Награжденный двумя орденами
Ленина, он отказался исполнять роль Владимира Ильича. Будучи одним из
популярнейших героев советского экрана, он всю жизнь оставался верующим
человеком. Народный артист СССР Алексей Баталов - о том, что
значило верить в те времена, когда за это человек мог поплатиться всем, и
о том, с чем он не мог бы справиться без веры сегодня.
Время выбора
- В те времена думающему человеку
действительно было сложно оставаться неверующим. Сложно было всем
и порой страшно...Наверное, страшно было и отказываться от роли Ленина?
Немыслимое ведь дело... Как случилась эта история?
- Никому и в голову не могло прийти, что я, актер Московского
художественного театра, - не комсомолец, не член партии (а в партию
я никогда в жизни не вступал). Поэтому и случился этот «ленинградский
казус», когда я отказался играть Ленина.
Дело было так. Я в то время работал на Ленфильме, снимался у Хейфица*.
Иду как-то по коридору студии, подбегает ко мне помощник одного
режиссера. Очень радостный сам и явно хочет обрадовать меня.
«Поздравляю, ты будешь играть Ленина в молодости!» В ответ я с ходу
выпалил: «Ты с ума сошел? Я ни за что не буду его играть!» Развернулся
и ушел. Вечером об этом говорил весь Ленфильм. Хейфицу звонил Юрий
Герман**, объяснял, что я ненормальный. Он же потом и выручил меня на
ближайшем художественном совете. Посередине чьего-то выступления он
вдруг во весь голос говорит: «Нет, это кошмар какой-то! Кто придумал
Баталова в роли Ленина снимать? Вы что, пародию хотите сделать? Худой,
длинный, с большим носом - это Владимир Ильич?! Кто это придумал?!» А
Хейфиц ему подыграл, сказав: «Юрий Павлович, вы, наверное, ошиблись». -
«Я не ошибся, вы, режиссеры, ничего не понимаете!». И совет попался на
эту удочку. Все загалдели, зашумели, и моя кандидатура была снята с этой
незавидной для меня роли. Не знаю, чем могло все это кончиться, если бы
не помощь Хейфица и Германа...
- Вопрос для Вас был принципиальным?
- Я просто не мог играть этих вождей, извергов, помня о маме, у которой
почти всю семью посадили. Мои дедушка и бабушка, врачи, были
репрессированы в 1938 году. Это были замечательные, добрейшие люди,
двери их дома всегда были открыты. Дедушка умер во Владимирской тюрьме,
а бабушка провела в лагерях десять лет.
- Вас ведь с детства окружали известные «неблагонадежные» люди?
- Я с пятилетнего возраста рос в семье писателя Виктора Ардова, а у
него собирались все кто можно, а точнее - кто нельзя. Пастернак читал
главы из «Доктора Живаго», а прямо под окнами, не скрываясь и не
стесняясь, стоял человек, который подслушивал и что-то записывал. Анна
Ахматова, которая во время поездок в Москву всегда жила у нас, по
телефону говорила только «да» и «нет». И больше ни одного слова.
Конечно, все наши телефоны прослушивались. И, кстати, даже после смерти
Анны Андреевны, когда ее отпевали и хоронили, вокруг храма стояла
милиция. Человека, который снимал отпевание на камеру, понизили
в должности. А люди всё равно приходили, всё равно стояла очередь
проститься с ней.
Такое было сложное время. Молодые люди сейчас этого не знают, но после
войны по приказу Сталина из Москвы выселяли военных инвалидов, калек.
И неважно, сколько у него медалей за отвагу. Ноги нет - портишь облик
столицы. Убирайся на периферию. Я не мог играть кого-то из этих
«руководителей».
Тайком на Пасху
- Ваш брат, Михаил Ардов в то сложное время, в 60-е годы, служил иподьяконом, а в 1980-м году был рукоположен во иереи...
- Да, мой младший брат тоже с малолетства ходил в храм и впоследствии
стал священником - служит сейчас в храме на Головинском кладбище. Для
него это было естественным шагом.
- Ваш приход к вере связан с семейной традицией?
- Мне трудно сказать, когда конкретно я пришел к вере. Еще в детстве
самым счастливым для меня днем был не день рождения и не Новый год,
а Пасха. Этот праздник вся большая актерская семья Баталовых всегда
отмечала у бабушки.
И это был невероятный день! Во-первых, я оставался ночевать у бабушки.
Во-вторых, мне разрешалось не ложиться спать всю ночь. Я мог тихонечко
отщипывать маленькие кусочки пасхи, пробовать кулич. Это было настоящее,
неподдельное детское счастье. Я этого никогда не забуду.
- Ваша юность - обычное время сомнения, формирования мировоззрения - пришлась на войну...
- Да, мне было 13 лет, когда началась война. В разных деревнях, куда приезжала наша семья на поселения, почти все люди были верующими. И о Православии мне не просто рассказывали - я жил в окружении верующих людей и общался с ними. Хотя сам долгое время не знал ничего по поводу своего крещения - крещен я или нет.
И представьте себе, когда я стал
повзрослее и когда умер мой дядя Николай, я припомнил, как моя бабушка
всегда говорила перед его приездом: «Крестненький придет». И тогда
я понял, что дядя Коля был моим крестным! Но глубокое осознание себя
православным христианином произошло позже.
- У Вас были «проводники» на этом пути?
- Я многим обязан архиепископу Киприану (Зернову). Он почти 40 лет был
настоятелем храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», что на
Ордынке. Впервые на пасхальную службу я попал еще школьником, именно
благодаря ему - я вообще сейчас вспоминаю и понимаю, что все значимые
события в моей церковной жизни связаны с праздником Пасхи.
- Как Вам это удалось? Школьников-то уж точно не пускали в храмы.
- Конечно, у церквей выставляли охрану, «дозор», и следили, чтобы
молодежь не ходила молиться. Я помню, как возле нашего храма - Всех
скорбящих Радость на Ордынке - стояли пионеры и следили. Даже крестный
ход разрешали только на территории храма - он выходил из одной двери
в другую, а пионерам и комсомольцам как раз в ограду церковную входить
было нельзя. А мне б хотя бы до забора было пройти! Поэтому мы шли
с мамой, и я говорил, что ее провожаю.
А в тот день отец Киприан, который был хорошо знаком с нашей семьей,
сказал мне прийти задолго до начала богослужения, чтобы меня не увидели
доносчики.
Когда я пришел, он провел меня в свою комнатку, находившуюся прямо
в здании храма и имевшую внутренний балкончик. С этого балкона я и
наблюдал всю службу. Первый раз в жизни я увидел пасхальную службу всю
целиком, от начала до конца, и был потрясен.
Алексей Баталов и Виктор Ардов, 1964 г.
Фото ИТАР-ТАСС
В обители милосердия
- На Вашу жизнь в Церкви, на Ваше становление как христианина оказали влияние еще какие-то яркие личности?
- Вообще, вспоминая о своем пути веры, я должен прежде всего говорить
о тех людях, чья судьба стала частью и моей судьбы, моей жизни...
После смерти в 1987 году владыки Киприана настоятелем храма «Всех
скорбящих Радость» стал протоиерей Борис Гузняков. Это феноменальный
человек! Более невероятного, более чистого человека я не знаю. Он был
действительно святой - даже точно предсказал день своей смерти. Отец
Борис, так же, как и владыка Киприан, сильно повлиял на меня.
Он жил в домике недалеко от храма и по секрету, втайне собирал
в подвале этого домика вещи для бедных людей. Ему приносили, кто что
мог. Кто ботинки, кто одеяло заштопанное. Туда приходили старушки -
я помню, как они ходили в пакетах на ногах, чтоб не замочить ног, сапог
не было, видно, - приходили и брали кто что: кто калоши, кто - еще
что-нибудь. А потом там, в этом же подвальном помещении, скрываясь от
государства, стали заседать члены вновь организованного Общества
Марфо-Мариинской обители милосердия. И я - когда, как говорится, мозги
встали на место, когда повзрослел - был среди этих людей.
Сейчас Марфо-Мариинское благотворительное общество - это серьезная
и известная организация, помогающая сотням бедных и болящих людей.
А тогда, в 1980-х, именно отец Борис стал у истоков ее возрождения.
- Сегодня Вы по-прежнему прихожанин храма на Ордынке?
- Прихожанин я плохой: постоянно болею - старость уже. Но в то время
там было мое служение. Скажу даже, что Марфо-Мариинское общество -
единственное, где я по-настоящему помогал.
Если хотите, великое завершение этому всему - моя поездка в Иерусалим.
Вдруг все сошлось в одной точке! Я ехал туда выступать - это произошло
еще в советское время, была организована какая-то встреча. И вот,
наконец, я доехал до храма, где положена основательница Марфо-Мариинской
обители, великая княгиня Елизавета, эта великая женщина, и ее келейница
Варвара. Святая княгиня больным помогала, сама, а большевики ее
казнили, сбросив в шахту вместе с другими мучениками - и, говорят, еще
несколько дней она помогала человеку, который покалечился во время
падения. А потом ее тело везли через Китай, долго ведь везли, а оно
сейчас лежит открыто - нетленное. Господь дал мне побывать там...
Так что оказалось, что в Иерусалиме весь этот мой опыт закрепился, получил завершение, полноту.
Знакомство со святым
- Я слышала, что Вы были знакомы со
знаменитым хирургом, архиепископом Симферопольским и Крымским Лукой
(Войно-Ясенецким), в 2000 году прославленном в лике святых. Это правда?
- А как же! В конце 1950-х я снимался у Иосифа Хейфица в фильме «Дама
с собачкой». Но съемки пришлось прервать из-за моей болезни глаза.
Я попал в больницу в Симферополе. Меня лечила прекрасный доктор,
знаменитый офтальмолог Азарова-Храпова. Она возглавляла двухэтажное
глазное отделение в Симферопольской больнице. Она тогда мне очень
помогла. Все врачи твердили одно: «Сниматься вам больше нельзя.
Категорически». Дело в том, что софиты, без которых невозможно обойтись
в кино, очень плохо влияли на мое зрение. Одним глазом я уже почти не
видел. Но Азарова-Храпова, подлечив меня, разрешила мне сниматься,
рассказав оператору, какой свет можно на меня направлять, а какой нет.
Так вот, она была в хороших отношениях с архиепископом Лукой. Владыка
приходил к ней, неугодной, из Москвы выжитой, в больницу. Ведь в конце
жизни у него с глазами было очень плохо.
Один раз они сидели на лавочке в саду и беседовали. Я увидел это
в окошко и спустился вниз, якобы погулять. Когда она увидела меня, то
сразу подозвала к себе и познакомила с владыкой. Мы сказали друг другу
несколько слов, и я вернулся в палату. Не захотел мешать их разговору.
Потом я случайно встретил владыку в городе, и он узнал меня...
- Какое впечатление о себе оставил у Вас святитель Лука?
- Он был удивительным человеком. В эти годы он уже не оперировал, но
в больнице были люди, которые рассказывали мне, как владыка приходил на
операцию в подряснике, как убирал бороду в специальный мешочек
и обязательно перед началом операции ставил йодом крест на теле
больного.
Сейчас опубликованы новые материалы о жизни архиепископа Луки, из
которых понятно, как он жил, под каким давлением находился. Я читал
книгу о нем, - это, по сути, сборник документов и доносов на владыку -
шесть человек за ним следили, доносили. И действует эта книга сильнее,
чем художественная литература о нем. Сейчас эти документы открылись.
И молодые люди могут отчасти себе представить, как приходилось тогда
выживать великому человеку, в каких условиях находиться, и при этом
оставаться на выбранном однажды пути к Богу. Оставаться достойным своего
сана.
Всякий раз, когда я бываю в Крыму, захожу в Свято-Троицкий собор Симферополя, где покоятся мощи святителя, прошу его молитв.
- По его молитвам и сейчас совершаются чудеса...
- Недавно невероятное и явное чудо случилось с больной греческой
девочкой - кстати, в Греции архиепископа Луку очень почитают. Так вот,
отец девочки пришел к мощам святителя, упал на колени и попросил помощи,
и его дочь исцелилась молитвами святителя Луки.
- Ведь и ваша дочь, Маша, тяжело болеет. Удивительно, что Вас не сломило это тяжелое обстоятельство...
- Здесь уже ни на кого на земле не надеешься. Здесь - Его воля. Но
здесь и ни в коем случае нельзя роптать - на судьбу, на
несправедливость. Я стараюсь не роптать, а просить и надеяться. И делать
что-то такое, чтобы заслужить помощь... Важно воспринимать каждый
следующий шаг, каждое, пусть небольшое, достижение - как подарок.
- Много таких подарков в Вашей семье?
- Моя жена и дочка - мой подарок, это самые светлые люди в моей жизни.
После рождения Маши жена, Гитана, оставила свою карьеру цирковой
артистки и полностью посвятила себя ребенку. Дочка, несмотря на то, что
постоянно находится дома, получила хорошее образование: окончила ВГИК,
сценарный факультет, хотя обучение ей очень тяжело давалось, физически
тяжело. Сейчас Маша пишет развернутые рецензии, анализы музыкальных
произведений, очень много читает и знает гораздо больше меня: если мне
нужно что-то уточнить, будь то из истории Церкви или из других областей,
я сразу обращаюсь к ней.
В 2003 году впервые опубликовали ее книжку «Сирень верности», а в 2007
году по ее дипломному сценарию сняли фильм «Дом на Английской
набережной». Представьте, какое это было счастье для всех нас! Какой
праздник! И еще одно доказательство того, что в любой жизненной
ситуации, даже когда тяжело, всегда есть то, за что можно благодарить
Бога.
___________________________
* Иосиф Хейфиц - выдающийся советский
кинорежиссер. Автор таких известных фильмов, как «Большая семья», «Дело
Румянцева», «Дорогой мой человек» и др. - Ред.
** Юрий Герман - советский писатель, драматург, киносценарист. - Ред.
Алексей Владимирович Баталов
родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в семье актеров МХАТа Нины Ольшевской и Владимира Баталова.
Окончил Школу-студию МХАТ в 1950 году и поступил на работу в
Художественный театр. В кино с 1944 года. Одни из самых известных ролей
сыграл в фильмах «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Москва слезам
не верит», «Девять дней одного года», «Три толстяка» (режиссер и актер).
Много лет принимает участие в деятельности Международного фонда
Владислава Тетерина «Мир искусства», который занимается социальной
адаптацией музыкально одаренных детей и молодежи с ограниченными
возможностями здоровья. Женат на артистке цирка Гитане Леонтенко. Дочери
- Надежда (от первого брака) и Мария.
http://www.foma.ru/article/index.php?news=5100