых образ Георгия Всеволодовича помещен на прориси с
иконы «Русские святые» 1814 г. П. Тимофеева, хранившейся в музее СПбДА
(в наст. время в ГРМ - Маркелов. Т. 1. С. 459), в ряду князей крайним
справа; на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на
Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР); в росписи галереи, ведущей в
пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в почаевской Успенской лавре, кон.
60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.) работы иеродиаконов
Паисия и Анатолия - в составе святых XIII в., средовек с опущенной долу,
непокрытой головой; на иконах Собора святых, в земле русской
просиявших, письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг.
XX в. и нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) - в группе владимирских
чудотворцев, между блгв. князьями Андреем Боголюбским и Александром
Невским, также на совр. повторениях этой композиции (храм Христа
Спасителя, ц. свт. Николая Чудотворца в Кленниках). На иконе «Собор
святых града Владимира и области его» кон. 50-х гг. XX в. (вклад еп.
Афанасия (Сахарова) в Успенский собор во Владимире к 800-летию его
возведения) Георгий Всеволодович - 2-й от центра в 1-м ряду левой группы
святых, со склоненной головой.
Образ Георгия Всеволодовича
активно разрабатывался в XX - нач. XXI в. художниками разных
специализаций (иконописцами, скульпторами, мастерами
декоративно-прикладного искусства), гл. обр. из Н. Новгорода и
Владимира. Среди наиболее значительных произведений - живописное поясное
изображение Георгия Всеволодовича, 50-х гг. XX в. худож. В. И. Агевина
(Городецкий краевед. музей); гобелен «Основание Н. Новгорода», 70-х гг.
XX в. работы О. Балдиной (театр юного зрителя Н. Новгорода); картина с
полуфигурой Георгия Всеволодовича с развернутым свитком на фоне пейзажа с
кораблем, 1994 г. худож. В. И. Заноги (местонахождение неизвестно);
большой ростовой образ святого в движении, опирающегося на щит, 1995 г.
иконописца В. К. Тырданова в соборе арх. Михаила в нижегородском Кремле и
керамическая икона кон. XX - нач. XXI в. В. М. и Т. В. Гришиных на сев.
стене этого храма; ростовая икона с частицей мощей, 90-х гг. XX в.
(Спасский собор Н. Новгорода); единоличная икона на боковой двери
иконостаса, кон. XX в. (собор Княгинина монастыря во Владимире);
ростовая икона, созданная в нач. XXI в. иконописцами братства блгв. кн.
Александра Невского (Димитровская башня нижегородского Кремля), -
Георгий Всеволодович с непокрытой головой, большим крестом, мечом и
щитом; изображение в числе др. местных святых на поле иконы
«Новомученики нижегородские», 2001 г. (Спасский собор в Н. Новгороде);
скульптурный образ Георгия Всеволодовича с поднятой десницей с крестом,
верхом на коне, 2001-2002 гг. П. И. Гусева (собственность автора),-
проект памятника основателю города; бронзовая скульптурная конная
композиция 2002 г. скульптора Л. Т. Ядринцева (собственность автора);
единоличная икона 2004 г. с мощевиком, освященная в Успенском соборе
Владимира (собор арх. Михаила в нижегородском Кремле), написана по
образцу современной иконографии блгв. кн. Димитрия Донского; образ в
технике живописи на фоне из прорезной тисненой бересты, 2004 г.
мастерской В. Логвина (частное собрание); авторское повторение полотна
худож. В. П. Малиновского с изображением плывущих в ладье на фоне
Дятловых гор еп. Симона и Георгий Всеволодович с дружиной, 2005 г.
(здание администрации Н. Новгорода).
Лит.: Живописный
Карамзин, или Рус. история в картинах / Изд. А. Прево. СПб., 1836-1844.
Саратов, 1995. Ил. 52-55, 57, 60; Добровольский М. В., свящ.
Нижегородский Спасо-Преображенский кафедр. собор и его
достопримечательности. Н. Новг., 1894, 18982; Маркелов. Святые Др. Руси.
Т. 1. С. 458-459. Т. 2. С. 81; Самойлова Т. Е. Св. кн. Георгий
Владимирский. История почитания // Канонизация святых на Руси: Мат-лы
6-й Рос. науч. конф., посвящ. памяти свт. Макария (10-12 июня 1998).
Можайск, 1998. Вып. 6. С. 145-154; Храмцовский Н. И. Краткий очерк
истории и описание Ниж. Новгорода. Н. Новг., 1998; Синай, Византия,
Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь cв.
Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. Кат. R-62; Алдошина Н. Е.
Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Патриарх Никон: Облачения,
личные вещи, автографы, вклады, портреты / ГИМ, ЦНЦ. М., 2002. С. 72-75.
№ 29; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле / ГММК. М.,
2003. С. 325. Кат. 117; Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в
истории, житиях, легендах / Подгот. текстов и исслед. А. В. Сиренова.
СПб., 2003; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги,
облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского
собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. С. 104-107. № 64;
Иконы Владимира и Суздаля. М., 2005. №. 75, 78, 120.