Икона Божией Матери «Отрада», или «Утешение», или Ватопедская , на
которой Богородица отводит руку Младенца, пытающегося заградить Её уста.
- одно из самых ярких и красноречивых свидетельств особой милости
Богоматери, силы Её молитвенного ходатайства перед Спасителем.
Клеймо
с изображением этой иконы - неотъемлемый атрибут икон святителя
Димитрия Ростовского, архиепископа и церковного писателя, посвятившего
Пречистой немало вдохновенных строк. Он был канонизирован в годы
правления императрицы Елизаветы Петровны. И потому два его изображения -
икона и портрет-парсуна украшают выставку «Елизавета Петровна и
Москва», открытую в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Выставка
включает свыше 400 экспонатов: произведений живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иконы, медали, документы и
книги... Видное место на ней занимает раздел, посвященный
взаимоотношениям императрицы и Церкви.
Дочь Петра 1 и Екатерины 1,
будущая императрица родилась в Коломенском и всю свою жизнь была духовно
связана с Первопрестольной. Её наставниками были французский гувернер
Рамбук и православный священник о. Феодор Дубянский. И это сочетание
нанесло неизгладимый отпечаток на её характер и стиль жизни. Прямо-таки
«французское» легкомыслие, любовь к всевозможным увеселениям Елизавета
Петровна сочетала с искренней религиозностью. доходящей порой до
фанатизма По воспоминаниям современников императрица иногда могла
отстоять вечернюю службу, затем всю ночь танцевать на балу, а с
рассветом отправиться к заутрене.. Она была крещена в честь святой
праведной Елизаветы, матери святого Пророка Иоанна Предтечи. В год её
рождения 1709 была составлена торжественная церковная служба святой
Елизавете, и стала писаться икона, на которой она изображалась отдельно
от святого Захарии. Одна из таких икон . датируемая серединой ХУ111 века
- времени восшествия Елизаветы Петровны на престол - представлена на
выставке. На ней святая Елизавета изображена в полный рост, в
зелено-красном одеянии с позолоченными складками, молитвенно
простирающая руки к иконе Смоленской Божией Матери, изображенной на
клейме в левом верхнем углу иконы. Елизавета Петровна особо почитала
икону Одигитрии. Всю жизнь она много путешествовала, в частности,
совершала паломничества к святым местам. В молодые годы, преследуемая
недоброжелателями, она часто находила прибежище в Александровской
Слободе. Здесь находился Успенский женский монастырь, и Елизавета
являлась его усердной прихожанкой. В престольный праздник она
обязательно направлялась в монастырь прямо из Москвы. Здешние инокини
славились стройным пением, которое пробирало до слез набожную цесаревну,
и она иногда подпевала им, стоя на клиросе. Елизавета очень полюбила
находившуюся в монастыре чтимую икону Знамения Божией Матери и подолгу,
истово молилась перед этим образом.
Елизавета отнюдь не была белоручкой и по примеру монахинь с увлечением занималась рукоделием, в частности, вышиванием.
Елизавету
привел к власти дворцовый переворот, происшедший 25 ноября, 1741 года, в
день памяти священномученика Климента, Папы Римского и святителя Петра
Александрийского, который с этого времени стал отмечаться как великий
праздник. В годы её правления стала писаться и парная икона с
изображением двух святителей . Излюбленным местом паломничества
императрицы стал Троице-Сергиевский монастырь, который при ней получил
почетный статус «лавры». В 1749 году он совершила полуторанедельное
пешее паломничество в Лавру из Москвы. В годы ее правления существенно
обновился архитектурный ансамбль Лавры. По проекту тогда еще молодого
архитектора князя Д. В. Ухтомского был построен Храм, освященный в честь
Смоленской иконы Божией Матери, а также пятиярусная голубая колокольня,
большой макет которой занимает почетное место на выставке. По приказу
императрицы для лавры был отлит её самый большой колокол весом 4000
пудов. Еще одним объектом пристального внимания императрицы был
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, который в годы ее правления
стал именоваться «ставропигиальным». Когда над ротондой главного
Воскресенского храма рухнул каменный шатер, воздвигнутый во времен
патриарха Никона, она передала 30000 рублей на строительство нового,
деревянного шатра. В целом при императрице Елизавете Петровне
наблюдалось возрождение монастырской жизни после запустения петровского
времени. При ней была также учреждена Московская архиепархия, а также
Петроградская, Костромская и Переславская епархии. Если раньше в
епископы и архимандриты поставлялись, в основном выпускники Киевской
духовной академии, то при Елизавете Петровне в епископский сан стали
посвящать не только украинцев, но и представителей великоросской
национальности. В Троице-Сергиевой лавре была открыта духовная
семинария. При обучении дворянских детей была введена обязательная
катехизация . Наконец, после кропотливой и длительной работы по
исправлению текста Священного писания, начатой еще в 30-е годы ХУ111
века, в 1751 году была издана новая Библия под редакцией Кирилла
(Флоринского), архимандрита Троице-Сергиевой лавры, при которой он
основал духовную семинарию. Экземпляр этого издания из собрания научной
библиотеки Третьяковской галереи включен в состав экспозиции.
В
царствование Елизаветы Петровны в 1752 году под спудом соборной церкви
Ростовского Яковлевского монастыря были обретены нетленные мощи
святителя Димитрия Ростовского, умершего в год рождения императрицы. Ко
времени её правления относится деятельность Иоасафа, епископа
Белгородского (1705 - 1754), портрет которого также представлен на
выставке. Он прожил недолгую, но яркую жизнь. Его перу принадлежит
знаменитое сочинение «О брани седми добродетелей противу седми смертных
грехов». Святитель Иоасаф много сделал для поднятия нравственного уровня
духовенства своей епархии. С власть предержащими держался смело и
независимо. Он был канонизирован Русской православной церковью в 1911
году, и ныне почитается как один из главных святых помощников в борьбе с
грехом винопития. К елизаветинскому времени относится и жизнь Ксении
Григорьевны Петровой, прославленной уже в конце ХХ века как святая
блаженная Ксения Петербургская. На выставке представлены разнообразные
макеты, рисунки, гравюры, чертежи, документы, детали епископских и
священнических облачений, богослужебные принадлежности, позволяющие
судить о значительном оживлении церковной жизни в годы правления
Елизаветы Петровны, которая вошла в отечественную историю не только как
императрица «веселонравная», но и как глубоко набожная и благочестивая.