25 января на сессии ПАСЕ была принята резолюция за номером 1782 (2011) под названием «Расследование обвинений о бесчеловечном обращении с людьми и нелегальной торговлей человеческими органами в Косово».
В документе содержится фактическое признание многочисленных преступлений албанских сепаратистов Косово против сербов и других неалбанцев - в том числе «черной трансплантологии». Однако документ так и не дал ясного ответа на вопрос о перспективах судебного преследования лидеров албанских боевиков во главе с бывшим политическим руководителем «Армии освобождения Косово» и действующим главой косовского правительства Хашимом Тачи.
К постановляющей части резолюции трудно предъявить серьезные претензии. Документ призывает «активизировать следственные действия, не обращая внимания на то, какие должности занимают потенциальные подозреваемые», с тем, чтобы «пролить свет на преступное исчезновение людей, сведения о незаконном обороте изъятых у них органов, коррупцию и сговор между организованными группами и преступными политическими кругами». Все 47 стран-членов Совета Европы должны оказывать ЕС необходимое содействие в расследовании. Особая роль отводится Албании, а также властям самопровозглашенного государства Косово. От них требуется «начать серьезное и независимое расследование в отношении существования тайных центров содержания людей, где пленных из Косово сербского и албанского происхождения во время и сразу же после конфликта подвергали бесчеловечному обращению, а также в отношении изъятия у них внутренних органов для последующей их трансплантации за рубежом».
Нельзя не заметить, что принятый парламентариями документ базируется не только на выводах спецдокладчика Совета Европы швейцарского юриста Дика Марти, но и на данных, содержащихся в книге экс-Главного прокурора Гаагского трибунала Карлы дель Понте. В частности, в пункте первом резолюции говорится, что «Парламентская Ассамблея с исключительной озабоченностью узнала о разоблачениях бывшего Главного прокурора Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии, утверждавшей, что во время конфликта в Косово были совершены серьезные преступления, включая незаконную торговлю человеческими органами, - преступления, остающиеся до настоящего времени ненаказанными и не являвшиеся предметом какого-либо серьезного расследования». А пункт второй резолюции конкретизирует авторов и жертв преступления: «согласно бывшему Главному прокурору, данные акты были осуществлены членами подразделений «Армии освобождения Косово» против сербов, которые остались в Косово в конце вооруженного конфликта и были захвачены». Правда, в самой книге Карлы дель Понте «Охота: я и военные преступники», вышедшей в свет в начале 2008 года, преступники определяются более четко. В ней говорится, что преступная деятельность «осуществлялась с ведома и при активном участии офицеров АОК высшего и среднего звена» [1].
Не случайно власти Приштины уже выразили свое разочарование принятым документом, назвав его «шагом, который наносит ущерб Косово». Разочаровано и руководство соседней Албании.
Ведь ПАСЕ впервые признала, что преступления, «по имеющейся информации, имели место частично и на албанской территории». До сих пор ведущие международные институты деликатно обходили вопрос о возможной причастности Албании к событиям в Косово. В Приштине опасаются, что принятая подавляющим большинством голосов (169 против 8 при 14-ти воздержавшихся) способна затормозить процесс признания самопровозглашенной независимости Косово.
Именно депутаты от Албании и поддерживающей ее Турции оказались в числе главных оппонентов проекта резолюции, попытавшись снять документ с голосования либо максимально смягчить жесткие формулировки. В частности, албанские и турецкие парламентарии предложили заменить в тексте документа термины «свидетельства» и «факты» на «слабые подозрения» и «слухи» [2]. Однако эти попытки успехом не увенчались. Подавляющим большинством голосов все предложенные «смягчающие» поправки были отклонены.
С другой стороны, принятый документ не дает и чрезмерных поводов для оптимизма с точки зрения интересов всестороннего и объективного расследования. Ведь оно возлагается исключительно на гражданско-полицейскую миссию ЕС в Приштине - которую трудно считать беспристрастным органом. Эта миссия - также как и эмиссар ЕС в Косово, глава местной Международной гражданской канцелярии Питер Фейт - последние два года фактически занималась и продолжают заниматься введением в действие плана предоставления Косово независимости под некоторым международным надзором. Этот документ разработал в 2007 году тогдашний спецпосланник генсека ООН Мартти Ахтисаари. Он предусматривал предоставление Косово независимости без учета мнения Белграда и с формальным сохранением ряда властных полномочий в крае за международными институтами в лице, прежде всего, ЕС и НАТО. Принятие данного документа было заблокировано летом 2007 года Россией, однако это не помешало ЕС разработать на основе «плана Ахтисаари» конституцию Косово и развернуть в крае собственную гражданско-полицейскую миссию, в состав которой входят главным образом представители стран-членов ЕС, признавших Косово.
Именно этой миссии и предложено ныне заняться расследованием преступлений албанских сепаратистов. А учитывая, что в материалах расследования Дика Марти в качестве «босса» организованной преступности в Косово фигурирует Хашим Тачи - трудно представить, каким образом западные структуры, поддерживавшие его все последние годы, будут расследовать его же антисербские преступления.
О том, что Запад в лице ЕС и НАТО намерен максимально ограничить расследование второстепенными фигурами и малозначительными эпизодами, свидетельствуют и следственные действия, проведенные до сих пор Миссией Евросоюза в Приштине.
Она выстраивает свое расследование вокруг деятельности приштинской клиники «Медикус», бывшего министра здравоохранения Косово и практикующего турецкого трансплантолога Юсуфа Сонмеза. Британская газета «Гардиан» называет его одним из «ключевых игроков» на рынке «черной трансплантологии» последнего десятилетия. Сам доктор Сонмез признает, что проводил операции в приштинской клинике «Медикус», однако категорически отвергает причастность к незаконному изъятию органов и их перепродаже на «черном рынке».
Однако грустный парадокс состоит в том, что о сомнительной деятельности Юсуфа Сонмеза известно еще с конца 1990-х годов. Его неоднократно арестовывали в Турции. В 2007 году он даже был приговорен к тюремному заключению, причем назван главарем преступной организации по подпольной пересадке человеческих органов. Однако понадобились громкие разоблачения Дика Марти, чтобы ЕС решил заняться деятельностью Сонмеза. Но главное, Сонмез - не Тачи, а клиника «Медикус» - не «желтый дом» в окрестностях североалбанского городка Буррель, о котором также писала Карла дель Понте. По ее словам, именно оттуда органы, изъятые у сотен пленных сербов, переправлялись в западноевропейские клиники. Все вышесказанное заставляет предположить, что предстоящее расследование вполне может пойти не по тому пути, на который - вероятно, искренне - рассчитывают многие депутаты ПАСЕ,
И еще один ключевой вопрос возникает в связи с перспективами дальнейшего развития ситуации в Косово и вокруг него: вопрос о месте и роли ООН. Ведь именно Объединенные Нации согласно остающейся в силе резолюции Совета Безопасности ООН продолжают осуществлять верховные полномочия в Косовском крае. Пункт пятый документа, в частности, «постановляет развернуть в Косово, под эгидой Организации Объединенных Наций, международные гражданское присутствие и присутствие по безопасности с необходимым персоналом и снаряжением». На эту же резолюцию сослались ныне и депутаты ПАСЕ. В примечании к принятой 25 января резолюции говорится, что «все ссылки на Косово в настоящем тексте, идет ли речь о территории, институтах или населении, должны пониматься в полном соответствии с Резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН и безотносительно к статусу Косово».
Однако приходится признать, что как применительно ко всей ситуации в Косово, так и в плане проведения расследования преступлений албанских сепаратистов - ООН максимально самоустраняется от принятия каких-либо решений. Об этом свидетельствует, в частности, интервью, данное нынешним главой Миссии ООН по делам временной администрации в Косово Ламберто Занньером косовским СМИ в середине января. На вопрос о докладе Дика Марти, он ответил лишь, что «ясной политикой ООН является независимость правосудия». Кроме того, по его словам, сама Карла дель Понте отказалась от расследования преступлений, - хотя именно бывший Главный прокурор в своей книге прямо указала на препятствия, которые чинили ей тогдашние руководители косовской миссии ООН.
Так что пока напрашивается следующий вывод. Депутаты ПАСЕ приняли достаточно взвешенный и объективный документ. Однако его выполнение силами Миссии Евросоюза в Приштине и при попустительстве ООН может свести все благие намерения к нулю - и чудовищные преступления албанских сепаратистов Косово, вопреки резолюции, вновь останутся ненаказанными.
Примечания:
[1] Дель Понте К. Охота: я и военные преступники. М., 2008. С.455-456.
[2] Koha Ditore. 25.01.2011.
Искендеров Петр Ахмедович -
старший научный сотрудник Института славяноведения РАН,
кандидат исторических наук
http://www.stoletie.ru/politika/dve_storony_odnoj_rezolucii_2011-01-26.htm