По материалам статьи «Грузинская Православная Церковь» из т. XIII «Православной энциклопедии», Москва. 2007 г.
Крещение Грузии и объявление христианства гос. религией связано с проповедью св. равноап. Нины. Сведения о ее деятельности в Картли (Вост. Грузия) сохранились как в груз. преданиях и историографии, так и в греч., лат., арм., копт. источниках. В сочинениях визант. церковных историков V в. Руфина Аквилейского (Церковная история. X. 10), Сократа Схоластика, Созомена (Саламан Ермей) и свт. Феодорита Кирского (Церковная история. I. 24) упоминается некая «пленница», проповедующая христианство в Картли (Иберия), и отождествляемая со св. Ниной; в сочинении арм. историка Мовсеса Хоренаци рассказывается о подруге девиц Рипсимян (святых Рипсиме и Гаяне) - Нунее (Moses of Khoren. History. 1987. Cap. 86).
Основным источником для реконструкции культурно-исторических реалий
обращения Картлийского царства является груз. агиографический памятник
Житие св. Нино, сохранившийся в неск. редакциях. Древнейшая вошла в Мокцеваи Картлисай
(Обращение Картли, V/VII в.) и считается протографом, созданным в
ближайший после обращения грузин в христианство период (т. е. в сер. IV
в.). К более поздним версиям относятся т. н. летописная редакция,
включенная Леонтием Мровели в Картлис Цховреба (XI в.) и метафрастическая редакция XII в. Нек-рые исследователи (Абашидзе З., Хоштария-Броссе Э.)
считают, что Леонтий Мровели использовал созданный в более раннее время
утерянный текст. Еще одним важнейшим источником является «Житие царя
Мириана», также вошедшее в Картлис Цховреба.
По «Житию», св. Нина была уроженкой Каппадокии (г. Коластра) и приходилась дочерью полководцу рим. имп. Максимиана (284-305) св. Завулону и св. Сосанне. Считается, что св. Нина по отцу приходилась двоюродной сестрой св. вмч. Георгию Победоносцу.
После того как ее родители посвятили жизнь Церкви, св. Нина
воспитывалась в Иерусалиме старицей из Двина армянкой Саррой Миафорой
(Ниофорой). Услышав от нее рассказ о Хитоне Господнем,
хранящемся в Мцхете, св. Нина искала возможности поклониться святыне.
Как гласит метафрастическая версия, однажды во сне ей явилась Божия
Матерь и благословила ее проповедовать в своем уделе (Грузии), вручив
девушке крест из виноградной лозы, к-рый она, проснувшись, обвила
волосами. Крест с немного опущенными боковыми сторонами («крест святой
Нино»), является символом ГПЦ. В 303 г., спасаясь от преследований рим.
имп. Диоклетиана, св. Нина, св. Рипсиме, св. Гаяне и
неск. девушек-христианок бежали в Армению, где в то время правил царь
Трдат III. Святые Рипсиме, ее подруги и старица Гаяне были жестоко
замучены, а св. Нина бежала на север. Древнейшая версия «Жития» не
упоминает имени рим. императора; сведения «Жития царя Мириана» относят
дату мученичества святые Рипсиме и Гаяне к времени царствования имп.
Лициния (Патаридзе. Обращение грузин. 2000. с. 8-16). Однако,
большинство историков считают, что бегство св. Нины произошло намного
раньше.
Накануне дня празднования культа груз. языческого бога Армаза (5 авг.) св. Нина достигла Мцхеты. Святая жила у садовника царского сада Мцхеты, затем у сев. границы города в шалаше в кустах ежевики (сейчас здесь расположен жен. мон-рь Самтавро, рядом с ежевичным кустом выстроена маленькая ц. св. Нины), исцеляла и проповедовала. Ее последовательницами стали женщины из знатных семей и царского дома: жена царевича Реви св. Саломия Уджармская, жена картлийского эристава св. Перожавра Сивнийская, супруга св. царя Мириана св. царица Нана, к-рую св. Нина исцелила от тяжелой болезни, дочь настоятеля мцхетской синагоги св. Авиафара Сидония.
Житие св. Нины особенное внимание уделяет тесной связи просветительницы Грузии с евр. общинами Картли: «священниками» из мест. Боди (совр. Бодбе, Сигнахский р-н, где находится Бодбийский мон-рь; по др. версии, совр. Ниноцминда, ок. г. Уджарма - З. Кикнадзе, Т. Мирзашвили), «книжниками» из Коди-Цкаро, «переводчиками Кананита» из Хоби. Наиболее близкими ко двору были «обитатели Мцхеты» («дом Элиаов») - род, считавший себя потомком библейского первосвященника Илия, по традиции обладавший правом служить в мцхетской синагоге. От Авиафара и Сидонии св. Нина узнала, что Хитон Господень в I в. привез в Мцхету левит Элиоз (см. ст. Грузия), и поклонилась тайному месту погребения Хитона. От лица св. Сидонии и св. Авиафара ведется повествование в нек-рых главах «Жития». Существует еще неск. сведений о связях св. Нины с евр. общинами Картли: так, еще до прибытия в Мцхету святая месяц жила в евр. общине Урбниси («для языка еврейского»), а последние годы жизни провела в мест. Боди, где, возможно, еще действовал центр «Священники Боди». Предполагают, что св. Нина придавала проповеди среди иудеев особое значение, поскольку это обеспечивало ей культурную связь с христ. миром Сирии и Палестины. После крещения Картли и кончины св. Нины евр. просветительские центры в источниках больше не упоминаются, что связывают со слиянием общин крещеных иудеев с Церковью (Kiknadze. The Conversion of Kartli. 1994.S. 41-42).
Считается, что Грузия приняла Крещение в 326 г. В «Житии св. Мириана» описывается обращение царя в христианство, поводом к к-рому послужило чудо во время охоты на горе Тхоти (ок. совр. г. Каспи), в окрестностях Мцхеты. Внезапно потемнело небо, спутники царя разбежались, а царь вознес тщетные молитвы языческим божествам, затем воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент он увидел свет. Царь исповедал Христа перед св. Ниной и направил письмо о желании принять крещение св. царице Елене и ее сыну св. царю Константину I Великому, к-рый прислал в Картли еп. Иоанна, свящ. Иакова и диакона. Св. царица Елена передала в дар частицу Животворящего Древа. Царь и двор были крещены немного ранее, а затем в Мцхете, у слияния рек Арагви и Мтквари (Кура), был окрещен народ. 1 окт. ГПЦ отмечает Светицховлоба - древний праздник, восходящий к времени Крещения Картли: ежегодно в этот день католикос-патриарх Грузии совершает в водах Арагви и Мтквари массовое крещение народа.
Ежевичный куст и церковь св. Нины в монастыре Самтавро в Мцхете | ||
Груз. писатель и богослов XI в. прп. Ефрем Мцире, опираясь на «Антиохийский хронограф», отмечает, что для основания и организации Церкви в Мцхету прибыл архиеп. Антиохийский свт. Евстафий (324-330). Источник, на к-рый ссылался прп. Ефрем, не сохранился, но существует слав. перевод хронографа, сделанный Никоном Черногорцем, где содержатся те же сведения, что использовал прп. Ефрем. Предание о крещении грузин прп. Евстафием Антиохийским долгое время сохранялось и отражено на фреске XVIII в. храма Светицховели: св. Евстафий Антиохийский вручает царю Евангелие, рядом Мириан, царица и царевич. Однако ни ранние редакции жития св. Нины, ни сочинения визант. авторов не содержат упоминаний о роли свт. Евстафия в организации ГПЦ. Эти источники (Socr. Schol. Hist. Eccl. I 20; Sozom. Hist. Eccl. I 23) указывают, что первым иерархом новой Церкви стал архиеп. (мамамтавар) Иоанн (20-60-е гг. IV в.), «человек, украшенный как благочестием и умом, так и праведной жизнью и почтением к архиерейству» (Theodoret. Hist. eccl. I 23).
В знак торжества христианства в Картли на горах, где прежде стояли языческие идолы, по повелению св. Нины были воздвигнуты кресты: главный - в Мцхете (позже на этом месте был выстроен храм Джвари), др. на горах Тхоти (место обращения царя Мириана), в г. Уджарма. Праздники по случаю воздвижения крестов продолжались 52 дня: с пятницы 25 марта по воскресенье 15 мая (Мокцеваи Картлисай. 1963. с. 147-152).
Первый груз. храм было решено заложить на месте 300-летнего кедра, к-рый вырос над погребением св. Сидонии и Хитона Господня. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв св. Нины ствол, к-рый до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему стали приводить больных, и они исцелялись. Столп окружили деревянной оградой и вокруг него выстроили церковь Светицховели (груз. Животворящий столп). источники называют ее «Святая Святых». Как повествует житие св. Нины, храм был овеян особой святостью, и «никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь монахи пели там псалмы» (Там же. С. 160). Согласно Картлис Цховреба, у мироточивого столпа Светицховели происходили многочисленные чудеса и знамения, и вскоре частицы древа распространились по всей стране. Опасаясь, что столп будет т. о. разделен на части, царь с согласия архиеп. Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест - т. н. Животворящее Древо (Жизнь царя царей Давида // КЦ. Т. 1. С. 131-132).
С просьбой о помощи в церковном строительстве в К-поль отправилось посольство, возглавляемое еп. Иоанном. Имп. Константин вручил ему подножие Св. Креста, Гвозди Спасителя, церковную утварь, иконы и деньги, а также направил в Картли строителей, к-рые заложили церкви в Цунде, Эрушети (где еп. Иоанн оставил Гвоздь), Манглиси (куда передал подножие Креста), затем каменные храмы в Мцхете (Самтавро Светицховели), а также крестили др. народы Картлийского царства. Сведения источников о церковном строительстве времени св. царя Мириана подтверждаются и археологическими исследованиями. Так, следы алтарей IV в. были обнаружены в Манглиси, в нижних слоях пола мцхетских храмов Самтавро и Светицховели, ок. Самтавро найден надгробный камень главного зодчего и живописца (греч. ?) Аврелия Аколлы с греч. надписью (Каухчишвили. 2004. Надпись № 236. С. 256).
Житие св. Нины повествует, что св. Нина, свящ. Иаков и «некий эристав» (наместник царя) проповедовали в горных районах Вост. Грузии. Но население ущелий Арагви и Иори, к сев. от Мцхеты, отказалось принимать новую веру. Источники (Мокцевай Картлисай) упоминают, что тех, кто отказывался принимать христ. веру, заставляли платить больше дани. Части евр. диаспоры, к-рая приняла христианство, св. царь Мириан пожаловал статус граждан Мцхеты, что давало право землевладения и др. привилегии (Патаридзе. 2004. С. 62-68). Остальные евреи после крещения Авиафара и консекрации мцхетской синагоги переселились в др. регионы страны.
Археологические исследования подтверждают сведения «Мокцевай Картлисай» об активном церковном строительстве в IV в. В этот период были построены Ниноцминда, Болнисский Сиони, храмы в Цилкани и Некреси; в Вардисубани при раскопках обнаружены датируемые эпохой Мириана остатки круглой церкви (Кипиани. 2003. С. 34-39; Болквадзе. 1998. С. 72-79).