Мы, словно дети, приходим в восторг, видя новые человеческие изобретения, и спрашиваем себя: какой же ум надо было иметь для этого? Так мы восхищались автомобилем, мобильным телефоном и даже кухонным комбайном. И, разумеется, восхищались теми, кто создал эти механизмы. А не пора ли нам спросить себя: что же мешает восхищаться также и дивным устроением мира? Удивляться его Создателю?
Мне хотелось бы, чтобы каждый из нас хоть раз представил себе, каким был бы этот мир без шумных городов, без тех «чудесных» машин, которые загрязняют нашу среду обитания, без густого дыма, который клубами валит из труб огромных фабрик. И чтобы каждый из нас хоть раз почувствовал себя свободным от них, в окружении одной только природы, словно в земном раю. И чтобы мы в этом раю могли остановиться в своем беге и проникнуться изумлением перед той премудростью, с какой был сотворен мир. Если бы нам дано было пройти через такой опыт чистой встречи с природой, когда нам открывается «иная бездна в нашей бездне и иная, невыразимая красота за этой осязаемой красотой, созданной и преходящей», то стали бы мы смотреть тогда на творения ума человеческого, лишенные великолепия?
Радость созерцать творение
Конечно, нельзя отрицать наличие произведений искусства, которые могут пробудить в нас сильные чувства, однако в случае с чудесами творения речь идет более чем о чувстве, которое на мгновение может вознести нашу душу, - здесь речь идет о радости познания Того, Кто «положил пределы земли и бездною, как одеянием, покрыл ее...»
Не впадая в мелодраматизм, мы можем восхищаться лилиями полевыми и деревом, тянущим свои соки из земных глубин. Или, может, это все уже просто строки поэтов, тех, кто все еще ищет чуда, не вписавшись в прагматичное большинство, занятое приобретением автомобилей, телефонов, домов и прочего «жизненно необходимого»?
Ты покажешься отсталым или даже чудаком, если заведешь речь о том, как прекрасно создан мир, и те, кто не хочет понять истину, поймут все это превратно, ибо для них важно, кто содействовал производству последней марки гибридного автомобиля или кто создал последнюю модификацию телефона, предоставляющего неограниченный доступ к интернету. Мы давно перестали «интересоваться» Тем, Кто создал мир, ибо заняты тем, что интересуемся теми, кто создал машины; мы забыли Того, Кто создал совершенство, ибо ищем дефектные суррогаты, в которых совершенство отсутствует.
«Сколь велики дела Твои, Господи!..»
Об эти препятствия бьется наше воображение, не в силах оторваться от безвкусных изобретений, которые закрывают красоту мира и не дают нам понять слова псалмопевца Давида: «Сколь велики дела Твои, Господи, все сотворил Ты премудро! Земля полна произведений Твоих». Мы глухи и слепы к тому, чтобы увидеть дивное устроение мира, и довольствуемся тем, что услаждаем свой взор неудачными попытками творений из разноцветных железяк, собранных вместе в форме какого-нибудь механизма. Действительно, это же «великое дело» (в кавычках, конечно): как может калькулятор быть таким умным? Или, может, умнее тот, кто придумал, как его сделать? А может, еще хлеще тот, кто изобрел самолет? Да, это вопросы экзистенциальные!
И все же я полагаю, что если задуматься о тайне творения человека, не обязательно того первозданного, что сотворен был в недрах рая, а о тайне, совершающейся каждый день у нас на глазах, - о тайне зачатия младенца в чреве матери, - то это окажется, может быть, темой, более подходящей для глубокого размышления. А также и превосходнейшим чудом, которому мы удивимся и смысл которого попытаемся понять. Еще нам стоит удивиться себе самим - тому, как совершенно мы созданы Богом, тому, как наше сердце не останавливается десятки лет и жизнь неустанно пульсирует в нас.
«Я не топчу цветы чудес»
Мы не намерены говорить здесь о генезисе или антропологии, а просто предлагаем вам раскрыть глаза на настоящие чудеса вокруг нас, достойные того, чтобы их разглядели; мы предлагаем вам раскрыть себя для Бога. И, вглядываясь в небесную высь, восхищаться не рукой того, кто создал самолет, готовый сломаться, а восхититься рукой Сотворившего птиц, о которых пока не слышно, чтобы у них случились какие-то неполадки в полете. Чтобы мы перестали ограничивать себя ограниченным и обратили свой взор к небесам или к храму, где мы увидим Создателя всего существующего. Чтобы мы были бдительны в мудрости, которую Бог насадил в наших сердцах, и ненароком не «растоптали цветов чудес», но могли отдать справедливость поэту, сказавшему: «Я не крушу умом тайны, которые встречаю на пути».
Святой Василий Великий уподобляет мир великолепно обустроенному городу, который привлекает наше внимание, вызывает восхищение и направляет наш ум и воображение к «красоте и величию того первого нашего города в раю, из которого мы высланы по причине греха, но куда нам нужно вернуться через преодоление греха».
О восхищении природой и открытии чудес творения в окружающих нас явлениях говорили богословы-мистики нашей Церкви, которые называли это «созерцанием творения», «естественным богословием», и об этом говорит само Священное Писание: «Невидимое Его, Его вечная сила и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1: 20).
Не правда ли, иногда нам вспоминается дорогой бабушкин дом и то, как по вечерам, забыв обо всем, мы любовались небом, сказочно усеянным звездами? И теперь нам из своих квартир, казалось бы, на несколько метров поднявших нас ближе к небу, тоже хотелось бы увидеть те же звезды, то же небо, ту же луну, вот только огни большого города мешают нам увидеть эту красоту - она внезапно стала недосягаемым идеалом: покрывало настоящего закрывает ее от нас. Звезд с девятого этажа уже не видно так, и луна тоже не стала ближе. Может, они все еще продолжают висеть во времени над домом нашей бабушки?
Журнал
«Ziarul Lumina»
Перевела с румынского Зинаида
Пейкова
Александра Бедицэ