Центр Козельца. Рождественский и Вознесенский храмы
В небольшом Козельце, небесным покровителем которого
считается апостол Андрей Первозванный, а на старом гербе изображался на красном
поле серебряный козел и на нем - золотая держава, и сегодня имеются свои
немалые достопримечательности. Не забудем о находящемся в нескольких километрах
от Козельца селе Даневка, в Свято-Георгиевском монастыре на окраине которого
пребывает знаменитый чудотворный Богородичный образ «Аз есмь с вами и никтоже на
вы». (http://odnarodyna.com.ua/articles/14/1514.html)
А в самом Козельце весьма интересны любителям
православной архитектуры Вознесенская церковь (1866-1874) и Никольский собор, но
более всего поражает воображение и привлекает даже иноземных туристов шедевр
южнорусской архитектуры Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1751-1763) с
колокольней (1766-1770). Говорят, в ясную погоду с колокольни можно увидеть и
Киев, и Чернигов.
Рождественский собор в Козельце представляет собой
комплекс сооружений, охваченных общей оградой и задуманных как мавзолей семьи
Разумовских (в украинском написании Розумовских). Усадьбу Разумовских и сегодня
пытаются отреставрировать для создания на ее территории музея. Несколько лет
назад по одному из украинских телеканалов был показан сюжет, рассказавший о
венчании в Рождества-Богородичном козелецком соборе молодого Разумовского,
гражданина одной из западно-европейских стран. Молодой граф говорит на ломаном
суржике, с уклоном в русский. Показали и его отца, старого Разумовского, который
русскую речь понимает, но интервью дает на английском. Венчание сына в родовом
соборе отец назвал огромным духовным событием в жизни его семьи и сказал, что
надеется дожить до крещения внука - здесь же, на родине. Молодой батюшка в
обращении к прихожанам, в изобилии пришедшим на торжество венчания, пояснил, что
это тот самый граф, чьи предки «подарили нам этот храм».
И мы поясним: в третьм томе ежемесячного исторического
журнала «Киевская старина» за декабрь 1898 г. указывается, что собор Рождества
Богородицы построен на «средства всесильного в то время графа Алексея
Григорьевича Разумовского... при ближайшем участии небезызвестного священника
Тарловского Кирилла Николаевича, уроженца г. Козельца, слывущего под именем
"дикаго попа"».
Справедливости ради следует отметить, что к
строительству храма-жемчужины приложили руку и сердце все Разумовские,
получившие и не получившие графские титулы.
С точки зрения архитектуры
Особенностью Собора Рождества Богородицы является
уникальное расположение на местности - его видно со всех сторон, откуда бы ни
ехал или ни шел человек.
Это крестообразная церковь, в которую вписан квадрат;
она имеет нижний и верхний ярусы, три полукруглых крыльца с шатровыми
верхушками. В сооружении прослеживаются элементы трех стилей: классицизма,
барокко и рококо.
Основной объем центрического по своему характеру
здания собора имеет большие, полуциркульные в плане выступы в центрах всех
четырех фасадов. Выступы завершаются полукруглыми фронтонами. Высокие башни
куполов придают зданию живописный силуэт.
Внутри собора, богато отделанного лепниной, находится
уникальный гигантский (высотой 27 метров) пятиярусный резной
иконостас.
Он был изготовлен в Италии для Петербургского Смольного монастыря, но после доставки выяснилась его избыточность по размеру. Событие совпало с намерением Разумовских построить собор в Козельце. Императрица Елизавета Петровна (как утверждают некоторые источники, обвенчанная с А. Разумовским в 1742 г.) решила пожертвовать этот иконостас для будущего собора. Тогда и было поручено архитектору Б. Растрелли спроектировать козелецкий собор соответственно размерам иконостаса. (Есть исследователи, которые считают создателями собора архитекторов А. В. Квасова и И. Г. Григоровича-Барского, под руководством которых велось строительство).
В иконостасе было 80 икон, 50 из которых сохранились до наших дней, несмотря на лихолетья. Художественную роспись интерьера и картин для иконостаса выполнил художник Г. А. Стеценко, написавший не только иконы, но и портреты Н. Д. Разумовской, Елизаветы Петровны и священника К. Тарловского. Отец Кирилл (Тарловский), уроженец Козельца, был персоной, весьма известной в Запорожской Сечи. Наличие его портрета косвенно свидетельствует в пользу версии, что именно он обвенчал (вроде бы в том же Козельце) императрицу и А. Разумовского.
Большая колокольня Козелецкого собора - один из лучших образцов подобных сооружений середины XVIII в. Исторические источники сообщают, что над существующими ныне четырьмя ярусами некогда находились еще два деревянных, погибших при пожаре в середине XIX в.
Своеобразно и очень интересно решены могучие пилоны на
углах башни, охваченные колоннами с пилястрами в трех верхних ярусах. Нижний
ярус, как и в аналогичных сооружениях Москвы того времени, дан сплошным массивом
с относительно небольшими проемами.
Козелецкая колокольня производила, по-видимому, большое впечатление в те годы и вызвала подражания и повторения, примером чего считают, в первую очередь, колокольню знаменитого Троицкого Черниговского монастыря, в котором покоятся святые мощи святителя Феодосия Черниговского и преподобного Лаврентия Черниговского.
Разумовские, от слова «розум» Изначальная история гласит, что в селе Лемеши, рядом с Козельцом, в местной церкви полковник Федор Вишневский, возвращавшийся из Венгрии, где закупал для императрицы токайское вино, услышал пение 22-летнего Алексея Розума, сына Наталки Розумихи, который днем пас коз, а вечером подрабатывал на клиросе. Красавец и отменный певец, пленивший полковника своими дарованиями, был доставлен в Петербург. Там Алексея взяли в придворный хор. Пригожего хориста заприметила молодая цесаревна Елизавета. Девушке нужен был близкий человек - в то время она была в опале у императрицы Анны Иоанновны...
Впоследствии осуществилась карьера черниговца Алексея Григорьевича Разумовского - до графского титула, фельдмаршальского жезла, фаворита, а затем и морганатического супруга Елизаветы Петровны.
Блестящую карьеру сделал также и его брат Кирилл, который стал Президентом Петербургской Академии наук, покровителем М. Ломоносова, последним (с 1750 г.) гетманом Левобережной Украины. Его сын Алексей Кириллович собрал богатейшую в Русской империи библиотеку естественной литературы, стал сенатором, попечителем Московского университета, министром народного образования. А другой сын, Андрей Кириллович, служил дипломатом в Италии, Дании и Швеции. Среди потомков К. Разумовского были ученые, геологи, путешественники.
Так что фамилии своей представители рода Разумовских вполне соответствовали. Так воплотился в жизнь непонятный сон их матери, Наталии Демьяновны, будто в ее доме светятся на потолке солнце и звезды. В свое время она пересказала сон соседям, которые посмеялись, однако дня через три, в начале января 1731 г., и произошла встреча Алексея Разумовского с полковником Вишневским. Разумом (Розумом) нарекли реестрового казака Григория Яковлевича соседние казаки - за поговорку, которую тот любил повторять: «Гей! Що то за голова, що то за розум!» Розума вспоминали как человека сварливого и скандального, а жену Наталку Демьяновну, наоборот, уважали за здравомыслие и ум. Детей у них было шестеро: Даниил, Алексей, Кирилл, Агафья, Анна и Вера.
Между прочим, когда императрица Елизавета путешествовала по Украине, ей очень понравилось в Козельце, где она познакомилась с родными сестрами своего супруга. Есть основания связывать возведение Рождественского собора с визитом в Козелец императрицы.
Вчера и сегодня В разные времена Рождественским Богородичным собором Козельца любовались А. Пушкин, М. Кропивницкий, Н. Лысенко, П. Тычина, А. Довженко, Н. Кибальчич и другие известные люди. Отметил красоту собора и Т. Шевченко в повести «Княгиня», написанной, заметим, на русском языке (даже если считать, что Кобзарь писал прозу по-русски только из конъюнктурных соображений, то факт все равно очень показателен). В 1934 г. собор был разграблен и закрыт. Из него исчезли многие иконы, в том числе и чудотворный образ Богородицы Иверской (до сих пор сохранилась молитва, которую читают только в Козельце).
Во время немецко-фашистской оккупации храм и прилегающая к нему территория на некоторое время были превращены в конюшню, а потом в лагерь для военнопленных. После окончания войны в соборе Рождества Богородицы была размещена заготконтора, его использовали под овощной склад. С 1946 г. тут начались реставрационные работы, длившиеся десятилетиями.
Частым гостем в Козельце бывал в «застойные» советские годы знаменитый тенор Иван Козловский, заезжавший сюда всякий раз по дороге в Полтаву. По воспоминаниям очевидцев, он всегда заходил в реставрировавшийся собор Рождества Богородицы и, поклонившись, пел, преимущественно религиозные песнопения.
Возле собора сохранился небольшой некрополь с захоронениями героев Российской империи разных лет: участника подавления Польского восстания 1831 г. ротмистра Петра Ивановича Афендика (1804 -1864); участника Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), подполковника 17 пехотной Архангельской дивизии Константина Станиславовича Митарновского (1834-1883), генерал-майора в отставке, участника Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Билановского Василия Никитовича (1810-1889) и других.
В новейшей истории торжественный миг открытия отреставрированного собора Рождества Богородицы в Козельце настал 14 августа 1993 г. В связи с выдающимся событием в Козелец прибыл митрополит Черниговский и Нежинский Антоний (Вакарик), а также духовенство из соседних районов.
Сегодня в соборе Рождества Богородицы воскрешено и
освящено четыре престола, на которых совершается служба: центральный - в честь
Рождества Матери Божьей; правый - в честь апостолов Петра и Павла; левый - во
имя святых пророка Захарии и праведной Елизаветы; в нижней церкви - в честь
святых мучеников Адриана и Наталии.
Сохраняется склеп с прахом Наталии Разумовской.
Козельщане поддерживают связь с Марией Андреевной Разумовской, несколько раз посещавшей город ее предков. Она живет в Вене, посильно помогает храму. Во время каждой Божественной литургии прихожане храма и священство молятся за упокой семьи Разумовских и за здоровье графини Марии Андреевны.
В 2003 г. благочинный Козелецкого округа протоиерей Михаил Терещенко поехал на Святой Афон, и в Иверском монастыре, где находится икона Богородицы Иверской, приобрел новый образ, созданный афонскими современными мастерами, освятил его на том, чудотворном, и привез на Козелецкую землю.
Так и продолжается история дивной жемчужины Украины - Храма Рождества Пресвятой Богородицы.