О гибели «Руси
деревянной» говорят уже давно. И мало кого эта
тема вдохновляет теперь, когда, как считается, уже
почти не осталось ни материальных свидетельств, ни
живых свидетелей мудрого и простого уклада сельской
старины. Однако если все же познакомиться с этой
- такой важной - частью русской жизни, то
быть равнодушным уже не получится, - считает
известный московский художник Татьяна Юшманова. Вот
уже более десяти лет она путешествует по России,
чтобы лучше узнать ее, а свои впечатления выражает в
творчестве.
Татьяна Юшманова. На Севере
Ей удалось увлечь русской
глубинкой и своего супруга - священника Алексия
Яковлева, клирика московского храма Тихвинской иконы
Божией Матери в Алексеевском. Теперь сообща семья
отца Алексия и община прихода занимаются
восстановлением уникальных деревянных церквей,
которые все реже, но еще встречаются на бескрайних
просторах Русского Севера.
На этюдах
Несколько дней назад в галерее «Измайлово» открылась выставка «Русский Север», где представлены более ста картин Татьяны Юшмановой и фотоэкспозиция «Общее дело. Восстановление деревянных храмов Севера». О ее творчестве, а также об уникальном проекте консервации и реставрации деревянных храмов - беседа с художницей.
- Татьяна, на вашей выставке много портретов. Каких людей вы выбираете как модели?
- Я очень люблю писать простых деревенских людей, интересно писать детей, но особенно мне нравится работать над портретами пожилых людей, стариков. Это для меня очень захватывающе. На их лицах отражается прожитая жизнь, размышления о ней; у них особенная глубина взгляда.
Татьяна Юшманова. Посиделки. 2000 г. Холст, масло. 200х300 см |
Татьяна Юшманова. Помор. Портрет Слепинина А.П. |
А на глазах Изабеллы Ефимовны, его супруги, сельской учительницы, некогда переполненная деревенская школа с классами по 50 человек была закрыта из-за отсутствия детей. Оба они удивительные люди, и наша дружба - большой подарок для нас. Я написала несколько портретов дяди Саши и один Изабеллы Ефимовны. Теперь работаю над большим портретом Изабеллы Ефимовны у русской печки во время выпечки традиционных северных шанег и пирогов. В этом деле она непревзойденная мастерица.
Татьяна Юшманова. Портрет дяди Саши Королёва. 1999 г. Холст, масло. 80х70 см |
- Почему вы избрали источником вдохновения именно Север, ведь в России много и других не менее интересных для художника мест?
- Я потомственная москвичка и впервые попала в деревню в десятилетнем возрасте, когда родители купили дом на севере Ярославской области, в маленькой деревушке. Там я часто бывала в разное время года и очень сблизилась с местными стариками, старалась помогать им в хозяйстве, полюбила сельскую жизнь, много рисовала и писала. А поступив в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, впервые попала на Север, куда почему-то меня всегда тянуло, и... оказалась дома. Это была поездка по Архангельской области. Меня восхищало все: удивительная природа, непривычно открытые гостеприимные люди, старые деревни с домами-теремами и, конечно, беспримерные по красоте и гармонии деревянные храмы и часовни - жемчужины и гордость России. Потом было очень много поездок по Северу, включая Карелию, Заполярье и Сибирь, пройдены берега любимого Белого моря и многие северные реки.
Татьяна Юшманова. Первая зелень. 2006. г. Холст, масло. 50х70 см |
Татьяна Юшманова. Тишина. 2005 г. Холст, масло. 100х120 см |
- Семья священника -
всегда пример для прихожан. Как успеваете быть и
матушкой, и художником?
- Именно потому, что мой муж - священник, и успеваю. Люди православные, и особенно священники, с ответственностью относятся к талантам. Раз Бог дал человеку какой-то талант, дар, то нужно его обязательно развивать, а не зарывать. Так что отец Алексий мой первый помощник и вдохновитель во всем. Я очень благодарна ему за поддержку. Я никогда не думала, что буду матушкой, и когда мы с отцом Алексием познакомились, он знал, что я художница и не смогу бросить живопись. И, помогая мне развеять распространенный стереотип, что матушки - это домохозяйки или регенты, познакомил меня с женами священников самых разных профессий. Конечно, с рождением ребенка времени для работы стало гораздо меньше, зато его начинаешь больше ценить и плодотворней использовать.